7


  • Учителю
  • Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мир

Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мир

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани





























Конспект урока по литературе

в 10 классе





Анализ эпизода «Пьер в плену»

(т.4, ч.1, г. XI-XII романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)











Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гиматутдинова Ирина Львовна





























г. Казань

2011



I. Вступительное слово учителя.

- Путь исканий Пьера в продолжение романа - это путь проб, ошибок, сомнений и разочарований.

- Почему Пьер оказался в плену?

- Плен оказался для Пьера предпоследним этапом его исканий. В одном из своих писем Толстой утверждал, что «мысль о границах свободы и зависимости» была главной в романе. Доказательству этой мысли посвящены и картины расстрела «поджигателей».



II. Анализ эпизода.

- Кто участники этой сцены и как их изображает Толстой? (Участники этой сцены - французы, поджигатели и толпа. «Большая толпа народа» состояла из русских, немцев, итальянцев, французов и стояла полукругом. Французские войска расположились «двумя фронтами», поджигателей расставили «по известному порядку»).

- Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом? («… все торопились, - и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело»).

- Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя? («Острожные, подойдя к столбу, остановились и… молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника». «Фабричной не мог идти. Его тащили под мышки, и он что-то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк…, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь, оглядывался вокруг себя…». Обратим внимание на характер повторяющихся сравнений).

- Братская связь между людьми разорвана: одни люди превратились в «подбитых зверей», а другие? (В «охотников»).

- Как же чувствуют себя эти «охотники»? («Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы». «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть…»).

- Почему? Что понимали все без исключения, и казнившие, и казнимые? («Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники, которым надо было скорее скрыть следы своего преступления»).

- Какой вопрос мучит Пьера? («Да кто же это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?»).

 Значит, не они, а кто-то другой или, точнее, что-то другое создало весь этот кошмар. Человек - щепка, которую влечет поток истории.

- Как эта мысль подействовала на Пьера? («С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось…, и все завалилось в кучу бессмысленного сора»).

 Но в этот момент совершенно необходим в развитии Пьера. Чтобы принять новую веру, надо было разувериться в старых верованиях, отказаться от веры в человеческую свободу. Вся сцена расстрела, даже более страшная, чем сцена Бородинского сражения (вспомним описание закапывания фабричного), призвана была показать и Пьеру, и читателям, как бессилен человек изменить неизбежный роковой порядок, установленный кем-то помимо него.

 И вот тут-то…

- С кем встречается Пьер в плену? (С солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым).

 Мы подходим к идейному центру романа. В Платоне Каратаеве - предельное выражение толстовских мыслей о границах свободы и зависимости. Надо внимательнее вчитаться во все, что сказано о Платоне Каратаеве.

- Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева? («Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое…»).

- Что же так подействовало на Пьера, что заинтересовало в этом человеке? («Круглые» движения, запах, занятость Платона, завершенность, слаженность движений).

- Какова манера речи Каратаева? (Язык его - народный).

 Проанализируем вместе одну из реплик Платона Каратаева («- Э, соколик, не тужи, - сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. - Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»). На какие особенности речи обратили внимание? (Просторечия; насыщенность пословицами и поговорками; манера общения).

 Работа по вариантам:

I вариант: просторечия, элементы фольклора («буде», «картошки важнеющие», «гошпиталя», «сам-сем», «животов полон двор» и др.).

II вариант: пословицы и поговорки («Час терпеть, а век жить», «Гед суд, так и неправда», «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае», «Не нашим умом, а Божьим судом» и др.). О смысле этих поговорок мы еще поговорим, сейчас же отметим лишь наличие этих пословиц как особенность речи Каратаева.

III вариант: манера общения с собеседником («… сказал он с нежно-певучей лаской…», со «сдержанною улыбкой ласки», «был огорчен тем. что у Пьера не было родителей»).

 Он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые (!) кто-то заинтересовался не пленным Безуховым, а человеком Безуховым. В голосе у Платона - ласка.

- Опишите внешность Каратаева. («Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые).

 Когда-то Наташа сказала о Пьере, что он «четвероугольный». Пьера привлекает эта «круглость» Каратаева. И сам Пьер должен как бы «срезать углы» в своем отношении к жизни и тоже стать «круглым», как Каратаев.

- В чем смысл рассказа Каратаева о том, как он попал в солдаты?

 Все совершится, как надо, и все - к лучшему. Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья. Каратаев выражает толстовскую мысль о том, что правда - в отказе от своего «я» и в полном подчинении судьбе. Все пословицы Каратаева сводятся к этой вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное - лучшее.

- «Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае» - это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадает раньше капусты. Это - вера в неизбежность совершения Божьего суда. Сразу же в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит это, Платон отвечает «не нашим умом, а Божьим судом».

- В этой поговорке - основа каратаевщины: чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по Божьей воле.

 Если признать истинной эту философию (квиетизм), тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире.

 Толстой пытается доказать это, но жизнь опровергает эту философию.

- Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера? (Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе).



III. Развитие темы в «последующих эпизодах» (т.4, ч.2, гл. XII, XIV).

- К чему всю жизнь стремился Пьер? (К согласию с самим собой).

- В чем искал он это спокойствие? («… он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его»).

- В чем же нашел теперь счастье Пьер? (Счастье теперь в отсутствии страданий, удовлетворении потребностей и «вследствие того свобода выбора занятий»… «Удовлетворение потребностей - хорошая пища, чистота, свобода - теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием…»).

 Мысль пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в душу человека. Человек не призван делать более того, что касается его лично. (Пьеру «… не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне»). Человек должен определить границы своей свободы, говорит Толстой. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом.

- Как отзывается Пьер на грубое требование часового не выходить из рядов пленных? («И он проговорил вслух сам с собою: - Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня - мою бессмертную душу!»).

 Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни. Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.



IV. Заключение.

 К этой истине был близок князь Андрей на Аустерлице («бесконечное высокое небо»). «Бесконечные дали» открывались и перед Николаем Ростовым, но они остались ему чуждыми. А теперь Пьер, познавший истину, не только видит эту даль, но чувствует себя частицей мира. («Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» - думал Пьер»).

 Так выразил Толстой ту мысль, которая, как он писал Погодину, была ему наиболее дорога в романе. Мы можем не соглашаться со взглядами Толстого на границы свободы и зависимости человека, но понять их мы должны.



В продолжение урока основные положения вносятся в опорную схему:



«Мысль о границах свободы и зависимости»

т.4, ч.1, гл. XII





Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мирАнализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мирАнализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мир

французы

«двумя фронтами»

«охотники»

торопятся



Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мириспуг

толпа

«полукругом»

«и русские, и…»

«поджигатели»

по известному порядку»

«подбитый зверь»



 испуг



«преступление»

 Братская связь между людьми разорвана





Главный вопрос: по чьей воле все это происходит?

  • Некие высшие силы; от человека ничего не зависит?

  • Действие этой мысли на Пьера.









КВИЕТИЗМ

т.4, ч.1, кл. XIII









Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мир





Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мир  План Каратаев

портрет

речь

Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мирАнализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мирзанятия

ВАнализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мирСЕ СОВЕРШИТСЯ, КАК НАДО,

И ВСЕ - К ЛУЧШЕМУ



ОАнализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мирТКАЗ ОТ СВОЕГО «Я»

И ПОЛНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ СУДЬБЕ



РАЗУМ НЕ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА

ТАнализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мирЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ.

ВСЕ СВЕРШАЕТСЯ ПО БОЖЬЕЙ ВОЛЕ



МАнализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мирЫСЛЬ О БРАТСТВЕ ВСЕХ

ЛЮДЕЙ



НАДО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ МЫСЛИ

БАнализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мирОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ И СЛУЖИТЬ

ЕДИНОМУ БОГУ ЛЮБВИ

Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог Война и мир











 Пьер Безухов







 Свобода человека не вне его, а в

нем самом







Список использованной литературы



  1. Фейн Г.Н. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». - М.: «Просвещение», 1996.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал