7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровина (68часов)

Рабочая программа по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровина (68часов)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе образовательной программы МБОУ «СОШ №24». Программа предполагает на изучение предмета - 2 часа в неделю, 34 рабочие недели (68 часов).


Основными целями обучения в организации учебного процесса в 8 классе будут:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной ре­чью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного вос­приятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.


Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса.


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;

  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;

  • некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);

  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;

  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;

  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;

  • выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;

  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому;

  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;

  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;



Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1



Устное народное творчество. Народные песни.

4


1

Русская старина.

4


1

Литература XIX века.

31

4

3

Литература конца XIX - начала XX века.

7


1

Литература XX века.

15

3

1

Из зарубежной литературы.

6


1

Итого

68

7

8

Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 8 А классе за 2014-2015 учебный год.


№ п/п

тема урока

Дата


Основные виды деятельности


Системное повторение

(подготовка к ГИА, ЕГЭ)


по плану

по

факту


1.

Введение. Искусство слова.

2.09

2.09

Сознательное, правильное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное, выразительное.

Понятие «художественный образ»; специфика литературы как вида искусства, отличие литературы от других видов искусства.


Народные песни


2.

Исторические песни

Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве.

05.09

05.09

Выразительное чтение текстов песен. Характеристика ритма, эмоционального тона стихотворного текста.

Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).


3.

Лирические песни

«Породила меня матушка…»

09.09

09.09

Определение в поэтическом тексте роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение, грамматические формы), комментирование слов-образов.

Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы


4.

Стихи поэтов, ставшие народными песнями. Д.П.Давыдов, В.Высоцкий.

12.09

12.09

Сопоставление близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой.

Понятие лирическая песня; анализ песни, образы-символы


5.

Авторская песня. В.Высоцкий. Б.Окуджава.

16.09

16.09

Сопоставление близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой.



Древнерусская литература


6

А.Н.Толстой. «Земля оттич и дедич»

19.09

19.09

Определение связи произведения с историческими обстоятельствами, в нём отражёнными и его обусловившими, а также с личностью и фактами биографии писателя.

6

Житие преподобного Сергия Радонежского .

23.09


23.09


Объяснение роли важнейших эпизодов изученного произведения в развитии темы, идейно-нравственном содержании, в изображении характеров героев.

Житийный жанр в древнерусской литературе.


7

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

.Народность, сила и красочность языка.

26.09


30.09

26.09


30.09

Характеристика героев житий на основе средств их изображения; авторской оценки (Сергий Радонежский) или самооценки (протопоп Аввакум); связь их поведения с жизненными обстоятельствами, влиянием общественной среды.

Участие в диспутах, отстаивание и защита своей позиции (дискуссия о личности протопопа Аввакума).

Понятия древнерусская литература, жанр жития, духовная литература. Работа над особенностями «Жития…»


Русская литература XIX - начала ХХ века


10 - 17.

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

«Капитанская дочка».

03.10

03.10

Определение связи произведения с историческими обстоятельствами, в нём отражёнными и его обусловившими, а также с личностью и фактами биографии писателя.

Образ-характер. Художественный вымысел в литературе.

Историческая основа повести. Особенности композиции.


07.10

07.10


Подготовка сообщения о событиях жизни и о творчестве писателя или поэта, об истории создания произведений.

Историческая правда и художественный вымысел.

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера.

10.10

10.10

Подготовка сообщения о событиях жизни и о творчестве писателя или поэта, об истории создания произведений.

Жанр произведения. Анализ текста

Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота.

14.10

14.10

Подготовка сообщения о событиях жизни и о творчестве писателя или поэта, об истории создания произведений.

Анализ прозаического текста. Литературный портрет.

Точность и лаконизм пушкинской прозы.


17.10


17.10

Роль пейзажа и интерьера в художественном тексте. Сравнительная характеристика.

Пейзаж, интерьер

Мотивы народной поэзии в повести.

21.10


21.10


Автор и рассказчик (несовпадение в оценках причин исторических событий), лаконизм пушкинской прозы, значимость художественной детали.

Лаконизм прозы, художественная деталь.

Пугачев и народ в повести.

24.10


24.10


Сопоставление эпизода, авторское отношение к героям.


Роль и характер эпиграфов.

28.10

28.10

Портрет героя: отражение чувств героя в изменении выражения его лица.

Эпиграф


18.

Р.р. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

31.10

31.10

Выявление соотношения жизненной правды и художественного вымысла, способов выражения авторского сознания в произведении.

Сложный план

1 четверть. Всего уроков-18, соч.-1


19.

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.


11.11

11.11

Воссоздание в воображении художественных картин, созданных в литературном произведении (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, иллюстрирование, составление режиссёрских ремарок, описание мизансцен.

Тезисный план


20 - 22

«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).

14.11


14.11


Выявление смысла прочитанного и формулировка его своими словами. Соотнесение смысла и заглавия произведения.

Определение темы, основной идеи, проблематики произведения и авторской позиции в её разрешении.

Тема и идея художественного произведения.

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

18.11


18.11


Характеристика особенностей стихотворной речи: ритм, строфика (например, ритмика «Мцыри»). Определение двусложных и трёхсложных размеров в лирическом и лироэпическом произведениях.

Композицию поэмы, её элементы.

Тема и идея художественного произведения.

21.11

21.11

Определение роли изобразительно-выразительных средств языка (эпитет,сравнение, олицетворение, метафора) и динамики картин и настроений в поэме и стихотворении.

Понятия «тема и идея художественного произведения» (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора)


23 - 28.

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Жизненная основа комедии.

25.11


25.11


Оценка лирического произведения на основе личностного восприятия и осмысления его идейно-художественных особенностей.

Драматическое произведение, комедия.


Сатира в творчестве Гоголя.

28.11


28.11

Выделение в изучаемом произведении эпизодов, важных для характеристики действующих лиц. Подбор цитат, необходимых отрывков текста в соответствии с конкретным заданием: для характеристики образа персонажа, особенностей композиции, идейного смысла

Сатира и юмор


Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

1.12

5.12

1.12

5.10

Определение взаимосвязи частей произведения, элементов сюжета, группировки персонажей в связи с развитием конфликта.

Драматическое

произведение.


29.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии.

9.12


9.12

Объяснение роли важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении характеров персонажей.

Хлестаков и хлестаковщина.

12.12


12.12

Сопоставительная и групповая характеристика персонажей литературного произведения.

Характеристика героя.

Особенности композиционной структуры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

16.12

16.12

Определение темы, основной идеи, проблематики произведения и авторской позиции в её разрешении

Роль финала, смысл эпиграфа комедии, новое о героях.

«Ревизор» в театре и кино.

19.12

19.12

Сопоставление литературного произведения (или его эпизода) с экранизацией (соответствующим фрагментом); комментирование особенностей воплощения характеров литературных героев на экране.


Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»


23.12

23.12

Сочинение на доступную литературную тему, в том числе характеристика и сравнительная характеристика героев, анализ эпизода (сцены) эпического и драматического произведений

30.

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь.«Женитьба».

26.12

26.12

Определение сюжетной, тематической и идейной близости литературного произведения


2 четверть. Всего-12 ч.; соч.-1


31 - 34.

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Сентиментализм.

И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

«Ася». Образ «тургеневской девушки».

Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Характеристика героев повести И.С.Тургенева «Ася».

13.01


16.01

20.01

23.01

27.01

13.01


16.01

20.01

23.01

27.01

Определение связи произведения с историческими обстоятельствами, в нём отражёнными и его обусловившими, а также с личностью и фактами биографии писателя.

Подготовка сообщения о событиях жизни и о творчестве писателя или поэта, об истории создания произведений.

Краткий, подробный или выборочный пересказ художественного текста Определение взаимосвязи частей произведения, элементов сюжета, группировки персонажей в связи с развитием конфликта.

Составление плана событий произведения, в том числе цитатного.

Понятие литературный тип, черты, характерные «тургеневской» девушке. Средства, с помощью которых автор передаёт психологическое состояние героев.


35.

Внеклассное чтение. «Андрей Колосов», «Три встречи».

Р.Р. Домашнее сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася».

30.01


3.02

30.01


3.02


Сочинение на доступную литературную тему, в том числе характеристика и сравнительная характеристика героев



36 - 40.

Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.


«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.

6.02

10.02

6.02

10.02

Выявление соотношения жизненной правды и художественного вымысла, способов выражения авторского сознания в произведении

Определение взаимосвязи частей произведения, элементов сюжета, группировки персонажей в связи с развитием конфликта.

Композиция произведения. Соотношение понятий


Контраст как основной художественный приём рассказа..

Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.


13.02

13.02


Объяснение роли важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении характеров персонажей.

Композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.


41.

Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

17.02

17.02

Сочинение на доступную литературную тему, в том числе характеристика и сравнительная характеристика героев

Своё отношение к предложенной теме сочинения.


42, 43.

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе.

20.02


20.02


Осмысление произведения как художественного единства (идейно-тематическая основа, сюжет, композиция, взаимосвязь героев и обстоятельств, развитие внутреннего мира героев, способы характеристики действующих лиц, роль изобразительно-выразительных средств).

. Выработка навыков анализа худ. текста

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

24.02


24.02


Определение в тексте стихотворения идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение), комментирование слова-образа и определение эмоциональной тональности произведения

Позиция автора в художественном тексте.


44.

И.А.Бунин. Лирика и проза писателя. Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.

27.02

27.02

Определение в тексте стихотворения идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение), комментирование слова-образа и определение эмоциональной тональности произведения.

Особенности стихосложения Бунина


45,

М.Горький. Вера писателя в человека. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».

03.03

03.03

Определение динамики картин и настроений в лироэпическом и лирическом произведениях.

Конфликт в художественном произведении.

46.

Внеклассное чтение. «Дед Архип и Ленька», «Страсти - мордасти», «Сказки об Италии»

06.03

06.03

Характеристика ритма, звукописи, эмоционального тона стихотворения; определение двусложных и трёхсложных стихотворных размеров, строфики в лирических стихотворениях.

Авторская позиция и способы её выражения.


Литература ХХ века


48.

Н.Н.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».Одухотворенность природы, единство с ней человека.

10.03

10.03

Характеристика ритма, звукописи, эмоционального тона стихотворения; определение двусложных и трёхсложных стихотворных размеров, строфики в лирических стихотворениях.


49

Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.

13.03

13.03

Определение в тексте стихотворения идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение), комментирование слова-образа и определение эмоциональной тональности произведения.

Анализ лирического произведения


50.

К.Г.Паустовский..«Телеграмма» Проблема истинной человечности в рассказе. Композиция рассказа.

17.03

17.03

Осмысление произведения как художественного единства (идейно-тематическая основа, сюжет, композиция, взаимосвязь героев и обстоятельств, развитие внутреннего мира героев, способы характеристики действующих лиц, роль изобразительно-выразительных средств).

Роль воображения в художественном творчестве.


51.

Р.Р. Сочинение. «Тема и идея рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

20.03

20.03

Сочинение на доступную литературную тему, в том числе характеристика и сравнительная характеристика героев, анализ эпизода (сцены) эпического и драматического произведений, анализ лирического стихотворения


3 четверть. 21 ч.; соч-2


52 - 54.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество.


31.03


31.03


Осмысление произведения как художественного единства (идейно-тематическая основа, сюжет, композиция, взаимосвязь героев и обстоятельств, развитие внутреннего мира героев, способы характеристики действующих лиц, роль изобразительно-выразительных средств).

Образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

03.04


03.04


Осмысление произведения как художественного единства (идейно-тематическая основа, сюжет, композиция, взаимосвязь героев и обстоятельств, развитие внутреннего мира героев, способы характеристики действующих лиц, роль изобразительно-выразительных средств).

Лироэпическом произведение.

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины.

07.04

07.04

Определение в тексте стихотворения идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение), комментирование слова-образа и определение эмоциональной тональности произведения.

Роль автора в поэме, сходство и различие между автором и его героем


55, 56.

В.М.Шукшин. «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию.

10.04

10.04

Осмысление произведения как художественного единства (идейно-тематическая основа, сюжет, композиция, взаимосвязь героев и обстоятельств, развитие внутреннего мира героев, способы характеристики действующих лиц, роль изобразительно-выразительных средств).

Нравственная проблематика рассказа


«Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай. «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? Домашнее сочинение.


14.04


14.04

Осмысление произведения как художественного единства (идейно-тематическая основа, сюжет, композиция, взаимосвязь героев и обстоятельств, развитие внутреннего мира героев, способы характеристики действующих лиц, роль изобразительно-выразительных средств).



57.

Внеклассное чтение. «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин»

17.04

17.04

Выявление смысла заглавия произведения.



58.

Н.М.Рубцов. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «Доконца».Патриотический характер лирики поэта.

21.04

21.04

Характеристика ритма, звукописи, эмоционального тона стихотворения; определение двусложных и трёхсложных стихотворных размеров, строфики в лирических стихотворениях.

Анализ лирического произведения.


Из зарубежной литературы Литература эпохи Возрождения

Из зарубежной литературы Литература эпохи Возрождения

59 - 62.

В.Шекспир. Слово о писателе.


24.04

24.04

Раскрытие связи произведения с историческими обстоятельствами, в нём отражёнными и его обусловившими, а также с личностью и фактами биографии писателя или поэта.

Трагедия.

«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков.

28.04


28.04


Определение принадлежности изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров.

Понятия конфликт, трагедия и трагический герой.

Герои трагедии как символ верной и вечной любви

05.05


05.05


Выразительное чтение художественных произведений или их фрагментов.


Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

08.05

08.05

Объяснение роли важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении характеров героев

63.

Р.Р. Сочинение по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

12.05

12.05

Сочинение на доступную литературную тему, в том числе характеристика и сравнительная характеристика героев


64 - 65.

М.Сервантес. Слово о писателе.


15.05


15.05


Аргументация своего отношения к героям произведения, объяснение мотивов их поведения, взаимоотношений;

Юмор.


«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы. Р.р. Домашнее сочинение.

19.05

19.05

Сопоставление произведений русской и мировой литературы, оригинального и переводного произведений, при котором выявляется их тематическая близость и идейно-художественные особенности.

66.

П. Мериме. Легенды.

22.05

22.05

Объяснение роли важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении характеров героев.

Сравнительный анализ легенды «черногорцы» с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы»


67, 68.

Особенности художественной литературы.

26.05

29.05

26.05

29.05

Повторение изученного в 8-м классе.

Систематизация и углубление литературоведческих знаний и представлений школьников из курса литературы 5-8-го классов

Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь.


4 четверть. 17 ч.; соч.-3




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал