- Учителю
- Конспект урока русской литературы «И в небесах я вижу Бога...» (Работа над стихотворением М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива») (9 класс).
Конспект урока русской литературы «И в небесах я вижу Бога...» (Работа над стихотворением М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива») (9 класс).
Конспект урока русской литературы для 9 класса
Тема: «И в небесах я вижу Бога...» (Работа над стихотворением М. Ю.
Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»).
Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Зияродинова Нажабат Расуловна .
МКОУ "Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации Юрия Салимханова" .
Селение Ленинаул, Казбековский район РД.
Цель: научить учащихся соразмышлять, проникнуть в мир художника
слова; формирование художественного вкуса, воспитание чувства
прекрасного, приобщение детей к вечным ценностям, формирование
образной речи, развитие творческого воображения, расширение
горизонтов кругозора.
1. Создание эмоционального настроя.
Михаил Лермонтов прожил короткую, но яркую, как вспышка молнии, жизнь, жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований, глубоких чувств, несбыточных мечтаний и горячей устремленности ввысь, к звездам, в таинственные сферы мироздания. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей, он не имел семьи и дома, где можно укрыться от жизненных невзгод и бурь. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской литературы такой необычной и яркой звездой, которая светит сквозь века и не погаснет никогда.
«Поэтом сверхчеловечества» назвал его Дмитрий Мережковский. «Он не договорил своего, оставив загадкой, что бы он мог совершить, если бы остался жить», - так отозвался о Лермонтове Ф. М. Достоевский. И вот уже двести лет читатели разгадывают загадки лермонтовской поэзии и прозы.
Вдумайтесь же только, как здорово:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
11. Беседа с учащимися:
1. Какие картины представились вам при чтении стихотворения? Опишите их.
- Волны золотистого моря пшеницы, над которыми сияет необъятное высокое
небо с лёгкими пушистыми облаками;
- Тенистая полянка в лесу, где высвеченный лучом солнца ландыш красуется под кустом орешника;
- Рыжий овраг, поросший высокой травой, по дну которого весело бежит сверкающий ручей;
- Старый запущенный сад, манящий раскидистыми деревьями,
усыпанными спелыми сливами;
- Самого поэта, лежащего в цветущих травах и задумчиво вглядывающегося в высокое небо над головой.
2. Каким настроением проникнуты все эти картины?
- Это умиротворение, покой, блаженство, рождённые просторами родной земли и её одухотворённой красотой.
3. Сравните свои картины, созданные на основе стихотворения Лермонтова, с пейзажами русского живописца И.И.Шишкина. Есть ли между ними какое-то созвучие?
Демонстрируются репродукции картин Шишкина: «Дубки» (1886), «Дубовая роща» (1887), «Корабельная роща» (1898), «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), «Рожь» (1878), «Ручей в лесу».
- Да, пейзажи Шишкина и Лермонтова очень созвучны своим настроением: восхищением родной природой, гармонией, умиротворением. Их объединяет глубокое чувство родины.
4. Какое действие оказывает природа на поэта? На вас?
- Она успокаивает его, восстанавливает душевное равновесие:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
- Сама природа и стихи Лермонтова действуют на нас магически, вспоминаешь: И на душе, как в Храме Божием
Немного грустно, но светло,
Что бренность мира постигаешь
И Вечность Жизни заодно.
5. Умиротворение, гармония, полнота бытия - какое из этих понятий лучше всего определяет состояние души поэта? Обоснуйте.
- Умиротворение входит в понятие гармонии, которое значительно шире первого. Гармония избавляет человека от тревог и сомнений, дарит душевное равновесие.
- Человек, живущий в гармонии с миром и собой, счастлив («И счастье я могу постигнуть на земле...») и понимает, что счастье даровано ему самим Богом («И в небесах я вижу Бога...»).
- Искусство - посредник между миром видимым и невидимым, миром земным и небесным. Стихи эти приводят нас к редкому и тем прекрасному состоянию, когда мы чувствуем в сердце Бога, осознаем Его бытие.
6. Какие художественные детали произведения помогают нам почувствовать слияние автора с природой, а через него и слияние со всей Вселенной?
- Он ощущает свежесть леса (И свежий лес шумит при звуке ветерка...), «сладостную» тень «зелёного листка», под которым «прячется в саду малиновая слива»; он слышит шум ветра в кронах деревьев, аромат душистой росы («росой обрызганный душистой»); наслаждается «румяным вечером» и золотым светом утра; ему «кивает головой» серебристый ландыш; для него «лепечет... таинственную сагу» ручей, бегущий по оврагу.
- Он «свой» в мире природы, он принят и обласкан ею, и его сердце открыто навстречу ей.
7. Можно ли согласиться с точкой зрения русского писателя Г. Успенского на это стихотворение: « ...поэт - случайный знакомец природы ... у него нет с ней кровной связи, иначе он бы не стал выбирать из неё отборные фрукты, да приукрашивать их и размещать по собственному усмотрению»?
- Нет. "Случайный знакомец" не может видеть всё богатство оттенков цвета и света, слышать "таинственную сагу" в лепете ручья, ощущать его студёность. Лермонтов видит природу во всём её многообразии, подмечает в ней многие детали и подробности, а значит, не раз вглядывался в неё. Взгляд его острый и глубокий».
- Глеб Успенский обосновывал свою точку зрения на лермонтовское произведение тем, что поэт смешал в нём времена года и суток: у него одновременно и весна («ландыш серебристый»), и лето («желтеющая нива»), и осень («малиновая слива»).
8. Как вы считаете, на основании этого можно утверждать, что поэт не знает природы? И почему Лермонтов создал такой, на первый взгляд, разобщённый и неконкретный пейзаж?
- Пейзаж Лермонтова соткан из отдельных выразительных деталей, конкретных картин, - но одновременно несёт обобщённый характер и является своеобразным символом русской природы, потому-то и смешаны здесь времена года и суток. Это пейзаж вне времени, и имя ему - Родина...
9. Можно ли назвать отношение поэта к природе молитвенным? Почему?
- Молитвенное - значит, благоговейное. Именно с таким чувством вглядывается поэт в желтеющую ниву, вдыхает душистый аромат ландыша, вслушивается в лепет ручья, ловит золотой луч утра... Он восхищён, сердце его радуется.
10. Почему он чувствует себя счастливым?
- Поэт - одно целое с родной природой, нет одиночества, нет тревоги, нет боли и сомнений. А ведь это и есть счастье!
11. Как вы думаете, почему именно в этот момент он видит в небесах Бога?
- Природа предстала перед ним во всем своём совершенстве. Она поражает красками и звуками, красотой, гармонией. Такой многообразный и чудный мир, в котором столько любви и красоты, может быть создан только высшим разумом...
- Ощущая совершенство творения Господня, понимаешь, что и ты, созданный по образу и подобию Божьему, должен быть совершенен. Открытие этого - залог достижения счастья. Вот почему в этот миг рождается признание: «...в небесах я вижу Бога».
- Это состояние и есть вдохновение, вызванное чтением шедевра Лермонтова, то состояние, при котором наедине с Богом и творятся такие великолепные вещи.
12. Некоторые исследователи называют это стихотворение «иконой русской природы». Как вы думаете, почему? Напомню, что слово «икона» в переводе с греческого языка - образ, священное изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, а также событий библейской и церковной истории. Икона создаётся для общения с Богом.
- Стихотворение Лермонтова будто образ Божьего творения. Пейзаж в нём символичен и может быть отнесён к любому уголку России, каждый узнаёт в нём что-то своё, родное. Лики на иконах тоже не имеют прямого сходства с конкретными людьми, лицами, они создаются по определённым канонам.
- На лермонтовской «иконе русской природы» - непременные золотое поле, лес, ручей, сад. Знакомые каждому картины, которые трогают наше сердце, заставляют его биться сильнее, потому что мы вдруг чувствуем неразрывную связь с родной землёй. Вот почему, вероятно, и возникло это сравнение стихотворения Лермонтова с иконой.
13. Попробуйте и вы создать такую словесную иллюстрацию на основе стихотворения, которая бы выразила его. Желающие дома могут сделать рисунок.
14. Стихотворение положили на музыку несколько композиторов, в том числе и Н. А. Римский-Корсаков.
Послушайте романс Римского-Корсакова. (Включается фонограмма.) Удалось ли композитору и исполнителю проникнуться настроением поэта?
- Романс и стихи Лермонтова удивительно созвучны. Они склоняют к приятным размышлениям, уводят от мелочных забот и тревог в высшие сферы, действительно разглаживают «морщины на челе» и умиротворяют душу.
- Стихи и романс совершенствуют нас, заставляя задуматься о том, что жизнь, подаренная Богом, и есть настоящее счастье, которое надо уметь ценить.
Примеры детского творчества:
Лесная поляна, усыпанная серебристыми ландышами. Они выглядывают из листвы и звенят нежными бубенчиками.
Луч солнца тянется сквозь стволы сосен, будто добрая рука самого Творца, ласково гладящая своих чад.
В просветах высоких деревьев синеет небо, виднеется золотистое поле, по краю его бегут васильки.
На горизонте чётко вырисовывается колокольня деревенского храма и вьётся синяя лента реки .
***
Золотое поле, над которым сияет высокое синее небо с белыми облаками. В их очертаниях угадывается седобородый Творец, с любовью глядящий на своё творение - землю...
У кромки поля темнеет лес и синеет река.
А где-то у самого горизонта разбросаны по холмам маленькие домики, утопающие в зелени садов.
Дома: выучить наизусть стихотворение и написать этюд «Любимый уголок природы».
Литература:
1. И. Е. Каплан «Анализ произведений русской классики», М. 1997.
2.
3. Б.Эйхенбаум «О поэзии» Л.,1969.