7


  • Учителю
  • Разработка вне классного мероприятия по литературе 9-11 классы

Разработка вне классного мероприятия по литературе 9-11 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема любви в поэзии: «У любви есть слова». («И жизнь, и слезы, и любовь».

Разработка внеклассного мероприятия по литературе для 9-11 классов.

Звучит музыка, Бетховен, соната№8.

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня наша встреча необычная. Мы будем говорить о любви. Да-да, о той любви, что движет солнце и светила, о любви, что сильнее смерти и страха смерти; о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но которая так и осталась величайшей тайной в мире. Во все времена поэты обращались к этой теме.

Ведущий . О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.

Ведущий . О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.

Ведущий. А начать вечер хотелось бы с великого имени - Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня мы по-новому открываем его. Он поистине неисчерпаем.

Ведущий. Любовная лирика поэта всем нам хорошо знакома. Он часто влюблялся, и любовное чувство тотчас выливалось в прекрасные стихи.

Ведущий. Может, поэт был ловеласом? Вот как на этот вопрос ответила Мария Николаевна Волконская: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался… В сущности, он обожал только свою музу…»

Ведущий. Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин часто наведывался в соседнее имение Тригорское. Там он встретил красивую девушку - Александру Ивановну Осипову.

Звучит стихотворение «Признание».

Ведущий. «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…» - эти слова произнес замечательный поэт, который всего на 4 года был младше Пушкина. Кто это? (Для подсказки: 1. Дипломат, долгое время служил в Германии. 2. Другом его был Афанасий Фет. 3. «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить..»)

Ведущий: В 1823году чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене, 20 - летний Федор Иванович Тютчев познакомился на балу с 15-летней Амалией, дочерью графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата. Амалия Лерхенфельд называла Тютчева Теодором. Федор Иванович полюбил эту юную девушку.

Ведущий: За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Крюденером, который стал впоследствии русским послом в Швеции.

Ведущий: А через 10 лет Тютчев, уже давно женатый на другой, написал стихотворение, вдруг совершенно неожиданно вспомнив о ней.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел, мы были двое,
Внизу, в тени шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит…



Ведущий. Свою юную фею поэт любил всю жизнь. Проходит 40 лет после их первой встречи, и Тютчев снова встречается с ней случайно в Карлсбадене. Поэт не был однолюбом, но феномен его любви заключался именно в том, что он способен был любить всю жизнь.

Ведущий. В тот же день, возвратившись в гостиницу после прогулки, на одном дыхании он написал бессмертные стихи, посвященные любви, протянувшейся через всю жизнь.

Звучит стихотворение "Я встретил Вас - и все былое…".

Ведущий: До 14 лет он считал себя сыном русского дворянина Афанасия Шеншина. Унтер - офицер Карасирского полка. Вы узнали этого поэта?

Ведущий: Местная духовная консистория установила, что он родился до официального брака родителей, поэтому должен именоваться по фамилии матери, Фётом. Около сорока лет он потратил потом на то, чтобы избавиться от фамилии Фет, вернуть себе дворянство и фамилию Шеншин.



Ведущий: в Мценском уезде Орловской губернии в 1860 году Фет купил хутор. Здесь муза пробудилась от многолетнего сна. Специальным указом ему вернули дворянское звание и фамилию Шеншин. Но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.

Ведущий: Однажды вечером Фет отправился в гости в соседнем поместье, там в это время гостила Татьяна Кузьминская. Она хорошо пела.

Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали слова романса. На следующее утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет. Он подал ей лист бумаги.

Звучит стихотворение под тихую музыку Глинки.

Сияла ночь.
Луной был полон сад; лежали
Лучи у наших ног в гостиной
без огней.
Рояль был весь раскрыт,
И струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари,
В слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь,
Что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб
Звука не роняя,
Тебя любить, обнять
И плакать над тобой.

И много лет прошло,
Томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос
Слышу вновь,
И веет, как тогда,
Во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь,
Что ты одна - любовь.

Фон - «Черный квадрат» Малевича.

Ведущий. Начало 20 века - переломное время не только в политической, социально - экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Войны и революции сотрясали воздух.

Эпоха «страшных лет» России рождала чувство надвигающейся катастрофы. «Каким путем, куда идешь ты, век железный?» - писал в конце 19 века Д.Мережковский. Чувство одиночества в этом большом мире, равнодушия ко всему одолевало человека.

Звучит стихотворение «Нет, не в силах любить я людей…»

Ведущий.

Но это время отмечено расцветом культуры. Оно открыло блестящую плеяду имен, особенно в поэзии, и вошло в историю под названием Серебряного века.

Чувство любви согревало людей. Они берегли его, любовь помогала выжить.

Дмитрий Мережковский, стихи которого сейчас прочли, любил прекрасную женщину, поэтессу Зинаиду Гиппиус, с которой в счастливом браке он прожил 50 лет.

Звучит стихотворение Мережковского «Признание».

Не утешай, оставь мою печаль
Нетронутой, великой и безгласной.
Обоим нам порой свободы жаль,
Но цепь любви порвать хотим напрасно.

Я чувствую, что так любить нельзя,
Как я люблю, что так любить безумно,
И страшно мне, как будто смерть, грозя,
Над нами веет близко и бесшумно...

Но я еще сильней тебя люблю,
И бесконечно я тебя жалею,-
До ужаса сливаю жизнь мою,
Сливаю душу я с душой твоею.

И без тебя я не умею жить.
Мы отдали друг другу слишком много,
И я прошу, как милости, у Бога,
Чтоб научил Он сердце не любить.

Но как порой любовь ни проклинаю -
И жизнь, и смерть с тобой я разделю,
Не знаешь ты, как я тебя люблю,
Быть может, я и сам еще не знаю.

Но слов не надо: сердце так полно,
Что можем только тихими слезами
Мы выплакать, что людям не дано
Ни рассказать, ни облегчить словами.



Звучит стихотворение Гиппиус «Любовь».

В моей душе нет места для страданья:
Моя душа - любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтоб воскресить их вновь.

В начале было Слово. Ждите Слова.
Откроется оно.
Что совершалось - да свершится снова,
И вы, и Он - одно.

Последний свет равно на всех прольется,
По знаку одному.
Идите все, кто плачет и смеется,
Идите все - к Нему.

К Нему придем в земном освобожденьи,
И будут чудеса.
И будет все в одном соединеньи -
Земля и небеса.


Ведущий. "Только влюбленный имеет право на звание человека", - с гордой уверенностью говорил Александр Блок в феврале 1908 года. И влюблялся страстно, безумно. И рождались в порыве страсти высокие лирические строки, посвященные любимой женщине, жене Менделеевой Любови Дмитриевне.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты

(Звучит музыка Бетховена (D-dur №2, op. 2)

Ведущий . Вы слышите музыку, которая звучит в рассказе Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Это один из самых печальных рассказов о любви.

Ведущий. Любовь в рассказе как нежданный подарок, поэтический и озаряющий жизнь - среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.

Ведущий. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано - "сильна, как смерть". Невозможно без тяжелого душевного волнения читать финальную сцену рассказа с его изумительно найденным рефреном: "Да святится имя твое!"

На фоне музыки Бетховена ученица читает письмо из "Гранатового браслета".

Ведущий: Начало 20 века - это и Маяковский. Стихотворения Владимира Маяковского - другие, бунтарские, громогласные. В них нет лиризма:

Разнообразны души наши.
Для боя - гром, для кровати - шепот.
А у нас для любви и для боя - марши.
Извольте под марш к любимой шлепать!

Ведущий. Вы плохо знаете Маяковского. Первое, что возникает при имени "Маяковский", - это чувство его огромности. Своей огромностью он заслонял свою беззащитность, и она не всем была видна.

Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
"Приду в четыре", - сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрь.
Алло!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.


Ведущий. А это чьи прекрасные стихи «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»? (Сергей Есенин, даже имя этого поэта звучит, как песня…)

Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.

Айседора Дункан… Какой мучительный роман был с нею у Сергея Есенина!

Звучит стихотворение "Любовь хулигана".

Ведущий. А почему мы все время говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они?

Ведущий . Вы правы! Век XX, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени - Анна и Марина. Две женщины - две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.

Ведущий. Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий - все это отозвалось в ее стихах.

Звучит стихотворение Анны Ахматовой.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся.
И загадочных древних ликов
На меня посмотрели очи.
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово.
И сказала его напрасно.
Отошел ты и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Лирика Ахматовой- лирика любви. Её имя связано с другим известным поэтом и неординарным человеком - Николаем Гумилевым. От природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилев стал охотником на львов, добровольцем ушел на фронт, путешествовал по миру. Еще будучи гимназистом Николай познакомился с Анной Ахматовой, своей будущей женой. В своих стихах поэт рисует портрет любимой :


Я знаю женщину молчание,

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцаньи

Ее расширенных зрачков.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать ее нельзя красивой,

Но в ней все счастие мое.


В 1910 году Гумилев и Ахматова обвенчались. Они любили друг друга, но отношения их были трудными.

Любовь дала трещину.


Гумилев «Еще не раз вы вспомните меня» и Ахматова «Сжала руки над темной вуалью».



Звучит романс на слова Цветаевой "Под лаской плюшевого пледа".

Ведущий . Это романс на слова другой поэтессы, такой же огромной лирической силы- Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке.

Ведущий. Однажды она познакомилась с красивым, грустным, кротким юношей с поразительными, огромными глазами. Это был Сергей Эфрон.

Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 года, и уже никакие другие влюбленности не могли заслонить ее огромной всепоглощающей любви к мужу. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены ее лучшие стихи.

Звучит стихотворение Цветаевой.

Ведущий . Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих.

Звучит стихотворение "Вчера еще в глаза глядел".

Звучит песня "Мне нравится…" (на слова М.Цветаевой)

Ведущий . В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета "Правда" напечатала стихотворение Константина Симонова «жди меня». Фронтовики посылали его в виде писем! своим женам, невестам…

Звучит стихотворение "Жди меня..."

Звучит песня "Темная ночь"

Ведущий. В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг надежды и спокойствия.


Ведущий. . Зимняя ночь...

Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу?


Ведущий. . А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и -единственная тихая пристань -дом, свеча на столе?..


Ведущий. Но этот ответ не однозначен.
Это произведение- стихотворение-сомнение. Не случайно оно полностью построено на приёме противопоставления: зимняя буря за окном и - свеча, символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Его нужно беречь.


Ведущий. Холодной стихии, этой снежной королеве, храбро противостоит одинокая свеча.
Где зло? где добро? Что лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы?

Как не растеряться?


Ведущий. Будет ли свеча светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц, зависит от самого человека!


Звучит стихотворение «Зимняя ночь».

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Ведущий . В военные годы бойцы носили у сердца еще и другое стихотворение. Написано оно было Александром Кочетковым в 1932 году, а напечатано лишь через 35 лет. Но стихотворение хорошо знали - это "Баллада о прокуренном вагоне".

Звучит стихотворение "Баллада о прокуренном вагоне". Читают в паре

Звучит отрывок из рок-оперы "Юнона и Авось"

"Ты меня на рассвете разбудишь..."



Ведущий . А сколько замечательных стихов о любви написано нашими современниками


Звучит стихотворение Людмилы Татьяничевой.

Чем станет любовь твоя?
Песней?
Хлебом?
Кипящей сталью?
Соколом в поднебесье?
Морем за дальней далью
Или сорвавшись с выси,,
Камнем в глубь сердца канет...
От нас самих зависит,
Чем любовь наша станет!

Звучит стихотворение Ольги Высотской.

Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной.
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней Душой
И совестью твоей.

Звучит песня «Останусь».

Звучит стихотворение Вероники Тушновой.

Улыбаюсь, а сердце плачет в одинокие вечера.
Я люблю тебя.
Это значит - я желаю тебе добра.
Значит, как мне тебя покинуть,
Как мне память из сердца вынуть,
Как не греть твоих рук озябших,
Непосильную ношу взявшись?
Кто же скажет, моя отрада, что нам надо,
А что не надо,
Посоветует, как же быть?
Кто сказал, что легко любить?

Чтец. Да, хорошо, если любовь взаимная, а если - безответная, несчастная? Сколько страданий приносит она человеку!

Чтец. А вот я согласна с Иваном Алексеевичем Буниным. В рассказе "Темные аллеи" он писал: "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена".

Чтец. И все-таки нельзя отчаиваться, нужно верить, что то единственное, настоящее чувство, которое вдруг вспыхнет и озарит всю жизнь человека, обязательно придет , даже если первый опыт оказался горьким.

Ведущий. Так что же это все-таки такое - любовь?

Ведущий . Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство.

Ведущий . Любовь - это прекрасное, животворящее начало всего.

Ведущий. Любовь - это чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты и гармонии.

Ведущий. Любовь помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни. «Будущее человека есть любовь»,- сказал Борис Пастернак.


Звучит соната Бетховена «К Элизе».



Был ещё свободный микрофон, чтобы любой из зрителей мог прочитать свое любимое стих-ие о любви

Романсы пели и учителя, и работники культуры

Выставляли родителей, учителей, которые читали стихи о любви. Это необычно получается, когда, например, химик или физик прочитает о любви

Можно упросить мужчин-учителей

Нужно, чтоб читали в паре Гумилева и Ахматову, Мережковсого и Гиппиус,

Балладу о прокуренном вагоне - тоже в паре. Это очень трогательно. Можно заменить стихи на другие. Дерзайте



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал