7


  • Учителю
  • Отзыв о стихотворении Ф.И. Тютчева Не то, что мните вы, природа

Отзыв о стихотворении Ф.И. Тютчева Не то, что мните вы, природа

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Отзыв о стихотворении Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»

Что есть природа? И какую роль она играет в жизни каждого из нас? Часто мы слышим: «Человек - царь природы». Но заслуживает ли человек столь высокого звания? Тот, кто мнимо ее бережет и охраняет, но в то же время вырубает леса, убивает животных, загрязняет водоемы? Те, кто за всю жизнь так и не смогут оценить красоту звездного неба, насладиться шумом волн, бьющихся о скалы, запомнить аромат свежескошенной травы… А как много тех, то пытался показать нам эту красоту? Лирика о природе встречается в творчестве многих авторов, таких как Лермонтов, Пушкин, Некрасов, Фет и другие. Не стал исключением и Федор Иванович Тютчев, который отличался особым видением природы и мира в целом. Это мы можем увидеть на примере его стихотворения «Не то, что мните вы, природа…».

Необычна история создания стихотворения. Поэт написал его в Мюнхене, а затем отправил в Россию, где произведение согласились опубликовать только при условии, что из него уберут вторую и четвертую строфы. После, когда Тютчева попросили воспроизвести эти строки, он уже не смог этого сделать. Поэтому и сейчас пропущенные части отмечаются точками, дабы не нарушать целостность произведения.

Стихотворение относится к философской лирике, которой богата поэзия Федора Ивановича Тютчева. Лирический герой рассуждает о том, что есть природа и каким огромным может быть ее влияние на человека, который действительно смог ощутить «слияние» с ней. Все произведение - порыв, порыв страстной, чувствующей души. Наш герой - человек, который смог понять все величие, красоту, удивительность природы.

В первой же строчке герой утверждает: «Не то, что мните вы, природа…». Обращение и инверсия, акцентирующая внимание читателя на местоимении «вы», сразу же интригуют и заставляют проследить за мыслью героя до конца. Градация образов первой строфы (слепок, лик, душа, свобода, любовь, язык) отображает душевное состояние героя, этот ураган, готовый обрушиться в любую минуту. Нарастающее напряжение и динамизм речи героя подчеркивает лексическая анафора в сочетании с синтаксическим параллелизмом. Умолчание в конце строфы передает некую задумчивость героя, легкую грусть от осознания того, что остальные не видят то, что видит и чувствует он сам. Противоречие, печаль в душе героя подчеркивается за счет антитезы («родимый», но тут же «чужой», «впотьмах» и «солнцы», «говорили» - «нема»).

В третьей строфе герой вновь обращается к нам. Сама строфа представляет собой два вопросительных предложения, использованных автором с целью заставить читателя задуматься над этими вопросами. Лирический герой будто ведет разговор с невидимым собеседником. Речь героя очень плавная и достаточно медленная благодаря ассонансу на звуки [и] и [э].

Если в третьей строфе герой лишь «вопрошает», то в пятой строфе он начинает убеждать, о чем свидетельствует утвердительный пафос следующих строф. Здесь появляются некие «они» и под этим «они» подразумеваются сами люди. Заметим, что лирический герой не называет «их» прямо; используются только местоимения. Это передает сомнения героя в том, можно ли вообще называть людей людьми, заслуживают ли они этого. Автор использует отрицание, что усиливает выразительность и придает убедительности речи героя. Отрицательная частица «не» встречается в стихотворении десять раз. «Они не видят и не слышат», «Лучи к ним в душу не сходили // Весна в груди их не цвела». Отрицание передает все «от обратного», то есть, мы можем понять, что герой знает, о чем говорит, ведь он все это чувствовал, переживал. . Речь героя очень динамична: она то становится тише, то громче. Например, неожиданное использование междометия «ах!» в последней строфе резко меняет интонацию. Возбужденное состояние героя показывает синтаксис стихотворения: автор использует сложные и простые предложения. Устаревшая лексика придает торжественности, возвышенности и убедительности речи («в сем мире», «коль», «зрите»). В этих строфах герой философствует на тему сущности человека и его отношения к природе. Сравнение «живут в сем мире, как впотьмах» говорит о том, что люди, как не видят ничего в темноте, так и перестали видеть что-либо вокруг себя. Они забыли, что природа - это великое чудо, дарованное человеку. Сам, являясь частью природы, он жестоко обращается с этим подарком: губит, уничтожает, разграбляет… Но как, как можно не замечать той силы, что таит в себе природа? Солнце, морские волны, лучи, весна, леса, ночь, звезды, реки, гроза - все эти образы отображают понимание героя, главные ценности его жизни. Лирический герой обладает тонким чувством прекрасного, видит то, что недоступно другим. Удивительный динамизм достигается за счет глагольного ряда, и заметим, что последние три строфы - только восклицательные предложения, отражающие бурю в душе, негодование героя. Он будто в забытьи: слова льются из его уст потоком. Инверсии помогают выделить некоторые, наиболее значимые образы и слова. Но главное, на мой взгляд, средство выразительности, используемое автором, - олицетворение. Герой говорит о природе, как об одном живом организме, обладающим душой, сердцем и даже языком; природа обожествляется в произведении (это является одной из особенностей поэзии Тютчева).

Необычна и заключительная строфа произведения. «Не их вина:» - нам кажется, что герой теперь защищает «их». Появляется образ «глухонемого», герой утверждает, что он не сможет понять «органа жизнь», но помимо этого есть и нечто худшее: он никогда не услышит голоса своей матери… И это ужасно. Но под всем подразумевается сам человек, он и есть тот самый «глухонемой». Но если глухонемой человек уже вряд ли сможет что-то сделать для того, чтобы услышать и сказать, то остальные просто не хотят ничего понять в этой жизни. Через скрытое сравнение четко ощущается упрек лирического героя: люди, обладающие даром слышать природу в полной мере ( например пение птиц, шум моря, гром) - будто глухонемые. Он никак не видят и не пользуются этим подарком.

Стихотворение написано четырехстопным ямом в сочетании с пиррихием, который делает разнообразным ритм стиха и помогает ощутить волнение и возбужденность в речи героя. Рифмовка перекрестная; точные мужские и женские рифмы делают звучание более четким и соразмерным.

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа лирический герой - это сам автор, пытающийся говорить с читателем, поэтому мы определяем жанр произведения как послание. Произведение было написано в 1836 году. На тот момент автору было 33 года. Достаточно в молодом возрасте он видел прекрасное, его страстная душа чувствовала насколько совершенен этот мир и насколько несовершенны люди. Тютчев всегда увлекался философией и был знаком Гете, Шиллером, Гейне - известными немецкими философами. В своих творениях Тютчев затрагивает «вечные темы» и данное стихотворение - не исключение. Особенностью этого произведения является отсутствие хронотопа как такового. И это подчеркивает «вечность» затронутой темы и проблемы. Через лирику Тютчева мы можем ощутить стихийность, чувственность, буйную и неравнодушную душу автора. Его произведения не каждому дано понять, Тютчев - один из самых загадочных и противоречивых писателей. Его, как и Фета, называют поэтом «чистого искусства». Но как отличается восприятие мира у обоих! В поэзии Фета преобладают светлые, яркие тона , то у Тютчева - напротив. Но все это говорит об особенности творчества Федора Ивановича Тютчева, о его величии и гениальности, таланте создавать насыщенные философской мыслью совершенные художественные формы.

Зборовская Милана, учащаяся 11 «А» класса ГУО «СШ № 14 г. Новополоцка»

Учитель Наумёнок Наталья Анатольевна

</









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал