7


  • Учителю
  • Конспект урока по русскому языку на тему Употребление причастий и деепричастий в художественной речи (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему Употребление причастий и деепричастий в художественной речи (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Интегрированный урок словесности в 6 классе. (Слайд 1)

Тема: «УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ В художественной РЕЧИ»

Цели:

  • </ Образовательная: показать широкие возможности глаголов, причастий и деепричастий в речи, значение и роль данных частей речи в художественных текстах. Закрепить знания учащихся по теме «причастие и деепричастие», связав их с предметом «литература».

  • Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка. Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическую речь, монологическое высказывание.

  • Воспитательная: воспитать трудолюбие. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. Воспитывать любовь к поэзии.

Тип урока: интегрированный урок словесности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, интерактивная доска, тексты стихотворений, толковый словарь С. Ожегова, перфокарты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас, и надеюсь, что наш урок будет интересным, творческим и откроет для вас новые тайны великолепного русского языка.

II. Этап мотивации

Работа с эпиграфом. (Слайд 2).

Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного писателя А.П. Югова, который сказал о деепричастии следующее: «Деепричастие - самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В ней струится самая алая, самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия - выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

- О каких признаках деепричастия говорит писатель?(обозначает добавочное действие).

- Да, деепричастие обозначает добавочное действие, однако, как справедливо указывает писатель, это добавочное действие может быть гораздо важнее основного.

III. Этап целеполагания.

Сообщение темы и определение цели урока.

- О какой ещё форме глагола мы говорили на предыдущих уроках?

- Как вы считаете, что ещё сегодня мы будем узнавать об этих формах глагола? (ответы детей)

- Хорошо. Я обобщу все ваши высказывания и предлагаю так назвать тему урока: Употребление причастий и деепричастий в художественной речи.(Слайд 3).

- Какую цель мы поставим? Попробуйте сформулировать её по опорным словам:закрепить, понаблюдать роль(закрепить знания об особых формах глагола, деепричастии и причастии;понаблюдать за употреблением глаголов, причастий и деепричастий в художественных текстах).(Слайд 4).

IV. Этап актуализации.

«Лингвистический портрет» ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ. Повторение теоретических знаний и суффиксов.

-Мы уже долго знакомы с причастиями и деепричастиями. А сможете ли вы составить их «Лингвистический портрет»?

- Первый вариант второго ряда будет составлять портрет причастия, а первый ряд будет их экспертами, второй вариант второго ряда составляет портрет деепричастия, а третий ряд-эксперты. (Дети выходят по одному и крепят на доске морфологические признаки причастий и деепричастий, эксперты оценивают, сверяют с образцом-слайдом)(Слайд 5).

- Молодцы. Теперь вамлегко будет узнавать причастия и деепричастия в тексте.

- Давайте познакомимся со стихотворением А.Блока. Но сначала послушаем историю его создания. (портрет Блока(Слайд 6)).

V. Этап применения знаний.

Работа с поэтическими текстами. А. Блок. «О, как безумно за окном…»

  1. Сообщение ученика. История создания стихотворения «О, как безумно за окном…»

Александр Александрович Блок один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции XIXвека и повлиявшийна всю русскую литературу XX века.Стихотворение «О, как безумно за окном...» относится к жанрупейзажной лирики.Эпиграфом к нему служат слова героя шекспировской трагедии - короля Лира. «О, как безумно за окном...» - описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил. Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишённых крова», и ему хочется испытывать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.Создается ощущение крика, отчаяния лирического героя.

  1. Выразительное чтение стихотворения учеником.

  2. Словарная работа.

- Дети, все слова вы поняли? А что такое «кров»? Давайте проверим значение этого слова по словарю Ожегова.

Кров- жилище, приют.

  1. Исследовательская работа.

-Ребята, как мы должны поработать с этим стихотворением?

-Правильно, нужно найти причастия и деепричастия.

Выпишите их с определяемым словом (1 ученик на доске с обратной стороны, объясняет).

Воет, замирая

Людей, лишённых крова

Бороться, разделяя

Бушует, изнывая

- Сопоставьте работу товарища и вашу работу с образцом.(Слайд 7).

- Оцените свою работу. Если всё выполнено верно, поставьте на полях «+», я проверю и поставлю оценку в журнал.

  1. Лингвистический эксперимент (работа в паре)

- А хотите, проведём эксперимент. Да не простой, а лингвистический!

- Замените деепричастия глаголами, а причастия - оборотом со словом «который». (Работа в парах, в карточке со стихотворением).

6. Проверка. Пара выходит к доске. Читает.

- Ребята, есть какие-нибудь дополнения, поправки? Удалось этой паре справиться с заданием?

- Как изменилось стихотворение? (нарушились ритм, рифма, стихотворение стало менее привлекательным и ярким)

Вывод (на слайде 8): благодаря причастиям и деепричастиям сохраняется ритм и рифма стихотворения, а так же высказывание становится более точным и цельным.

7.Проверочный тест. Самопроверка.

8. Работа со стихотворением А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...».

Портрет А. Ахматовой (слайд 9).

-Интересно ли вам было наблюдать за особыми формами глагола в художественном тексте?

Сообщение ученика об А.Ахматовой.

Для творчества Анны Андреевны Ахматовой тема природы не была главной. Но в русской поэзии, пожалуй, никто не прошел мимо жанра пейзажной лирики.

Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Анна Андреевна рисует самое начало этого замечательного времени года, самую волнующую и прекрасную пору ожидания чуда, обновления жизни, рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Вместе с тем каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации - напоминают о былых переживаниях человека.Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.

  1. Выразительное чтение стихотворения учеником.

  1. Словообразование деепричастий.

- Дети, обратите внимание, что в этом стихотворении нет ни причастий, ни деепричастий. Зато достаточно много глаголов. Выпишем их в начальной форме. (1 ученик на доске выписывает глаголы, проверяем; второй - образовывает деепричастия)

Бывать-НСВ-бываем-бывая

Отдыхать-НСВ-отдыхаем-отдыхая

Шуметь-НСВ-шумим-шумя

Дивиться-НСВ-дивимся-дивясь

Узнавать-НСВ-узнаём-узнавая

Надоесть-СВ-надоев

Петь-НСВ-?

- Давайте образуем от них возможные деепричастия. Как это сделать? (Вспомним алгоритм действий: определить вид глагола, если СВ, то добавим суффикы -В, -ВШ, -Ш; если НСВ, то нужно образовать форму настоящего времени и к её основе добавить суффиксы -А, -Я).

- От какого глагола не смогли образовать деепричастие? Почему?(Слайд 10)

10. Лингвистический эксперимент.

- А теперь проделаем снова эксперимент, заменив в стихотворении глаголы на деепричастия. (Работа в паре).

-Прочитайте. Почему стихотворение получилось не только некрасивым, но и непонятным? (Деепричастие обозначает добавочное действие к глаголу-сказуемому, а без него не употребляется).

Вывод:Деепричастия уместны лишь тогда, когда есть глаголы-сказуемые, к которым они относятся.

VI. Творческая мастерская.. (Слайд 11)

-Мы увидели, что поэты активно используют в своих произведениях как глаголы, так и их особые формы: причастия и деепричастия.

- Ребята, вам понравилось стихотворение? Что понравилось? (стихотворение небольшое по размеру, но очень ёмкое: описывает не только окружающую природу, но и внутреннее состояние человека, его чувства, переживания)

- Теперь попробуем сами составить тексты. Ребята, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весна» (5-7 предложений). Обязательное условие: использование причастий и деепричастий. Не забывайте о знаках препинания. Что вы знаете о знаках препинания при причастном и деепричастном оборотах?

- Прочитайте, что у вас получилось?

VII. Итог. (Слайд 12)

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? (Закрепить знания об особых формах глагола, деепричастии и причастии;понаблюдать за употреблением глаголов, причастий и деепричастий в художественных текстах).(Слайд 13)

- Было трудно? Почему?

-Что открыли, узнали на уроке?

-Оправдались ли ваши ожидания от урока?

-Что вы взяли с сегодняшнего урока?

-Над чем заставил задуматься урок?



VIII. Домашнее задание. (Слайд 14).

-Ребята, а хотите дома продолжить исследовательскую работу? Прочитайте стихотворения С. Есенина на с.190-193 учебника литературы, выпишите из них глаголы и образуйте от них деепричастия и причастия, одно стихотворение выучите наизусть (по желанию)

























































































Перфокарта

Известный лингвист В.В. Виноградов утверждал: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Действительно, язык позволяет выражать самые разные мысли (описывать) чувства и переживания людей. Главное - использование средств (которые выполняют) поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя с максимальной полнотой и эффективностью.













































Сообщение ученика. История создания стихотворения «О, как безумно за окном…»

Александр Александрович Блок один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции XIX века и повлиявший на всю русскую литературу XX века. Стихотворение «О, как безумно за окном...» относится к жанру пейзажной лирики. Эпиграфом к нему служат слова героя шекспировской трагедии - короля Лира. «О, как безумно за окном...» - описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил. Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишённых крова», и ему хочется испытывать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури. Создается ощущение крика, отчаяния лирического героя.









Сообщение ученика об А. Ахматовой.

Для творчества Анны Андреевны Ахматовой тема природы не была главной. Но в русской поэзии, пожалуй, никто не прошел мимо жанра пейзажной лирики.

Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Анна Андреевна рисует самое начало этого замечательного времени года, самую волнующую и прекрасную пору ожидания чуда, обновления жизни, рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Вместе с тем каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации - напоминают о былых переживаниях человека. Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.





Александр Блок «О, как безумно за окном…»Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

























Причастие



Деепричастие



Вид (совершенный-несовершенный)



Вид (совершенный-несовершенный)



Возвратность



Возвратность



Время

(настоящее-прошедшее)



Согласование с именем существительным в роде, числе и падеже



Определение



Вопросы: что делающий?

Что сделавший?



Неизменяемость



Обстоятельство



Вопросы: что делая?

Что сделав?







Суффиксы: -а, -я, -в, -вши,-ши, - учи, -ючи





Суффиксы:-ущ-,-ющ-,-ащ-,

-ящ-,-ем-,-ом-,-им-,-вш-,-ш-,-нн-,-енн-,-т-















  1. Урок русского языка в 6 классе. Тема: «УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ В художественной РЕЧИ»

Цели: Образовательная: показать широкие возможности глаголов, причастий и деепричастий в речи, значение и роль данных частей речи в художественных текстах. Закрепить знания учащихся по теме «причастие и деепричастие», связав их с предметом «литература». Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка. Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическую речь, монологическое высказывание. Воспитательная: воспитать трудолюбие. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. Воспитывать любовь к поэзии.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Этап мотивации. Работа с эпиграфом. Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного писателя А.П. Югова, который сказал о деепричастии следующее: «Деепричастие - самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В ней струится самая алая, самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия - выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

- О каких признаках деепричастия говорит писатель?(обозначает добавочное действие).

- Да, деепричастие обозначает добавочное действие, однако, как справедливо указывает писатель, это добавочное действие может быть гораздо важнее основного.

III. Этап целеполагания. Сообщение темы и определение цели урока.

- О какой ещё форме глагола мы говорили на предыдущих уроках?

- Как вы считаете, что ещё сегодня мы будем узнавать об этих формах глагола? (ответы детей)

- Хорошо. Я обобщу все ваши высказывания и предлагаю так назвать тему урока: Употребление причастий и деепричастий в художественной речи.

- Какую цель мы поставим? Попробуйте сформулировать её по опорным словам: закрепить, понаблюдать роль (закрепить знания об особых формах глагола, деепричастии и причастии; понаблюдать за употреблением глаголов, причастий и деепричастий в художественных текстах).(Слайд 4).

IV. Этап актуализации. «Лингвистический портрет» ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ. Повторение теоретических знаний и суффиксов.

-Мы уже долго знакомы с причастиями и деепричастиями. А сможете ли вы составить их «Лингвистический портрет»?

- Первый вариант второго ряда будет составлять портрет причастия, а первый ряд будет их экспертами, второй вариант второго ряда составляет портрет деепричастия, а третий ряд-эксперты. (Дети выходят по одному и пишут признаки на доске)

- Молодцы. Теперь вам легко будет узнавать причастия и деепричастия в тексте.

- Давайте познакомимся со стихотворением А.Блока. Но сначала послушаем историю его создания. (портрет Блока

V. Этап применения знаний.

Работа с поэтическими текстами. А. Блок. «О, как безумно за окном…»

  1. Сообщение ученика. История создания стихотворения «О, как безумно за окном…»

Александр Александрович Блок один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции XIXвека и повлиявший на всю русскую литературу XX века. Стихотворение «О, как безумно за окном...» относится к жанру пейзажной лирики. Эпиграфом к нему служат слова героя шекспировской трагедии - короля Лира. «О, как безумно за окном...» - описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил. Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишённых крова», и ему хочется испытывать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури. Создается ощущение крика, отчаяния лирического героя.

  1. Выразительное чтение стихотворения учеником.

  2. Словарная работа.

- Дети, все слова вы поняли? А что такое «кров»? Давайте проверим значение этого слова по словарю Ожегова.

Кров- жилище, приют.

  1. Исследовательская работа.

-Ребята, как мы должны поработать с этим стихотворением?

-Правильно, нужно найти причастия и деепричастия.

Выпишите их с определяемым словом (1 ученик на доске с обратной стороны, объясняет).

Воет, замирая

Людей, лишённых крова

Бороться, разделяя

Бушует, изнывая

- Сопоставьте работу товарища и вашу работу с образцом.

- Оцените свою работу. Если всё выполнено верно, поставьте на полях «+», я проверю и поставлю оценку в журнал.

  1. Лингвистический эксперимент (работа в паре)

- А хотите, проведём эксперимент. Да не простой, а лингвистический!

- Замените деепричастия глаголами, а причастия - оборотом со словом «который». (Работа в парах, в карточке со стихотворением).

6. Проверка. Пара выходит к доске. Читает.

- Ребята, есть какие-нибудь дополнения, поправки? Удалось этой паре справиться с заданием?

- Как изменилось стихотворение? (нарушились ритм, рифма, стихотворение стало менее привлекательным и ярким)

Вывод: благодаря причастиям и деепричастиям сохраняется ритм и рифма стихотворения, а так же высказывание становится более точным и цельным.

11.Словообразование деепричастий.

- Дети, обратите внимание, что в этом стихотворении нет ни причастий, ни деепричастий. Зато достаточно много глаголов. Выпишем их в начальной форме. (1 ученик на доске выписывает глаголы, проверяем; второй - образовывает деепричастия)

Бывать-НСВ-бываем-бывая Отдыхать-НСВ-отдыхаем-отдыхая

Шуметь-НСВ-шумим-шумя Дивиться-НСВ-дивимся-дивясь

Узнавать-НСВ-узнаём-узнавая Надоесть-СВ-надоев

Петь-НСВ-?

- Давайте образуем от них возможные деепричастия. Как это сделать? (Вспомним алгоритм действий: определить вид глагола, если СВ, то добавим суффикы -В, -ВШ, -Ш; если НСВ, то нужно образовать форму настоящего времени и к её основе добавить суффиксы -А, -Я).

- От какого глагола не смогли образовать деепричастие? Почему?

- А теперь проделаем снова эксперимент, заменив в стихотворении глаголы на деепричастия. (Работа в паре).

-Прочитайте. Почему стихотворение получилось не только некрасивым, но и непонятным? (Деепричастие обозначает добавочное действие к глаголу-сказуемому, а без него не употребляется).

Вывод: Деепричастия уместны лишь тогда, когда есть глаголы-сказуемые, к которым они относятся.

VI. Творческая мастерская.

-Мы увидели, что поэты активно используют в своих произведениях как глаголы, так и их особые формы: причастия и деепричастия.

- Ребята, вам понравилось стихотворение? Что понравилось? (стихотворение небольшое по размеру, но очень ёмкое: описывает не только окружающую природу, но и внутреннее состояние человека, его чувства, переживания)

- Теперь попробуем сами составить тексты. Ребята, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весна» (5-7 предложений). Обязательное условие: использование причастий и деепричастий. Не забывайте о знаках препинания. Что вы знаете о знаках препинания при причастном и деепричастном оборотах?

- Прочитайте, что у вас получилось?

VII. Итог.

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? (Закрепить знания об особых формах глагола, деепричастии и причастии;понаблюдать за употреблением глаголов, причастий и деепричастий в художественных текстах).

- Было трудно? Почему? -Что открыли, узнали на уроке? -Оправдались ли ваши ожидания от урока?

-Что вы взяли с сегодняшнего урока? -Над чем заставил задуматься урок?

VIII. Домашнее задание. -Ребята, а хотите дома продолжить исследовательскую работу? Прочитайте стихотворения С. Есенина на с.190-193 учебника литературы, выпишите из них глаголы и образуйте от них деепричастия и причастия, одно стихотворение выучите наизусть (по желанию)«О, как безумно за окном…» Александр Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!



«О, как безумно за окном…» Александр Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!



«О, как безумно за окном…» Александр Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!



«О, как безумно за окном…» Александр Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!



«О, как безумно за окном…» Александр Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!



«О, как безумно за окном…» Александр Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!



«О, как безумно за окном…» Александр Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!



«О, как безумно за окном…» Александр Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!



«О, как безумно за окном…» Александр Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!































Слово не зря молвится

Лингвист А.М. Пешковский говорил, что «у каждой части речи свои достоинства».

Известный лингвист В.В. Виноградов утверждал: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

Действительно, деепричастие устраняет однообразный повтор, дорисовывает основное действие, делая речь более точной и динамичной.

Лингвист Б.Н.Головин утверждал: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»

К.А.Фединписал:"Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла".

Эту фразу я понимаю так: точность - такое качество речи, которое требует от говорящего или пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям,

Слово не зря молвится





IX. Домашнее задание.???





























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал