- Учителю
- Использование в процессе обучения русскому языку и литературе игровой технологии
Использование в процессе обучения русскому языку и литературе игровой технологии
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование в процессе обучения русскому языку и литературе
игровой технологии
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением
отдельных предметов Ворошиловского района
Ярыгина Зоя Александровна,
соискатель первой квалификационной категории
Волгоград 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность игровой технологии как формы обучения…………….........5
Глава 2. Дидактические игры на уроках русского языка……………………….15
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут учащемуся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание уроков. Чтобы помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире, нужно формировать ключевые компетенции: 1) социальную - способность действовать в обществе с учётом позиций других людей; 2) коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым; 3) предметную - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры; 4) Информационную - способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации; 5) нравственную - способность жить по традиционным нравственным законам.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими русским языком и литературой. У учащихся падает интерес к этим предметам и, как следствие, идет снижение грамотности, неумение правильно, логично, четко выразить свою мысль. Несомненно, это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы.
Требуются новые педагогические исследования в области методики преподавания предметов, поиск инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий. Учителю необходимо пересмотреть свое отношение к преподаванию русского языка и литературы в свете новых требований и выбрать те методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Важную роль в данном процессе играет использование нестандартных форм работы, способных заинтересовать учащихся, в частности, речь идет о применении игровых технологий на уроках русского языка и литературы. Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью повышать не только интерес к учению, но и качество самого обучения, прочность полученных знаний.
Цель данной работы заключается в обобщении опыта использования игровой технологии при формировании ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие «игровая технология»;
- проанализировать состояние проблемы использования игровой технологии в теории и практике обучения;
- определить условия повышения эффективности обучения школьников посредством использования игровой технологии на уроках русского языка и литературы;
- выявить наиболее эффективные разновидности игровой технологии в педагогической практике;
- представить систему дидактических игр, используемых на уроках русского языка.
ГЛАВА 1. Сущность ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ как формы обучения
Игра наряду с трудом и ученьем является одним из основных видов деятельности человека. Г.К. Селевко определяет ее как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [Селевко 1998, 50] и выделяет следующие функции игровой деятельности: развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение диалектики общения); самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); функцию коррекции: (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития) [Там же, 50-51].
Большинству игр присущи четыре главные черты [Шмаков 1994]:
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).
Психологические концепции развития личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработывали многие зарубежные (В. Штерн, К. Левин, С. Слиозберг, Ж. Пиаже, Э. Берн и др.), а также отечественные авторы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Дидактические вопросы инновационных технологий рассмотрены В.П. Беспалько. Классификация и основные характеристики учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр описаны О.С. Газманом, М.В. Клариным, Г.К. Селевко и др.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра, по словам Г.К. Селевко, «обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [Селевко 1998, 52].
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 1).
По Г.К. Селевко, в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшими из применяемых типов являются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
Рис. 1 Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко)
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций игровых технологий
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание [Эльконин 1979]. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология игры состоит из трех этапов: подготовки; проведения; анализа и обобщения [Селевко 1998, 58-60].
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, сопоставление связи игры с содержанием учебного предмета.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка и литературы. Но время не стоит на месте. Современная жизнь, переход на новые стандарты предъявляют всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.
Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.).
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровую технологию. Задача учителя - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий. Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Наиболее типичны следующие: а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос; б) сочинение на лингвистическую тему. Исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический), кроссворды, чайнворды, ребусы. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас»; чайнворды: «Местоимение»; «Имя существительное»; игры со словами на досуге: «Пары слов»; «Телеграмма»; «Наборщик»; «Палиндромы»; «Собираем родственников»; «Алфавит»; «Соберем букет» и др.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Учителей русского языка, безусловно, волнует проблема повышения грамотности учащихся. Каждый учитель знает, что приходится иногда много раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать?
Прежде всего, нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Фонема в сильной позиции - ошибка исключена, в слабой - можно допустить ошибку. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ. В работе с классом эффективно использовать орфографически насыщенные рифмованные упражнения, алгоритмы и тестовые задания. Элементы занимательности нужно применять неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку и т.д.) и, конечно же, игры: «Кто больше», «Слово рассыпалось», «Подберите пару», «Аукцион», «Слоговое лото» и др.
Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. Главное в уроке, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и - открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи.
Школьное сочинение - сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношения к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления. Но писать сочинения дети не так-то и любят: как заинтересовать детей? Игровая технология - вот что спасает учителя и учащихся.
Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современной методике. Например, прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. Здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.
В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращать их к нетрадиционным формам сочинения, таким, как рецензия, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки, юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи.
В наше время отходит в прошлое жанр письма. Письмо - это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы. На литературном материале можно практиковать письма-обращения к какому-нибудь персонажу, письма-признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.
В последнее время в методической литературе чрезвычайно много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа. Урок, заявленный как урок-игра, презентация, урок-фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы. Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. К нетрадиционным урокам относятся такие, как урок-суд, урок-репортаж, урок-расследование, урок-вернисаж, урок-диспут и т.д.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием: «Говорите по-русски правильно» и др.
Эффективно использование игр на уроках по теме «Лексика и фразеология»: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»; «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный» и др.
Можно использовать на уроках лингвистические «Угадайки». Они во многом напоминают хорошо известную игру-задачу под названием «Кроссворд». При выполнении работы обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Все это способствует развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки) и кроссворды.
Целесообразно использовать игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Они пробуждают интерес, активизируют весь класс учащихся.
Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности.
Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. Очевидно, что формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем, какие могут встретиться при естественной коммуникации, а сам процесс обучения должен строиться на решении системы коммуникативных задач посредством языкового материала. Средством педагогического управления учебной деятельностью являются коммуникативные задания, при помощи которых преподаватель приглашает и вовлекает учащихся в творческую деятельность.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно предварительно прочитать о других.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Исходя из этого, можно сказать, что игровая технология нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
ГЛАВА 2. Дидактические игры на уроках русского языка
Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, включающие разные виды деятельности детей, периодическое использование этих игр на уроках. Приведем некоторые дидактические игры, которые мы применяем на своих уроках русского языка (прежде всего в 5 классе) при изучении определенных разделов.
1. Фонетика. Орфоэпия.
1) «Шифровальщики»
Цель - автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслового различия звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)
2) «Передай скороговорку»
Цель - отработать чёткость произношения
Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.
Скороговорки.
1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
2. На дворе трава, на траве дрова.
3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
4. Водовоз вез воду из-под водопровода.
5. Архип осип. Осип охрип.
6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.
7. Ушел косой козел с козой.
8. Прохор и Пахом ехали верхом.
9. Клади уголь в угол и т.д.
3) «Что нарисовано?»
Цель - учить правильно ставить ударения в словах.
Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.
4) «Допиши стихотворение»
Цель - учить анализировать звуковой состав слова и выделять новое слово в данном.
Вариант 1. Первые четыре строки стихотворения «Эхо» Е.Ф.Трутневой учитель читает полностью, а следующие - до скобки. Дети хором добавляют конечное слово.
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
Эхо, эхо, эхо ты?
Отвечает эхо: «Ты-ы!»
Я пойду, а ты сиди!
Эхо мне в ответ: («Иди-и-и!»).
Перееду за реку!
Эхо мне в ответ: («Ку-ку»)
И найду тебя в кустах!
Отвечает эхо: («А-ах!»)
От меня не убежишь!
Отвечает эхо: («Ши-ш-ш!»)
Вариант 2. Найдите слово, которое повторило эхо, отбросив несколько первых букв из последнего слова и повторите 3 раза. Первый пример читаем хором.
Замели метели ...(ели,ели,ели)
Мчаться от двустволки.... (волки,волки,волки)
В инее дубочки ....(бочки,бочки,бочки)
Заперли засовы ....(совы,совы,совы)
Начинают тигры ....(игры,игры,игры)
Рак купил картину ..... (тину,тину,тину).
5) «Поймай конец и продолжай»
Цель - учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.
Последний слог в произнесенном слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-...
6) «Слова-"перевёртыши"»
Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову как звуковой единице речи.
Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон, мир-Рим, кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.
7) «Подбери слово»
Цель - учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.
Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.
Например:
(стол, рыба окно, трон).
Можно усложнить условие: пометить - гласный звук [один, два (на усмотрение) квадратика]. Самый сложный вариант - дать полностью звуковую схему слова:
гласный
мягкий сонорный согласный; - твёрдый сонорный согласный;
мягкий парный звонкий согласный; - твёрдый парный звонкий согласный
мягкий парный глухой согласный; - твёрдый парный глухой согласный
мягкий непарный глухой согласный; - твёрдый непарный глухой согласный
8) «Загадки»
Цель - отрабатывать произношение; сознательное употребление, выбор, группировку букв, звуков.
А) метаграммы − загадки, по условиям которых из заданного слова, заменяя одну букву другой, получают новое слово.
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким − в нем мы обитаем. (Том - дом)
Б) анаграммы − загадки, по условиям которых путем перестановки букв нужно образовать новые слова.
Превратите «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове одну букву (волк − полк − пола − поза − коза).
В) лотогрифы − загадки, для решения которых из данного слова при помощи добавления, отбрасывания, вставки нового звука или буквы нужно получить новое слово:
С буквой «ф» помогает, без «ф» торжественно шагает (шефствовать − шествовать).
9) «Кто быстрее?»
Цель - учить правильно ставить ударения в словах, расширять словарный запас.
а) расставьте ударение в словах:
сообщить отдыхать богатырь
гимнастика состязание портфель
предупредить посоветоваться тротуар
б) допишите начало или конец слова
…ом (дом, сом,лом,том и т.д.)
- уп ко - (кот, ком..)
- ор ба -
- от го -
в) выберите нужную букву:
ж в б
варе…ка тра…ка ду…
ш ф п
б д в
ры…ка ре…кий ло…кий
п т ф
2. Морфемика. Словообразование
1) Игра «Клички»
Цель - формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
(ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА)
Составьте с ними предложения.
Выделите ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Ценность такой игры заключается в том, что на их материале можно отрабатывать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
2) «Убери лишний вагон»
Цель - создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.
Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1.
забег, заплыв, закон, запуск.
На каком вагоне есть лишнее слово? (на третьем)
Какое? (закон)
Почему? (Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки)
Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.
Поезд № 2.
чайник, кофейник, молочник, веник.
Какое слово лишнее? (Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов, не имеет суффикса)
Запишите слова с суффиксами.
Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.
Поезд № 3.
посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Какой вагон здесь лишний? (Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки)
Запишите слова с приставками.
Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали.
Для проведения данной игры хорошо использовать наглядные средства: изображение трех поездов со словами на каждом вагоне, так как это способствует привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания. Игра позволяет активизировать весь класс, в работу включаются слабые ученики, в процессе игры они чувствуют уверенность в своих силах. В этом случае у школьников формируются такие нравственные качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, чувство товарищества.
3) «Чудо - дерево»
Цель - создать условия для комплексного повторения способов словообразования.
Сегодня, ребята, мы должны с вами вырастить дерево. Посмотрите, оно еще совсем маленькое. А чтобы деревце выросло красивое, большое и крепкое, нам нужно, ребята, образовать новые слова и записать их в свою тетрадь. Подсказка у вас уже есть. Вам даны словообразующие части слова, и корни, от которых нужно образовать новые слова. Разделимся с вами на 3 команды. Первая команда образует слова с корнем шум, вторая команда - слова с корнем зверь, а третья команда рассказывает нам, какой способ словообразования использовался при получении новых слов. Каждый член команды образует по одному слову (слова, которые должны получиться у учащихся: бесшумно, шумный, пошуметь, зашуметь, шумок, звереть, зверюшка, зверек, звериный).
Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились.
Слова с корнем шум: бесшумно, слово образовано с помощью приставки и суффикса, способ словообразования приставочно-суффиксальный, шумный, слово образовано с помощью суффикса, способ словообразования суффиксальный и т.д. аналогичная работа со словом зверь. Третья команда рассказывает о способе словообразования.
4) «Продавец билетов»
Цель - учиться видеть слова с нулевым окончанием.
Представьте, что вы продавец билетов автобуса, в котором имеют право «ехать» только слова с нулевым окончанием. Подчеркните ваших пассажиров: кино, храм, дом, торт, свеж, хаки, беж, кофе, такси, ткач, зазеленел, взялся, край, дочь, мест, вверх, хорошо, эскимо, пальто, крыш.
5) «Угадай-ка»
Цель - закрепление морфемного разбора слова.
Угадайте, какое слово спряталось.
1) У него приставка, как у слова переждать;
2) у него корень, как у слова раздумье;
3) у него два суффикса: первый - как у слова брать, второй - суффикс, образующий прошедшее время глагола;
4) окончание, как у слова сын.
3. Орфография
1) «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку).
Цель - проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I
рыбка
вьюга
чулок
II
подъезд
склад
ворона
дубки
варенье
чучело
съемка
град
ворота
гриб
ручьи
чум
подъем
клад
воробей
2) «Твердый - мягкий»
Цель - создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая - «Вата». Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
3) «Составь рассказ»
Цель - учить составлять предложения, сохраняя единство текста и правописание слов.
Условие: употребить как можно больше слов: словарных, или
с удвоенной согласной, или
с непроизносимой согласной, или
с разделительными ъ и ь, или
с парными согласными в корне.
4) «Молчанка»
Цель - создать условия для повторения правописания различных орфограмм.
Интерес вызывает основное условие игры - после объяснения учителем записанного на доске задание выполняется молча. Молчат и дети, и учитель. Для игры удобнее всего предложить учащимся упражнения, не требующие громоздких записей на доске. Дети выходят к доске, выполняют задание, передают мелок, кому хотят. Нельзя мел давать одним и тем же.
-
Вставь безударную гласную.
-
Раскрой скобки (предлог / приставка).
-
Вставь сомнительные согласные.
-
Напиши проверочное слово.
-
Подбери слова с «чк», «чн» и т.д.
5) «Проверки»
Цель - закрепить навык работы спроверочными словами и увеличить запас проверочных слов.
Задача играющих - найти за отведенное время как можно больше проверочных слов к заданному слову. Например, кто за 5 минут найдет и запишет больше «проверок» к слову ломать? Ребята работают самостоятельно или в маленькой команде. Выигрывает тот, у кого оказалось больше правильных проверок.
Обратный вариант. Кто за 5 минут придумает как можно больше слов, для которых может быть проверочным слово дом?
6) «Мнемоника»
Цель - запомнить исключения.
Суть игры в следующем: всякий раз, когда работа с очередной темой требует механического запоминания, объявляется конкурс на лучший мнемонический прием, позволяющий запомнить то, что необходимо (лучше в стихотворной форме или шуточной).
Игра подходит не только для запоминания слов-орфограмм, но и исключений из любого раздела языка, сложных терминов, списка каких-либо слов и др.
7) «Насыщенный текст»
Цель - учиться видеть орфограммы, предугадывать возможные ошибки.
Играющим предлагается сочинить связный интересный текст, в который должно быть включено как можно больше интересных слов, содержащих заданную орфограмму. Эти слова в тексте нужно подчеркнуть (на работу лучше отвести не менее двух дней). Победителем становится тот, у кого при максимальном количестве использованных слов будет самый интересный и остроумный рассказ. Особенно эффективный приз: весь класс пишет диктант по лучшему тексту, а победитель от него освобождается.
Пример текста (Корни с чередующимися гласными). Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике графа Ростислава Зарянского. Зарницы блистали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала на стене с каждой минутой… и т.д.
4. Морфология
1) «Сбежавший медведь»
Цель - повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого "сбежал" медведь.
Содержание игры:
"Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово "медведь" в предложения, заменяя окончания по вопросам".
Материалы:
"Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о..."
2) «Собери урожай»
Цель - повторить склонения существительных.
Игровая задача: Собрать яблоки.
Содержание игры:
На картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки "определенного сорта" (склонений).
Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.
Материалы: Любой доступный по сложности текст.
3) «Знаете ли вы русский язык?»
Цель - учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.
а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.
Кот-коты дуга-дуги ведро-ведра
Плот-плоты рука-руки бедро-бедра
Крот-кроты мука-... перо-перья
Грот- гроты беда-беды метро -...
Цветок-цветы день-дни теленок-телята
Человек-люди пень-пни цыпленок-цыплята
Судно-суда лень-... козленок-козлята
Морковь-... еда-... бочонок-бочонки
б) - Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.
Повар-повариха ткач-ткачиха
Портной-портниха купец-купчиха
Заяц-зайчика храбрец-...
Слон-слониха врач-...
Петух-.... учитель-учительница
Окунь-... ученик-ученица
в) -А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно - мужского.
Индюшка-индюк стрекоза-....
Лиса-лис львица-лев
Коза-козел кошка-кот
Оса-... белка-...
4) «Почтальон»
Цель - повторить род имен существительных и прилагательных, их согласование.
Учащимся каждого ряда раздаются в произвольном порядке полоски плотной бумагис написанными на них существительными мужского, женского и среднего рода. Три ученика назначаются почтальонами. Им вручаются карточки с прилагательными, соответствующими существительным каждого ряда. Их нужно доставить по адресам, т.е. к тем существительным, к которым они относятся. Ученики, получившие «письма», читают образованные словосочетания. Выигрывает почтальон, который правильно и быстрее других доставит свои карточки по адресам.
Словосочетания: а) красный карандаш, сочное яблоко, спелая груша, кислый лимон, толстое бревно, старший брат.
б) зеленая трава, прозрачное стекло, верный друг, злая собака, яркое солнце круглый стол.
в) длинная дорога, пушистый снег, высокое дерево, свежий хлеб, глубокая река, козье молоко.
5. Синтаксис
1) «Подскажи словечко»
Цель - учить распространять предложения.
Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, чтобы дети в продолжении подобрали другие однородные члены (Поезд проносился мимо лесов, полей, ...).
2) «Четыре ответа - одно предложение»
Цель - учить составлять предложения, рассмотреть взаимосвязь слов в предложении.
Дети делятся на 4 команды. Учитель называет предмет, например, пароход.
1 команда отвечает на вопрос: Какой он?
2 команда: Что он делает?
3 команда: Как происходит действие?
4 команда: Где происходит действие?
Из слов-ответов составляется предложение. Первое предложение можно выполнить всем вместе. Например: Большой пароход плывет быстро по реке.
Изменённый вариант игры:
каждой команде задано по вопросу и дано то слово, к которому подбирается ответ. Когда все ответы готовы, составляется целый рассказ. Ключевые слова подобраны учителем по заранее продуманному плану.
3) «Веселая мозаика»
Цель - учить составлять предложения.
Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений:
ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ
(Теперь я, поднимите тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ним и те тоже…)
4) «Волшебные предложения»
Цель - учить составлять предложения-палиндромы.
Прочитай эти предложения справа налево:
А роза упала на лапу Азора.
Коту тащат уток.
Кит на море романтик.
5) «Сочинялки»
Цель - развивать речь, чувство единства текста.
Вариант первый.
Учитель произносит начало рассказа (заключительную фразу, середину повествования), ученики должны домыслить весь рассказ.
Вариант второй.
Учитель предлагает тему произведения. Один ученик начинает, второй продолжает, третий завершает повествование (можно расширить количество участников).
Вариант третий.
Учитель предлагает тему произведения и жанр, ученики составляют текст.
Вариант четвертый.
Учитель предлагает героев произведения, дети сами выбирают тему и жанр и сочиняют текст.
6. Лексика
1) «Собери букет»
Цель - учить различать родо-видовые понятия.
Одной команде предлагается собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.
В аналогичных заданиях можно классифицировать названия любых предметов (мебели, видов птиц, животных, деревьев и др.)
2) «Десять вопросов»
Цель - учить понимать обобщённый смысл слов, их многозначность.
Ответьте на хитрые вопросы:
1. В барабан можно бить палочками. А в какой барабан нельзя бить? (В барабан машины, в барабан револьвера)
2. Если повозиться, узел можно развязать. А какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный узел)
3. Вилкой можно есть мясо и другие кушанья. А какой вилкой нельзя есть? (Велосипедной вилкой, ходом шахматного коня)
4. Из полотна можно сшить рубашку. А из какого полотна ничего нельзя сшить? (Из полотна дороги, из железнодорожного полотна)
5. Гребнем можно расчесывать волосы. А каким гребнем нельзя причесываться? (Гребнем морской волны)
6. Ключами отпирают и запирают замки. А какими ключами нельзя отпирать? (родниковым ключом, скрипичным, басовым ключом).
7. Патрон можно положить в ружье и стрелять. А каким патроном нельзя стрелять? (Электрическим патроном)
8. Бородку можно сбрить и бородки не будет. А какую бородку сбрить нельзя? (Бородку ключа)
9. Яблоко можно взять и съесть. А какое яблоко нельзя съесть? (Глазное яблоко)
10. На ось можно надеть колеса. А на какую ось нельзя надеть даже одного колеса? (На земную ось)
3) «Назови несколько предметов одни словом»
Цель - учить определять многозначность слова.
Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или с помощью словосочетаний объяснить, какие предметы названы.
4) «Отгадайте загадки»
Цель - уточнить многозначность слов.
Я в дверях, я в замке
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать....
(ключ)
Нас много в играх набирают,
И часто на нос надевают. (очки)
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (нос).
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я,
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются ....(иголки)
В тетради я бываю
Косая и прямая,
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)
В воде он медленно плывет,
В станке летает взад-вперед. (челнок)
5) «Выбери поговорки о трудолюбивых людях»
Цель - учить анализировать предложения с антонимами по мотивированному значению.
Объясните смысл пословиц, найдите в них антонимы:
1. Встанешь пораньше - шагнешь подальше.
2. Кончил дело - гуляй смело.
3. Рыбка да рябки - потеряй деньки.
4. Много спать - мало жить.
5. Ему лень лениться, а не только шевелиться.
6. Скучен день до вечера, когда делать нечего.
7. Глаза боятся, а руки делают.
8. Кукушка не ястреб, неуч не мастер.
9. Одна мучка, да не одни ручки.
10. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
11. Бегает от работы, как собака от мух.
12. Белые ручки чужие труды любят.
13. Лодыри да бездельники празднуют и в понедельники.
14. Не то забота, когда работа, а то забота, когда ее нет.
6) «3амени слово похожим по значению»
Цель - учить подбирать синонимы.
Учитель называет слово (армия, блестеть, большой, бороться, бояться, бросать, быстрый, вежливый, горячий, греметь, дети, доктор, есть, интересный, красивый, мерзнуть, одежда, плакать, победить, работа, радоваться и др.) Дети подбирают синонимы (войско, сиять, громадный, сражаться и т.д.). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.
7) «Крылатые слова»
Цель - уточнить мотивированное значение предложения-фразеологизма.
Вариант первый.
Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют.
Вариант второй.
Учитель произносит фразу, передающую значение какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм.
Водить за нос врать. Работать спустя рукава небрежничать.
8) «Необычное в обычном»
Цель - учить раскрывать «переносный» смысл слова.
Учитель просит подобрать к слову:
золотой
тяжелый
свежий
слова обычные, прямые по значению, связанные с ним в речи, и необычные - переносные по значению.
9) «Профессия»
Цель - уточнить семантику слова.
Дети загадывают какую-нибудь профессию и перечисляют действия, с ней связанные. Другие ученики должны отгадать и назвать загаданную профессию.
10) «Какие слова спрятались в сетке букв? (кресс-кросс)»
Цель - развивать словотворчество.
Чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно посмотреть сетку букв: слова могут читаться справа - налево и слева- направо, сверху - вниз и наоборот, по диагонали и даже ломаться.
-
Э
Л
Е
Д
Ы
М
К
С
X
3
В
Е
3
Д
Ы
О
О
С
М
Е
С
Я
Ц
С
Р
О
С
А
В
В
Д
У
Е
Я
П
А
Р
О
О
Я
К
Н
А
Р
Е
Л
Ж
Ь
А
Ц
Р
А
М
Н
Д
К
Т
Е
Н
Ь
С
Н
Е
Г
Побеждает тот, кто больше найдет слов.
(Ответы: слева-направо: лед, дым, звезды, месяц, роса, пар, земля, тень, снег;
справа-налево: зев, сор, нет;
сверху-вниз: эхо, хорек, река, солнце, пар, время, волна, дождь, сосулька; снизу-вверх: Лара, рожь, темень, суд, двор и т.д.)
11) «Переводчик»
Цель - учить подбирать синонимы, в т.ч. к иноязычным словам.
Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами? 1. Доктор прописал пациенту инъекции. 2. Разъяренная вьюга замела тропинки. 3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?
1. При проверке было выявлено немало дефектов. 2. Он пишет мемуары. 3. Ваши аргументы убедительны. 4. Все работали с энтузиазмом. 5. Мы гордимся нашим голкипером. 6. В газете появилась информация о футбольном матче. 7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими: 1. Горят румянцем свежие ланиты. 2. Старец нахмурил чело. 3. Построен град великий над Невой.
12) «Найди лишнее слово»
Цель - научиться устранять тавтологию.
1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта современных педагогов, психологов по проблеме повышения интереса к русскому языку, литературе можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении школьников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
Можно сделать вывод о том, что игры необходимы в современной школе, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.
Игра - это незаменимый инструмент в развитии личности школьника, с помощью которого можно повысить интерес к предмету, в частности к русскому языку, и сделать его более «живым» и увлекательным.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе и потому, что способствуют не только воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и в целом креативной личности, т.е. личности гибкой, открытой, с развитой способностью к творчеству в любых сферах, такой, на которую явно выражен заказ современного общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров. - М., 1973.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - М., 2004.
3. Архипова, Е.В. Русский язык и развитие речи / Е. В. Архипова. - СПб : Литература, 2005.
4. Баев И. М. Играем на уроках русского языка / И.М. Баев. - М., 1989.
5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - М., 1988.
6. Внеклассная работа по русскому языку. 5 класс / Авторы-сост. В. П. Баскакова, И.Н. Городкова - Волгоград : Корифей, 2009.
7. Газман, О. С. В школу - с игрой / О. С. Газман [и др.]. - М., 1991.
8. Горнакова, Н. В. Игровые технологии как способ компетентностного подхода / Н. В. Горнакова // Allbest.ru.
9. Занько, С. Ф. Игра и ученье / С. Ф. Занько [и др.]. - М., 1992.
10. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского. - М., 1994.
11. Кларин, М. В. Обучение как игра / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 45-58.
12. Минкин, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минкин. - М., 1983.
13. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б. П. Никитин. - М., 1990.
14. Петрановская, Л. В. Игры на уроках русского языка: Учебные, комбинаторные, аналитические игры. Ч. 1 / Л. В. Петрановская. - М. : Чистые пруды, 2009.
15. Петрановская, Л. В. Игры на уроках русского языка: Ассоциативные игры, творческие задания, контекстные игры. Ч. 2 / Л. В. Петрановская. - М. : Чистые пруды, 2010.
16. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М. : РПА, 1996.
17. Сабаткоев Р. Б. Теория и практика обучения русскому языку / Р. Б. Сабаткоев. - М. : Академия, 1997.
18. Сальникова, О. А. Игровые формы на уроках русского языка / О.А. Сальникова // Русский язык. - № 15. - 2005. - С. 35-39.
19. Самоукина, Н. В. Организационно-обучаюшие игры в образовании / Н. В. Самоукина. - М. : Народное образование, 1996.
20. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. И. Шиянов [и др.]. - М. : Академия, 1999.
21. Спиваковский, А. С. Игра - это серьезно / А. С. Спиваковский. - М., 1981.
22. Степанова, О. А. Игровая школа мышления / О. А. Степанова. - М., 2006.
23. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры / С. А. Шмаков. - М., 1994.
24. Селевко, Г. К. Игровые технологии / Г. К. Селевко // Современные образовательные технологии. - М. : Народное образование, 1998. - С. 50-60.
25. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М., 1979.
26. Якубовская, Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в вспомогательной школе» / Э. В. Якубовская. - М., 2007.
31