7


  • Учителю
  • Урок по сказке были М. М. ПАришвина 'Кладовая солнца'

Урок по сказке были М. М. ПАришвина 'Кладовая солнца'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Буриказганово.



Михаил Михайлович Пришвин

« Кладовая солнца»

(урок-анализ 6 класс)

Провела Балагтдинова А.Н.

2008 год.

Цели: раскрыть нравственную суть взаимоотношений Митраши и Насти;замысел писателя-показать единство человека и природы;

развивать речь, творческие способности учащихся;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Оборудование: плакаты,кроссворды.

Ход урока.

1.Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством М.Пришвина-одного из своеобразнейших писателей. Прочитали его сказку-быль «Кладовая солнца».

2.Беседа с классом по заранее прочитанному тексту.

  • Какими вы видите главных героев произведения?

  • Как автор относится к детям?

  • Почему он их называет «золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?

(Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки». Митраша описан по другому. Главное в его описании-мужские волевые качества. Прозвище «мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами «мужичка»)

  • Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». Автор твосхищается и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны.)

  • Как автор описывает хозяйственные заботы детей?

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная мать, вставала далеко до солнца», «выгоняла любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша выучился у отца «делать деревянную посуду», «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело»)

  • Какую роль играет диалог в начале произведения?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У нее свои женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он -мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт произведения)

  • Какое событие является завязкой повествования?

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился «сам по себе, по своей тропке». Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными путями).

  • Кто из ребят был прав и почему?

  • Какую роль в развитии событий играет природа?

Комментарий учителя.

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.

Блудово болото- представляется тревожным, опасным и страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека , но и зверя. Обратим внимание , как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в её описании делаютеё маленькой и беззащитной(лисичка навострила ушки, мордочка, кочка,клубочек.)

Здесь же противопоставлены собака и волк-друг и враг человека: «одичавшая собака выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему.» Сюда-то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой - облако, которое «как холодная синяя стрелка-пересекло собой пополам восходящее солнце».

Тревоги добавляет ветер, из-за которого «сосна простонала», а «ель зарычала».

  • Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

(Два дерева, обреченные жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно ьдруг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.)

3.Пересказ эпизодов.

1 группа «Митраша в беде»

  • Как природа предупреждает мальчика об опасности?

(Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной-тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

  • Почему автор называет их «елочки-старушки»?

(Название, конечно, говорит и о старости древних болотных деревьев, и содержит в себе олицетворение)

Ёлочки не только уподобляются старушкам странным, чудным обликом, но и отличаются угрожающим видом: «То вот одна голый сук подняла, как руку, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть». Подобно человеку, они волнуются, пропуская Митрашу по тропе, друг за другом тянут к тропе «костлявую руку».

  • Какие ещё образы усиливают ощущение угрозы человеку в Слепой елани?

(Автор пишет: «Теперь уже непрерывно от каждого шага поднимается под землей урчанье и ворчанье;начинается встревоженная перекличка птиц: резко кричит чибис, трещат сороки, появляется черный ворон- в фольклоре с ним связана беда- здесь он кружит над Митрашей, обещая поживу своей подруге-вороне на гнезде»)

Пришвин называет ворона перифразой «черный вестник гибели».

  • Как автор относится к Митраше?

(Сочувствует ему , переживает за него).

2 группа. «Приключения Насти в лесу»

  • Почему Настя забыла о брате? Как автор относится к ней?

  • Помнила ли Настя, что должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?

Инсценирование эпизода «Спасение Митраши»(рассказчик, Митраша, Травка , заяц)

Вопросы классу:

  • Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши?

  • Когда произошло настоящее чудо в понимании Травки?

  • Что, кроме сметливости, отваги, терпения помогло Митраше спастись?

  • Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

  • Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?(правду вековечной суровой борьбы людей за любовь)

5.Лирическое отступление-высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем.(на доске)

Образ рассказчика, повествователя.

Постранично из текста выбираются предложения, в которых упоминается местоимение «мы», от этого собирательного лица ведется повествование.

«Мы жили в этом селе через один дом.»

«Мы с давних пор ездили к Антипычу на охоту.»

«Мы это так понимаем.,,»

«Мы, ребятишки…»

«Мы, охотники…»

«Мы думаем: это правда…»

«Настя и Митраша жили от нас через дом.»

«Мы-разведчики болотных богатств.»

Вывод: рассказчик, повествователь может подойти к автору вплотную, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом. Повествователь выступает в разных лицах, собирательный образ: «мы»-дети, охотники, геологи. Здесь автор и повествователь далеки друг от друга, автор через лирические отступления ведет разговор с читателем, а повествователь излагает историю Насти и Митраши.

Сказка-быль.

Быль- рассказ о действительном происшествии.

Синонимы: реальный, действительный, существующий, не воображаемый.

Что относится к были?

Приведите примеры сказочных мотивов.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал