- Учителю
- Проект по литературе 'Корень злых дел – в дурных мыслях». (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Проект по литературе 'Корень злых дел – в дурных мыслях». (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Введение
«Что несете в своем сознании, то и видите в
окружающем мире, то и притягиваете к себе»
Мирзакарим Норбеков
Достоевский не просто великий писатель, но и огромная важность события в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура обобщенно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении.
Мысли и идеи, заложенные Достоевским в «Преступлении и наказании», актуальны и в наши дни. Множество современных и молодых людей частенько задают себе такие же вопросы, какие задавали себе герои «Преступления и наказания». Множество людей стоят перед выбором: двигаться ли «по пути наименьшего сопротивления», приняв за истину то, с чем легче всего жить, или через страдания и ошибки, борьбу и неудачи, то есть тем же путем, по которому вел Достоевский своего героя, пробиться к тому единственному и вечному, что называют Истиной.
Объектная область проекта-философия, эстетика
Решаемая проблема
Правда ли, что «герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя»? (М.М. Бахтин)
Предметом исследования является- главной герой произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», как особая точка зрения на мир и на самого себя
Цель проекта
Выяснить, что является главным в жизни у героев Ф.М. Достоевского ( по произведению «Преступление и наказание»)
Задачи проекта
1) Проанализировать идеи автора, которые он отображает в произведении «Преступление и наказание»
2) Сравнить идеи, которые преследует главный герой и сам автор
3) Выяснить какой образ героя по отношению к сознанию строит автор
4) Рассмотреть какие черты характера присущи главному герою
Этапы проекта
1) Знакомство с идеями, показанными Ф.М. Достоевским в произведении
2) Выбор идей, подходящих для темы нашего проекта и сравнение их с авторскими идеями
3) Анализ личных характерных черт главного героя произведения
4) Разработка материалов
5) Написание работы
6) Создание выводов
Что участие в проекте даст ученику
Каждого ученика в старших классах тревожат вопросы о своем будущем: что же будет после окончания школы? Как выбрать подходящую специальность? Как избрать правильный путь? В своем произведении «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский затрагивает проблему о трудностях познания человека, с его точки зрения. Решение этого вопроса поможет старшеклассникам с их проблемами, а судьба главного героя поможет осознать, как важно давать нравственную оценку своим мыслям и действиям.
Ожидаемые результаты
Обогащение знаниями по литературе, развитие навыков анализа, способностей самостоятельно отвечать на заданные вопросы.
Методы исследования
1. Анализ творчества писателя
2. Сравнение идей
3. Анализ результатов опроса и их систематизация
Гипотеза: Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого.
План проекта
История создания произведения Ф.М. Достоевского
Выявить идеи автора в романе «Преступление и наказание»
Установить идеи главного героя произведения
Проанализировать идеи автора и героя
Уточнить образ героя по отношению к сознанию и его характерные черты
Обосновать гипотезу
Основная часть работы
1. История создания произведения Ф.М. Достоевского
Свой роман «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский создает в эпоху «идейного бездорожья», когда появляются новые философские течения, такие, как нигилизм, революционные теории. Тогда что-то сдвинулось в сознании русского человека.
Основной идеей автора стало изображение внутреннего мира жителей Петербурга из бедных кварталов, условий, в которых они живут, через их отношение к жизни.
Среди героев в романе Достоевского буквально разыгрываются битвы идей (двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения) , ибо это идеологический роман. Идеи, овладевая героями, становятся страстью; они не поглощают личность, а наоборот, определяют ее индивидуальность.
Г. А. Фадеев писал: «При ограниченном числе действующих лиц в романе кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Идеи столкнулись лбами».
Некоторые герои в своих словах несут «правду» Достоевского, некоторые - идеи, которые сам автор не принимает. Причем нередко аргументы, вложенные в уста героев, чьи мысли сам автор не разделяет, оказываются сильнее и убедительнее его собственных.
«В творчестве Достоевского каждый герой наново решает свои проблемы, сам окровавленными руками ставит межевые столбы добра и зла, каждый сам претворяет свой хаос в мир. Каждый герой у него слуга, глашатай нового Христа, мученик и провозвестник третьего царства. В них бродит еще и изначальный хаос, но брезжит и заря первого дня, давшего свет земле, и предчувствие шестого дня, в который будет сотворен новый человек. Его герои прокладывают пути нового мира, роман Достоевского - миф о новом человеке и его рождении из лона русской души...» (С. Цвейг. Из эссе «Достоевский».)
1.2. Что связывает Ф.М. Достоевского с главным героем произведения «Преступление и наказание»?
Главный герой произведения Родион Романович Раскольников - бывший студент, «задавленный бедностью». Перед Раскольниковым представлены картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства, а на каждом шагу ему встречаются гонимые люди, которым некуда пойти. Родион понимает, что находится в той же ситуации, что и большинство жителей Петербурга. Атмосфера грязных улиц, кварталов, площадей города навеивает мрачные мысли. Здесь голодают люди, умирают их мечты, рождаются преступные мысли.
Все это заставляет Раскольникова задуматься о том, что же происходит вокруг, как устроен этот бесчеловечный мир, где господствуют неправедная власть, жестокость и корыстолюбие, где все молчат, но не протестуют, покорно неся крест нищеты и бесправия. Его, как и самого Достоевского, мучают эти мысли. Чувство ответственности лежит в самой натуре его - впечатлительной, деятельной, неравнодушной. Остаться безучастным он не может. «Мне вдруг стало ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто все за хвост и стряхнуть к черту!» - говорит он. Нравственная болезнь Раскольникова с самого начала предстает как доведенная до крайней степени боль за других. Ощущение нравственного тупика, одиночества, жгучего желания что-то делать, а не сидеть сложа руки, не надеяться на чудо доводят его до отчаяния: из любви к людям он почти начинает их ненавидеть, но он хочет помочь людям.
Человек делается одержимым «идеей», и этой одержимости уже начинает угасать его свобода, он становится рабом какой-то посторонней силы. Он балансирует над бездной.
Ставя перед собой благородную цель- освободить человечество от страданий,- он выбирает для ее достижения неправильные и жестокие средства. И, желая помочь обществу, он противопоставляет себя ему, стремится к власти над ним. Писарев так определяет состояние Раскольникова: «Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом». В неверно избранном пути, бесчеловечной идее о «Сверхчеловеке», в убийстве и заключается преступление Раскольникова, за которое он наказан.
В образе Раскольникова немало и автобиографичного. Например, действие эпилога происходит на каторге. Такую достоверную и точную картину жизни каторжан автор изобразил, опираясь на свой личный опыт. Многие современники писателя замечали, что речь главного героя «Преступления и наказания» очень напоминает речь самого Достоевского: схожий ритм, слог, речевые обороты.
1.3. Как Достоевский определяет сознание героя и какие взгляды ему интересны?
Герои Достоевского способны отобразить не только авторские взгляды, но и выразить собственное слово. Правда, это слово не выражает личной позиции героя. Сознание героя предполагает чужой разум, но в то же время оно не становится простым изображением авторской мысли. В этом смысле образ героя у Достоевского- удивительно отстраненный образ героя в традиционном романе.