7


  • Учителю
  • Методическая разработка урока «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры»

Методическая разработка урока «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение:

Потаповская средняя общеобразовательная школа







Методическая разработка урока




«Святой Сергий - строитель русской

духовной культуры»









Учитель русского языка

и литературы: Морозова Н.А.









х. Потапов

«Святой Сергий - строитель русской духовной культуры»


Цели:

образовательная: рассмотрение этапов духовного пути игумена, выяснениесоздания и раскрытия идеального образа Святого Сергия;


развивающая: развитиедуховно-нравственного просвещения подрастающего поколения, формирование у него целостного мировоззрения, уважения к православной культуре как важнейшей составляющей российской и мировой культуры; развитие логического и творческого мышления, умения сравнивать и делать самостоятельные выводы;


воспитательная: формирование духовного мира школьника как личности, нравственных принципов; воспитание видения духовного за земными делами человека, любовь к Родине и её Святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное наследие; воспитание любознательного, эстетически развитого, творческого человека, проявляющего интерес к урокам литературы, искусства, основам православия;приобщение учащихся к исконно русской культуре.


Методические приемы: монологическое выступление уч-ся, беседа, самостоятельнаяработа и в группах, фронтальный и индивидуальный опрос, демонстрация конкретных предметов, наблюдение, творческая работа:- рассказ о жизни Святого одним из уч-ся;

- составление Синквейна.


Тип урока: урок-исследование.


Педтехнологии: здоровьесберегающая, технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).


Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация (музыкальное сопровождение «Сергий Радонежский»), Интернет - ресурсы, раздаточный материал, словарь литературоведческих терминов, Библия, книги о Св. Сергии.



Словарная работа: Преподобный, Святой, житие, молитва, а также слова из Приложения №2



Ход урока

1.Организационный момент (организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина). (1 мин.)

Эмоциональный настрой:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в ваш светлый класс.

И для меня уже награда -

Вниманье ваших умных глаз.

2. Слово учителя:Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по жизненным ступеням Преподобного Сергия Радонежского -одного из самых великих личностей России.Давайте прочтем эпиграф к уроку.(Презентация №2, слайд 2)

"В лице Преподобного Сергия русский народ сознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность". Павел Флоренский

Слово учителя: Что значит Преподобный?(Святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; своей праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу.)

Слово учителя: Как Вы думаете, чему или кому была подчинена душа и весь внутренний мир Святого?(Внутренний мир Святого, душа были постоянно подчинены закону любви к Богу, ближним, Отечеству.)

Показ презентации №1с музыкальным сопровождением «Троице-Сергиева лавра»

Слово учителя:

- Какие чувства, эмоции появлялись у Вас во время просмотра данной презентации? Обменяйтесь своими впечатлениями обувиденном.

- Постарайтесь сформулировать вопросы, на которые мы должны будем дать ответы во время работы на уроке?(Почему, за какие дела считают Сергия Радонежского великим деятелем России? Почему мы считаем его учителем и устроителем России? Каков вклад Святого в духовно-нравственное развитие человека, поколений? и т.п.)

Работа с репродукцией:

- опишите изображение Св.Сергия. (слайд 3) (Высокий, худой человек, старый, бедно одет, но с добрыми глазами, прямым, открытым взглядом и т.д.)

- какими чертами Вы бы наделили этого человека? (Добрый, мудрый, справедливый, спокойный.)

Учитель привлекает внимание к иконам (на иконах лик Сергия Радонежского), указывая на разницу в изображении Святого, делая акцент, что икона - живописное изображение Бога или Святых. Напоминая, что у верующих (православных) икона является предметом поклонения, к ней они обращаются с Молитвой.

- Кто вспомнит и прочтет вслух Молитву? (Возможно, в классе знают "Отче наш", тропарь преподобному Сергию Радонежскому). Или приведите отдельные строки из молитв, цитаты.

Учитель:А что обозначает слово «молитва»? Чему она учит человека?

- Молитва - не только обращение к Богу. Она учит нас очень важным вещам: скромности, умению прощать, быть добрым и стремиться только к хорошему.

Учитель:Православные верующие, кому сегодня не дается учение, обращаются к иконе Преподобного Сергия со словами: "Преподобный Отче Сергия! Моли Бога о мне!"

Слово учителя:Итак, начало пути жизни Святого. Жизнь Сергия начинается с родителей, детства, желания уйти в монастырь. Давайте вспомним об этом, что Вам известно? Но прежде дадим определение термину «житие».(Житие - повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.) Привести примеры из литературных произведений.

Слово учителя:Какой смысл имеет Житие и что обычно в нем показано?(Житие имеет, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В них показана мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.)

Учитель:- Кто были родители Сергия Радонежского? Были ли у него братья, сёстры? Как их звали?

- Были ли какие-нибудь чудесные явления, связанные с рождением мальчика? Что это были за события? О чём они говорят?

- Как назвали Сергия родители?

Ответ учащегося (индивидуальное д.з.): До того как стать монахом, Сергий носит имя Варфоломей, которым его назвали при рождении. С ребёнком Варфоломеем происходят три чуда, которые указывают на то, что он избран Богом.

  1. Ещё до рождения Варфоломей во время богослужения трижды громко закричал в чреве матери.

  2. Младенцем он отказывался от молока в среду и в пятницу, которые являются постными днями в православной религии, и в эти дни нельзя есть мясную и молочную пищу.(слайд 4)

  3. В отрочестве обрел дар понимания грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец.(слайд 5)



Слово учителя: Однажды, Сергия Радонежского просили о прощении грехов.На экране написаны слова Сергия Радонежского, которыми он ответил. Прочитаем их. « Я самый страшный из вас грешник»(слайд 6)

Учитель:Почему он так ответил? (Он скромный, принимает на себя грехи людей.)

Учитель: Так почему же Сергий стал почитаемым Святым? (Именно поэтому он стал почитаемым святым, к нему с поклоном приходили от простого крестьянина до князя.)

Учитель:Незадолго до кончины Кирилл и Мария приняли иночество в Покровском Хотьковом монастыре, стоявшем верстах в трех от Радонежа. Сюда также пришел овдовевший около того времени старший брат Варфоломея Стефан и вступил в число иноков. Немного спустя родители святого юноши, один вскоре после другого, с миром преставились ко Господу и были погребены в сем монастыре. Братья после смерти родителей провели здесь сорок дней, вознося усердные молитвы Господу о упокоении новопреставленных рабов Божиих. Все свое имущество Кирилл и Мария оставили Варфоломею.(слайд 7)

Видя преставление своих родителей, преподобный так размышлял сам с собой: «Я смертен и тоже умру, как и родители мои». Раздумывая таким образом о кратковременности сей жизни, благоразумный отрок раздал все имущество родителей, ничего не оставив для себя, даже для пропитания он ничего не удержал себе, ибо уповал на Бога, подающего хлеб нуждающимся».

Учитель:Подумайте, почему этот отрывок для нас важен? Что нового мы узнаём о Святом Сергии из него? (Мы узнаём о послушании будущего Святого).

Учитель:Обратимся к истории.

В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Накануне великой битвы на Куликовом поле Великий князь Дмитрий едет к старцу Сергию. Мы знаем, что Сергий Радонежский принял у себя в монастыре князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского), который решал, идти ли ему на бой с татарами, ведь силы у последних несметные.(слайд 8)

Учитель: Итак, зачем пришел Дмитрий к Сергию Радонежскому?(За благословением.)

Учитель:Получил ли он благословение?Как Вы думаете, в чем должна была заключаться сила Дмитрия и его войска?Что ответил Сергий?(Да.Сила Дмитрия - в русской земле, природе, людях, вере.)

Учитель: Восемь страстей, восемь главных болезней мешают человеку подниматься вверх в своём духовном росте. Господь каждому из нас дал чистую и светлую душу, надеясь, что мы будем украшать её добродетелями. А мы вместо этого чаще отяжеляем её страстями. Какими же?

На партах у уч-ся лежит раздаточный материал (рабочие карты), в которых название страстей, их пояснение. Можем ли мы сбросить с себя этот груз? Давайте попробуем. Чем мы заполним пустующее место в таблице? (Справа Средства борьбы со страстями.Нужно соотнести страсть и средство Борьбы с ней.) Работа в группах.

Учитель:Будучи свободным от подобной тяжести, человек может совершить благие дела. Следующие ступени в жизни Сергия Радонежского - Свершение великих дел. Четыре великих дела было в его жизни, за которые мы почитаем Преподобного как учителя и устроителя России.(небольшие сообщения уч-ся о четырех делах Сергия, сопровождаемые слайдами презентации учителя)

  • Создание и распространение нового типа монастырей.(слайд 9)

  • Начало освобождения от татаро-монгольского ига.(слайд 10)

  • Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.(слайд 11)

  • Создание духовно-нравственного и культурного центра Руси - «Троице-Сергиевой лавры». (слайд 12)



3.Итоги урока

Учитель:

- Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?

- Почему спустя века люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию?

- Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать житие святого?

4.Рефлексия.Какой смысл вложил П. Флоренский в строки, взятые в качестве эпиграфа к уроку?

Учащимся предлагается составить Синквейн (алгоритм написания прилагается) по проработанному материалу.(работа в группах по 4 чел. + самооценивание уч-ся. Отвечает тот, у которого будет на спинке стула приклеен стикер учителем во время работы уч-ся, а также во время мини-консультаций уч-ся - здоровьесберегающие технологии)

Слово учителя:Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители вереницы его почитателей со всех сторон. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водой из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное - благословение (слайд 13).

5.Выставление оценок с кратким комментарием. Домашнее задание:

1группа: написать сочинениео жизни Преподобного Сергия Радонежского;

2 группа: небольшой рассказ-описание Троице-Сергиевой лавры;

3 группа: рассказ-описание мирской жизни Сергия (поступки, деяния);

4 группа: рассказ-описание иконы А. Рублева «Троица».


Приложение к уроку

№ 1. Карта страстей

Сопоставьте (соедините стрелками) восемь смертных грехов (страстей) и средства борьбы с ними:

Восемь главных страстей

Соедините!

Средства борьбы со страстями

Чревоугодие - объедение, пьянство, нарушение поста, лакомство, сластолюбие, перенасыщение, едение без молитвы, пирование, невоздержание.


Кротость - уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Тишина ума, незлобие. Неощущение оскорблений. Душевный мир.

Любодеяние (блуд)-блудные мечтания, сквернословие, чтение сладострастных книг, соблазнительные зрелища, картины, скверные осязания и прикосновения.

Блаженный плач - плач ума, болезненное сокрушение сердца. Надежда на милосердие Божие, благодарение Бога в скорбях. Послушание. Смирение.

Сребролюбие - желание обогатиться, любовь к деньгам, любовь к подаркам, корыстолюбие, скупость, воровство, мышление о средствах к обогащению

Целомудрие - уклонение от страстных бесед, произношения скверных, двусмысленных слов; скромность, молчание, безмолвие.

Гнев - вспыльчивость, непристойный крик, спор, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, мщение.

Трезвление- внимание при молитве. Выполнение церковного правила и послушаний. Усердие ко всякому доброму делу.

Печаль - огорчение не по Бозе, тоска, малодушие, отсечение надежды на Бога, неблагодарение Бога за все случающееся. Отречение от креста.

Воздержание-удержание от излишнего употребления пищи, вина; соблюдение постов, установленных Церковью; память смертная помнить о Боге.

Уныние - празднословие, оставление церковного правила; леность, невнимание и поспешность в молитве. Излишнее успокоение сном.

Нестяжание - удовлетворение себя одним необходимым, нет стремление к роскоши, неге, милосердие к нищим. Следование Христовым заповедям.

Тщеславие- искание славы человеческой, хвастовство, лицемерие, зависть, самооправдание, прекословие, стыд исповедовать грехи свои, ложь, лесть. Стремление возвыситься над ближними.

Любовь - верность Господу, любовь к ближним ко всем равная, к друзьям и врагам. Сладостное влечение к Господу Иисусу Христу и Святой Троице.

Гордость- презрение ближнего, непокорность Закону Божию и Церкви. Потеря любви к Богу и ближнему. Неповиновение властям. Безбожие. Невежество.

Смирение - глубокое познание своего ничтожества. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя.

Ответы для учителя: чревоугодие -воздержание, любодеяние - целомудрие, сребролюбие - нестяжание, гнев - кротость, печаль - блаженный плач, уныние - трезвление, тщеславие -смирение, гордость - любовь.


№ 2.Алгоритм написания Синквейна

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.



Используемая литература:

  1. Бородина А.В. Учебник «Основы православной культуры» для основной и старшей ступеней. Москва, Издательский дом «Покров», 2003 г.

  2. ПоловинкинА.И. «Православная духовная культура». Москва, «Владос»,2003г.

  3. Учебное пособие под ред. Шевченко Л.Л. 7 класс

  4. Библия.

  5. Материалы сайтов Интернет.

  6. Толковый словарь русского языка под ред. С.Ожегова.

  7. Словарь литературоведческих терминов.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал