- Учителю
- Рабочая программа для факультативных занятий по русскому языку для учащихся 8 классов, разработанная на основе программ факультативных и элективных курсов С. И. Львова.
Рабочая программа для факультативных занятий по русскому языку для учащихся 8 классов, разработанная на основе программ факультативных и элективных курсов С. И. Львова.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 8а класса МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» разработана на основе авторской программы: Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ С.И. Львова. - М. : Вентана-Граф, 2008г.
Факультативный курс «Основы русской словесности: от слова к словесности» рассчитан на учащихся 8а класса.
Данный курс является предметно-ориентированным и представляется особенно актуальным, так как учащиеся все хуже воспринимают письменное и устное слово, а непонимание прочитанного ведет к нежеланию читать вообще, а следовательно, к неумению владеть собственным словом и создавать собственное высказывание, что непременно скажется при сдаче экзамена по русскому языку в части С. Курс научит читать и понимать любой текст, анализировать его, вникая в каждое слово, предложение, научит правильно и выразительно говорить и писать.
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и литературы.
Нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учащихся, учитывая свои собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов. Это научит школьников чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, в удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приемы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, его интонационные особенности.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных сайтах и обмениваться мнениями по оводу своих сочинений и написанных другими учениками. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Содружество искусств - цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, решает сам учитель, опираясь на свои знания в области искусства.
Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-9 классов необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
ЦЕЛИ КУРСА:
-
Научить учащихся анализировать текст.
-
Сформировать навыки выразительного чтения и письма.
-
Подготовить учащихся к работам по литературному чтению.
-
Способствовать интеллектуальному развитию ученика.
-
Способствовать формированию и развитию навыков в написании творческих работ.
Для реализации этой цели необходимо:
-
ознакомиться с выразительными возможностями языка как материала словесности;
-
ознакомиться с художественностью произведения и теми средствами языка, через которые она достигается в искусстве слова;
-
ознакомиться с языковыми средствами изображения жизни и выражения авторской позиции в различных родах (эпических, лирических, драматических) произведениях словесности;
-
расширить понятийный аппарат учащихся в области литературоведения;
-
расширить словарный запас учащихся;
-
продолжить формирование грамотной речи учащихся;
-
научиться применять полученные знания при написании сочинений.
Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетентности.
Теоретической основой данного курса являются:
-
«Материал словесности» - возможности русского языка, позволяющие ему быть средством общения, сообщения информации и побуждения к действию, а также служить материалом, из которого создаются все произведения.
-
«Произведения словесности» - языковые средства, используемые автором для выражения своей мысли в произведениях.
-
Различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи и требующих самостоятельной работы над текстом.
Дидактический материал:
-
произведения, созданные мастерами слова;
-
оригинальная система вопросов, ответы на которые требуют не простого воспроизведения изученного, а глубокого осмысления проблемы;
-
словарь «Важнейшие термины словесности» для уточнения понятий, ответов на вопросы, расширения словарного запаса учащихся;
-
задания для самостоятельной работы, требующие классификации явлений, составления таблиц, оценки произведения, формулировки выводов;
-
задания творческого характера, требующие создать рассказ, стихотворение, сценку, написать сочинение-рассуждение, критический очерк, эссе;
-
иллюстрации для сравнения произведения словесного искусства с произведением изобразительного искусства, чтобы увидеть их сходство или различие;
-
фонограммы чтения литературных произведений актерами;
-
тексты художественной литературы для выразительного прочтения, с целью передачи голосом смысла
Отличительная особенность курса в том, что кроме необходимого теоретического материала, излагаемого в доступной форме, учащимся предлагается большое количество материала практического
Принципы, на которых базируется программа курса:
-
учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
-
уважение к результатам их деятельности в сочетании с требовательностью;
-
комплексный подход при разработке занятий;
-
выразительность содержания и форм проведения занятий;
-
научность, связь теории и практики;
-
системность и последовательность;
-
прочность полученных знаний;
-
активность и сознательность обучения.
Формы организации работы с учащимися в рамках данного курса:
лекции, практикумы, консультации, то есть формы, требующие не только пополнения теоретических знаний, но и развития практических умений.
8 класс (35 часа).
Содержание курса
Изобразительные ресурсы русского словообразования (14 часов).
Морфема и ее значение (2 часа).
Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем и словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их стилистическое разнообразие; большое количество способов словообразования.
Морфема как значимая часть слова. Стилистические приемы, основанные на семантике морфемы: прием привлечения внимания к значению морфемы, обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор и т.д.
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем.
Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.
Словообразовательный повтор (4 часа).
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор частей слова, однокоренных слов.
Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора, который одновременно служит и средством единоначатия смежных стихов или строф поэтического текста; средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в прозаическом произведении.
Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.
Внутренняя форма слова (4 часа).
Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок.
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.
Окказионализмы (4 часа).
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного запаса языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей художественного текста и выразительное чтение его.
Лексическое богатство русского языка (20 часов).
Слово в художественном тексте (1 час).
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слова, заимствование.
Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте.
Переносное значение слова (9 часов).
Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление сова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.
Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.
Многозначные слова (2 часа).
Стилистическое использование многозначных слов. Прием намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приема: создание комического эффекта, выражение иронии, сарказма, речевая характеристика героя.
Омонимы, синонимы, антонимы (4 часа).
Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.
Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Лексика ограниченного употребления (2 часа).
Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героев, местности, в которой происходит действие.
Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в художественном тексте: уместность, понятность и умеренность.
Приемы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи: объяснение в сноске или скобках.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: историзмы и архаизмы. Стилистические функции устаревших слов в художественном тексте: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания поэтическому тексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражения насмешки и осуждения.
Особенности употребления славянизмов в художественных текстах.
Фразеологизмы (3 часа).
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов (частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двух фразеологических выражений, их сокращение; намеки на известные выражения, намеренная грамматическая деформация структуры фразеологизма).
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы русской словесности: от слова к словесности» для 8а класса (35 часа).
№
Краткое содержание занятия. Тема занятия.
часы
дата
Изобразительные ресурсы русского словообразования
(14 часов).
Морфема и ее значение (2 часа).
1
Морфема как значимая часть слова. Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.
1
07.09
2
Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.
1
14.09
Словообразовательный повтор (4 часа).
3
Словообразовательный повтор как стилистическое средство.
1
21.09
4
Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора.
1
28.09
5
Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.
1
05.10
6
Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох.
1
12.10
Внутренняя форма слова (4 часа).
7
Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем.
1
19.10
8
Прием обыгрывания внутренней формы слова и его художественная функция.
1
26.10
9
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.
1
26.10
Окказионализмы (4 часа).
10
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.
1
02.11
11
Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в художественном произведении.
1
16.11
12
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение. Практикум.
2
23.11
30.11
Лексическое богатство русского языка (20 часов).
13
Слово как основная единица языка. Основные пути обогащения словарного состава языка.
1
07.12
Переносное значение слова (8 часов).
14
Прямое и переносное значение слова.
1
14.12
15
Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов (обзор).
1
21.12
16
Метафора и ее художественная функция.
1
28.12
17
Метонимия. Синекдоха. Сравнение и аллегория.
2
18.01
25.01
18
Олицетворение и его художественная роль в пейзажной лирике.
2
01.02
08.02
19
Эпитет, его типы и функции в художественных произведениях.
1
15.02
20
Гипербола и литота, их роль в художественном тексте.
1
22.03
21
Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.
1
01.03
Многозначные слова (2 часа).
22
Стилистическое использование многозначных слов.
1
15.03
23
Прием намеренного сталкивания различных значений многозначных слов и основные функции этого художественного приема.
1
22.03
Омонимы, синонимы, антонимы (4 часа).
24
Виды омонимов и их экспрессивное использование в художественных произведениях.
1
12.04
25
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи.
1
19.04
26
Контекстуальные синонимы и антонимы.
1
26.04
27
Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
1
03.05
Лексика ограниченного употребления (2 часа).
28
Изобразительные функции лексики ограниченного употребления и основные требования к ее использованию.
1
10.05
29
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов. Особенности употребления славянизмов в художественных текстах.
1
17.05
Фразеологизмы (3 часа).
30
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи.
1
24.05
31
Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.Практикум
1
31.05
Информационное обеспечение
-
Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного текста. - М., 1980.
-
Купина Н. А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. - М., 2003.
-
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.
-
Львова С. И. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. - М., 1996.
-
Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 классы. - М., 1996.
-
Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы/Бройде М.Г./ - М.: ВАКО , 2014г.
-
Никитина Е.И. Учебник для 9 класса «Русская речь. Развитие речи»
М. «Дрофа» 2000