- Учителю
- Рабочая программа по литературе для 5 класс
Рабочая программа по литературе для 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.СТАРОТУРАЕВО
Рассмотрено:
На заседании ММО
Протокол №__
от «___»___________2014г.
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР
МОКУ ООШ с. Старотураево
________Мардаганиева Л.Р.
«____»__________2014г
Утверждено:
Директор школы
МОКУ ООШ с. Старотураево
_________ Каримова А.Т.
Приказ № ___ от «___»_______2014
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
АХТАРЕЕВА АЙГУЛЬ АЙРАТОВНА
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
К рабочей программе учебного предмета литература в 5 классе.
Преподавание данного курса осуществляется в соответствии с составленной рабочей программой на основе программы основной школы по литературе в 5 -9 классах общеобразовательных учреждений с русским ( неродным) и родным ( нерусским ) языком обучения.
Авторы программы по русской литературе: с. К. Бирюкова, Р.З. Хайруллин, Н.Н.Вербовая, К.М..Нартов, Н.С.Русина. Общая редакция К.М..Нартова. Санкт-Петербург. Просвещение .2005.
Минимальное количество часов по программе основного общего образования по литepaтype - в 5 классе отводится 2 ч в неделю, 68 ч в год.
Введение 1 ч
Устное народное творчество-15ч
Литературные сказки 20 ч
Русская литература Х1Х века-28ч
Русская литература XXвека-23ч
Рабочая программа составлена на основе документа: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приказ МОРФ от 05.03. 2004 № 1089)
Преподавание ведется по учебнику - хрестоматии для 5 класса «Литература» в 2-х ч. Авторы-составители: м. г. Ахметзянов, Л. С. Багаутдинова, Н. Н. Вербовая. с. -По Просвещение.2008.
Количество контрольных работ: классных сочинений - 3.
Цель изучения литературы в школе - воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для чего необходимо приобщить учащихся к богатству русской клaccической и зарубежной·литературы. За основу литературного образования берется чтение с последующим изучением художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством для этой основы на всех этапах изучения литературы в школе становится noвышение качества чтение, расширение его круга, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Такова задача на предстоящий учебный год. Необходимо развивать "души прекрасные порывы" - эмоциональное восприятие произведения , а не просто,текста. Изучение курса литературы в 5 классе определяет
дальнеишее отношение учеников к данному предмету.
Основы аналитического чтения заложены в программе начальной школы, где учащиеся определяют главного героя, тему, сюжет. Они уже могут находить «человека» В произведении о природе. Выделяют отдельные места в тексте произведения. Умеют пересказывать. В 5 классе эти умения и навыки получают дальнейшее развитие. Преемственность осуществляется.
К концу учебного года учащиеся должны знать авторов, произведения, размеры стихосложения, уметь отвечать на вопросы, составлять монологический ответ, анализировать произведение.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
РАЗДЕЛ 3. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
1.Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
-
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
-
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
-
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
-
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
Отметка
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
-
Содержание работы полностью соответствует теме.
-
Фактические ошибки отсутствуют.
-
Содержание излагается последовательно.
-
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
-
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
-
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
-
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
-
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
-
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
-
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
-
В работе допущены существенные отклонения от темы.
-
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
-
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
-
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
-
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
-
Работа не соответствует теме.
-
Допущено много фактических неточностей.
-
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
-
-
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.Оценка сочинений.
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-
стилевое единство и выразительность речи;
-
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.
Раздел 4.Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
К концу учебного года пятиклассники должны знать и уметь: -определять жанр произведения;
-
-определять мораль сказки и басни;
-
-различать фантастику и сказку;
-
-определять систему обрctзов и выделять главного героя;
-
-знать что такое сюжет его особенности;
-
-роды литературы; ,
-
-сатира и юмор аллегория басни;
-
-определять историческую основу произведения патриотический или иной пафос;
-
-определять изобразительно-выразительные средства языка проблематику
-
произведения и его стиль;
-
-иметь понятие об эпитете портрете пейзаже;
-
-уметь составлять характеристику героев произведения;
-
-определять конфликт в произведении композицию;
-
-знать что такое поэтическое восприятие окружающего мира понимать задачи поэзии
-
• и прозы ..
-
Работа по развитию речи включает в себя выполнение норм чтения, его выразительности, умению пересказывать логично, умению понимать прочитанное, организацию и проведение письменных работ .
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол.ч.
Дата по плану
Факт.
примечание
Введение (1 ч.)
1.
Литература- как вид искусства.
1
5.09
Устное народное творчество (фольклор) (15 ч.)
Русские народные сказки.
2-4.
«Сказка об Иване царевиче, Жар - птице и о Сером волке
3
6.09
12.09
13.09
5
Реальное и фантастическое в сказке
1
19.09
6-7.
«Зимовье зверей». 3вери- персонажи, их особенности и качества.
2
20.09
26.09
8-10
«Каша из топора» бытовые сказки
3
27.09
3.10
4.10
Сказки народов России.
11-13
«Лиса и перепелка». (башкирская сказка).
3
10.10
11.10
17.10
14-16.
«Старик со старухой и береза» (удмуртская сказка).
3
18.10
24.10
25.10
17
Литературные сказки (20) обзор
1
7.11
18.
А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый ... »
1
8.11
19-21.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
3
14.11
15.11
21.11
22.
Идея торжества человеческой верности и
справедливости в сказке.
1
22.11
23.
Поэтичность изображения волшебных событий в сказке, ее стихотворная форма.
1
28.11
24-25.
Вн. чт. А. С. Пушкин.
«Сказка о попе и работнике его Балде».
2
29.11
5.12
26-27.
М. Ю. Лермонтов.
«Ашик - Кериб»(турецкая сказка).
2
6.12
12.12
28.
Прославление любви, верности, доброты,
осуждение коварства и зла в сказке.
1
13.12
29-30.
Петр Петрович Ершов. «Конек- Горбунок».
2
19.12
20.12
31.
Герой сказки Иван как воплощение духовной силы
и мудрости народа.
1
26.12
33-35.
Сергей Тимофеевич Аксаков.
«Аленький цветочек».
3
27.12
16.01
17.01
36.
Основной мотив сказки.
1
23.01
37
Русская литература XIX века (28 ч.) обзор
1
24.01
38-39.
Иван Андреевич Крылов. «Квартет», «Демьянова
уха», «Ларчик».
2
30.01
31.01
40
Основной художественный прием басни. Мораль.
1
6.02
41.
А. С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье ... »
1
7.02
42.
А. С. Пушкин. «Туча», «Зимний вечер».
1
13.02
43.
Вн. чт. А. В. Кольцов. «Песня пахаря».
И. С. Никитин «Утро».
1
14 .02
44-45.
Николай Васильевич Гоголь.
Повесть «Ночь перед Рождеством».
2
20.02
21.02
46.
Фантастика и реальность в произведении
Н. В. Гоголя.
1
27.02
47
Поэтизация картин народной жизни и природы,
светлой любви. Подготовка к сочинению.
1
28.02
48.
Классное сочинение по повести "Ночь перед
Рождеством" .
1
6.03
49
Внекл чтение по ТВ. Н.В.Гоголя
1
7.03
50.
Анализ письменных работ.
1
13.03
51
Федор Иванович Тютчев.
1
14.03
"Есть в осени первоначальноЙ ... ", "Весенние воды".
52.
Любовь поэта к родной природе. "Чародейкою
3имою ... ", "Весенняя гроза".
1
20.03
53.
Афанасий Афанасьевич Фет. "Ласточки пропали ... ",
1
21.03
54
"Весенний дождь", "Вечер".
1
3.04
55.
Человек и природа- главная тема лирики Фета.
1
4.04
56
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество
1
10.04
57
"Крестьянские дети".
1
11.04
58.
Восхищение трудолюбием, близостью к природе
крестьянских детей в стихотворении.
1
17.04
59.
Антон Павлович Чехов. Высмеивание невежества и глупости в рассказах А. П. Чехова.
1
18.04
60-61.
А. П. Чехов. "Лошадиная Фамилия".
2
24.04
25.04
62.
Мастерство создания комических ситуаций.
Понятие о юморе.
1
8.05
63.
ВН.Чт. РассказыА. П.Чехова.
1
15.05
Русская литература ХХ века. (23 ч.)
64.
Александр Иванович Куприн. Идеи гуманизма в рассказах писателя
1
16.5
65.
Картины нищеты в рассказе И. Куприна "Чудесный доктор"
1
22.05
66.
Образ известного хирурга Пирогова в рассказе.
Подготовка к сочинению.
1
23.05
67
Классное сочинение по рассказу "Чудесный доктор".
1
29.05
68.
Анализ работ.
1
30.05
РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
Учебник-хрестоматия для 5 класса «Литература» в 2-х ч. Авторы составители: Ахметзянов М. Г., Багаутдинова Л. С., Н. Н. Вербовая. С.-П. Просвещение. 2008.
-
Астафьев В. П. Повести. Рассказы. М. Дрофа. 2002. Библиотека отечественной классики.
-
Беломестных . О .Б., М. С. Корнеева. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М. Вако. 2003.
-
Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. Просвещение. 1990.
-
Литература в школе. Журнал для учителя.
-
Нагибин Ю. Дворы, переулки и весь мир. Повесть и рассказы. М. Детская
литература. 1984.
-
Нартов К. М. Учебник-хрестоматия. С.-П. Просвещение. 1996.
-
Русская литературная сказка XVIII- ХХ веков. Том 1. БОК. М. Дрофа. 2002.
-
Русская поэзия второй половины XIX века. М. Дрофа. 2002. 10.Русская басня XVIII- ХХ веков. М. Дрофа. 2002.
-
Русская литературная сказка XVIII - ХХ веков. Том 2 . М. Дрофа. 2002 .