- Учителю
- Урок литературы+ презентация на тему 'Конфликт поколений' по роману И. С. Тургенева 'Отцы и дети'
Урок литературы+ презентация на тему 'Конфликт поколений' по роману И. С. Тургенева 'Отцы и дети'
Урок литературы в 10 классе
Тема: Век нынешний и век минувший. Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Цели урока:
1)проанализировать образы главных героев романа;
2) сделать вывод об основном конфликте романа;
3) развивать навыки анализа текста;
4) проверить и закрепить знания уч-ся
Эпиграф к уроку: «В своём романе я попытался представить конфликт двух поколений».
И.С.Тургенев ( Из письма Полине Виардо)
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе . Тему отцов и детей затрагивают в своих произведениях А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь. Эта тема раскрывается в драме Островского «Гроза». Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» показал в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. По-своему подходят к раскрытию темы И.А.Гончаров в романе «Обломов», Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Проблема поколений - одна из важнейших в романе Тургенева «Отцы и дети». Она раскрывается во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем лагеря «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым.
2. Постановка цели урока.
Цель нашего урока - постараться проникнуть в мир мыслей и чувств героев, разобраться в сути возникшего конфликта между двумя поколениями, попытаться понять, является ли эта проблема вечной и как люди , живущие в разное время, пытались её решить..
3. Анализ исторических событий, описанных в романе.
Сегодня мы неслучайно поделились на два лагеря, условно мы назвали их «отцы» и «дети». Итак, каждая группа попытается разобраться в представлениях и взглядах каждого поколения. Но прежде чем мы начнём этот разговор, мы должны окунуться в ту эпоху, которая описана в романе Тургенева.
Выступление ученика
Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось надеждой, для других меркло в ужасе неизвестности. Отмена крепостного права была провозглашена в феврале 1861 года. Это событие - грандиозное по своему значению. Однако реформа не только не решила социальной и политической проблемы, но поставила перед обществом новые, не менее мучительные вопросы. Всё прогрессивное общество поделилось на два лагеря - старшее поколение дворян и молодое, вновь возникшее поколение разночинцев.В такие переломные моменты особенно остро, болезненно, а порой и грозно дает о себе знать конфликт века нынешнего и века минувшего.
4. Анализ 10 главы.
Учитель: Вдумайтесь в строки из стихотворения Ф.И.Тютчева:
Обломки старых поколений,
Вы, пережившие свой век:
Как ваших жалоб, ваших пений
Неправый праведен упрек!
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью,
За новым племенем брести!
Ф.И. Тютчев.
Мы попытаемся проникнуть в суть мыслей и чувств героев романа, рассмотреть возникший между ними конфликт с психологической точки зрения. Дома вы попытались выполнить сравнительную характеристику двух героев.
1) Учитель: Давайте начнём с портретного описания Базарова и Кирсанова.
1 ученик читает отрывок из главы 2 (портрет Базарова)
- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
Глава 4. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одеженку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках.)
2 ученик читает портретное описание Кирсанова из главы 4 .
В это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands» он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать».
Учитель: Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.
- Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./
-А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/
-Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./
Учитель. Вызвать критическое отношение к герою - было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями.
2) Учитель: Какие взаимоотношения установились с первых же дней между П.П.и Базаровым?
Выступления учащихся.
1 ученик: глава 4:
- А чудаковат у тебя дядя, - говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. - Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай.
- Архаическое явление! А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк
2 ученик: глава 10.
Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его - его, Павла Кирсанова! Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия;
Учитель: Итак, можно ли сказать, что ссора назревала?
Учитель: «Мы с тобой отставные люди. Видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди, - заметил со вздохом Николай Петрович.
- Ну, я так скоро не сдамся, - пробормотал его брат. - У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.
Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем. Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага.
Давайте выделим основные линии спора Павла Петровича и Базарова:
1)об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;
2)о принципе деятельности нигилистов;
3)о взглядах на искусство и природу.
1 линия спора об отношении к дворянству, аристократии и её принципам.
Учитель: Каково отношение к дворянству, аристократии и её принципам Павла Петровича и Евгения Базарова?
1 ученик: Я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов - настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, - повторил он с ожесточением, - английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.
Павел Петрович именно в аристократии видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она дала Англии свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, т.к. общество строится на личности.
Учитель: Эту кажущуюся стройной систему взглядов Базаров разбивает простыми доводами. Какими?
2 ученик: - Позвольте, Павел Петрович, - промолвил Базаров, - вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.
Базаров метко замечает, что от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие - ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своём внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм - бесполезное слово. По мнению Базарова, безделье и пустота - основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счёт.
Учитель: Итак, в первой части спора оппоненты разошлись во мнениях.
2 линия спора о принципах нигилистов.
Учитель: 2 линия спора о принципах нигилистов. Павел Петрович ещё не сложил оружие и хочет опорочить, обвинить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» - спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения. Какие?
1ученик: Базаров считает, что нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, т.е. самодержавие, религию.
2ученик: Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения, на приспособление к новым условиям, как это делает брат.
Учитель: Высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. Но во взглядах Базарова есть недостатки. Строить на разрушенном месте он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы
3 линия спора о взглядах на искусство и природу.
Учитель: Павел Петрович, побеждённый во всём остальном, нашёл слабое место у Базарова и решает взять реванш.
1 ученик: Павел Петрович считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. По его мнению, новые художники-передвижники отказываются от академических традиций, от следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Он считает, что они абсолютно отказались от традиций. П.П. говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».
2 ученик: Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Природу Базаров не отрицает, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник». У него хозяйский взгляд на природу.
Учитель: Базаров плохо знает искусство. Его интересует только наука, т.к. он видит в ней силу. Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части молодёжи 60-х г.г.
Но П.П. тоже не может судить об искусстве, прочитав «штук 5-6 французских книг» в молодости и «кое-что по-английски». Русских современных художников же он знает только понаслышке.
Учитель: Кто одержал верх в споре?
1 ученик: Спор прекращает первым Базаров, тем самым оставляя превосходство за собой.
Учитель: Но одержать победу - значит переубедить своего оппонента. Смог ли поменять Базаров взгляды Кирсанова?
2 ученик: Нет.
Учитель: Имеет ли Базаров право так уничижительно судить о своем оппоненте и его «принсипах»?
3 ученик: Нет, не имеет. Базаров не должен забывать об уважении к поколению старших. К тому же, на многие вопросы можно посмотреть с разных сторон. Поэтому следует стараться уважать чужое мнение.
Учитель: Тургенев считал, что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Текст романа подтверждает это предположение? И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам иногда даже ближе.
Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом «и». Должно быть так: и «отцы», и «дети». Дети отцов - это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого, если есть преемственность между поколениями.
5. Проекты учащихся.
Учитель: Одна из целей нашего урока состоит в том, чтобы разобраться ещё в одном вопросе: «Проблема поколений отцов и детей существовала только во времена И.С.Тургенева?».Давайте послушаем рассуждения ваших одноклассников, которые работали над небольшими проектами с целью ответа на этот вопрос.
1 проект « Конфликт поколений: это проблема отдельной эпохи или жизненная закономерность».
Презентация учащихся.
2 проект «Мнения наших современников».
1 ученик: Наша задача состояла в том, чтобы выяснить точку зрения наших современников по поводу проблемы отцов и детей.
Вопросы: Считаете ли вы актуальной для нашего времени проблему отцов и детей? Бывают ли в вашей семье разногласия с родителями/ детьми?
Как вы считаете, кто же чаще оказывается прав?
Какой выход вы видите из этой ситуации?
Ученик: Итак, мнения, как вы видите, разделились. Но всё-таки мы считаем, что о в отношениях детей и родителей недопустимо непонимание, неуважение, обиды. Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».
6. Итог урока.
Учитель: И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями. И завершить наш урок хочется строками из стихотворения Эдуарда Асадова:
Сегодня я слово хочу сказать
Всем тем, кому золотых семнадцать,
Кому окрыленных, веселых двадцать,
Кому удивительных двадцать пять.
По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.
И вы хулителям всех мастей
Не верьте. Нет никакой на свете
Нелепой проблемы `отцов и детей`,
Есть близкие люди: отцы и дети!
Идите ж навстречу ветрам событий,
И пусть вам всю жизнь поют соловьи.
Красивой мечты вам, друзья мои!
Счастливых дорог и больших открытий!