- Учителю
- Рабочая программа по литературе 5-6 класс Фгос
Рабочая программа по литературе 5-6 класс Фгос
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Полюдовская основная общеобразовательная школа»
Утверждено:
директор школы
Баранова Т.А.
________________
« » августа 2015 г.
Рабочая программа
по литературе 5 - 6 класс
Количество часов:
5 класс - 105 часов
6 класс - 70 часов
учителя русского языка и литературы
Кирпичёвой Ю.П.,
стаж работы в должности
учителя русского языка и литературы 18 лет,
соответствие занимаемой должности.
Полюдово
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений - Литература. 5- 9 классы В.Ф.Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова Москва,: Просвещение, 2013г., основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Полюдовская ООШ» и учебного плана МКОУ «Полюдовская ООШ». Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по литературе. Программа по литературе для 5 - х классов основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения.
Цели и задачи
Курс изучения предмета «Литература» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов.
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием , чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся , необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова , опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.)
- использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом совершенствовании.
Литература как предмет обладает огромным воспитательным потенциалом. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способствует решению важнейших задач:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в самореализации и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признанию за ней права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в общественном мире, активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
- развитие нравственно- эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Обучение литературе в 5-ом классе осуществляется по учебнику «Литература, 5 класс»: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. в 2 частях, авторы В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова, под редакцией В.Ф. Чертова; М.: «Просвещение» 2014 г.
Обучение литературе в 6-ом классе осуществляется по учебнику «Литература, 6 класс»: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. в 2 частях, авторы В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова, под редакцией В.Ф. Чертова; М.: «Просвещение» 2014 г.
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе
Личностными результатами учащихся 5 класса при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 5 классе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учащихся 5 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно - художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
6 класс
Личностными результатами учащихся 6 класса при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
-
Содержание предмета «Литература»
Литература - 5 класс
1. Художественный образ в литературе
Виды деятельности:
1) чтение
- Чтение литературных произведений, включенных в программу
- Выразительное чтение басен, фрагментов лирических и эпических произведений.
- Внеклассное чтение произведений.
2) анализ
- Объяснение метафорической природы художественного образа.
- Выявление в тексте разных видов художественных образов.
- Выделение в сюжете литературного произведения отдельных эпизодов.
- Объяснение художественной функции отдельных изобразительно-выразительных средств.
- Определение темы и идеи литературного и фольклорного произведений.
- Выявление признаков отдельных жанров в литературном произведении.
- Наблюдение над особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении.
3) развитие устной и письменной речи
-Разные виды пересказа
-Устный и письменный ответ на вопрос.
-Составление плана небольшого эпического произведения, цитатный план.
-Отзыв о прочитанном произведении.
-Составление краткой аннотации.
-Составление вопросов , связанных с анализом художественного образа.
2. «Литература как искусство слова»
Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образов в литературе.
3. Мифология
«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис». «Орфей в подземном царстве».
Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, аллегория.
Развитие речи. Устное и письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.
Вн.чт. Мифы о Нарциссе. А.С. «Славянская и российская мифология».
4) Русский фольклор
Русские пословицы из собрания В.И.Даля. Пословица как воплощение житейской мудрости. Темы пословиц.
Сказки «Царевна-лягушка», «Жена -доказчица», «Лиса и журавль».
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Положительный герой и и его противники. Простота сказочного сюжета.
Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора .Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет.
Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.
5) «Литературная сказка» (обзор)
Ш.Перро.»Золушка». Х.К.Андерсена «Снежная королева». А.Погорельского «Черная курица , или Подземные жители».
Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи. Нравственные проблемы литературных сказок.
Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной
Развитие речи. Сочинение сказок. Отзыв о самостоятельно прочитанных сказках.
6) «Аннотация»(практикум)
Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам. Примерный план аннотации.
7) Древнерусская литература
«Повести временных лет» .(«Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»). Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Нравственные проблемы в «Повести временных лет».
Теория литературы. Летопись. Повесть . Древнерусская литература. Сказание.
Вн.чт. «Сказание о Белгородском киселе»
8) «Жанр басни в мировой литературе»(обзор)
Эзоп. «Ворон и Лисица», «Муравей и Жук». Федр «Лисица и Ворон». Ж..де Лафонтен «Дуб и Трость». Г.Э.Лессинг «Свинья и дуб».
Сюжеты античных басен и их обработка в литературе 17-18 веков. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи.
Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория.
Развитие речи. Выразительное чтение басен наизусть.
9) Русская литература 19 века.
И.А.Крылов.
Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом».
Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях. Особая роль диалогов и разговорных интонации в баснях.
Теория литературы. Аллегория. Идея басни.
Развитие речи. Выразительное чтение басен наизусть.
А.С.Пушкин
«Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».
Реальная основа и художественный образ няни. Образ человека и образ русской зимы в стихотворении. Изображение природы и настроения человека.
Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Вн.чт. И.А. Бунин «Няня».
«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Поучительный характер сказки.
Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказки наизусть.
Вн. ч. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов
Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Образы русских солдат и образ Бородинской битвы. Основная идея стихотворения.
Теория литературы. Ритм. Рифма .Звукопись.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов стихотворения наизусть.
Вн.ч. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина» , «Два великана».
Н.В.Гоголь
Повесть «Ночь перед Рождеством». Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы Вакулы и Оксаны. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика.
Теория литературы. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление цитатного плана. Пересказ фрагментов повести.
Вн.ч. Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место».
10) «Образ времени года в литературном произведении» (обзор)
Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится ..»
А.А.Фет. «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом….»
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш сад…»
И.А.Бунин «Лес . точно терем расписной….»
Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека .Средства создания образа времени года.
Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Описание любого времени года с использованием цитат.
И.С.Тургенев. Повесть «Муму».
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Образ муму . средства его создания. Смысл финала повести.
Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащихся к событию или герою.
Н.А.Некрасов . Стихотворение «Крестьянские дети».
Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Роль диалогов в стихотворении.
Теория литературы. Собирательный образ. Диалог. Ритм.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов стихотворения наизусть. Устный ответ на вопрос с использованием цитаты из стихотворений.
Вн.ч . Н.А.Некрасов .Стихотворения.
11) «Заглавный образ в произведении и средства его создания» (практику Определение вида заглавного образа литературного произведения. Примерный план рассказа о заглавном образе произведения.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтический образ Дины. Смысл названия.
Теория литературы. Сюжет. Эпизод.
Развитие речи. Составление цитатного плана .Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа .
А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики».Образы детей. Проблема взаимопониманий взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова.
Теория литературы. Комическое. Юмор.
Развитие речи. Написание рассказа на основе личных впечатлений.
Вн.ч. Рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»
12) «Письменный отзыв о литературном произведении»( практикум)
Письменный план письменного отзыва о литературном произведении. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.
13) «Образ Родины в русской поэзии» (обзор)
И.С.Никитина «Русь», «Край ты мой, родимый край…» А.К.Толстого, И.Северянин «Запевка», Н.М.Рубцов «Родная деревня»
Картины родной природы. Изображение жизни русских людей. Национальных характеров, традиций.
Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня.
Вн.ч. Произведения русской поэзии.
14) Русская литература 20 века.
И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги», « У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Символическое значение природных образов.
Теория литературы. Символ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
С.А. Есенин . «Гой ты, Русь, моя родная…», «топи да болота …», « Нивы сжат.рощи голы»..Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов .
Теория литературы. Фольклорные образы . Метафора. Эпитет.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Вн.ч. С.А. Есенина «Песнь о собаке».
П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».Особенности сказовой манеры повествования. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени.
Теория литературы. Сказ. Сказ и сказка.
Развитие речи. Пересказ фрагментов с сохранением сказовой манеры повествования.
15) «Образы детей в мировой литературе»
В.Гюго «Отверженные».Ч.Диккенс «Оливер Твист».М.Твен «Приключения Тома Сойера». О.Генри «Вождь краснокожих».
Образы детей в произведениях для детей. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.
Теория литературы .Образ персонажа и средства его создания.
Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении.
А.С.Грин . Повесть «Алые паруса».
Мечта и реальность действительности в повести. Образы Ассоль и Грея. Символические образы моря, солнца. паруса. Смысл названия.
Теория литературы .Образы предметов.
Развитие речи .Описание одного из символических образов с использованием цитат.
А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»
Основная тема и идейное содержание рассказа .Философская символика образа цветка.
Теория литературы .Символ. Язык произведения.
Развитие речи .Устный ответ на вопрос с использованием цитат.
Вн.чт. Рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле».
16) «Проза и поэзия как формы художественной речи» ( практикум)
Ритм в художественной прозе и поэзии. Особенности стихотворной речи. Рифма. Способы рифмовки. Определение стихотворного размера.
С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Фольклорные традиции в пьесе-сказки . Поучительный смысл. Роль монологов и диалогов.
Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов.
17) «Монолог и диалог как средства создания художественного образа» (практикум)
Начальное представление об эпосе, драме, лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных произведениях.
18) «Образы детей в военной поэзии и прозе» (обзор)
А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста». В.П. Катаева «Сын полка».
Образ детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.
Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени.
В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя рассказа.
Теория литературы. Пейзаж.
Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента произведения с использованием цитат.
Вн.ч. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» («Удар сокола»)
19) Образы животных в мировой литературе
Дж.Лондон. «Белый клык» Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка. Ю.П.Казакова «Арктур-гончий пес». В.П.Астафьев «Жизнь Трезора».
Животные в жизни человека. Судьбы животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.
Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных .
20) «Жанр рассказа в мировой литературе» (обзор)
А.П.Чехов «Хирургия», А.Конан Дойл «Камень Мазарини».М.М.Зощенко «Галоша» Р. Бредбери «Все лето в один день».
Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра . Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический , научно-фантастический , детективный.
Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах.
21) «Тема и идея литературного произведения»
Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы в литературе .Взаимодействие нескольких тем в одном произведении.
Литература, 6 класс
Образ человека в литературе (вводный урок)
Литература как художественная картина жизни человека. Связь
литературы с историей, философией, психологией. Художественная
литература как «человековедение». Образ человека в литературном
произведении. Начальные представления о литературном герое и
антигерое, характере и типе, персонаже и отдельных средствах
создания образа персонажа. Главные и второстепенные (эпизодические)
персонажи. Система персонажей. Образ автора в литературном
произведении.
Мифология
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (мифы о
подвигах Геракла), «Прометей», «Поединок Ахилла с Гектором».
Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в
мифах народных представлений о героических характерах. Троянский
цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой
мифологии.
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой.
Героический характер.
Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов.
Объяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходящих к
греческой мифологии, с помощью словарей и справочной литературы.
Составление словаря героев античной мифологии.
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном
искусстве и кинематографе.
Внеклассное чтение. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг
Геракла».
Античная литература
Гомер
Слово о поэте.
«Илиада» (эпизод «Смерть Гектора»).
«Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»).
Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой
мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны.
Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического
характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его
приключения. Средства создания образа. Обобщенное значение образа и
индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль
гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова
«одиссея».
Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о
«вечном» образе.
Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о
другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм
Гомера.
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном
искусстве и кинематографе.
Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский
конь»), «Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»).
Героический эпос народов мира (обзор)
«Калевала» (фрагменты).
«Песнь о Роланде» (фрагменты).
«Песнь о нибелунгах» (фрагменты).
Изображение народной жизни, традиций. Обобщенное содержание
образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные
предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа
героя.
Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.
Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов
мира в изобразительном искусстве и музыке.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об
одном из героев народного эпоса.
Русский фольклор
Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры,
ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати, зеленая
дубравушка...».
Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов,
национального характера. Виды народных песен (колыбельные,
хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование
и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной
песне.
Теория литературы. Народная песня.
Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных
песен.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Воплощение в образе богатыря национального характера,
нравственных достоинств человека. Прославление силы, мужества,
справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Теория литературы. Былина. Гипербола.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины.
Связь с другими видами искусства. Русский героический эпос в
изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П.
Бородина.
Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья
Муромец».
Древнерусская литература
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и
человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в
создании образов персонажей. Образ справедливого правителя и
идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и
доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на
подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в
Средневековье. Изображение борьбы за власть, отражение исторических
реалий в повести.
Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание.
Идеальный образ.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести.
Письменный рассказ об одном из героев.
Связь с другими видами искусства. Опера Н. А.
Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы
Муромских чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль
деревянных церквей Петра и Февронии и Михаила в Муромском кремле
XVII века. Легенда о Китеже в изобразительном искусстве (Н. К.
Рерих, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Глазунов и др.).
Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Невского».
«Повесть о Тверском Отроче монастыре».
Жанр баллады в зарубежной литературе
И.-В. Гёте
«Лесной царь».
Ф. Шиллер
«Перчатка».
В. Скотт
«Клятва Мойны».
Р. Л. Стивенсон
«Вересковый мед».
Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного,
страшного, сверхъестественного в балладе. Народная и литературная
баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады.
Теория литературы. Баллада. Сюжет.
Развитие речи. Выразительное чтение баллады.
Русская литература 19 века
В.А. Жуковский
Слово о поэте.
Баллада «Светлана».
Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, темного и
лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания
(«говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские
образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини.
Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой.
Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской
позиции.
Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента баллады
наизусть. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор
цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный
тип русской девушки.
Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».
Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации (практикум)
Обобщение сведений об основных умениях, обеспечивающих выразительность чтения (владение голосом, дикция, тембр, темп и др.) и способы их развития. Интонационный рисунок произнесения фразы. Роль паузы в выразительном чтении. Осмысление идейного содержания и особенностей художественной формы произведения в процессе подготовки его выразительного чтения. Советы тем, кто готовится выразительно читать басню, народную песню, былину, балладу.
А.С. Пушкин
Слово о поэте.
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».
Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки
баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика
стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства
его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические
образы в стихотворении.
Теория литературы. Баллада. Символический образ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных
лет».
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону
летит...»
Роман «Дубровский».
История создания романа. Изображение жизни русского
поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и
средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение
беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в
романе. Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского.
Защита чести и достоинства. Романтическая история любви Дубровского
и Маши. Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении.
Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные
и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая характеристика.
Тип.
Развитие речи. Восстановление хронологической
последовательности в развитии событий. Краткое изложение эпизода с
ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей.
Повесть «Выстрел».
Своеобразие характера Сильвио. Сочетание в герое благородства
и эгоизма. Особенности композиции повести. Роль повторяющихся
эпизодов. Смена рассказчиков как художественный прием. Смысл финала
произведения. Авторское отношение к главному герою. Смысл
названия.
Теория литературы. Цикл. Повесть. Повествователь.
Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики
образа Сильвио.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»,
«Станционный смотритель».
Портрет в литературном произведении (практикум)
Особенности словесного портрета. Портрет как одно из средств характеристики образа персонажа. Портретные детали. Примерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух персонажей. Сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации.
М.Ю. Лермонтов
Слово о поэте.
Стихотворения «Парус», «Листок».
Картины природы как средство выражения эмоционального
состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной
позиции. Своеобразие лирического героя Лермонтова. Поиски смысла
жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение
образов природы. Особенности ритмики и строфики.
Теория литературы. Лирический герой. Лирический сюжет.
Символические образы. Двусложные и трехсложные стихотворные
размеры. Строфа.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец».
А.В. Кольцов
Слово о поэте.
Стихотворения «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...».
Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты
народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя.
Теория литературы. Лирический герой. Фольклорные образы в
литературном произведении. Белый стих.
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использованием
художественных образов из его стихотворений.
Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чем шумит
сосновый лес?..»).
И. С. ТУРГЕНЕВ
Слово о писателе.
Рассказ «Бежин луг».
Картины народной жизни и авторские раздумья о судьбах
крестьянских детей. Черты русского национального характера в юных
героях рассказа. Портрет, описания поступков героев, речевая
характеристика и пейзаж как средства создания образов мальчиков,
изображения их внутреннего мира и способы выражения авторского
отношения. Особенности детского восприятия окружающего мира.
Символическое значение пейзажа.
Теория литературы. Портрет. Пейзаж. Речевая
характеристика.
Развитие речи. Письменная характеристика персонажа с
использованием цитат (описаний портрета, поступков героя, его речи
и пейзажа).
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Певцы».
Ф.И. Тютчев
Слово о поэте.
Стихотворения «Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун
поднялся...».
Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как
средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния
человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях
картин.
Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм. Контраст.
Символический образ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения
наизусть.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет
Слово о поэте.
Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы...»,
«Ласточки»
Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин
суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры
в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение
авторской позиции.
Теория литературы. Лирический герой. Лирический адресат.
Рифма.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Характеристика способа рифмовки в стихотворении.
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»
А. К. ТОЛСТОЙ
Слово о поэте.
Баллада «Василий Шибанов».
Историческая основа баллады. Образ главного героя.
Национальные черты в характере Василия Шибанова. Патриотическая
тема. Противопоставление Шибанова и князя Курбского. Образ Иоанна
Грозного. Нравственная проблематика. Тема преданности и тема
предательства. Авторская позиция и способы ее выражения.
Своеобразие поэтического языка баллады.
Теория литературы. Баллада. Характер.
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта и о его оценке
событий русской истории с использованием фрагментов баллады.
Внеклассное чтение. А. К. Толстой. «Курган», «Князь Михайло
Репнин».
Н. А. НЕКРАСОВ
Слово о поэте.
Стихотворение «Железная дорога».
Картины народной жизни в стихотворении. Образ русской
природы. Собирательный образ народа-труженика и народа-страдальца.
Своеобразное выражение веры поэта в русский народ. Особенности
лирического повествования в стихотворении. Образы Вани и «доброго
папаши», их художественная функция в произведении. Смысл
названия.
Теория литературы. Собирательный образ. Лирический герой.
Лирический адресат. Контраст.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения
наизусть. Характеристика собирательного образа русского народа с
использованием цитат.
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Школьник».
Н.С. Лесков
Слово о писателе.
Рассказ «Левша».
Изображение особенностей русского национального характера.
Образы талантливых русских умельцев. Образ левши и средства его
создания. Фольклорные традиции в рассказе. Смысл названия. Проблема
народа и власти. Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие
предметного мира произведения. Образ повествователя. Особенности
сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество.
Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмета.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказа. Устные
ответы на вопросы о художественной функции отдельных образов
предметов в произведении. Составление плана характеристики
литературного героя.
Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Биография как литературный жанр. Художественные, научные,
популярные биографии, биографические очерки. Особенности
содержания, композиции и речевого оформления сообщения о биографии
писателя. Подготовка сообщения о биографии писателя на основе
справочной литературы.
Сочинение о персонаже литературного произведения
(практикум)
Развитие представлений о сочинении на литературную тему.
Сочинение о персонаже (н материале изученных произведений Н. С.
Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление
развернутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для
характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и
др.).
А.П. Чехов
Слово о писателе.
Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон».
Особенности образов персонажей в юмористических
произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет,
деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев,
«говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия,
угодничества. Использование приема антитезы в построении системы
персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль
художественной детали. Смысл названия.
Теория литературы. Юмористическое произведение. Комическая
ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая
характеристика.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы
на вопросы о роли художественной детали в произведении.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Унтер
Пришибеев».
Нонсенс и абсурд в литературе (обзор)
Л. Кэрролл
«Верлиока» (из «Алисы в Зазеркалье»).
Э. Лир
Лимерики, Эдвард Лир о себе
Г. К. Честертон
«Единение философа с природой».
Автобиографические произведения русских писателей
Л.Н. Толстой
Слово о писателе.
Повесть «Детство» (избранные главы).
Образ Николеньки. Жизнь в восприятии ребенка. Изображение
внутреннего мира юного героя, сложности его переживаний.
Нравственные проблемы в повести. Тема семьи. Образы родителей.
Картины русской жизни. Образы крестьян, слуг. Роль внутренних
монологов Николеньки в раскрытии характера героя. Особенности
повествования от первого лица (герой-повествователь). Роль
художественной детали в создании образов персонажей.
Теория литературы. Автобиографическое произведение.
Повествование от первого лица. Художественная деталь. Внутренний
монолог.
Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики
одного из персонажей повести. Устный психологический портрет
главного героя повести с использованием цитат.
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Отрочество».
М. Горький
Слово о писателе.
Повесть «Детство» (избранные главы).
Образ Алеши. Факторы становления личности героя. Образы
бабушки и деда Каширина. Роль второстепенных персонажей в повести.
Неоднозначность характеров персонажей. Развитие традиций Л. Н.
Толстого в изображении внутреннего мира ребенка. Авторская позиция
в повести.
Теория литературы. Автобиографическое произведение. Главные и
второстепенные персонажи.
Развитие речи. Цитатный план характеристики одного из
второстепенных персонажей повести. Выявление черт
автобиографического произведения в ранее изученном и самостоятельно
прочитанном.
Внеклассное чтение. М. Горький. «В людях».
Русская литература 20 века
А.И. Куприн
Слово о писателе.
Рассказ «Чудесный доктор».
Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.
Смысл названия. Социальная и нравственная проблематика
произведения, его гуманистическая направленность. Развитие традиции
жанра святочного рассказа.
Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ.
Развитие речи. Сочинение о герое литературного произведения с
выражением собственного отношения к нему.
Сочинение о персонаже литературного произведения (практикум)
А.Блок
«Лениво и тяжко плывут облака»
«Встану я в утро туманное»
Мир в слове. Характер
В.В. Маяковский
Слово о поэте.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Образ толпы.
Особенности решения темы одиночества человека. Образ лошади.
Использование развернутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое
звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие
системы стихосложения, ритмики и строфики. Художественная функция
словотворчества и звукописи.
Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая
система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Беседа о
нравственном содержании центрального образа. Устная характеристика
лирического героя стихотворения.
Тоническая и силлабо - тоническая системы стихосложения
(практикум)
Обобщение сведений о знакомых учащимся системах
стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и
лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей ритмики, метрики
и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных
произведений.
Н.М. Рубцов
Слово о поэте.
Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».
Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные
традиции. Лирический герой и особенности его мировосприятия.
Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения
наизусть.
Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».
Сопоставительная характеристика персонажей (практикум)
Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, отношение к окружающим и к природе, отношение к герою других персонажей, авторское отношение и др.). Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике Насти и Митраши (или персонажей других, ранее изученных произведений).
В.Г. Распутин
Слово о писателе.
Рассказ «Уроки французского».
Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени.
Образ главного героя. Нравственная проблематика произведения. Образ
учительницы. Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы
ее выражения.
Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея
произведения.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном
содержании образа персонажа.
Жанр песни в русской поэзии
А. Ф. Мерзляков
«Среди долины ровныя...».
П. А. Вяземский
«Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»).
И. И. Козлов
«Вечерний звон».
В. С. Высоцкий
«Кони привередливые».
Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов.
Романс как разновидность лирических произведений.
Теория литературы. Народная песня. Романс.
Развитие речи. Подготовка устных сообщений о русском
романсе
Зарубежная литература
А.де Сент - экзюпери
Слово о писателе.
Повесть-сказка «Маленький принц».
Постановка «вечных» вопросов в философской сказке.
Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми.
Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное
и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей
ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви.
Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль
метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа
маленького принца.
Теория литературы. Философская сказка. Притча. Метафора.
Аллегория. Символ.
Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в
литературе. Устное описание маленького принца. Сочинение-миниатюра,
раскрывающее содержание цитаты из повести.
Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».
Дж. Лондон «Сказание о Кише»
Жанр повести в русской литературе (обзор)
Н. В. Гоголь
«Вий».
В.М. Шукшин «Живёт такой парень»
Мир в слове. Тип
-
Тематическое планирование, 5 класс
Объяснять метафорическую природу художественного образа, его
обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном
образе.
Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного)
Мифология.
2 ч
Выразительно читать мифы Древней Греции и Древнего Рима, а также славянские мифы.
Выявлять характерные для мифологических произведений художественные приёмы. Пересказывать самостоятельно прочитанный миф.
Русский фольклор
3 ч
Различать сказки волшебные, бытовые и о животных.
Выявлять характерные для фольклорных произведений художественные приёмы.
Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.
Характеризовать героя сказки
Литературная сказка
6 ч
Особенности литературной сказки. Различать сказки волшебные, бытовые и о животных.
Выявлять характерные для литературных произведений художественные приёмы.
Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.
Характеризовать героя сказки
Древнерусская литература
2 ч
Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.
Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.
Характеризовать героя древнерусской литературы.
Выявлять для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.
Жанр басни в мировой литературе
3 ч
Воспринимать текст литературного произведения (жанр «басня»)
Русская литература 19 века.
И.А. Крылов.
А.С.Пушкин.
М.Ю.Лермонтов.
Н.В.Гоголь.
Образ времени года в литературном произведении.
И.С. Тургенев.
Н.А. Некрасов.
Л.Н. Толстой.
А.П. Чехов.
Образ родины в русской поэзии.
38 ч
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 19 века, выразительно читать наизусть лирические стихотворения.
Характеризовать героя русской литературы 19 века.
Выявлять характерные для произведений русской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения .
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Писать сочинения на литературном материале.
Русская литература 20 века.
И.А.Бунин.
С.А.Есенин.
П.П.Бажов.
Образ детей в мировой литературе.
А.С. Грин.
А.П. Платонов.
С.Я. Маршак.
Образы детей в военной поэзии и прозе Великой Отечественной войны.
В.П. Астафьев.
Образы животных в мировой литературе.
Жанр рассказа в мировой литературе.
46 ч
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 20 века, выразительно читать наизусть лирические стихотворения.
Характеризовать героя русской литературы 20 века.
Выявлять характерные для произведений русской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения .
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Писать сочинения на литературном материале.
Итоговый урок
1 ч
Резервный урок
1 ч
6 классПовторять термины, связанные с образом человека в художественной литературе (сопоставлять описания в тексте произведений.
Приводить конкретные примеры связи литературы и других видов искусства.
Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл.
2ч
Рассказывать устно о герое греческой мифологии.
Описывать портреты греческих героев.
Составлять словарь героев мифологии Древней Греции.
Объяснять значения мифологических выражений.
Сопоставлять фрагменты мифов и иллюстрации к ним.
Античная литература
Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».
2 ч
Уметь определять особенности античной литературы.
Составлять план рассказа о герое с использованием цитат.
Называть основные события в жизни героя.
Подбирать иллюстративный материал к теме.
Героический эпос
2 ч
Выступать с сообщениями о героях Средневековья.
Объяснять связь героического эпоса с фольклором.
Толковать непонятные слова.
Описывать героев и происходящее с ними.
Письменно рассказывать о герое средневекового эпоса по плану.
Отвечать на вопросы письменной проверочной работы по героическому эпосу.
Устное народное творчество
3 ч
Выделять особенности народных песен.
Сравнивать черты обрядовой и необрядовой песен.
Наблюдать особенности языка в народной песне.
Анализировать песни по вопросам.
Создавать иллюстрацию к народной песне.
Воспроизводить известный материал о былине.
Древнерусская литература
3 ч
Выявлять жанровую природу, сюжет и композицию.
Устно и письменно рассказывать о героях древнерусской литературы.
Выразительно читать повесть
Жанр «Баллада» в литературе
И.В. Гёте
В. Скотт
В.А. Жуковский
6 ч
Выделять балладные и сказочные образы в тексте.
Анализировать авторскую позицию, роль заглавного образа.
Русская литература 19 века
27 ч.
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 19 века, выразительно читать наизусть лирические стихотворения.
Характеризовать героя русской литературы 19 века.
Выявлять характерные для произведений русской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Писать сочинения на литературном материале.
Русская литература 20 века
17ч
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 20 века, выразительно читать наизусть лирические стихотворения.
Характеризовать героя русской литературы 20 века.
Выявлять характерные для произведений русской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения .
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Писать сочинения на литературном материале.
Зарубежная литература
2 ч
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы века.
Характеризовать героя зарубежной литературы 20 века.
Жанр повести в русской литературе
5 ч
Знать особенности повести как жанра.
Уметь характеризовать героев, т.е. составлять их словесный портрет