- Учителю
- Урок 'Час мужества. Ю. Юрченко – представитель гражданской поэзии Донбасса'
Урок 'Час мужества. Ю. Юрченко – представитель гражданской поэзии Донбасса'
Управление образования администрации города Горловка
Горловская гимназия «Интеллект»
Разработка плана-конспекта урока
по русской литературе
«В творческой лаборатории… Час мужества. Ю.Юрченко - представитель
гражданской поэзии Донбасса»
(для учащихся 11 классов)
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Руденко Юлия Юрьевна
контактный телефон:
(093) 92 86 92 6
e-mail: persi585@mail.ru
Горловка - 2015
Тема: В творческой лаборатории… Час мужества. Ю.Юрченко - представитель гражданской поэзии Донбасса.
Цель: проанализировать текст стихотворения Ю.Юрченко «Шкаф. За миг до расстрела»
Задачи
Образовательные:
- продолжить формирование навыков анализа лирического текста;
- подвести к пониманию того, что биография и творчество поэта неразрывно связано;
- закрепить литературоведческие понятия при анализе поэтического текста
- повторить и закрепить умения находить изобразительно-выразительные и стилистические средства.
Развивающие:
- привить навыки анализа, интерпретации и осмысливания стихотворных произведений;
- способствовать развитию мыслительных процессов учащихся;
- способствовать развитию устной и письменной монологической речи, умению аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию патриотических, гражданских чувств;
- воспитывать внимательное отношение к слову, уважительно относиться к чувствам другого человека;
- дать почувствовать учащимся важность обсуждаемой проблемы и ее актуальность.
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Урок-исследование.
Оборудование: портрет писателя, раздаточный материал, поэтический сборник «Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014-2015 годов» (Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014 -2015 годов. Сборник стихов. - М.: Издательство «Перо», 2015. - 112 с.), ноутбук, видеоклипы.
Ход урока
1. Организационный момент
-
Приветствие
-
Проверка отсутствующих , проверка готовности к занятию
2. Мотивация учебной деятельности
Демонстрируется видеоклип на песню «Война» А. Пугачевой (Прил.1. Текст песни).
- О чем говорится в этой песне?
- Какие события в ней описываются?
- Как текст этой песни может быть связан с нашим занятием?
3. Сообщение темы, задач, целей урока
Слово учителя. Тема нашего занятия созвучна с названием поэтического сборника, с которым мы будем сегодня работать. Не случайно мы касаемся этой темы, так как период 2014-2015 гг. не обошел стороной ни один из социальных слоев и групп населения, сказался на положении поэтов нашего времени, открыл новую страницу в истории нашей поэзии.
Оказавшись в ситуации открытой угрозы жизни, теряя родных и
близких, народ Донбасса сумел проявить лучшие качества своего
характера - стойкость, отвагу, милосердие, человечность. Культурным феноменом современного Донбасса стал творческий взрыв гражданской поэзии, пронизанной подлинным гуманизмом и искренним антивоенным пафосом.
В этих стихотворениях глубоко, проникновенно и с большой впечатляющей силой обнажается трагическое лицо войны. И сегодня мы проанализируем одно из лирических произведений, написанное пусть и не нашим земляком, но человеком, который подарил свое сердце Донбассу.
4. Актуализация опорных знаний (беседа)
-
Назовите роды литературы
-
Какие характерные черты лирики?
-
Какие существуют типы лирических произведений?
-
Какие жанры лирических произведений вам известны?
4.1. Работа с литературоведческими терминами
-
Соотнесите данные слова и роды литературы. Аргументируйте свои ответы (Прил.2)
чувства комедия
Эпос выражение тропы
ритм действие
Лирика повесть рифма
изображение диалог
Драма события элегия
5. Анализ стихотворения Ю. Юрченко «Шкаф. За миг до расстрела»
Слово учителя. Для того чтобы можно было лучше понять содержание любого произведения, в том числе и лирического, легче проникнуть в его глубинный смысл, необходимо иметь представление о жизненном и творческом пути автора.
Ю. Юрченко родился 4 апреля 1955 года в Одессе. Окончил Институт театра и кино им. Ш. Руставели в Тбилиси, Литературный институт им. А.М. Горького в Москве, аспирантуру в Сорбонне (Париж).
Поэт, актёр, драматург, режиссёр, автор многих книг и пьес, поставленных в России, на Украине, в Грузии, Германии, Франции и других странах.
В начале июня 2014 г. приехал из Франции, где жил последние 24 года, в Донбасс и вступил в народное ополчение.
В качестве военкора Новороссии писал для российских и международных СМИ правду о происходящем в Славянске,
в Донецке, в Шахтёрске и других городах Донбасса.
В августе 2014-го в боях под Иловайском попал в плен
к нацгвардии батальона «Донбасс». С достоинством перенёс пытки и истязания. Усилиями друзей был спасён, перенёс несколько тяжелейших операций.
Беседа с учащимися:
-
Что могло способствовать приезду Ю. Юрченко на Донбасс и вступлению его в народное ополчение?
-
Как вы считаете, повлияли ли события на Донбассе 2014-2015 гг. на мировоззрение писателя?
-
О чем говорит желание освещать правдивые события, происходящие на Донбассе, мировой общественности?
5.1. История создания произведения. Стихотворение «Шкаф. За миг до расстрела» посвящено Мирославу Рогачу. Давайте зачитаем посвящение, и узнаем, кто этот человек и почему он стал так дорог автору.
Мирославу Рогачу, словаку-ополченцу, в один день со мной попавшему в плен к нацгвардии батальона «Донбасс» и разделившему со мной (на тот момент - инвалидом со сломанной ногой и с перебитыми рёбрами) шесть дней и шесть ночей в железном шкафу, в темноте, на холме, в предместье Иловайска, под перекрёстным огнём нашей артиллерии, а в паузах между артобстрелами - в постоянной готовности к расстрелу.
-
Можно ли из этого посвящения понять, кто с кем воюет, какие стороны борются друг с другом?
-
Стихотворение было написано 25 сентября 2014 года. Вспомните, какие события предшествовали этому? О чем упоминается в посвящении? (Иловайский котел)
5.2. Первичное восприятие текста.
5.2.1. Выразительное чтение стихотворения.
Шкаф. За миг до расстрела
Летишь, не чуя мостовых,
Вскачь - за жар-птицей, -
Сквозь длинный список деловых
Встреч, репетиций…
Но - мимо планов, мимо схем -
Скользнёт подошва,
И станет очень важно - с к е м
В шкаф попадёшь ты…
Но я, ведь, - как ни крут удар -
Везуч, однако:
На этот раз Господь мне, в дар,
Послал словака.
Сам, весь - один сплошной синяк
(«Пустяк! Да что там…»), -
Возился-нянчился словак
Со мной, «трёхсотым»…
В такой мы влипли с ним «экстрим»,
В такую «кашу»!..
Но - мы нашли друг друга с ним, -
Спасибо шкафу.
И Муз кормили мы с руки:
В пространстве адском
Шептал на русском я стихи,
Он - на словацком...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Свист… Взрыв. Шкаф гнётся и дрожит,
И крышкой машет;
В бомбоубежище бежит
Охрана наша…
Земля - за шиворот, в рукав…
Свистит осколок
Под монолог о том, как в шкаф
Был путь твой долог...
А артобстрел - на редкость - лют,
В нас - ё-моё-ты! -
Зенитки, гаубицы бьют,
Бьют миномёты, -
И, заглушая в сотый раз
Твой голос, Миро,
Шесть долгих суток лупят в нас
Все пушки мира.
Затихло… «Жив?.. Не ранен, брат?..»
«…И - полон планов!..»
И, из убежища, назад,
Спешит охрана:
«Что, живы, суки?.. «Ваши» - вас
Жалеют, значит…»
«Гад буду! - в следующий раз
Шкаф расхерачат!»
«…«Француз»!.. Словак! - немае слiв! -
Агенти Раши!..
Що принесло вас, двох козлiв,
В Україну нашу?..»
Боюсь, вам, хлопцi, не понять…
Шум… Что там, снова?.. -
«Отходим! Пленных - расстрелять!..»
И - лязг засова…
Всё, Миро. Занавес. Отбой.
Ни рифм, ни шуток.
Я счастлив был прожить с тобой
Шесть этих суток.
За миг, как ввысь - в слезах, в огне -
Душа вспарила,
Твоя улыбка, Миро, мне
Жизнь озарила.
25 сентября 2014 года. Москва, госпиталь
5.2.2. Рефлексия
-
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
-
Каким настроением оно пронизано?
-
Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?
-
Определите тип лирического произведения (гражданская лирика)
-
Определите жанр (лирическое стихотворение (повествовательная лирика))
5.3. Работа над содержанием стихотворения
5.3.1. Выявление лирического сюжета. Сюжет неразрывно связан с каким-либо событием. Воспоминание, случайное знакомство могут стать импульсом лирического переживания или особого эмоционального состояния героя. Война - это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых… Но, в то же самое время - война дает нам самых лучших, самых преданных людей, позволяет нам познать цену настоящей дружбы, открывает нам двери для светлых и сильных чувств.
-
В стихотворении изображен определенный момент внутренней жизни автора. Какие переживания нам показаны?
-
Какие жизненные обстоятельства вызывают эти чувства и эмоции?
-
Можно ли в тексте выделить основные сюжетные элементы? (Экспозиция - сюда можно отнести посвящение, дающее сведения о жизни персонажей до начала движения событий, фон действия; завязка - пребывание в плену; развитие действия - обстрел; развязка - расстрел).
5.3.2. Истолкование названия
-
Стихотворение называется «Шкаф. За миг до расстрела». Можно ли, исходя из него, понять, о чем пойдет речь?
-
Наталкивает ли название на какие-либо временные рамки событий, описанных в стихотворении? Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения? (описаны события 6 суток; ограничено пространство шкафом)
-
С какой целью могло быть введено такое название?
-
Помогает ли это название в определении темы или идеи стихотворения?
5.3.3. Обозначение темы
-
О чем говорится в произведении?
-
Какой предмет, вопрос, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения? (рассказ об одном из эпизодов жизни автора во время гражданской войны на Донбассе (пребывание в плену))
5.3.4. Определение идеи
-
О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение? (даже в самое тяжелое время человек способен не терять силы духа, веры в лучшее, оптимизма, проявлять сострадание, оказывать помощь и поддержку нуждающимся, тем самым уберегая их от уныния и отчаяния)
-
Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?
5.3.5. Характеристика образов
-
Каким вы представляете себе лирического героя?
-
Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
-
Какие еще образы можно выделить в стихотворении? (словак, шкаф)
-
С какой целью введен образ шкафа?
5.4. Художественные средства создания образов
-
Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? (общеупотребительную, разговорную (стилистически сниженную - вульгаризмы), жаргонизмы)
-
Какую роль они играют? Объясните особое значение вульгаризмов (свойственны мужчинам, особенно в условиях нервного, морального, эмоционального напряжения; используются, возможно, с целью выплеснуть накопленный негатив; в употреблении ненормативной лексики обычно замечены низшие слои населения, тем самым автор косвенно указывает на свое отношение к бойцам нацгвардии)
-
В какие тематические группы можно объединить лексические единицы? Подтвердите примерами из текста
-
Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? (свист, взрыв, свистит, шумит, бьют гаубицы, минометы, заглушая голос, затихло, лязг засова)
-
Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?
Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?
Работа в группах
Группа 1 Средства выразительности (Прил.3)
-
Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение.
Заполните таблицу
фигура
пример
значение
стык (эпанафора) - повторение конца фразы пли строки в начале следующей
Зенитки, гаубицы бьют,
Бьют миномёты,
«А артобстрел - на редкость - лют»
синекдоха
Сам, весь - один сплошной синяк
эллипсис, сокращения, "пропуск" слов
Шептал на русском я стихи,
Он - на словацком..; Земля - за шиворот, в рукав…; «Отходим! Пленных - расстрелять!..»
И - лязг засова…
Указывает на динамизм повествования, ничего не теряя в понятийности
гипербола
лупят в нас
Все пушки мира.
Показывает интенсивность обстрела
Повтор
Шесть долгих суток лупят в нас; Я счастлив был прожить с тобой
Шесть этих суток.
Намеренное повторение, которое усиливает психологический эффект высказывания
Умолчание
Шептал на русском я стихи,
Он - на словацком...; бежит
Охрана наша…; И - лязг засова…
передаёт душевное волнение, напряжение лирического героя
Парцелляция
Со мной, «трёхсотым»…
5.5. Форма стихотворения
Группа 2 Особенности ритмической структуры (Прил. 4)
-
Вспомните понятия о рифме, ритме, стихотворном размере, потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведении.
Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий.
А) Назовите размер стихотворения.
Б) Расставьте ударения во всех словах.
В) Прочитайте стихотворение.
Г) Разделите слова на слоги.
Д) Составьте схему стиха.
Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.
(Правильный ответ: В, Б, Г, Д, Е, А.)
-
Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? (четырехстопный ямб, ритм сильный, энергичный, живой; важнейший фактор ритма пиррихий (два безударных слога в первой и третьей строке каждой строфы) придаёт стиху гибкость и разнообразие звучания, выделяет слово в середине строки)
-
Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему? (рифма точная, мужская перемежается с женской, что придает стихотворению энергичное звучание, рифма перекрестная; строфа - катрен)
-
Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую)
6. Итог урока
6.1. Слово учителя. Что бы в жизни не происходило, с какими бы трудностями не приходилось сталкиваться, настоящий человек найдёт в себе силы противостоять им. Человек не должен терять уверенности в завтрашнем дне, должен верить в себя. Так и лирический герой стихотворения «Шкаф. За миг до расстрела» предстал перед нами очень светлым, неунывающим, даже позитивным образом, ни на секунду не потерявшим самообладания в трудную минуту. Оказавшись в плену, под грохотом снарядов, он оценил находившегося рядом с ним человека, который за одновременно короткие и долгие шесть суток, стал ему очень дорог и близок. Умение находить положительные стороны во всем - показатель оптимизма; таким же настроением и пропитано стихотворение, хоть и повествует нам о трагических событиях гражданской войны на Донбассе.
6.2. Рефлексия
-
Если бы у вас появилась возможность задать автору вопросы, о чём бы вы его спросили?
-
Как могли бы сложиться судьбы словака и француза, если бы не было войны?
-
В чем актуальность этого стихотворения для вас?
В качестве завершающего элемента нашего занятия предлагаю вам прослушать посвящение всем героям Донбасса, которые, так или иначе, связали свои жизни с его судьбой.
Звучит песня (клип) Г. Лепса «Живым и павшим героям Донбасса посвящается» (Прил.5)
-
Предлагаю почтить память героев, не вернувшихся домой, минутой молчания.
7. Оценка достижений обучающихся и комментирование оценок
8. Домашнее задание
Создайте памятку «Алгоритм анализа стихотворения» согласно этапам работы над текстом стихотворения «Шкаф. За миг до расстрела» и по ней проанализируйте одно из стихотворений из сборника «Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014-2015 годов» (по выбору учащихся)
Приложение 1
Текст песни Алла Пугачева «Война»
Война - слово женского рода, а идут на войну мужики.
И смерть тоже бабья порода, но венчаться с ней не с руки.
Но свинцовым кольцом обручила, по-хозяйски землей прибрала.
И рана кровью точила, мужские тела до бела.
И ты помни, помни, помни, поименно павших солдат.
Ведь мы знали, знали, знали, многих из этих ребят.
И ты мог бы, мог бы, мог бы, оказаться на месте его.
Если б он не ушел тебя защищать, не жалея себя самого.
В душе пуля-дура остыла, то место прикроет медаль.
И память по-бабьи завыла, спугнув птицей боль и печаль.
По-женски судьба изменила, мужчинам отцам и юнцам.
Война, что же ты натворила?
Любовница ты без лица!
И ты помни, помни, помни, поименно павших солдат.
Ведь мы знали, знали, знали, многих из этих ребят.
И ты мог бы, мог бы, мог бы, оказаться на месте его.
Если б он не ушел тебя защищать, не жалея себя самого.
И как могло так случиться, жестокость, смерть и война?
То в двери, то в окна стучится, кто им женские дал имена?
Почему рода женского беды?
Но верит скорбящая мать, что женское слово "победа" мужчинам не даст умирать.
И ты помни, помни, помни, поименно павших солдат.
Ведь мы знали, знали, знали, многих из этих ребят.
И ты мог бы, мог бы, мог бы, оказаться на месте его.
Если б он не ушел тебя защищать, не жалея себя самого.
Приложение 2
Работа с литературоведческими терминами
-
Соотнесите данные слова и роды литературы. Аргументируйте свои ответы (Прил.2)
чувства комедия
Эпос выражение тропы
ритм действие
Лирика повесть рифма
изображение диалог
Драма события элегия
Приложение 3
Средства выразительности
-
Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение.
Заполните таблицу
фигура
пример
значение
стык (эпанафора) - повторение конца фразы пли строки в начале следующей
синекдоха
эллипсис, сокращения, "пропуск" слов
гипербола
Повтор
Умолчание намеренный обрыв высказывания, передаючий взволнованность речи
Парцелляция расчленение предложения на ряд самостоятельных частей
Приложение 4
Особенности ритмической структуры
-
Вспомните понятия о рифме, ритме, стихотворном размере, потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведении.
Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий.
А) Назовите размер стихотворения.
Б) Расставьте ударения во всех словах.
В) Прочитайте стихотворение.
Г) Разделите слова на слоги.
Д) Составьте схему стиха.
Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.
-
Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер?)
-
Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения.
-
Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую)
Приложение 5
Текст песни Г. Лепс - Спасибо, ребята
Вспоминая тихо о былом, сидя у могилы,
Говорят мужчины...их морщины,
Помнят поминутно всё о том,
Как в одно мгновенье, без предупреждения, утром грянул гром.
И вспорхнули птицы к огненной границе, думая что сон.
Но безумный гром в черной колеснице,
Он им будет сниться, всю их жизнь потом,
Вся их жизнь о том.
Припев:
Спасибо, ребята!
За то, что вы с Отчизной были рядом.
Спасибо, герои!
За то, что, заслонив собой, стояли крепкою стеной!
Спасибо, ребята!
Всем тем, кто был России старшим братом.
За то, что не могло бы быть без вас,
Но вы сумели победить.
Завещав нам жить, завещав нам жить.
В теплом свете вечного огня,
Страшные мгновенья неповиновения,
Поколения, мы должны их помнить имена,
Чтоб однажды утром, если будет нужно,
Мы могли б всегда полететь, как птицы,
В дальние станицы или города.
Видела звезда, как отцы и деды делали победы,
Мы запомним это, это навсегда..
С нами навсегда!
Припев:
Спасибо, ребята!
За то, что вы с Отчизной были рядом.
Спасибо, герои!
За то, что, заслонив собой, стояли крепкою стеной!
Спасибо, ребята!
Всем тем, кто был России старшим братом.
За то, что не могло бы быть без вас,
Но вы сумели победить.
Завещав нам жить, завещав нам жить.