7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для 7 класса

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

пос.Богородское



УТВЕРЖДАЮ.

Директор МБОУ СОШ № 28:________________

/Е.И.Дикун/

«_______» августа 2015г

Приказ №______от «____»______________2015г



Рабочая программа

по литературе

(базовый уровень)

7 «Б» класс



Составил учитель русского языка и литературы

первой категории

Зекунова Наталья Юрьевна





2015 год



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе:

  • Базисного учебного плана 2004г основного общего образования;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №28

  • Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ №28;

  • С учётом авторской программы по литературе для 5-11 классов (Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной Москва «Просвещение» 2009г) УМК учебник для общеобразовательных учреждений «Литература 7 класс» в двух частях, автор-составитель В.Я.Коровина Москва «Просвещение» 2010г.

Программа рекомендована Мин.образования РФ, соответствует уровню стандарта образования, методически обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Литература 7 класс» в двух частях, автор-составитель В.Я.Коровина Москва «просвещение» 2008г., включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.



Программа используется без изменений.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, (2 часа в неделю).



Цели и задачи предмета

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Общая характеристика предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Особенности данной программы

В основе программы положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся.

Главная идея программы- изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора- к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Так, в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы (вертикаль). А также существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).


Содержание рабочей программы


№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Выполнение практической части программы

1

Устное народное творчество

4

-

2

Древнерусская литература

3

Сочинение-1

3

Произведения русских писателей 18 века

2

-

4

Произведения русских писателей 19 века

28

Сочинение-2

Контрольная работа-1

5

Произведения русских писателей 20 века

24

Сочинение-1

Контрольная работа-1

6

Зарубежная литература

5

-

Планируемые результаты изучения предмета

знать/понимать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).


уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.



Планируемые результаты освоения содержания программы по каждому содержательному разделу

ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины, Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).


Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте.

«Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).


Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Баллада (развитие понятия).


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой- повествователь (развитие понятия).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).


«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.


Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.


Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.


Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни, идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).


Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).


На дорогах войны

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов - участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).


Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.


Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.


Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.


Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются.

М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.


«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.


Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле» Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно - поэтический характер произведения.


Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.


Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).


О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.


Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Критерии оценивания полученных результатов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения программы

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Устное народное творчество (4ч)

2

Предания. Исторические события в преданиях

3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»

4

Новгородский цикл былин. Своеобразие былины «Садко»

5

Пословицы и поговорки



Древнерусская литература (3ч)

6

«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности.

8

Р/р. Сочинение на тему «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси»

Произведения русских писателей 18 века (2ч)

9

М.В.Ломоносов «Ода на день…». Мысли автора о Родине и науке.

10

Г.Р.Державин. Стихотворения. Философские размышления о смысле жизни.

Произведения русских писателей 19 века (28ч)



А.С.Пушкин (6ч)

11

А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы.

12

А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра1.

13

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси

14

А.С.Пушкин «Борис Годунов». Образ летописца Пимена

15

А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

М.Ю.Лермонтов (4ч)

17

М.Ю.Лермонтов «Песня про …купца Калашникова». Картины быта 16 века

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

19

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» Гармония человека и природы

20

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Н.В.Гоголь (3ч)

21

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести

23

Р/р. Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба»

И.С.Тургенев (2ч)

24

И.С.Тургенев «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

25

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра

Н.А.Некрасов (2ч)

26

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины

27

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

А.К.Толстой (1ч)

28

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел

М.Е.Салтыков-Щедрин (3ч)

29

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Сатирическое изображение пороков общества

30

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

31

Р/р. Сочинение на тему «Средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина»

Л.Н.Толстой (2ч)

32

Л.Н.Толстой «Детство» (главы).Сложность взаимоотношений детей и взрослых

33

Главный герой повести Л.Толстого «Детство»



А.П.Чехов (4ч)

34

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов

35

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

36

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»

37

Смех и слёзы в рассказах Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

38

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

Произведения русских писателей 19 века (24ч)



И.А.Бунин (2ч)

39

И.А.Бунин «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

40

И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа

М.Горький (4ч)

41

М.Горький «Детство» (главы). Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

42

М.Горький «Детство». Вера в творческие силы народа.

43

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство»

44

«Легенда о Данко». Романтический характер легенды

В.Маяковский (2ч)

45

В.Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека

46

В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Л.Н.Андреев (1ч)

47

Л.Н.Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

А.П.Платонов (3ч)

48

А.Платонов «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека.

49

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности

50

Р/р. Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Б.Пастернак (1ч)

51

Б.Пастернак «Июль», «Никого не будет дома». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

52

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

53

Интервью с участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики

Ф.Абрамов (1ч)

54

Ф.Абрамов «О чём плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Е.И.Носов (1ч)

55

Е.И.Носов «Кукла», «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказов

Ю.П.Казаков (1ч)

56

Ю.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

57



Стихи русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

А.Твардовский (1ч)

58

А.Твардовский. Стихотворения. Философские проблемы лирики Твардовского.

Д.С.Лихачёв (1ч)

59

Д.С.Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи

М.Зощенко (1ч)

60

М.Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

61

Песни на слова русских поэтов 20 века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности

Из литературы народов России (1ч)

62

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни

Зарубежная литература (5ч)

63

Р.Бёрнс «Честная бедность». Представление поэта о справедливости и честности

64

Дж.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины

65

Японские хокку. Особенности жанра

66

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

67

Р.Брэдбери «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение

68

Итоги года и задание на лето



Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной. М: Просвещение, 2009г.

  2. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010.

  3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: Электронное учебное пособие
    на СD-RОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.

  4. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс./Автор - составитель Коровина В.Я. М.: Просвещение, 2009.

  5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 7 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

http://www.ege.edu.ru

http://www.fipi.ru

http://www.festival.

http://www.

http://www.metodisty.ru

http://www.proshkolu.ru



Согласовано.

Протокол заседания ШМО

От «29» мая 2015г.

№ 5



Согласовано.

Зам.директора по УВР

____________/Кириллова Н.В./

«______» августа 2015г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал