7


  • Учителю
  • Урок литературы 8 класс У. Шекспир

Урок литературы 8 класс У. Шекспир

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Конспект урока литературы для 8 класса на тему «У. Шекспир. «Гамлет». История создания трагедии». Урок построен по 3-фазовой структуре в рамках проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Сам урок проходит по стратегии ЖИГСО. Суть стратегии: все ребята
предварительный просмотр материала

Урок литературы для 8 класса

Тема: Уильям Шекспир. «Гамлет» История создания трагедии. Вечные темы и вечные проблемы в трагедии.

Цели урока: дать представление об эпохе Возрождения, в доступ­ной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе.

Ход урока

  1. Организационный момент. Определение темы, целей и хода урока.

Работа будет проходить в стратегии ЖИГСО. Ребята делятся на группы по 4 человека, каждый также получает номер от 1 до 4. Каждый получает текст. Первые 10 минут ребята запоминают свою часть текста. Затем идут в экспертные группы, где 5 минут обсуждают то, как будут обучать группу своей части текста. Затем возвращаются в свои группы и обучают своей части текста всю группу. На это отводится 15 минут. После чего проводится презентация: один учащийся отвечает полностью текст, по нему оценка выставляется всей группе.

II. Вступительная часть урока. Сообщение учителя об эпохе Возрождения.

Что такое Возрождение?

Эпоха Возрождение - это время подъема культуры многих европей­ских стран, которое охватывает два века - XV и XVI. В ту пору стремитель­но росли города, развивалась торговля, купцы отправляли свои корабли в далекие плавания. Появились люди, не желавшие соглашаться с тем, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что радость и блаженство достижимы только после смерти. Этих людей называли гуманистами. Бла­годаря их деятельности были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античности. Отсюда и происходит слово «Возрождение». Но вскоре это слово стало обозначать не только возрожде­ние старых, но и рождение новых культурных ценностей. Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства. Одна из величайших гуманистических идей эпохи нашла свое выражение в словах принца Гамлета - героя пьесы Шекспира: «Что за великое созданье - человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чудесен! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

Однако и Гамлет, и его творец видели не одно лишь величие, но и ис­кажение, которому подвергалась человеческая природа из-за несовершен­ства мира.

III. Основная часть урока. Работа в группах.

Ребята получают тексты в соответствии с номерами и работают по плану, озвученному в организационной части урока.

1. Уильям Шекспир - великий английский поэт и драматург эпохи Воз­рождения.

Время, в котором жил и творил Шекспир, было переломным в исто­рии Западной Европы. Шекспир был современником великой эпохи, полу­чившей название «Возрождение». Устои феодального общества рушились, их подрывал новый класс - буржуазия, уходили в прошлое многие укоренившиеся представления о жизни, рушились старые идеалы и возникали новые. В Англии более интенсивно, чем где-либо в Европе, складывался капиталистический способ производства. Это был период бурного роста богатства и одновременно широкого распространения нищеты. В обществе появлялись люди, стремившиеся по-новому осмыслить жизнь и назначе­ние человека. Возникло новое гуманистическое мировоззрение, которое утверждало величие, красоту и бесконечные возможности человека. Как и другие гуманисты, Шекспир верил, что лучшие начала в мире и человеке, в конечном итоге, восторжествуют. Жизнь, однако же, шла иным путем. Долгий трехвековой путь итальянского гуманиста в Англии укладывается в рамки одного XVI века. На мгновение освежив величие человеческого духа, радости открытия и познания мира, пронеслось над страной великое Воз­рождение, пронеслось и погасло. Открывает эпоху английского Возрожде­ния Томас Мор, а закрывает Шекспир.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений, так как в гла­зах современников он отнюдь не был таким великим человеком, каким его признал последующие поколения. Его жизнь и творчество обросли легенда­ми. Многие ученые по крупинке собирали данные о Шекспире, строили до­гадки, проверяли гипотезы и заполняли пробелы в его биографии.


2. Шекспир родился в маленьком провинциальном городке Стрэтфорде, расположенном на реке Эйвон. Отец Шекспира был состоятельным ремес­ленником и торговцем. Свое детство Шекспир провел среди простых людей, глубоко усвоив живой народный язык. Начальное образование будущий драматург получил в грамматической школе Стрэтфорда, где главным пред­метом изучения были древние языки. Здесь Шекспир усвоил латынь и древ­негреческий. На этом его официальное образование закончилось, так как уже с четырнадцатилетнего возраста он был вынужден помогать отцу в де­лах. Однако Шекспир стал весьма образованным для своего времени чело­веком, постоянно занимаясь самообразованием, пополняя недостающие знания чтением книг. В возрасте восемнадцати лет Шекспир женился, а через три-четыре года отправился в Лондон в поисках заработка.

В Лондоне Шекспир сменил несколько профессий и только в 1594 го­ду окончательно связал свою судьбу с театром. Он вошел в актерское това­рищество своего известного земляка, талантливого актера Бербеджа. Труп­па именовала себя«Слуги лорда-камергера». В 1599 году Бербедж открыва­ет театр «Глобус», который стал лучшим среди шести лондонских театров. Успех театра во многом зависел от его репертуара, который создавал Шек­спир, уже несколько лет увлекающийся литературной деятельностью. Ран­ние опыты Шекспира были переделкой и «подновлением» уже существую­щих сюжетов, позднее он перешел к созданию собственных произведений. В труппе Шекспира более ценили как драматурга, а не как актера, хотя на сцене он оставался лет до сорока.


3. В 1612 году Шекспир расстался с театром и вернулся в Стрэтфорд, где жил до самой смерти. Последние пьесы, напи­санные Шекспиром для его труппы, относятся к 1612 - 1613 годам. После этого драматург замолчал. Исследователи предполагают, что последние четыре года жизни Шекспир болел. Скончался великий драматург в воз­расте 52 лет и был похоронен под алтарем храма Святой Троицы в родном городе.

Наследие Шекспира составляет 154 сонета, несколько небольших по­эм, стихотворные циклы и 37 пьес. Его творчество является наглядным примером расцвета и кризиса гуманистической идеологии. Первое десяти­летие его творчества проникнуто оптимистической верой в решение социальных противоречий; следующий период исполнен трагизма, так как на глазах у Шекспира рушился самый главный идеал - убеждение в бесконеч­ном совершенствовании человека; в последний период драматург пытается найти выход из мира трагических противоречий в своем собственном мире романтических драм. Ранний период творчества Шекспира (1590-1600) прошел под знаком надежд на обновление. Это было время написания ис­торических хроник. («Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI» и др.) и комедий («Укрощение строптивой», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешницы», «Двенадцатая ночь» и др.) Светлое, жизнерадостное настроение комедий, вера в торжество лучших начал в го­сударственной жизни исторических хроник сочетаются в этом периоде творчества. Единственная трагедия этого периода «Ромео и Джульетта» (1595) проникнута светом романтической любви и глубоким лиризмом. Гибель главных героев не делает эту трагедию безысходной.


4. Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их
семейств, любой пустяк служит поводом для стычек. Несмотря на это ро­дилась и расцвела любовь двух прекрасных юных существ, которые прези­рают кровавые распри, которым не страшна смерть, а страшна жизнь без любимого. Герои погибают, но над их телами происходит примирение вра­ждующих семейств Монтекки и Капулетти. Любовь одерживает моральную
победу над миром зла.

Во второй период своего творчества (1601-1608), который можно назвать «трагическим», Шекспир пытается разрешить вопросы противоречивой природы человека, который может подняться до величайших духовных высот и опуститься до преступления. Источником трагического становятся резкое противоречие между гуманистическими идеалами и новой действительностью с ее культом власти и золота. В этот период созданы знамени­тые трагедии «Гамлет», «Отелло», «Макбет» и «Король Лир».

В последние годы творчества (1609-1613) пьесы Шекспира приобретают иной характер. Драматург начинает искать выход из неразрешимых конфликтов времени в сказке, в утопии. В последних пьесах Шекспира: «Перикл», «Цимбилин», «Буря», «Зимняя сказка» - мир полон зла, но добро чудесным образом всегда одерживает победу.

Пьесы Шекспира, созданные около четырех веков назад, живут до сих пор, потрясая воображения зрителей. Лучшие театры мира, выдающиеся актеры считают для себя великой честью поставить и сыграть спектакль Шекспира.

IV. Заключительная часть урока. Презентации групп.

Дома: стр. 65, пересказ.


1. Уильям Шекспир - великий английский поэт и драматург эпохи Воз­рождения.

Время, в котором жил и творил Шекспир, было переломным в исто­рии Западной Европы. Шекспир был современником великой эпохи, полу­чившей название «Возрождение». Устои феодального общества рушились, их подрывал новый класс - буржуазия, уходили в прошлое многие укоренившиеся представления о жизни, рушились старые идеалы и возникали новые. В Англии более интенсивно, чем где-либо в Европе, складывался капиталистический способ производства. Это был период бурного роста богатства и одновременно широкого распространения нищеты. В обществе появлялись люди, стремившиеся по-новому осмыслить жизнь и назначе­ние человека. Возникло новое гуманистическое мировоззрение, которое утверждало величие, красоту и бесконечные возможности человека. Как и другие гуманисты, Шекспир верил, что лучшие начала в мире и человеке, в конечном итоге, восторжествуют. Жизнь, однако же, шла иным путем. Долгий трехвековой путь итальянского гуманиста в Англии укладывается в рамки одного XVI века. На мгновение освежив величие человеческого духа, радости открытия и познания мира, пронеслось над страной великое Воз­рождение, пронеслось и погасло. Открывает эпоху английского Возрожде­ния Томас Мор, а закрывает Шекспир.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений, так как в гла­зах современников он отнюдь не был таким великим человеком, каким его признал последующие поколения. Его жизнь и творчество обросли легенда­ми. Многие ученые по крупинке собирали данные о Шекспире, строили до­гадки, проверяли гипотезы и заполняли пробелы в его биографии.


2. Шекспир родился в маленьком провинциальном городке Стрэтфорде, расположенном на реке Эйвон. Отец Шекспира был состоятельным ремес­ленником и торговцем. Свое детство Шекспир провел среди простых людей, глубоко усвоив живой народный язык. Начальное образование будущий драматург получил в грамматической школе Стрэтфорда, где главным пред­метом изучения были древние языки. Здесь Шекспир усвоил латынь и древ­негреческий. На этом его официальное образование закончилось, так как уже с четырнадцатилетнего возраста он был вынужден помогать отцу в де­лах. Однако Шекспир стал весьма образованным для своего времени чело­веком, постоянно занимаясь самообразованием, пополняя недостающие знания чтением книг. В возрасте восемнадцати лет Шекспир женился, а через три-четыре года отправился в Лондон в поисках заработка.

В Лондоне Шекспир сменил несколько профессий и только в 1594 го­ду окончательно связал свою судьбу с театром. Он вошел в актерское това­рищество своего известного земляка, талантливого актера Бербеджа. Труп­па именовала себя«Слуги лорда-камергера». В 1599 году Бербедж открыва­ет театр «Глобус», который стал лучшим среди шести лондонских театров. Успех театра во многом зависел от его репертуара, который создавал Шек­спир, уже несколько лет увлекающийся литературной деятельностью. Ран­ние опыты Шекспира были переделкой и «подновлением» уже существую­щих сюжетов, позднее он перешел к созданию собственных произведений. В труппе Шекспира более ценили как драматурга, а не как актера, хотя на сцене он оставался лет до сорока.

3. В 1612 году Шекспир расстался с театром и вернулся в Стрэтфорд, где жил до самой смерти. Последние пьесы, напи­санные Шекспиром для его труппы, относятся к 1612 - 1613 годам. После этого драматург замолчал. Исследователи предполагают, что последние четыре года жизни Шекспир болел. Скончался великий драматург в воз­расте 52 лет и был похоронен под алтарем храма Святой Троицы в родном городе.

Наследие Шекспира составляет 154 сонета, несколько небольших по­эм, стихотворные циклы и 37 пьес. Его творчество является наглядным примером расцвета и кризиса гуманистической идеологии. Первое десяти­летие его творчества проникнуто оптимистической верой в решение социальных противоречий; следующий период исполнен трагизма, так как на глазах у Шекспира рушился самый главный идеал - убеждение в бесконеч­ном совершенствовании человека; в последний период драматург пытается найти выход из мира трагических противоречий в своем собственном мире романтических драм. Ранний период творчества Шекспира (1590-1600) прошел под знаком надежд на обновление. Это было время написания ис­торических хроник. («Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI» и др.) и комедий («Укрощение строптивой», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешницы», «Двенадцатая ночь» и др.) Светлое, жизнерадостное настроение комедий, вера в торжество лучших начал в го­сударственной жизни исторических хроник сочетаются в этом периоде творчества. Единственная трагедия этого периода «Ромео и Джульетта» (1595) проникнута светом романтической любви и глубоким лиризмом. Гибель главных героев не делает эту трагедию безысходной.

4. Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их
семейств, любой пустяк служит поводом для стычек. Несмотря на это ро­дилась и расцвела любовь двух прекрасных юных существ, которые прези­рают кровавые распри, которым не страшна смерть, а страшна жизнь без любимого. Герои погибают, но над их телами происходит примирение вра­ждующих семейств Монтекки и Капулетти. Любовь одерживает моральную
победу над миром зла.

Во второй период своего творчества (1601-1608), который можно назвать «трагическим», Шекспир пытается разрешить вопросы противоречивой природы человека, который может подняться до величайших духовных высот и опуститься до преступления. Источником трагического становятся резкое противоречие между гуманистическими идеалами и новой действительностью с ее культом власти и золота. В этот период созданы знамени­тые трагедии «Гамлет», «Отелло», «Макбет» и «Король Лир».

В последние годы творчества (1609-1613) пьесы Шекспира приобретают иной характер. Драматург начинает искать выход из неразрешимых конфликтов времени в сказке, в утопии. В последних пьесах Шекспира: «Перикл», «Цимбилин», «Буря», «Зимняя сказка» - мир полон зла, но добро чудесным образом всегда одерживает победу.

Пьесы Шекспира, созданные около четырех веков назад, живут до сих пор, потрясая воображения зрителей. Лучшие театры мира, выдающиеся актеры считают для себя великой честью поставить и сыграть спектакль Шекспира.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал