7


  • Учителю
  • Доклад Расширение культурного поля учащихся с использованием информационных технологий, или Уходит в Интернет литература?!»

Доклад Расширение культурного поля учащихся с использованием информационных технологий, или Уходит в Интернет литература?!»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Расширение культурного поля учащихся с использованием информационных технологий, или Уходит в Интернет литература?!

Авторы: Невструева Ольга Дмитриевна, Анисимова Ольга Николаевна, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12 города Выборга» Ленинградской области.

Учителей литературы всегда волнует вопрос: «Почему так мало читают наши ученики?» А может они давно ушли …в интернет-пространство?

Существуют две абсолютно противоположные точки зрения на роль литературы в наше время : пессимистическая и оптимистическая.

Евгений Замятин, известный писатель 30-х годов ХХ века,сказал: «Боюсь, что у русской литературы есть только одно будущее - её прошлое». Конечно, тогда еще не было сети Интернет.

Через несколько десятилетий ему возразил Борис Стругацкий, который в интервью Ю. Ревичу («Хомо супер: Борису Стругацкому - 70 лет», 2003 год) сказал о том, что «…Будущее, конечно, за электронной книгой - просто потому уже, что занимает она несравненно меньше места и во многих отношениях удобнее бумажной: её легче листать в поисках нужного места, её можно снабжать иллюстративным материалом, который Гутенбергу с Федоровым и не снился, её, чёрт возьми, можно даже озвучивать!»

Хочется и согласиться, и не согласиться с известным писателем-фантастом.

Исследуем этимологию слова «интернет-литература».

Интернет-литература - любые формы бытования художественных текстов в Глобальной сети.

Понятие «Интернет-литература» является самым широким и включает в себя понятия «сетература» и «кибература».

Какие только термины не существуют, чтобы дать определение литературному интернет-пространству.

«Наивная литература»- тот род письменности, авторам которого несвойственны претензии на создание литературного произведения, да и письменный язык вообще (тем более, язык литературный). Среди всего корпуса наивной литературы, выявленной на сегодня, мало строго художественных текстов, и почти все они относятся к жанру «девичьих рассказов».

«Наивная литература» изучается как один из постфольклорных жанров XX века, сохраняющих характер фольклора (формульность, фольклорная поэтика, а иногда и трансляция архаических фольклорных клише).

«Графомания» - «Графомания» - термин практически бесполезный; он, как и слово «безвкусица», в литературной среде обладает оценочным статусом, а его содержание определимо только вкупе с содержанием понятия «литература», которому «графомания» противостоит как «недолитература», как явление, претендующее на литературность, но таковой не являющееся. Графоманами называют тех, кто, по мнению субъекта высказывания, пишет много, но плохо. В научных целях использование этого термина затруднительно, так как содержательно его определить невозможно.

«Непрофессиональная литература» - единственное, на наш взгляд, понятие, способное раскрыть природу интересующего нас явления, хотя оно и неудовлетворительно по нескольким основаниям. В интернет-литературе «профессионалами» пока являются в основном те писатели, которые публикуются и хорошо известны по «бумажной» литературе. Непрофессионалы - это основная масса авторов, производящих интернет-литературу.

«Сетература - это текст, помещённый в сети таким образом, что перенос его на бумагу сопряжён со значительными потерями»,- так говорит об этом явлении известный исследователь Рулинета Д. Манин.

Кибература - вид виртуального творчества, в котором основную смысловую нагрузку получает не содержание произведения, а его оформление, виртуальная оболочка, в которую оказывается «запакован» текст. Примеры такого творчества собраны в одноименном разделе интернет-портала «Сетевая словесность».

РуЛиНет - русский литературный Интернет - автором термина является Александр Чесноков - писатель-фантаст(О'Санчес) - пережил три периода в своем формировании.

Период первый - «Романтика».

Это было время молодости, романтики и восторженных оценок. В декларациях очень часто присутствовало противопоставление интернет-литературы бумажной. Сетевые авторы в большинстве своем претендовали на эстетический прорыв и интеллектуальное лидерство, позиционировали себя в качестве альтернативной литературы.

Период второй - «Слияние».

Эйфория от слов «гипертекст», «сетература» прошла довольно быстро. Агрессивное противопоставление гипертекстов и образцов сетературы традиционным формам литературы уже давно выглядит анахронизмом. Стало очевидно, что ради нового информационного пространства литература менять свои основные законы существования в общем-то не собирается.

Период третий - «Необозримость».

Работают и модернизируются все старые сайты и конкурсы, параллельно открываются все новые и новые сайты - создаются новые электронные библиотеки, персональные сайты и личные странички авторов, мемориальные сайты, сайты новейшей литературы и поэзии - они множатся почти в геометрической прогрессии. Движение, заданное отцами-основателями Рулинета, обрело собственную логику и потеряло управляемость, а вместе с этим - обозримость и цельность.

Самые распространенные три точки зрения о влиянии Сети на литературу таковы.

Деятели оффлайновой культуры считают, что Интернет никак не повлиял на литературный процесс, а стал лишь новым инструментом, площадкой для публикации текстов, пространством для коммуникации.

Представители второй точки зрения (чаще всего активные интернет - пользователи, нередко - авторы и руководители сетевых проектов, стоявшие у истоков Рунета) утверждают, что Сеть привнесла уникальные механизмы, повлекшие создание новых литературных форм, существование которых невозможно на бумаге.

Третья точка зрения принадлежит Сергею Костырко, ведущему веб-обозрения в журнале «Новый мир»: «И перескакивая через несколько логических ходов, предположу, что в ближайшем будущем лидирующая роль в структурировании современного литературного (и шире - культурного) пространства останется по-прежнему у бумажных изданий - уж какие они есть».

РуЛиНет включает в себя: поэзию, прозу, журналы, ЖЖ (живой журнал (www.livejournal.com), блоги, электронные библиотеки, литературные конкурсы.

Если мы обратимся к таким каналам как Проза.ру и Стихи.ру, то из интервью с основателем этого сервера Дмитрием Кравчуком узнаем, что «…наша миссия - предоставить всем авторам возможность свободной публикации. К счастью, те времена, когда государство решало, кого публиковать, ушли в прошлое…На сегодняшний день (2014 г.) на Стихи.ру и Прозе.ру опубликовано более 12 миллионов произведений… А суммарное количество авторов превышает 300 тысяч. Это колоссальная цифра!»

С какими же авторами Рулинета можно познакомить учащихся 10-11 классов на уроках современной литературы?

С нашей точки зрения был бы интересен обзор творчества Дмитрия Быкова, писателя, публициста, преподавателя литературы.

Два его романа «Остромов, ученик чародея» и "Эвакуатор" были бы интересны современному старшекласснику. Необычны сюжеты произведений - современны и остры.

Роман Дмитрия Быкова «Остромов, или Ученик чародея». Это заключительная часть трилогии, начавшейся с «Оправдания» (2001) и продолжившейся «Орфографией» (2003).В «Остромове» речь идет о «деле ленинградских масонов» 1926 г. и ключевом фигуранте дела - Борисе Васильевиче Остромове.

А действие романа «Эвакуатор» происходит в Москве, где редкий день обходится без взрывов террористов. И посреди этого кошмара вспыхивает любовь.

Она - обыкновенная москвичка, он - инопланетянин, который берется вывезти любимую и ее близких на свою далекую и прекрасную планету.

Но у красивой истории оказывается неожиданный конец, который был бы интересен молодому поколению, потому что острую проблему террористических актов никто не отменял.

Марта Кетро - тоже писатель из Интернета…Марта Кетро (псевдоним) - это пример успешного писателя нового поколения.

Настоящее имя - загадка: псевдоним Марта Кетро всего лишь результат перестановки букв в словосочетании "карта метро", как призналась писательница.

В начале, она начала писать в своем ЖЖ. Потом стала "Тысячником", после чего ее и заметили издатели.

Дневник ведется только с 2005 г., однако уже сейчас количество её постоянных читателей - более 5 тысяч человек. "Самая нежная и искренняя из легенд русского Интернета", - говорят о ней читатели.

В 2005 году Марта Кетро получила популярную сетевую "Премию Паркера" в номинации "Литература". Сколько ей лет - не знает практически никто.

Ёе многочисленные повести и романы охотно читает молодёжь. Это и «Лисья честность», и «Умная, как цветок», и «Справочник по уходу и возвращению»…

Не менее интересен канал Поэзия.ру.

«Сетевая поэзия - это поэзия, опубликованная в сети Интернет, читаемая и рецензируемая пользователями Сети и обладающая литературными достоинствами с точки зрения пользователей Сети. Это субкультура», так пишет о поэзии Интернета Евгений Никитин в своей статье «О культуре чтения в сети. Сетевые читатели и критики».

Ярки и молоды представители этого канала. Это и Виктория Райхер:

Я хочу, чтоб меня взяли на руки и качали

тёплыми и уверенными руками.

Когда меня еще не было, в самом начале,

так и было.

И Вера Полозкова:

Бессовестного счастья, новых строф -

Нежданной, изумрудной красоты;

Бессонницы, переплетений - да! -

Сердцебиений, слившихся в одно…

А что до бренности, так это всё тогда

Мне будет совершенно все равно.

Обрушится с уставших плеч скала…

Редкий пример молодого, успешного, благополучного во всех смыслах поэта, если можно сделать карьеру в поэзии, то ей это удалось. Ее книги расходятся космическими по нынешним временам тиражами в десятки тысяч экземпляров. На ее выступления не достать билетов, Веру Полозкову даже показывают в "Вечернем Урганте" на Первом канале в прайм-тайм.

Критики о ней говорят, что «…пожалуй, это не великие стихи, но хорошие. В них нет новаторства, но есть портрет поколения».

Несколько спорно творчество Линор Горалик (Юлия Борисовна Горалик)…но бесспорно это очень талантливый автор.

А Дмитрий Легеза - один из петербургских авторов по-своему самобытен. Вот его «Простое стихотворение»:

Вот серое пальто

С большим воротником,

Два дня тому назад

Я думал о таком.

А нынче в магазин

Зашел - и вижу - ба!

Как раз мое пальто

И, стало быть, судьба.

И, стало быть, купил -

Теперь гляжу тайком

На серую судьбу

С большим воротником.

Рита Бальмина - поэтесса и художница. Можно спорить о ее творчестве, но в талантливости ей не откажешь…

ЖЖ многих известных писателей привлекут старшеклассников. Почему бы не познакомить их в обзоре с творчеством Захара Прилепина или Татьяны Толстой? Особенно следует отметить её один из последних очерков в Facebook «Про отца».

А поэзия Вконтакте? Очень современна, нова и будет интересна молодым. Поэты Интернета первой волны были закрытыми людьми, а поэты второй волны Вконтакте - публичные люди (вплоть до туров по стране).

Это и Ринат Валиуллин:

- Что ты ищешь?

проснулась жена

-Ты не видела поцелуй?

- Какой поцелуй?

- Ну, какой-какой?

Как обычно, глубокий жадный.

- Может в ванной?

- Нету там

- А на кухне смотрел?

- Смотрел

- Ты же вроде уходишь

зачем тебе он сейчас?

- Ты так красиво лежала.

Из сборника Рината Валиуллина "Стихи для гурманов"

И Ес (Евгений) Соя:

кофе был горячим. теперь всё остыло

но сердце - не кофе. оно вечно кипит

я так часто пишу тебе на мыло

а потом нажимаю delete

Ес Соя. Минск 14 октября бар "ДК"

Стефания Данилова:

вот простые правила октября:

возвращать людей, ни слова не говоря,

оставлять их в подарочном свертке осенних курток,

ночных попуток,

свете придорожного фонаря.

в транспорте прохожие полуспят

вечером, каким был Христос распят.

"я пришел к Вам" звучит "я пришел за Вами",

неузнаваем,

вы стоите во тьме с головы до пят…

Удивительно, но простят нас любители классической литературы, «такая поэзия» оказывается близка старшеклассникам!

Классика остается для учителя литературы неприкосновенной,

неоспоримой вершиной, но…мы идем дальше, «настраиваясь» на

сотрудничество с Рулинетом. Думается, что знакомство с сетературой

будет необычным и привлекательным для учащихся старших классов.

Список использованной литературы и интернет - ресурсов.

  1. Андреев А. СЕТЕRАтура как ее NET: От эстетики Хэйана до

клеточного автомата - и обратно// Сетевая словесность. - 1998;

  1. http// www.litera.ru/slova/andreev/setnet/

  2. Алексрома. Сетера и Литера // Сетевая словесность.-1998.

  3. Горчев Д. Сетература // Теребайт. - СПб., 2000.- №2

  4. Десятерик Д. Альтернативная культура: Энциклопедия.Екатеринбург, 2005

  5. Ермолин Е. Критик в Сети // Знамя. - 2003. - №3,7.

  6. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодернизма.

  7. Костырко Сергей. WWW-обозрение: Библиотеки в Интернете, мемориальные и персональные сайты - классика и современность // Новый мир.-2004. №2.

  8. Кузнецов С. Рождение Игры, смерть Автора и виртуальное письмо.

  9. Кузьмин Д. Краткий катехизис русского литературного Интернета. // Иностранная литература.- 1999.

  10. Розанов К.А. Провинциальная и столичная Интернет-литература: смещение границ : Саратов: ООО Издательство «Кубик», 2009

  11. Чернорицкая О. Феноменология сетевого авторства:

    http:/ topos.ru

  12. Шмидт Энрике . Литературный русскоязычный Интернет: между графоманией и профессионализмом. Вечерний Гондольер. Gondolier.ru (перевод с немецкого Игоря Петрова)

  13. Манин Д. Вместо манифеста:

</ htth.// netslova.ru|teoriya/seteratura

  1. Митренина Мария. Интернет и русский литературный процесс. Русский журнал, 2003.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал