- Учителю
- Урок русского языка в 8 классе по теме 'Роль односоставных предложений. '
Урок русского языка в 8 классе по теме 'Роль односоставных предложений. '
Учитель русского языка и литературы
высшей категории Степанова Ж.А.
(г. Нижний Новгород)
Урок словесности
«Роль односоставных предложений в художественном тексте»
(на примере русских романсов).
«Ведущим началом для активного усвоения языка должен быть смысл», - утверждал Л.В. Щерба. Поэтому основным принципом, на мой взгляд, при изучении любой языковой единицы должен стать семантический, то есть выяснение того значения, которое имеют все единицы языка, в том числе и односоставные предложения. Предлагаемый урок разработан и проведён на основе УМК по русскому языку для 8 класса под редакцией С.И. Львовой как обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» (§§25 - 30). Курс русского языка в 8 классе начинается с комплексного повторения функциональных разновидностей языка на всех уровнях: сфера применения, задача стиля речи, стилевые и жанровые особенности, языковые средства. Целесообразно обращение к стилистике и при изучении последующего языкового материала для углубления уже полученных знаний. Так, например, односоставные предложения находят широкое применение в разных стилях речи. Выявление того, какие дополнительные смыслы в речь привносят эти языковые единицы при их употреблении, и становится содержанием данного урока словесности.
Это учебное занятие актуально и в рамках подготовки к ГИА по русскому языку для заданий В3, В6 и части С. Задача учащихся при выполнении части С - написать сочинение-рассуждение в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале: «Выпускник должен использовать знания, полученные в процессе изучения русского языка, оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста. Уровень приводимых суждений и аргументов - теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании лингвистических понятий и терминов)». Предлагаемый урок способствует систематизации и углублению как теоретических сведений, так и практических навыков по теме «Односоставные предложения».
Цели урока:
-
Образовательные:
- актуализация знаний об односоставных предложениях;
- расширение лингвистической компетенции учащихся на примере функционирования односоставных предложений в художественном тексте;
-
Развивающие:
- развитие навыков использования синонимичных синтаксических конструкций;
- развития навыков построения суждений на лингвистическую тему;
- развитие навыков языковой рефлексии;
-
Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку и родной культуре;
- формирование эстетических вкусов и потребностей учащихся;
- воспитание толерантности и навыков коммуникации в процессе
групповой работы;
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал и мультимедийная презентация по теме урока.
Тип урока: урок когнитивного типа;
Ход урока:
Предварительное домашнее задание: прокомментировать высказывание
К.Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса».
1. Подводящий диалог:
И.С. Тургенев утверждал, что русский язык «великий, богатый, могучий». Ему вторит другой мастер русского слова - К.Г. Паустовский, считавший, что «с русским языком можно творить чудеса». Именно эти слова писателя и будут эпиграфом к нашему уроку. Прокомментируйте высказывание Паустовского.
2. На основе ответов учащихся формулируется цель урока: сегодня на уроке мы попробуем творить лингвистические чудеса, а предмет этих чудес также кроется в предложении К.Г. Паустовского. Дайте полную характеристику данного предложения.
Уточняем цель урока: лингвистические чудеса, которые творят односоставные предложения.
3. Формулируем тему урока: «Роль односоставных предложений в художественном тексте».
4. Актуализация знаний учащихся - самостоятельная работа:
Установите соответствия:
А.Определённо-личное. 1. Могучее, лихое племя…
Б. Неопределённо- личное. 2. Постой-ка, брат мусью!
В. Обобщённо-личное. 3. Построили редут.
Г. Безличное. 4. Вам не видать таких сражений.
Д. Назывное. 5. У наших ушки на макушке.
Е. Двусоставное. 6. Не смеют, что ли, командиры
Ж. Двусоставное неполное. Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
7. Перед смертью не надышишься.
Взаимопроверка работ учащимися.
5. Наши лингвистические чудеса мы начинаем с лингвистического эксперимента. Задание: заменить односоставные предложения синонимическими синтаксическими конструкциями:
-
Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.
-
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог...
-
Вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.
-
Мне вздумалось сорвать этот репей…
Двусоставные:
-
Передо мной лежит моя синяя тетрадь с моими детскими стихами.
-
Я знаю, ты выйдешь к вечеру за кольцо дорог...
-
Дворовые привезли Герасима в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.
-
Я задумал сорвать этот репей…
Вывод по итогам эксперимента: что привносят в художественную речь односоставные предложения?
- Назывные: описательность, лаконизм и ёмкость;
- Определённо-личные: живость интонации, близость к разговорной речи;
- Неопределённо-личные: активное действующее лицо, динамизм, глагольность;
- Безличные: непроизвольность, стихийность, неопределённость речи;
6. Лингвистическое исследование: для этого задания учащимся предлагается жанр, с которым они на уроках литературы не знакомились подробно. Прослушивание романса И.С.Тургенева «Утро туманное…»
- определить жанр прозвучавшего произведения.
- определить жанровые особенности романса:
-
содержание - эмоциональные переживания;
-
наличие двух лирических героев;
-
наличие адресата, диалогичность;
-
интимность, камерность;
7. Работа в группах: лингвистический экспресс-анализ текстов русских романсов (раздаточный материал на партах и в презентации на экране).
1 группа.
В небесах торжественно и чудно! Задание:
Спит земля в сияньи голубом. 1.Найти односоставные
Что же мне так больно и так трудно? предложения и определить
Жду ль чего? Жалею ли о чём? тип.
М.Ю. Лермонтов. 2. Почему в текстах романсов
И сладко, и больно… часто встречается этот тип
И трепет безумный затих; предложений?
И сердцу легко и раздольно…
Слова понеслись бы так вольно,
Но слушать уж некому их -
И сладко, и больно!
Е.П. Ростопчина
И тихо, и ясно,
И пахнет сиренью,
И где-то звенит соловей.
И веет мечтательно
Сладкою ленью
От этих широких аллей.
К.П. Медвецкий.
2 группа. Задание:
Не вымолвишь слова… 1. Найти односоставные
Немеешь… робеешь… дрожишь… предложения и определить
Душа, проклиная оковы, их тип.
Вся в речи излиться б готова… 2. Как связан этот тип предложе-
Но только глядишь и молчишь - ний с содержанием романса?
Нет силы, нет слова!.. 3. Насколько эти предложения
Е.П. Ростопчина распространены в романсах?
Отгадай, моя родная,
Отчего я так грустна
И сижу всегда одна я
У косящего окна?
Отчего с такой заботой
Каждый день чего - то жду?
Каждый день ищу чего - то
И чего - то не найду?
Е. Краузе.
Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений,
И мимолётных сноведений
Не возвращай, не возвращай!
Д.Давыдов.
3 группа.
Слышу песни жаворонка, Вижу дубы вековые,
Слышу трели соловья… А вон там - сосновый бор.
Это - русская сторонка. Это - признаки родные,
Это - родина моя. Это - родины простор!
Вижу чудное приволье, Вижу горы-исполины,
Вижу нивы и поля… Вижу реки и поля,
Это - русское раздолье, Это - русские картины,
Это - русская земля!.. Это - русская краса!
Слышу песни хоровода, Вижу всюду трепет жизни,
Звучный топот трепака. Где ни брошу только взор,
Это - радости народа, Это - матушки-отчизны
Это - пляска мужика!.. Нескончаемый простор!
Снова духом оживаю,
Снова весел, счастлив я
Задание: И невольно ощущаю
В сердце мощь богатыря!
Ф.П.Савинов.
1.Найти односоставные предложения и определить их тип.
2.Почему в текстах романсов часто встречается этот тип предложений?
4 группа. Задание:
Ехали на тройке с бубенцами, 1. Найти односоставные предложения
А вдали мелькали огоньки… и определить их тип.
Эх, когда бы мне теперь за вами 2. Почему эти предложения реже
Душу бы развеять от тоски. встречаются в романсах?
К. Подревский
Мне всё равно, враги ли мне найдутся,
Я к клеветам привычка уж давно.
Пускай бранят, пускай смеются,
Мне всё равно!
Е.П.Ростопчина
5 группа. Задание:
Крики чайки белоснежной, 1.Найти односоставные предложения и
Запах моря и сосны, определить их тип.
Неумолчный, безмятежный, 2. С какой целью эти предложения встре-
Плеск задумчивой волны. чаются в романсах?
В дымке розово - хрустальной
Умирающий закат,
Первой звёздочки печальной
Золотой далекий взгляд
Чудный месяц, полный ласки,
В блеске царственном своём…
З.Д. Бухарова
«Ноктюрн»
Прекрасный день, счастливый день,
И солнце, и любовь!
А. Дельвиг
Огневые, голубые,
Как лазурь, как бирюза,
Неги полные, живые,
Искромётные глаза!
С. Любецкий.
8. Вывод лингвистического исследования:
- Какие односоставные предложения практически не встречаются в русских романсах и почему? (Обобщённо-личные предложения, т. к. романс - очень личный, камерный жанр).
- Какова же роль односоставных предложений в художественной речи?
-
Безличные конструкции передают сложные ощущения человека, его душевное состояние. Авторское «я» скрывается за безличной формой, которая делает повествование лиричным;
-
Определённо-личное предложение делает акцент на действии - усиливает значение сказуемого, которое отражает состояние человека;
-
В неопределённо-личных предложениях субъект отодвигается на второй план. Такая подчёркнутая глагольность делает этот тип предложений малоупотребительными в текстах романсов;
-
Назывные предложения выполняют изобразительную функцию. Называя предметы, расцвечивая их различными определениями, поэты рисуют состояние природы, описывают внешнее и внутреннее состояние человека, дают оценку окружающему миру.
-
Таким образом, исследуя роль односоставных предложений в художественной речи, мы увидели, насколько ярким и выразительным средством являются односоставные предложения и как бы был беден русский язык, не будь этих синтаксических конструкций в нашем языке.
9. Заключительный этап.
-Домашнее задание - написать художественную миниатюру (или в прозе, или в стихах) с использованием односоставных предложений.
- В заключение ещё один музыкальный подарок - романс Д. Давыдова
«Не пробуждай…»