7


  • Учителю
  • Литературно-музыкальный вечер «Я к вам пишу…»

Литературно-музыкальный вечер «Я к вам пишу…»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Литературно-музыкальный вечер «Я к вам пишу…» 9 класс

Дата проведения:

Оформление:

  1. Столы, настольная лампа, свечи, перо и чернильница.

  2. Репродукции картин голландского художника Вермера «Девушка с письмом» и «Любовное письмо».

  3. Эпиграф: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». М.Ю.Лермонтов.

  4. Музыкальное сопровождение.



Ход мероприятия

Ведущий. «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,- утверждал Лермонтов. Но «…душу можно ль рассказать?» Вопрос риторический…И всё же время от времени люди прибегают к одному из способов это сделать: они пишут письма. Фраза «Напиши мне письмо…» звучит сегодня как анахронизм. Письма заменили телефонные разговоры и электронная почта. Теперь письма не пишут - оставляют сообщения. Весь мир умещается в расписании авиарейсов. Кажется, вот-вот он уместится на детской ладони. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в другую эпоху, в то время, когда появились первые письма. Итак, перенесёмся на несколько столетий назад.

Первые письма - это письма, написанные ещё в 11 столетии на бересте (внешней стороне берёзовой коры). Буквы глубоко процарапывали прочным заострённым писалом, изготовленным из кости или металла. Размеры берестяных листов были самые разные - от нескольких сантиметров до почти метровой длины. Вот фрагмент берестяного листа, на котором можно прочесть такие слова, как «князь», «дружина» и «варяжский». На берестяных листах встречаются и любопытные детские рисунки. Это, например, изображения животных, воинов и разных батальных сцен, сделанных мальчиком Онфимом, жившим в 13 веке. А вот пример любовного письма: «От Никиты к Ульянице. Пойди за меня. Я тебя люблю, а ты меня.» Это первое древнерусское любовное письмо. Археологи обнаружили при раскопках среди писем и долговые записи. Например, такие: «От Петра к Василеви. Дай 6 кун и гривну Вышате. А если он тебе не отдаст, то приставь к нему отрока». Куна и гривна - денежные единицы Древней Руси, а отроком называли того человека, который взыскивал долг. В Древней Руси для письма использовали чаще бересту, в Египте - папирус, родственник нашей осоки, который в изобилии рос по берегам Нила. В Индии писали на пальмовых листьях, а в Китае использовали для письма бамбук, в Месопотамии - глину. А человек не переставал искать всё более удобные и точные способы передачи своей речи. Так появилось буквенное письмо. Его изобрели финикийцы. Но их алфавит состоял только из согласных букв. Греки усовершенствовали их письмо, введя гласные буквы.

Прошли века… Письмо стало одним из самых распространённых способов общения. На этих миниатюрах начала 16 века мы видим переписку французского короля Людовика 12 с Анной Бретонской. В литературе появился новый жанр «эпистола» - это литературное произведение в форме письма. Основателем этого жанра считается Марк Тулий Цицерон - знаменитый древнеримский оратор, политический деятель и философ, который жил ещё до нашей эры. Сохранилось большое собрание его личных писем к родным, друзьям в которых порой хорошо виден живой человеческий облик Цицерона, со всеми его сильными и слабыми чертами характера.

И вот мы постепенно с вами перенеслись в Западную Европу 18 века. 18 век - это век философствующий, героический, галантный, век любовных писем, маскарадов, интриг. С развитием путей сообщения и почты родились и расцвели романы в письмах. Это был век, когда любили, как никогда!

Первая сцена (выходят девушка и юноша)

Девушка (читает письмо): «…Могу ли я быть когда- либо свободной от страданий, пока не увижу вас? Между тем я несу их безропотно, потому что они исходят от вас. Что же? Не это ли награда, которую вы даруете мне за то, что я полюбила вас так нежно? Но будь что будет, я решилась обожать вас всю жизнь и никогда ни с кем не видеться, и я заверяю вас, что и вы хорошо поступите, если никого не полюбите. Разве вы могли бы удовлетвориться страстью менее пылкой, чем моя? Вы найдёте, быть может, возлюбленную более прекрасную, но вы никогда не найдёте подобной любви, а ведь всё прочее - ничто. Не заполняйте более ваших писем ненужными вещами и не пишите мне более, чтобы я помнила о вас. Я не могу позабыть вас…»

Ведущий. Кто-то остроумно заметил: романы в письмах живут лишь в письмах. В самом деле, будь расстояния в 18 веке не такими огромными, будь возможность у влюблённых жить рядом (звонить, летать),нашлись бы у них такие возвышенные слова для длинных объяснений?

Юноша (читает письмо): «Если бы я мог добыть тебя ценой того, чтобы без одежды, босому, через тернии, чертополох и репейник, по скалам, льду и снегу обойти всю землю, о, я сегодня ещё отправился бы в путь, а потом, когда, истекая кровью и с последней искоркой жизненной силы, пал бы в твои объятья, у твоей любвеобильной груди, вновь питал бы сладострастие и свежую жизнь, - я уверовал бы, что добыл тебя за бесценок.»

Ведущий. Возможно, кому-то язык этих чувств покажется архаичным, слог - чересчур изысканным и витиеватым. Возможно, кого-то эти строки рассмешат. И всё же… Пока мужчину не оставит желание обойти всю землю, чтобы добыть любимую, его эти строки не рассмешат. А когда они рассмешат его, он перестанет быть мужчиной. В душе сегодняшнего человека, порой неосознаваемо, живёт тысячелетний опыт миллионов человеческих сердец с их неизречённой и неизрасходованной нежностью. Часть этого опыта отражена в письмах.

Юноша (читает письмо): «Пишу, не увидев вас. Я пришёл, хотел поцеловать у вас руку и удалиться. Придётся, однако, удалиться без этой награды, но разве я уже не буду вознаграждённым, засвидетельствовав вам, как я вас люблю. Теперь 9 часов, я пишу, что люблю вас. По крайней мере, я хочу это написать, но не уверен, послушно ли мне перо?»

Ведущий. Это первое письмо знаменитого философа Дени Дидро к Софи Волан. Потом в течение почти 30 лет он написал ей ещё 552 письма. Его письма к ней - это история двух сердец, постепенно соединившихся настолько, что можно говорить об одном человеческом сердце. Они часто расставались и писали друг другу письма, хотя жили в Париже на соседних улицах. В своих письмах к Софи Дидро рассуждает о развитии ремёсел, об особенностях архитектурных стилей, государственном устройстве Китая… Ему хочется подарить любимой не только себя, собственное сердце, но и весь мир. Её письма к нему не сохранились, но сам Дидро не раз говорил о той роли, которую эти письма играют в его жизни.

Юноша. «Время рассеивает иллюзии, для всякой страсти наступает конец. Но чем чаще я тебя видел, тем сильнее любил».

Ведущий. С годами росла не только нежность Дидро, но и его мудрость. И в этом росте творчески участвовала любимая женщина. Стареющий философ не старел, он плакал, смеялся, удивлялся, он был юно очарован миром. Вот он пишет по дороге в Россию. Куда он поехал по приглашению Екатерины 2…

Юноша. «Где бы я ни находился волею небес, всегда буду носить любовь в своём сердце… Разница в градусах широты не изменит моих чувств: и под полюсом вы будете столь же дороги мне… Мы увидимся вновь, моё дитя…»

Ведущий. Он называл её, уже пятидесятилетнюю, «моё дитя». Когда Софи умерла, он, узнав об этом, выразил одно желание : уйти вслед за нею. Через пять месяцев это желание исполнилось. Он умер без страданий, но он жил, страдая. Когда-то, в самом начале любви к Софии, он пересказал ей в письме историю, услышанную от одного моряка.

Юноша. (Под музыку.) «Была сильная буря, она повалила мачты и паруса. Матросы изнемогали от усталости, корабль без руля был отдан на волю волн и ветра, который гнал его на рифы. Люди ожидали крушения, и тут один матрос нашёл в трюме старый парус, истлевший, испещрённый дырами. Он натянул его, как мог, и тем самым спас корабль: потому что новые паруса под напором массы ветра рвутся, как бумага, этот же устоял в борьбе с ветром - потому что был дырявым - и повёл корабль…»

Ведущий. Когда читаешь письма Дидро к Софии Волан, кажется, что достаёшь из трюма тот самый спасительный старый парус. А дыры в нём - раны в человеческом сердце.

(Звучит романс А. Рыбникова на стихи А.Вознесенского «Сага («Ты меня на рассвете разбудишь…»)

Вторая сцена (ведущий и девушка за столом)

Девушка. «Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, моё слабое сердце покорилось снова знакомому голосу… ты не будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе прощанием и исповедью: я обязана сказать тебе всё, что накопилось на моём сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять тебя - ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала… Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что ты когда-нибудь поймёшь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, ноне угасла. Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого».

Ведущий. Женщины, которая это писала, никогда не существовало в действительности. Это письмо написал Лермонтов, точнее, одна из его героинь. И вы наверняка её узнали. Это письмо Веры из романа «Герой нашего времени». Когда читаешь книги великих писателей, невольно задумываешься: кто дал Лермонтову этот дар проникновения в душу женщины? А вот ещё одно письмо.

(Ученица читает письмо Татьяны к Онегину)

Ведущий. Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства. Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо. Увидела, полюбила - это понятно. А вот написала письмо с романтическим объяснением в любви… Написала первая… Кто, когда - в литературе ли, в жизни ли - отваживался из девушек на это? Да ещё в век устойчивых нравов и традиций, когда девушка и не смела помыслить о том, чтобы объясниться - в письме! - в любви первой. В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге сердца письму Татьяны. Пройдёт три года, он увидит её снова на балу, полюбит и будет отвергнут из чувства долга, хотя она будет любить его по-прежнему. Он напишет ей письмо. И мы увидим другого Онегина. Нигде так глубоко ещё не раскрывался его характер, как в этом письме. Послушайте его.

(Ученик читает письмо Онегина к Татьяне.)

Ведущий. А сейчас прозвучит ещё одно письмо. (Песня «Письмо к матери» С. Есенина) (На фоне песни) За свою недолгую жизнь Сергей Есенин написал много стихотворений-писем: «Письмо деду», «Письмо сестре», «Письмо к женщине», «Письмо к матери». Это автобиографические письма, в которых он попытался разобраться в себе. Песня, которую мы сейчас слушаем, стала одной из популярных в народе. Почему так легко запоминаются слова этой исповеди? Ответ прост: чувства, выраженные в письме, знакомы каждому. К кому, как не к матери, обращаешься в минуты житейских невзгод и тревог? (Песня звучит до конца.)

Ведущий. В художественном произведении письмо служит дополнительным средством характеристики героя. Давайте сейчас сделаем паузу и вспомним, кому адресованы и кто написал эти письма:

  1. «Спешу уведомить тебя, душа моя, какие со мною чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму, как вдруг по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня…» (Хлестаков - своему другу Тряпичкину)

  2. «Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю, нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если бы вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, как лучше… Прощайте навсегда!» (Ася - Н.Н.)

  3. «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло!.. вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную… Остаюсь вам покорная бедная сирота».(Марья Миронова - Петру Гринёву.)

  4. «Ты шайтан турецкий, проклятого чёрта брат и товарищ и самого люципера секретарь! Який ты в чёрта лыцарь?.. не будешь ты годен сынив христианских пид собой мати, твоего вийска мы не боимость. Будем быться з тобою»

Ведущий. А последнее письмо - с подвохом: оно не из произведения. Вспомните картину Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Вот таким, оказывается, было содержание этого письма.

Третья сцена.

Ученик читает стихотворение А.А.Фета «Старые письма».

Ведущий. Старые письма… «Свидетели немые…» Мгновения, пережитые другими, незнакомыми нам людьми, запечатлённые в письмах, начинают оживать для нас. Письма - это попытка остановить мгновения, которые прекрасны. «Огонь под пеплом» - так мы назвали нашу последнюю страницу.

Ученик читает стихотворение Пушкина «Сожжённое письмо»

Ученик. Это стихотворение обращено к Елизавете Воронцовой. Современники говорят о ней как о женщине умной, тонкой, обольстительной. «Собственно красавицей она никогда не была, но никакая красавица не смогла бы с ней сравниться», - писал Сологуб. Чувство Пушкина к Елизавете Воронцовой оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих стихах, среди которых и «Сожжённое письмо». Письмо любви, обращённое в пепел, - это святое воспоминание, которое навсегда останется с поэтом. Пепел воспоминаний - скорбь о былом, об ушедшем безвозвратно, но тревожащем до сих пор.

Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Она сидела на полу»

Ведущий. Стихотворение Тютчева посвящено любви поэта Елене Денисьевой, с которой у поэта был продолжительный и мучительный для обоих роман. И это письмо - остывшая зола воспоминаний о радости и горе, о «жизни пережитой». Кажется, всё сожжено, пережито, остыло, ушло… Но нет… Героиня смотрит на знакомые листы так чудно, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Письма - тело души, расставание с ними - это как смерть. Но смерть тела не означает смерти души. Можно сжечь бумагу, но слово останется живым, останется в душе.

Посмотрите на картины голландского живописца Яна Вермера. Часто на его картинах женщины пишут письма или читают их. Письмо - самое большое событие в их жизни. Героиня картины «Девушка с письмом» серьёзна и строга. Почти неуловимые движения её ресниц и губ выдают скрытое беспокойство. Хрупкий профиль девушки особенно красив на фоне белой стены, по которой пробегают лёгкие перламутровые тени.

А на картине «Любовное письмо» действие разворачивается на втором плане: в освещённой комнате заплаканная дама с мандолиной в руках вопросительно смотрит на румяную улыбчивую служанку, подавшую ей письмо. На стене висит изображение Амура, Божества любви, управляющего кораблём среди бурного моря, - аллегория трагических превратностей отношений между любящими.

Юноша. «Как странно перебирать старые бумаги, перелистывать страницы, которые жили - и погасли для тебя, их написавшего. Они дороги и чужды, как лепестки подаренных увядших цветов, как письма женщин, в которых ты пробудил непонятность, что зовётся любовью. В свете мгновений я создавал эти слова. Мгновенья всегда единственны. Они слагались в свою музыку, и я был их частью, когда они звенели. Они отзвенели и навеки унесли с собою свою тайну.»

Ведущий. Сегодня нам хотелось подарить вам нечто большее, чем просто ряд писем. Мы хотели, чтобы ожили голоса тех, кто давно знаем и любим, и тех, кто незнаком нам. Их душевный опыт, отражённый в письмах, сегодня , в начале третьего тысячелетия - неоценим и так нужен нам сегодня , как живой огонь, окутывающий нашу Землю.



6




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал