7


  • Учителю
  • Статья о произведении Н. В. Гоголя 'Мертвые души' (9, 10 класс)

Статья о произведении Н. В. Гоголя 'Мертвые души' (9, 10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Гоголь Н.В. «Мертвые души»

Во второй главе быт Манилова - первый круг ада. Главная деталь в описании кабинета Манилова - горки золы, хозяин непрерывно курит трубку, предлагая закурить и гостю. А табак и дым связаны с адом. Когда Манилов узнает, зачем приехал Чичиков происходит «немая сцена» Вместо ответа Манилов сопит «как фагот». Манилов - язычник и ему чужды христианские идеи, с одной стороны. А с другой стороны, он видит в этой идее «фантастическое желание». «Античные» имена детей Манилова, «подсвечник с тремя античными грациями», «храм уединенного размышления» - детали дохристианской эпохи. Чичиков обещает привезти детям Манилова саблю и барабан. Возможно, намек на меч - это атрибут апостола Павла в живописи. Это и меч духовный. В последней главе Чичиков от досады бросает на пол саблю. Это и есть подтверждение к основному противопоставлению «Жизнь - смерть». При отъезде Чичикова Мани лов обращает внимание на тучи, пытаясь отговорить Чичикова от затеи покупки. Манилов напоминает демонический мир - дракон или змея. «Зеленый пруд». Причем в мечтах Манилова через этот пруд протянется каменный мост (мотив камня практически всегда связан с мотивом дракона), а от дома идет «подземный ход», конечно, это ход для змеи. Горки золы и табак, тучи темные тоже принадлежат змею. У Дракона красивая жена. Жена Манилова тоже «одета к лицу». Мифы о змее часто говорят о том, что соперничали два брата. И петух намек на сладострастников второго круга ада, а еще спутник змеи, из яйца, которое снесет петух, рождается змееныш. Мотив сабли (меча) тоже связан со змеем. Если Манилов змей, то с него и начинается схватка с демонами. Русские люди никогда не обожествляли змей, это абсолютное зло подземного мира. В третьей главе отождествление коня и человека. Это характерно для мифа и сказки. В сказке конь волшебный - помощник человека, а человек может стать конем. У Чичикова три коня: чубарый, гнедой и каурый. Конь по кличке Заседатель не похож на хозяина. А вот хитрый чубарый часто похож на Чичикова. Его Селифан ругает «Бонапартом» и «подлецом». Чичиков похож и на Наполеона, а в последней главе мы слышим: «Припряжка подлеца!». Упряжка коней как метафора души. Падение Чичикова с коня пред домом Коробочки - это сюжет падения апостола Павла с коня. Конь - мифо-религиозный символ, связан с «смертью - возрождением и бессмертием». Все выше сказанное сближает этот мотив с апостолом Павлом. «Дорожная» катастрофа становится первым звеном внутреннего символического сюжета обращения героя Чичикова. Жилище Коробочки напоминает пещеру колдуньи: «маленькие зеркала с темными рамками», «письмо», «старая колода карт» и т.д. Предметы трудно рассмотреть, в помещении полумрак. Глаза у Чичикова слипаются (результат колдовства). Коробочка в доме держит и вещества, выпекаемые в печи - Баба Яга тоже этим занималась. Окружение Коробочки (Бобров, Свиньин, Харпакин, Трепакин - фамилии окрестных помещиков). Часы наполняют комнату змеями. Колдунья и должна быть окружена змеями. Баба Яга русских сказок с ее костяной ногой - сторож царства мертвых («заехал в порядочную глушь»). Коробочка говорит о бессоннице (Геката - богиня ночных кошмаров). О ноге, что болит повыше косточки (костяная нога). Хромота владык подземного мира это и есть мертвый мир. Сказочная Баба Яга, бывшая богиня смерти, у Чичикова предстает в образе капитана Копейкина. Чичиков находит подход и к Коробочке. Есть античные гомеровские аналогии. Во-первых, Коробочка пытается превратить Чичикова в свинью. («У тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи»). Она спрашивает, не нужно ли потереть спину? Дает указания Фетинье просушить одежду Чичикова, напечь блинов и порогов. Возле дома Коробочки бродят странные птицы и звери. Разговорчивый петух. Свинья с семейством. Всякая другая домашняя тварь. Странно ли это? Нет. Это не хозяйственное изобилие. Во-вторых, фамилия Коробочка по звуковому составу похожа на Кирку. В-третьих, загробная тема связана с чарами. Чичикова окружает толпа теней, «душ усопших», которая увеличивается по мере заключения сделок с помещиками. Коробочка подходит к вопросу продажи душ расчетливее, чем Манилов. Манилов счел это фантастикой, а Коробочка считает, что в хозяйстве все пригодится. Идея воскресения начинает приобретать отчетливые контуры. Коробочку зовут Настасья Петровна, то есть Анастасия, воскрешая. Она открывает свои тайны в доме. Напоминает шкатулку. Масленичные мотивы в главе о Коробочке представлены блинами (блины могут быть и на поминках) и «пироги с яйцом» (Пасха). Посылает Коробочка свою девушку показать дорогу Чичикову. Эпизод с Пелагеей - ткачество, сказочное испытание, которое предлагают демоны; это и появление Беатриче, а вот грязная дорога - это тема дождя в третьем круге ада. В главе четвертой тема обжорства, чревоугодия - это третий круг. Медленная поездка утомила Чичикова, он остановился в трактире и предается чревоугодию. Вновь странная избы, магические предметы: высушенные травы, кошка, самовар, зеркало. Это «старшие приятели». Языковая игра постепенно раздваивает изображение. Появление Ноздрева. Ноздрев рассказывает об игре, кутежах и ярмарке. Продолжается тема суеты и фортуны. «Фортунка» в рассказе Ноздрева - это образ круга, колеса - напоминание о превратностях судьбы. Эти круги и ада. Спускаемся дальше по этим кругам. Имение Ноздрева. Мотив ряжения в турецких кинжалах. Мотивы неуемного ярмарочного торга и азартных игр сопровождают и сцену переговоров о продаже мертвых душ. Если в реакции каждого помещика на сделку Чичикова мы видим иносказание способов спасения души, то Ноздрев - это надувательство, нечестный способ пробраться в царство небесное, как в дамки. Это и есть четвертый круг ада. Это скупость и расточительство. Тема отчаянного воителя. Сопоставление Ноздрева с рыцарем: игра в шашки, это входило в игры рыцарей. В пятой главе скупой Собакевич. Былинный анти богатырь. Глава пронизана греческими и героическими мотивами. Портреты греческих полководцев и Багратиона. Дом Собакевича с заколоченными окнами и одним маленьким окном «темного чулана» напоминает пещеру Полифема. Дом прочный. Чичикову приходится применять всю ловкость, чтобы заключить сделку с Собакевичем. Собакевич - последний помещик в произведении. Он похож на сказочного великана-людоеда. Он назначает высокую цену выкупа душ. Собакевич как бы воскрешает умерших неуместным восхвалением. Спасение души достается дорого - покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Слово «ревизские» - это ожидание ревизии, Страшного суда, души. Языческая Русь отделена двумя лирическими отступлениями(в конце пятой и начале шестой главы) от апостола Плюшкина, в имении которого две церкви. В конце пятой главы дано первое отступление «о несметном множестве церквей», но прославлении не просто меткого русского слова, но слова - Логоса и Бога («В начале было Слово»).



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал