- Учителю
- Урок по литературе 'Анна Бунина'
Урок по литературе 'Анна Бунина'
Котяева Н.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 61, имени М.И. Неделина г. Липецка
Урок литературного краеведения в 7 классе.
Тема урока: «Анна Петровна Бунина. Начало творческого пути».
ТИП УРОКА: урок применения знаний, умений, навыков
ВИД УРОКА: комбинированный
ЦЕЛИ УРОКА:
Ι. образовательные:
1) формировать навыки составления характеристики писателя на основе лекции;
2) повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения и публицистической статьей;
3) формировать умение работать с информацией, полученной из разных источников;
ΙI. развивающие:
1) развивать устную речь учащихся;
2) развивать навыки анализа личности писателя через его произведения;
3) развивать умения обобщать изученное;
4) развивать навык выразительного чтения;
5) развивать навыки сценической речи;
ΙII. воспитательные:
1) воспитывать чуткое отношение к художественному слову; к личности писателя;
2) воспитывать гуманное отношение к человеку;
3) воспитывать любовь к родному краю.
ЗАДАЧА: помочь учащимся понять личность первой русской поэтессы Анны Петровны Буниной, которая родилась в селе Урусово Чаплыгинского района Липецкой области.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация), инсценировка.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
-
карточки с вопросами для учащихся;
-
театральный реквизит;
-
информационно-демонстрационные слайды
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент:
Цель этапа:
обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке (подготовка информационных слайдов к просмотру и театрального реквизита),
психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию
Задачи:
Доброжелательный настрой учителя и учащихся.
Готовность класса и оборудования урока к работе.
Организация внимания всех учащихся
Метод: объяснительный (учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока).
- Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с первой русской поэтессой Анной Петровной Буниной. В этом году у нее юбилей - 240 лет со дня рождения. Рассказ о ней для вас подготовили участники кружка «Литературное краеведение. Музей «Писатели Липецкого края». Ваша задача - внимательно и уважительно послушать и посмотреть, ответить на вопросы и понять, какие причины позволили стать Анне Буниной первой русской поэтессой.
2.
Подготовка учащихся к восприятию инсценировки:
Цель этапа:
проверить знания учащихся, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материал.
Методы: фронтальный опрос.
- Ребята, вам предстоит послушать рассказ подготовленных учеников и самостоятельно ответить на вопросы и составить рассказ об Анне Буниной. Давайте прочитаем с вами вопросы.
Учащиеся читают вопросы (по цепочке):
1. Назовите знаменитых поэтов-потомков Анны Буниной.
2. Где родилась Анна Бунина?
3. Назовите родственника А.П. Бунина известного географа-путешественника, жившего в усадьбе Урусово.
4. Назовите родственника Анны Петровны Буниной, известного исследователя Сибири и революционера, который стал последним владельцем усадьбы Урусово.
5. Когда родилась Анна Бунина?
6. Почему талант Анны Петровны смог развиться в Москве?
7. Где поселилась Анна Петровна в Санкт-Петербурге, получив наследство? На что она потратила свои деньги?
8. Кто стал главным учителем Анны Буниной?
9. Назовите генерала, который показал стихи Анны Буниной императрице Марии Федоровне.
10. Как вы думаете, какие личностные качества помогли Анне Буниной стать первой русской поэтессой? (сочинение-рассуждение)
Учитель комментирует, на какие моменты инсценировки учащиеся должны обратить внимание, чтобы ответить на вопросы.
3.
Изучение нового учебного материала.
Цель этапа:
1) формировать навыки составления характеристики писателя
2) повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;
3) формировать умение работать с разными источниками информации.
Участники кружка выступают с постановкой «Анна Петровна Бунина» (см. приложение), учащиеся письменно отвечают на вопросы.
4.
Закрепление учебного материала.
Цель этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. Добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие знания и умения.
В конце выступления учитель называет всех участников, спрашивает учеников, понравилось ли им представление, кто им особенно запомнился. Отмечает эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса.
Опрос учащихся по вопросам, которые они получили перед выступлением, комментарий учителя. Беседа учащихся с выступающими, чтобы ответить точнее на вопросы, которые вызвали затруднение.
Обсуждение ответа на последний вопрос «Как вы думаете, какие личностные качества помогли Анне Буниной стать первой русской поэтессой?» Написание сочинения-рассуждения. Чтение сочинений учащихся. Обсуждение.
5.
Подведение итогов.
Цель этапа: рефлексия, выяснить эмоциональный настрой участников учебного процесса.
- Ребята, вам понравился наш сегодняшний урок, почему? Хотелось бы вам еще побывать на таком уроке? Чему вы научились, достигли мы с вами целей нашего занятия?
6.
Задание на дом.
Цель этапа: сообщить ребятам о домашнем задании, мотивировать обязательное его выполнение.
Варианты домашнего задания:
1) Найти и выучить понравившееся стихотворение Анны Петровны.
2) Подготовить сообщение о том, как жила Анна Бунина, как окончила она свою жизнь.
3) Поучаствовать в инсценировке о дальнейшем жизненном пути поэтессы.
Постановка «А. П. Бунина».
Действующие лица:
Анна Петровна Бунина
Эразм Стогов (племянник Анны Буниной)
Анна Ахматова и Иван Бунин (поэты-потомки):
(Сначала входят Стогов и Бунин и садятся за стол, после вбегает Аня, сметает пыль с портрета Буниной и садится с ними вместе)
Анна Ахматова:
- Дедушка Эразм Иванович, а правда, что первая русская поэтесса Анна Петровна Бунина была твоей тетей?
Эразм Стогов:
- Правда, Анечка, а ты думаешь, почему у нас в роду столько поэтов: и Василий Андреевич Жуковский, и наш Иван Алексеевич Бунин, и ты вот, внученька, станешь знаменитой Анной Ахматовой.
Анна Ахматова:
- А какая была Анна Бунина, ты помнишь?
Эразм Стогов:
- Помню, как Анна Петровна везла меня в Москву поступать в Морской корпус. Сначала мы из Праслово отправились в Петербург. Сборы были долгие, одели меня в серенький полусюртучок, заячью шубу, теплые сапоги. Пока собирали, мать много плакала, твердила, что больше не увидит меня; ее материнское сердце предчувствовало, что мы расставались навсегда.
(Выходит на центр, садится за отдельный стол). В рогожную повозку посадили меня с Анной Петровной; отец сел с ямщиком. По выезде за заставу остановились, отец благословил меня, но я помню более всего его длинный палец, которым он грозил мне и приказывал прилежно учиться, а не то он сам приедет, чтобы я это помнил! (Отец частенько сек меня розгами).
Ах, Анна Петровна была девица и хорошенькая; ее называли десятой музой, первой девицей-поэтом. В высшем кругу Питера она была как своя, часто являлась ко двору; я это говорю к тому, что такая особа ездила тысячи верст без девушки, без лакея!
В Твери мы остановились; тетка оделась нарядно и поехала во дворец к великой княгине; долго там была, а на другой день мы поехали.
Не доезжая Петербурга, не знаю, где остановились; тетка опять наряжалась и уехала.
Приходил кто-то престранно наряженный, и меня с повозкой отвезли во дворец. В нижнем этаже огромные и превысокие две комнаты, каких я не видывал; окна чуть не до пола, я влез на подоконник, (садится на стол) где я свободно мог спать, свесил ноги за окно и болтал ногами, как все деревенские мальчишки. Смотрю, по чистой песчаной дорожке идут две женщины, одна полная, а другая маленькая худенькая, последняя была моя тетка, а с нею шла вдовствующая императрица. Подойдя, остановились и что-то говорили. Государыня достала конфект из ридикюля и подала тетке. Эти конфекты были пожалованы мне.
Иван Алексеевич (перебивает Стогова):
- Эразм Иванович, вы, верно, что-то путаете, Анна Бунина родилась в провинции, не имела ни богатства, ни знатного жениха, как она могла дружить с самой императрицей. А уж поэтом быть, женщина в 18 веке, это и в нашем-то двадцатом редкость, а тогда даже дворянки были малограмотными. Да и вообще писать стихи для женщины того времени было неприличным.
Эразм Стогов:
- Это ты, Иван Алексеевич, верно подметил. Я вот тоже в свое время удивлялся, что обе мои бабки были неграмотны. На вопрос мой: «Как же это дворянки, помещицы, а не знали грамоте?» Отец так отвечал:
- А на что, братец, женщине грамота, ее дело угождать мужу, родить, кормить и нянчить детей да смотреть в доме за порядком и хозяйством, для этого грамота не нужна; женщине нужна грамота, чтобы писать любовные письма! Прежде девушка-грамотница не нашла бы себе жениха, все обегали бы ее, и ни я, ни отец мой не знали, что твоя мать грамотница, а то не быть бы ей моею женою».
Мама моя считалась неподражаемой хозяйкой, была цивилизованной между подругами соседками, потому что умела писать. Мать моя секретно от всех домашних пряталась на чердак и копировала с печатных страниц. Это ведь она научила меня читать и писать. Вот так-то.
Анна Ахматова:
- Дедушка Эразм Иванович, миленький, расскажи нам, как Анна Петровна первой русской поэтессой стала!!!
- Ну что ж, слушайте.
Первый рассказчик повествует о селе Урусово:
АПБ - наша землячка, она родилась в селе Урусово Чаплыгинского района Липецкой области, это село известно с очень давнего времени. Получило оно свое название "Урус" - город - от татар, так как здесь во времена их нашествия существовало сторожевое русское укрепление. В XVI веке для защиты этого городка сюда были определены на царскую службу семьи дворян и детей боярских, получившие значительные земельные наделы. Среди них были Бунины. В XVIII столетии владелец села Урусово Петр Максимович Бунин основал здесь свою родовую усадьбу. В 1788 г. его старшая дочь Мария, сестра известной поэтессы Анны Петровны Буниной, вышла замуж за Николая Петровича Семенова, деда ученого-географа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Отец Петра Петровича Петр Николаевич Семенов женился в 1821 г. на внучке известного московского архитектора и академика Ивановича Бланка. Петр Николаевич в 1830 г. построил в селе Урусово новую усадьбу с большим каменным особняком. В дальнейшем эта усадьба и дом переходят во владение старшего сына, брата Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского - Николая Петровича Семенова. Последний, будучи большим любителем дендрологии, сажает великолепный парк из редких древесных пород многих стран света. О своих опытах по акклиматизации он публикует ряд интересных трудов. Ныне его парк цел, хотя множество некогда посаженных здесь редких растений в нем отсутствует.
Старая усадьба Буниных в начале 20-х годов XIX столетия была куплена князем Петром Николаевичем Кропоткиным. Его внук Петр Алексеевич Кропоткин, как известно, прославился не только географическими исследованиями и путешествиями, но и как революционер, теоретик анархизма. В Урусове он бывал неоднократно.
Таким образом, с селом Урусово связана жизнь ряда выдающихся деятелей русской науки и культуры: первой русской поэтессы Анны Буниной, крупнейшего русского ученого-географа и путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского, известного революционера и вместе с тем географа и исследователя Сибири П.А. Кропоткина.
Анна Петровна Бунина (выходя на центр):
Три брата у меня,
сестрами самтретья, -
И всем меньшая я.
Мной матушка скончалась;
Зато всех хуже я считалась.
Дурнушкою меня прозвали!
Мой батюшка в печали
Нас роздал всех родным.
Сестрам моим большим
Не жизнь была, - приволье!
А я, как будто на застолье,*
В различных девяти домах,
Различны принимая нравы,
Не ведая забавы,
Взросла в слезах,
Ведома роком неминучим
По терниям колючим.
Второй рассказчик о детстве Анны Буниной:
Удивительно, как девочка-сирота превращалась в юную поэтессу. Анна родилась в Рождество 7 января 1774 г 240 лет назад, в семье она стала самой младшей дочерью. А. П. рано осиротела: на 2-м году ее жизни умерла ее мать Анна Ивановна; по строгому обычаю старины, дочери не могли воспитываться в доме отца-вдовца, а передавались кому-либо из семейных родных; таким образом и Бунина с младенчества не знала ни крова, ни ласк родительских, так как, живя то у теток, то у замужних сестер, то у женатого брата, была почти разлучена с отцом, прожившим вдовцом еще около 25 лет.
Живя в деревне, временами в Москве у родных, она ничего систематически не проходила и дома могла получить лишь самое первоначальное образование: грамотность, шитье, вышивание, плетение кружев и т.п. О каком-либо серьезном воспитании не могло быть и речи. При больших способностях, живости ума, воображения и любознательности, ей не трудно было одолеть быстро всю премудрость тогдашнего девического домашнего воспитания, а затем началось уже ее самообразование и саморазвитие. Увлечение литературой и особенно поэзией началось очень рано. Есть свидетельство, что уже 15-летней девочкой она пробовала слагать свои мысли в стихах. К сожалению, никаких следов ранних ее упражнений не дошло до нас.
Её родные, особенно одна из теток, Усова, имела знакомства в литературном мире. К их родственному кругу принадлежала семья тамбовских землевладельцев Бланков, Борис Карлович, очень плодовитым, но довольно бесталанным стихотворцем уже вырождавшейся сентиментальной школы: он был всего на 5 лет старше А. П., но, конечно, мог быть ее руководителем в литературных сферах. Он женат был на родной племяннице Буниной, т.е. дочери ее сестры Варвары Петровны Усовой. Другая ее сестра, Мария, была за отставным военным, Н. П. Семеновым (рязанским), которого сын Петр Николаевич, будущий талантливый автор, воспитывался немного позже вместе со своим двоюродным братом М. В. Милоновым (поэтом) в Московском Университетском пансионе, а впоследствии женился на дочери Петра Карловича Бланка, брата Бориса. Таким образом, все четыре родственные семьи (Усовы, Бунины, Бланки и Семеновы), в своих представителях двух поколений, были в конце 18 и начале 19-го века в некоторой мере причастны к литературному движению и жизни высшей интеллигенции тогдашней Москвы. Неудивительно, что таланты и вкусы юной А. П. имели возможность постепенно развиваться и изощряться, когда она на время попадала в Москву. Бунина не могла не зачитываться всем, что попадало ей в руки из сочинений современных ей писателей, и без сомнения имела возможность перечитывать большую часть выходивших в 1790-х годах московских журналов. Тогдашний московский театр и драматургия, производили сильное впечатление на восприимчивую, чувствительную Анну Петровну.
Анна Петровна Бунина (выходя на центр):