- Учителю
- Рабочая программа по литературе. 11 класс
Рабочая программа по литературе. 11 класс
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Составила Келарева Е.В., учитель МБОУ "СШ № 4 г. Онеги Архангельской области" 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Программой по литературе для 5-11 классов (В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной - М.:Просвещение, 2010)
- Учебным планом МБОУ«СОШ №4 г. Онеги» Архангельской области на 2015-2016 учебный год.
Цели
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Программа реализует идею межпредметных связей.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Программа определяет педагогические технологии, формы обучения, методы и приёмы обучения, виды деятельности обучающихся на уроке.
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления обучающихся потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
</ Технология индивидуализации обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Обучение в сотрудничестве
Исследовательские технологии обучения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии обучения
Формы организации образовательного процесса
· уроки-лекции
· уроки-собеседования
· уроки-практикумы
· уроки-соревнования
· уроки с групповыми формами работы
· уроки творчества
· уроки-зачеты
· уроки-конкурсы
· уроки-игры
· уроки-семинары
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11 класса
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема". Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане". Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. "Непростые" простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмыслениев русской литературеи литературах других народов России.Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературеи литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения" в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".
Б. Ш. Окуджава
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Литература Севера (Региональный компонент)
Тема исторической памяти в творчестве Ф.А.Абрамова. Анализ повести «Поездка в прошлое» - 1 час
Жизнь северной деревни (по произведениям Ф.А.Абрамова) -1 час
Сопоставительный анализ рассказов Ю. Казакова «Поморка» и А. Солженицына «Матрёнин двор» -2 часа
Заочная экскурия в дом-музей Н.Рубцова. Стихи, ставшие песнями (лирика Н. Рубцова)- 2 часа
И. А. Бродский. Основные темы лирики. И.А. Бродский на Севере -1 час
Стихи онежских поэтов о Великой Отечественной войне -1 час
Поэзия родного края. Тема родины в творчестве Е.Токарева, А.Каменевой, И. Иконникова, Е.Николихиной-2 часа
Из зарубежной литературы XX века
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе ХХ в.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Э.М. Ремарк
« Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя
Учебно-тематическое планирование
основные разделы
количество часов
сочинений
Конт.работ,
тестов
Региональный компонент
1
Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века
1
2
Русская литература начала 20 века
32
3
2
3
Литература 20-30-х годов 20 века
6
1
4
Литература 30-60 х годов 20 века
31
1
1
5
Литература второй половины 20 века
30
3
1
10
6
Из зарубежной литературы
2
ИТОГО:
102
8
4
10
Календарно-тематическое планированиеурока
Тема урока
Кол-во
часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результата)
Вид контроля
Кален
дарные сроки
Факти
ческие сроки
Раздел 1. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века ( 1 ч )
1
Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века
1
Реализм и модернизм
Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя
Составление плана лекции
1 неделя
Раздел 2. Русская литература начала 20 века
2
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность.
1
Философичность, лаконизм и изысканность прозы.
Лирическая проза
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов
Анализ стихотворений, интерпретация поэтического текста
1 неделя
3
И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям
1
Социально-философские обобщения.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов
Выборочный пересказ, анализ эпизодов.
1 неделя
4
Рассказ «Чистый понедельник». Исследование национального характера. «Вечные темы» в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, вера и память)
1
Поэтика художественного произведения.
Знать содержание рассказа; уметь раскрывать проблематику произведения, участвовать в беседе;
видеть новизну в изображении психологического состояния человека
Интерпретация эпизода художественного произведения
2 неделя
5
Рассказы о любви «Темные аллеи», «Легкое дыхание». Символика бунинской прозы. Роль художественной детали. Своеобразие художественной манеры Бунина.
1
Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
Знать содержание произведений;
уметь раскрывать языковые и образные особенности произведения;
уметь анализировать, обсуждать прочитанное
Ответить на проблемный вопрос: « Как Бунин изображает любовь героев?»
2 неделя
6
А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Поединок»
1
Автобиографический и гуманистический характер художественного произведения.
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Конспект лекции
2 неделя
7
Трагизм любви в повести Куприна «Олеся»
1
Изображение природы и духовного мира человека в художественном произведении
Уметь комментировать, анализировать, делать выводы, находить детали в повести.
Индивидуальные сообщения
3 неделя
8-9
Р.р
Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
2
Социальные и нравственные проблемы, проблематика и поэтика рассказа
Знать содержание текста;
уметь раскрывать художественные особенности повести
Сопоставить по вопросам «Чистый понедельник» Бунина и «Гранатовый браслет». Что сближает эти произведения и чем они отличаются.
3 неделя
10
М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Челкаш»
1
Романтические рассказы, необычность героя, романтический пейзаж
Конспект лекции или статьи учебника
Составление тезисного плана
4 неделя
11
«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа
1
Проблематика и особенности композиции рассказа
Уметь воспроизводить содержание произведения, анализировать и интерпретировать текст
Работа с изобразительно-выразительными средствами в рассказе, викторина
4 неделя
12
«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы
1
Новаторство литератора. Сценическая судьба пьесы
Знать содержание пьесы, уметь анализировать текст, отвечать на вопросы.
Работа в группе, отв. на вопросы: 1) Как изображается место действия в пьесе? 2) Какие соц. слои общества представлены в пьесе 3) Каков конфликт?
4 неделя
13
Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы
1
Социальная, нравственная, философская проблематика
Уметь высказывать собственную точку о проблемах пьесы
Выписать реплики, характеризующие героев пьесы «На дне»
5 неделя
14
К.р.
Проблема поиска счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.
1
Роль авторских ремарок, притч, песен.
Уметь выявить авторскую позицию
Итоговая контр. работа по творчеству М. Горького
5 неделя
15
Р.р
Письменная работа по творчеству М. Горького
1
Новаторство Горького - драматурга.
Выработать навык письменно излагать мысли, умение использовать цитаты.
Сочинение
5 неделя
16
Русский символизм и его истоки
1
Символизм, образы символы
Иметь представление о символизме ; знать основоположников русского символизма
Презентации, сообщения
6 неделя
17
В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова
1
Символизм, образы символы
Разобраться в особенностях поэтики Брюсова, знать творчество поэта.
Анализ (устный) стихотворения «Юному поэту».
6 неделя
18
К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Проблематика и поэтика творчества
1
Биография К.Д.Бальмонта, образность стихотворений, необычность поэтической манеры
Проникнуться яркой индивидуальностью поэта, разобраться в его творчестве.
Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…»
6 неделя
19
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
1
Акмеизм, зримость образов
Иметь представление об акмеизме, об поэтах-акмеистах.
Конспект лекции учителя
7 неделя
20
Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева
1
Программа акмеизма. Героизация Своеобразие лирических сюжетов
Иметь представление о личности и поэзии И.Гумилева, закрепить понятие об акмеизме
Интерпретация стихотворения «Волшебная скрипка»
7 неделя
21
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы
1
Манифесты футуристов. Звуковые и графические эксперименты
Иметь понятия о футуризме, знать поэтов-футуристов.
Беседа
7 неделя
22
«Эгофутуризм» Игоря Северянина. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения « Интродукция», «Эпилог», «Двусмысленная слава», «Классические розы»
1
Звуковые и графические эксперименты
Знать поэзию И.Северянина понимать значение его творчества, уметь интерпретировать стихотворения
Индивидуальная работа. Найти в стихотворениях Северянина неологизмы и прокомментировать их
8 неделя
23
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»
1
Мотивы и образы ранней поэзии, символизм. Образ Прекрасной Дамы
Знать атмосферу, в которой вырос Блок; понять, как факты личной биографии отражены в поэзии Блока, почувствовать особенности поэтики первой книги - «Стихов о Прекрасной Даме».
Прочитать стихотворение«Девушка пела в церковном хоре…» и составить вопросы для его анализа
8 неделя
24
Р.р
Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Фабрика»
1
Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира"
Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.
Проанализировать средства выразительности, фонетические приемы; фигуры речи в стихотворениях А.Блока (письменный ответ)
8 неделя
25
Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась»
1
Тема Родины, образы символы
Совершенствовать .навыки интерпретации стихотворений, уметь чувствовать настроение и тональность лирики
Составление словаря основных символов, к которым часто прибегает Блок
9 неделя
26-27
Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира
Строфика, интонация, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа многозначность финала поэмы
2
Строфика, интонация, ритмы поэмы
Понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы.
тест
9 неделя
28
Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор)
1
Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии
Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры.
Конспект лекции учителя
10 неделя
29
С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»
1
Художественный мир С. Есенина
Знать творчество поэта, уметь понимать духовный мир и особенности его ранней лирики.
Индивидуальные задания исследовательского характера.
10 неделя
30
Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.
1
Тема родины, особенности звучания. Музыкальность, исповедальность лирики
Уметь анализировать поэтическое произведение, видеть отражение особой связи природы и человека в лирике
Найти в стихотворениях поэта народно-песенные образы и раскрыть их символический смысл
10 неделя
31-32
Тема любви в лирике С. А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др.
2
Особенности звучания, многозначность образов
Уметь анализировать поэтическое произведение, видеть отражение особой связи природы и человека в лирике
Чтение наизусть
11 неделя
33
Р.р
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу»
1
Философские мотивы, трагизм восприятия гибели русской деревни
Уметь интерпретировать стихотворения, логически выстраивать высказывание
Творческая работа
11 неделя
Раздел 3. Литература 20-30-х годов 20 века (6 часов)
Литература 20-30-х годов 20 века (6 часов)
34
Литературный процесс 20-х годов
1
Поиски поэтического языка новой эпохи
Знать основные закономерности литературного процесса
Тезисный план статьи учебника Лекция
12 неделя
35-36
Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов
2
Пафос революционного переустройства мира, трагизм происходящего
Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Беседа.Защита рефератов
12 неделя
37
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество.
Художественный мир ранней лирики поэта
1
Жизнь и творчество В.В.Маяковского. "Я сам"
Иметь представление о раннем творчестве В.Маяковского, о новаторском характере поэзии.
Интерпретация стихотворений
13 неделя
38
Своеобразие звучания темы любви в лирике
В. В. Маяковского
1
Своеобразие любовной лирики поэта
Раскрыть своеобразие лирики поэта, уметь создавать устные высказывания
Интерпретация стихотворения«Лиличка!»
13 неделя
39
Новаторство Маяковского. Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии»
1
Ритмика, рифма, неологизмы, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики
Уметь анализировать стихотворения
Анализ стихотворений
13 неделя
Раздел 4. Литература 30-60 х годов 20 века (31 час)
40
Литература 30-х годов
1
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.
Уметь составлять план и тезисы. Знать основные закономерности литературного процесса
Конспект лекции
14 неделя
41
Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа
1
Булгаков и театр
Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа
Анализ выбранной главы
14 неделя
42
Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе Сочетание реальности и фантастики
1
Роль художественной детали
Знать жанровое своеобразие романа, особенности композиции и проблематики романа.
Найти в романе художественные приемы в изображении Москвы 30 г.
14 неделя
43
Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иисуса
1
Жанр и композиция произведения
Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев
Интерпретация эпизодов
15неделя
44
Образ Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе
1
Связь произведения со временем написания и современностью
Уметь сопоставлять героев; составлять развернутую характеристику
Сопоставить биографию Иешуа и историю библейского
15 неделя
45
К р. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника
1
Характеристика героев произведения, особенности проблематики
Уметь сопоставлять героев; составлять развернутую характеристику
Итоговый тест по роману «Мастер и Маргарита.»
15 неделя
46-47 Р.р
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
2
Проблематика романа, характеристика героев, аргументация собственного мнения
Иметь навыки работы над сочинением; уметь самостоятельно исследовать проблему, отбирать материал, логически его выстраивать
Самостоятельная работа
16 неделя
48
Жизнь и творчество А.П. Платонова. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести
1
Факты жизни и особенности творчества писателя
Знать биографию писателя, содержание повести
Исследовать судьбу героев
16 неделя
49
«Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести «Котлован». Самобытность языка и стиля писателя
1
Самобытность языка и стиля
Уметь анализировать самобытность языка и стиля писателя; создавать устные высказывания
Проанализировать самобытность языка
17 неделя
50
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой
1
Факты жизни и особенности творчества поэта
Знать о жизни и творчестве А.А. Ахматовой; особенности ее творческой манеры
Составить план анализа стихотворений А. А. Ахматовой
17 неделя
51
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, интерпретация стихотворения: «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был….»
1
Интерпретация стихотворений, средства художественной выразительности
Уметь анализировать поэтический текст
Чтение стихотворений и их анализ
17 неделя
52-53
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти
2
Судьба России и судьба поэта.
Тема суда времени и исторической памяти
Знать содержание поэмы, центральные образы, проблематику
Ответить на вопросы: какие мотивы произведения представляются вам основными? В чем гражданское мужество поэта?
18 неделя
54
Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Историзм поэтического мышления поэта, ассоциативная манера его письма. Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер «Тучи паруса…»
1
Трагический конфликт поэта и эпохи
Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля
Опорный конспект. стихотворение наизусть
18 неделя
55
Представление о поэте как хранителе культуры. Интерпретация стихотворений: «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
1
Трагический конфликт поэта и эпохи
Владеть навыками анализа стихотворения
Презентации, сообщения
19 неделя
56
Жизнь и творчество М.И.Цветаевой
1
Факты жизни и особенности творчества поэта
Знать биографию М.Цветаевой
Презентации, сообщения
19 неделя
57
Основные темы творчества поэта. Интерпретация стихотворений «Моим стихам, написанным так рано …», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке….»)
1
Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэта
Уметь выделять средства художественной выразительности в поэтическом тексте и определять их роль.
Стихотворения наизусть
19 неделя
58
Поэзия как напряженный монолог-исповедь интерпретация стихотворений: «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Тоска по Родине!»
1
Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэта
Знать основные темы и мотивы лирики М.И. Цветаевой
Найти в стихотворениях традиционные для фольклора образы
20 неделя
59
М. А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»
1
Трагизм происходящего. Братоубийственная война, осуждения кровопролития
Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания
Творческий практикум
20 неделя
60
История создания романа-эпопеи «Тихий Дон».Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе
1
История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения
Знать систему образов героев. Уметь интерпретировать эпизод
Лекция. Опорные схемы
20 неделя
61
Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов
1
Анализ произведения, характеристика его компонентов, характеристика героев произведения
Иметь представление о семье Мелеховых. Уметь проводить информационно-смысловой анализ эпизода
Проблемные вопросы
21 неделя
62
Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной традиции
1
Анализ произведения, характеристика его компонентов, характеристика героев произведения
Иметь представление об авторской позиции в изображении белого и красного движения
Пересказ эпизодов с элементами анализа
21 неделя
63
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса
1
Анализ произведения, характеристика его компонентов, характеристика героев произведения
Уметь анализировать ключевые эпизоды, прослеживая судьбу Г. Мелехова
проблемные вопросы
21 неделя
64
Утверждение высоких человеческих ценностей в романе. Женские образы. Функция пейзажа. Смысл финала
1
Женские судьбы в романе
Уметь анализировать эпизоды, вести диалог, дискуссию
Пересказ эпизодов с элементами анализа
22 неделя
65-66 Р.р
Классное сочинение по творчеству М. Шолохова
2
Интерпретация эпизода
Уметь писать сочинения различных жанров на литературную тему
Сочинение
22 неделя
67-68
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия
2
Связь произведений со временем написания и современностью
Знать основные этапы жизни и творчества писателей- фронтовиков
Конспект лекции
23 неделя
69
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов
1
Сходство и различие произведений разных писателей о войне
Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры.
Ответы на вопросы
23 неделя
70
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда». Изображение трагических будней войны
1
Авторская позиция и способы ее выражения в произведении
Уметь анализировать произведения, используя сведения по истории и теории литературы
Викторина
24 неделя
Раздел 5. Литература второй половины 20 века (30 часов)
71
Обзор русской литературы второй половины хх века. Новое понимание художественной истории
1
Темы и проблемы русской прозы
Знать основные темы и проблемы. Уметь создавать устные высказывания
Аналитическая беседа
24 неделя
72
Особенности русской поэзии 60-70-х годов 20 века
1
Темы и проблемы русской прозы
Уметь создавать устные высказывания
Рассказ по плану
24 неделя
73-74
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Философская лирика. Тема памяти в лирике поэта
2
Лирика А.Т. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины
Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.
Интерпретировать стихотворение « О сущем»
25 неделя
75-76
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака
1
Философский характер лирики
Основные темы и мотивы в поэзии Б. Пастернака
Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь составлять план собственного высказывания
Опрос по материалам лекции
25-26 неделя
77-78
Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие романа
2
Размышление о настоящем и будущем родины
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения
Решение проблемных заданий по группам
26 неделя
79
Личность и художественный мир А. И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе
1
Главные герои, основные сюжетные линии и события; оценка героев и событий
Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь составлять план собственного высказывания
Анализ эпизода
27 неделя
80
А. И. Солженицын.. Своеобразие звучания «лагерной» темы «Архипелаг Гулаг»
1
Проблематика произведения, «лагерной» темы «лагерной» темы
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания
Сравнить рассказы Солженицына и Шаламова
27 неделя
81-82
р.к.
Сопоставительный анализ рассказов Ю. Казакова «Поморка» и А. Солженицына «Матрёнин двор»
1
Сопоставительный анализ, характер героинь
Знать содержание рассказов.
Составление высказывания по предложенной теме
27 - 28 неделя
83
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»
1
Факты жизни и особенности творчества поэта
Знать важнейшие факты жизни и творчества писателя
Творческие выступления: сообщения. презентации
28 неделя
84-85
р.к.
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие.
Заочная экскурия в дом-музей Н.Рубцова. Стихи, ставшие песнями
1
Факты жизни и особенности творчества поэта
Знать важнейшие биографические сведения о писателе.
Наизусть Лекция
29 неделя
86
«Деревенская» проза в современной литературе.
В. П. Астафьев. « Царь-рыба»
1
Проблематика произведения
Уметь соотносить художественное произведение с фактами жизни общества,
Проблемные задания
29 неделя
87
р.к.
Тема исторической памяти в творчестве Ф.А.Абрамова. Анализ повести «Поездка в прошлое»
1
Проблематика произведения, характеры героев
Знать важнейшие факты жизни и творчества писател. я Уметь анализировать эпизоды повести
Конспект лекции учителя, ответы на вопросы по повести Ф. Абрамова
30 неделя
88-89
р.к.
Жизнь северной деревни (по произведениям Ф.А.Абрамова)
1
"Северный" характер, человек и природа
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания
Индивидуальные сообщения, презентации
30 неделя
90-91
В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой»
1
Нравственные проблемы в повести, авторское отношение
Знать важнейшие факты жизни и творчества писателя
Составить тестовые вопросы по повести «Прощание с Матёрой» Беседа.
31 неделя
92
В М. Шукшин Жизнь и творчество (обзор).Рассказы «Верую!», « Алеша Бесконвойный»
1
Факты жизни и особенности творчества
Знать важнейшие факты жизни и творчества писателя. Уметь находить особенности повествовательной манеры
Работа с текстом. Анализ прозаического произведения
31 неделя
93
р.к.
И. А. Бродский. Основные темы лирики. И.А.Бродский на Севере
1
Основные темы и мотивы лирики поэта
Знать важнейшие факты жизни и творчества писателя. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы
Коллективный анализ стихотворения «Сонет»
32 неделя
94
Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта
1
Основные темы и мотивы лирики поэта
Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы
Индивидуальные сообщения
32 неделя
95
Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов «Утиная охота»
1
Факты жизни и особенности творчества драматурга
Знать содержание и проблематику пьесы
Определить проблемы
32 неделя
96
Основные направления и тенденции развития современной литературы
1
Тенденции развития, темы и проблемы современной литературы
Знать основные закономерности литературного процесса
Тезисный план
33 неделя
97
Современная проза.
Проблематика повести А .Приставкина «Ночевала тучка золотая»
1
Факты жизни и особенности творчества писателя
Знать важнейшие факты жизни и творчества писателя
Анализ эпизодов
33 неделя
98-99
р.к.
Поэзия родного края. Тема родины в творчестве Е.Токарева, А.Каменевой, И. Иконникова, Е.Николихиной
1
Проблемно-тематический диапазон лирики
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания
Стихотворения наизусть.
Анализ стихотворений
33 неделя
100
Контрольная работа по теме «Проблематика произведений русской литературы 20 века»
1
Проблематика произведений русской литературы 20 века
Контроль знаний учащихся
Контрольная работа
34 неделя
101
Э. М. Ремарк. «Три товарища» . Герои романа как представители «потерянного поколения»
1
Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей
Уметь строить монологическое и диалогическое высказывание
Диспут
34 неделя
102
Э.Хемингуэй: судьба, личность, творчество. Символический и философский смысл повести «Старик и море»
1
Нравственно-философские проблемы повести «Старик и море». Единение человека и природы
У Знать важнейшие факты жизни и творчества писателя.
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы
Анализ эпизодов
34 неделя
Для заучивания наизусть
-
Поэзия Серебряного века (2 стих. на выбор)
-
А.А. Блок «Незнакомка», «О доблести, о подвигах, о славе», «На железной дороге» (1 стих. на выбор), отрывок из поэмы «Двенадцать»
-
И.А. Бунин «Сапсан», «Одиночество», «Слово», «Последний шмель»(1 стих. на выбор)
-
В.В. Маяковский «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Дешёвая распродажа» (1 стих. на выбор)
-
С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная», «Не бродить, не мять», «Шаганэ», «Русь советская»
-
О.Э. Мандельштам «Бессонница», «За гремучую доблесть грядущих веков» (1 стих. на выбор)
-
М.И. Цветаева «Моим стихам…», «Имя твоё», «Кто создан…», «Тоска по Родине» (1 стих. на выбор)
-
А.А. Ахматова «Песня последней встречи», «Сжала руки», «Я не знаю, ты жив или умер…» (1 стих. на выбор)
-
Поэзия Великой Отечественной войны (2 стих. на выбор)
-
Б.Л. Пастернак «Февраль», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь" (1 стих. на выбор)
-
Поэзия 2-й половины 20 века (Б. Ахмадулина, И. Бродский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, В. Кузнецов-1 стих. на выбор)
-
Стихотворения поэтов- северян ( Н. Рубцов, А. Яшин, Е. Токарев, Р. Казакова, Е.Николихина - 2 стих. на выбор)
-
М. Горький «Старуха Изергиль» (отрывок)
-
М.А. Булгаков « Мастер и Маргарита» (отрывок)
Учебно-методическое обеспечениеавторская программа
учебники и учебные пособия
методические материалы
дидактические материалы
материалы для контроля
медиаресурсы
Программа по литературе. 5-11 классы. - 10-е изд. Программы общеобразоват. учреждений.
/Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010
Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / под ред. В.П.Журавлёва.- М.: Прсвещение, 2010
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 2 полугодие. - М.: «ВАКО», 2008
Литература в схемах и таблицах / авт.-сост. Миронова Ю.С. - СПб.: Тригон, 2009
Тестовые задания по литературе: 10-11 класс: В 3-х ч./ Сост. А.Б.Малюшкин, - М.: ТЦ Сфера, 2005
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по литературе.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 1 полугодие. - М.: «ВАКО», 2008
Литература. 5-11 классы: тесты для текущего контроля / авт. - сост. Н.Ф.Ромашина - Волгоград: Учитель, 2008
DVD к/ф «Мастер и Маргарита»
Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе: 11 класс: К учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Издательство «Экзамен», 2009
Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004
DVD к/ф «На дне» DVD к/ф «Доктор Живаго»
DVD к/ф «Тихий Дон» DVD к/ ф «Олеся»
Нянковский М.А. Уроки литературы в 11 классе: развёрнутое планирование / Ярославль: Академия развития, 2002
Аудиозаписи песен Булата Окуджавы, В. Высоцкого, песен на стихи поэтов 20 века