7


  • Учителю
  • Исследовательская работа: «Живопись на уроках русского языка. (Сочинения по картинам в 5 классе)»

Исследовательская работа: «Живопись на уроках русского языка. (Сочинения по картинам в 5 классе)»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

















Исследовательская работа: «Живопись на уроках русского языка.

(Сочинения по картинам в 5 классе)»







Головина Марианна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 им. К.П.Феоктистова



















































г. Воронеж, 2015 г.





Перед началом работы по новым ФГОС в 5 классах передо мной был очерчен определённый круг вопросов. Как помочь ученикам почувствовать «вкус» родного слова, успешно развивать своё речевое мастерство? Как побудить ребят к созданию самых простых, но искренних, рассказов, сказок, стихов, какими приёмами, методами работы побудить девчонок и мальчишек пойти навстречу творческому вдохновению? Как стимулировать исследовательскую работу на уроках развития речи?

В начале работы над сочинением по картине дети писали сочинения - миниатюры по репродукциям данного художника, например, такого как И. И. Левитан, Я проводила с ребятами экскурсию на природу для сбора лексического материала и подбор репродукций с картин-пейзажей.

В комплексе решения задач развития речи учащихся работе над сочинениями по картинам, по моему убеждению, отводится важное место нравственному и эстетическому воспитанию школьников, развитию их творческих способностей, формированию мировоззрения, воспитанию уважения к нашей русской культуре, в первую очередь, и знакомству с известными мировыми полотнами живописи. За 16 - летнюю работу учителем русского языка и литературы я накопила разные методические приёмы, о чём и рассказываю в своей работе.

Изучение каждого раздела, каждой темы в русском языке должно содействовать развитию речи учащихся.

Развитие речи на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности и осуществляется в трёх направлениях.

Первое направление - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, словообразования и образования форм слова, построение словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями - справочниками.

Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложениям и сочинениям. Эта работа включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать написанное.

В современной методической литературе известны «Учебно-наглядное пособие для общеобразоватетньгх учебных заведений» по развитию речи авторы Л. М. Зельманова, Е. Н. Колокольцев, книга Л. А. Ходяковой «Живопись на уроках русского языка», издательство 2000 года, которые могут помочь учителю в организации и проведении уроков развития речи.

Но как стимулировать речевую активность школьников, как вызвать у них желание высказывать свои мысли в письменной или устной форме? Мотивацию обеспечивают ситуативные упражнение. Так, например, пятиклассники готовят сочинения для классного альбома - а в альбом, как известно, отбирают только лучшие работы. Элемент соревнования можно использовать и 6-7 классах.

Дети часто затрудняются в отборе материала, эти трудности помогает снять комментарий: «Представьте, что вы и есть тот мальчик, которого не взяли на рыбалку». Представьте себя в этой ситуации, изображённой художником. Определённая речевая роль, которая предлагается ученику, и напоминание об аналогичных событиях, которые наверняка знакомы юному автору, созвучны его жизненному опыту

Конечно, сегодня тематика репродукций для уроков развития речи требует корректировки. Но не следует отвергать и те картины, которые давно уже используются в работе на уроках. Необходима вариативность картин, возможность отбора и выбора.

Так, в работе с репродукцией картины И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин», используются «Арбуз и виноград», «Две тёмные розы и тарелка с клубникой», а также фрагменты этих картин, облегчающие восприятие деталей.

Прежде всего необходимо определить значимость картины на уроках развития речи: это источник высказывания, он помогает формировать определённые коммуникативные умения: умение увидеть тему, уяснить основную мысль произведения, соотнести название репродукций с её содержанием (на начальном этапе формировании этих коммуникативных умений в 5 классе используем картину А. А. Пластова «Летом»). На картине запечатлен кусочек, фрагмент действительности, что облегчает наблюдение. А формирование умений собирать и систематизировать материал к высказыванию в 6 классе начинается с пейзажа А. М. Герасимова «После дождя».

Сочинение по картине должно подчиняться решению конкретных методических задач, связанных с развитием речи. Но это не должно умалять эстетической ценности данного источника высказывания, поскольку внимание обращено на специфические средства выразительности, свойственные живописи, предусмотрены элементы грамотного анализа произведения изобразительного искусства.

Но как сделать, чтобы у школьника появилось желание говорить или писать о картине? Задания учебника воспроизводят впечатления жизненного опыта учащихся, например, «Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды? Посмотрите, как изобразил лето художник Пластов А.А.

Интерес к картине усиливается, если школьники узнают, какие жизненные впечатления легли в основу создания живописного полотна. С этой целью пятиклассникам можно предложить, например, воспоминания И.Э. Грабаря, которого однажды поразил «небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на снегу», Использование подобного документального материала облегчает предварительную словарную работу, подготавливает к восприятию картины, помогает точнее описать её.

Нужно стремиться к тому, чтобы картина вызвала эмоциональный отклик у школьников, чтобы они почувствовали настроение, владевшее художником. Поэтому репродукцию преподнести нужно бережно, осторожно. Например, «Перед вами картина П.П. Кончаловского «Сирень». Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?» - так можно начать доверительный, тактичный разговор об одном из лучших натюрмортов художника.

Задания вводят зрителей в ситуацию, которая запечатлена на картине, заставляют поразмышлять. Можно предложить несколько возможных вариантов ответа, и каждое «может быть» стимулирует работу воображения, вызывает новые предположения, готовит к составлению рассказа, помогает домыслить изображённое художником.

Круг ситуативных заданий по картине можно расширить, предложив детям подготовить отзыв, пояснить своё отношение к картине, описать её в письме к другу, родственнику, не видевшему эту репродукцию, причём описать так ярко, чтобы можно было зрительно представить живописный образ, чтоб возникло желание познакомиться с этим полотном.

Оправдывает себя и другая ситуация; я экскурсовод, веду экскурсию для младших школьников, стараюсь описать картину ярко, образно, доступно, объяснить: что и почему мне особенно нравится, вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше всех справится с этой задачей? Конкурс на лучший рассказ экскурсовода придаёт работе целесообразность коммуникативности.

При формировании одних коммуникативных умений (например, умения собирать и систематизировать материал к высказыванию) работа по картине предшествует сочинению на основе жизненных впечатлений; при формировании других умений (например, умения описать природу) она проводится после аналогичных сочинений. Но в любом случае нужно помочь организовать жизненные наблюдения и подготовить на основе их высказывания.

Так, прежде чем описать снег, советуем пятиклассникам понаблюдать, какой он в ясный весенний день, утром, вечером,

В учебниках для 5-7 классов развитие печи органически связано с изучением русского языка, что соответствует современной тенденции к созданию интегрированных курсов. Так, работа над описанием не случайно проводит в связи с темой «Имя прилагательное», составление рассказов - при изучении глагола; это позволяет показать функционирование изучаемых языковых средств, более осмысленно использовать их, облегчает создание текстов.

Система развития связанной речи учащихся в 5 классе связана, прежде всего, с усвоением базовых понятий (текст, его тема и основная мысль; средства связи предложений и частей текста) и формированием умений делить текст на части, находить в нем опорные и ключевые слова, составлять план. Работа с текстом предполагает определение стиля и сохранения его при передаче содержания, затем - самостоятельное создание текстов определённого стиля по данному началу, по аналогии с услышанным или прочитанным.

Среди жанров живописи пейзаж вызывает наибольший интерес школьников. На вопрос, какие картины русских художников им нравятся, школьники в основном называют картины-пейзажи («Золотая осень» И. Левитана; «Рожь», «В сосновом бору» И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. Саврасова и т.д.)

По-видимому, это объясняется тем, что любовь человека к природе естественна и безгранична. Пейзажная живопись показывает человеку ту среду, в которой он живёт, и поэтому особенно близка, понятна ему. Являясь художественным осознанием объективной красоты и выразительности природы, пейзажная живопись обогащает и пробуждает способность чувствовать природу, заложенную в каждом человеке, выражает его переживания и чувства. Художник пишет дорогое ему и близкое, и это своё чувство и своё видение природы он передаёт зрителю.

Очевидно, учащиеся отдают предпочтение именно пейзажному жанру потому, что он более, чем другие, перекликается с их жизненным опытом, с тем, что они вокруг наблюдают. Узнавание на картине чего-то похожего, ранее уже виденного, вместе с тем не обыденного, а одухотворённого рукой художника, вызывает особые эмоционально-эстетические чувства и, следовательно, способствует порождению высказываний оценочного характера.

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Она охватывает просторы полей и морей, богатство и разнообразие лесов и лугов, самобытность старой русской деревни и современное село, отдельные архитектурные памятники, городские ансамбли, парки и скверы.

Учитывая многообразие видов пейзажного жанра по характеру и композиции, содержанию, цветовому решению, мы должны тщательно отбирать картины для уроков развития речи.

Пейзажный характер живописи можно использовать на всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся (типа описания).

В 5 классе использую пейзажи описательно-натуралистического характера с ясной предметностью содержания, с чётко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся, окружающей их среде, с элементами жанровых моментов, простые по композиции, не отягощенные лишними деталями. Пейзажи должны быть интересны, доступны учащимся, связанны с определённой лексико-грамматической темой, вызывать у обучаемых потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств. Этим требованиям вполне отвечают следующие пейзажи: «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Золотая осень» И. Остроумова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона, «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Первый снег» А. Пластова, «Зима» Н. Крымова, «После дождя» А. Герасимова.

Методика использования картины на уроках русского языка в сочетании с искусствоведческим текстом-описанием имеет свою специфику: на этих уроках сочетаются два вида деятельности учащихся - аудирование (прослушивание текста) и визуальное восприятие (рассматривание картины).

На этих уроках происходит развитие эстетического вкуса учащихся: искусствоведческий анализ картины сосредотачивает внимание на специфических средствах живописи - композиции, цвете, светотени, колорите. Формируется умение «читать» картину, чувствовать красоту живописи.

На уроках с использованием картины и искусствоведческого текста к ней учитель имеет возможность совершенствовать речеведческие умения и навыки учащихся, работая с текстом и темой «Стили речи».

Пейзаж и текст, описывающий его, дают возможность для обучения учащихся сочинению-описанию, так как это готовый не только наглядный материал (изображение предметов и явлений действительности), но и словесный. При использовании текста процесс удерживания наглядного образа и его содержания в оперативной памяти осуществляется и во времени, и в пространстве. Использование искусствоведческих текстов позволяет устранить в сочинениях-описаниях учащихся такие недочёты, как поверхностное описание места, времени; неумение правильно выражать свою мысль, точно называть признаки томили иного предмета, явления.

Уроки развития речи с использованием картины и искусствоведческого текста имеют специфическую структуру и включают следующие этапы работы на уроке.

1. Рассматривание картины-пейзажа.

Молчаливое, неторопливое рассматривание картина имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление связано с восприятием.

Рассматривание картины развивает у учащихся способность наблюдать, образно мыслить, воспринимать произведение живописи целостно. Ученик, рассматривая картину, обращает внимание прежде всего на то, что его больше волнует, интересует, что стало для него поводом к решению, может быть, пока не осознанных своих проблем , что явилось для него новым, неожиданным. В этот момент определяется отношение учащегося к картине, формируется его индивидуальное понимание художественного образа, нравственной позиции художника.

К большому сожалению, в наших условиях работы понятие - сочинение по картине - относительное, так как работа идёт с репродукциями.

2. Рассказ о художнике.

Цель этого этапа - дать общие сведения о художнике, истории создания картины, месте данной картины в творчестве художника, месте картины в развитии русской живописи. Таким образом, происходит подготовка учащихся к работе над конкретной картиной и текстом.

3. Беседа по картине.

Цель её - помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, выработать правильную эстетическую оценку произведения живописи, стимулировать творческое воображение учащиеся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка, подсказанные картиной.

Глубина восприятия картины (понимание её) зависит не только от характера поставленных вопросов, но и их последовательности. Учитывая эмоциональную сторону воздействия живописи, следует идти не от содержания, а от первого эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением. Поэтому надо ставить вопросы, выявляющие эмоциональное отношение учащихся к картине, их первое наиболее яркое впечатление, например:

• Какое настроение вызывает картина?

• Какое настроение создаётся у вас при первом "взгляде на пейзаж?

• Какое впечатление производит на вас картина?

• Нравится ли вам этот пейзаж?

• Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, весёлое (грустное) настроение?

• Ощутили ли вы чувство радости (грусти) при взгляде на картину?

• Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эту картину?

( А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март»; И. Остроухое «Ранняя весна»)

• Удалось ли художнику передать красоту осеннего дня? ( И. Левитан «Золотая осень»).

• Ощутили ли вы свежесть первого зимнего дня? ( А. Пластов «Первый снег»).

• Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? ( Н Крымов).

Приёмы ведения беседы по картине имеют свои особенности, связанные со спецификой произведения искусства, которая выражается в том, что учитель должен анализировать картину в единстве содержания и средства художественного выражения. Отсюда вытекают требования интегрирования в вопросе формы и содержания, частного и общего.

В беседе по картине-пейзажу в 5-6 классах задаём вопросы такого характера:

• Какой цвет является основным (или преобладает) в картине? Почему?

• С помощью каких красок художник создаёт впечатление солнечного летнего дня? («Рожь» И. Шишкина).

• Какие краски использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение?

• Какими изобразил художник деревья?

• Какого цвета снег на картине? Почему? («Мартовское солнце» К. Юона),

Как построена картина?

• Как передана глубина в картине?

• Какие цвета использовал художник, чтобы показать «золотую» осень? («Золотая осень» И. Левитана).

В старших классах можно предложить уже другие вопросы. Далее выделяется группа вопросов, связанных с определением темы и основной мысли картины, способами выражения замысла художника.

Ставим перед детьми детализирующие вопросы:

• Какие деревья показал художник на переднем плане?

• Какими художник изображает берёзы?

• Что можно сказать о речке?

• Какие листья вы видите на переднем плане картины? ( Е. Волков «Октябрь»).

• Какой день изобразил художник?

• По каким признакам можно определить, что на картине изображён полдень?

• Какие деревья вы видите около дома?

• Что изображено на заднем плане картины?

• Что вы можете сказать о людях, изображённых художником ? (К. Юонаи « Конец зимы. Полдень »)

Очень важны вопросы, устанавливающие сходство и различие между содержанием и формой изображения, например:

• Что общего в этих картинах, чем они непохожи? («Берёзовая роща» А. Куинджи и «Берёзовая роща» И. Левитана; «Зима» И. Шишкина и «Зимой» К. Коровина)

• Одинаково ли изобразили золотую осень Левитан и Остроухов ? («Золотая осень» И. Левитана и «Золотая осень» И. Остроухова).

• По каким признакам можно определить , что на картинах Левитана и Саврасова изображено начало весны ? («Март» И. Левитана и «Грачи прилетели» А. Саврасова ).

Одинаковое ли настроение вызывают у вас пейзажи «Оттепель» Ф. Васильева и «Конец зимы. Полдень» К. Юона?

Формированию собственного суждения и эстетического переживания; у учащихся способствуют вопросы на выявление авторской позиции

художника и своего личного отношения, которые целесообразно задать в конце беседы, например:

• Что вы чувствуете и о чём думаете, когда смотрите эту картину? Что дорого художнику в природе в этот зимний (летний) день?

• Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?

• Какие цветовые тона передают печальную (жизнерадостную) настроенность картины?

• Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы художник использовал другие цветовые тона?

• Как художник создаёт настроение печали и одиночества (радости)?

Вопросы необходимо строить в зависимости от уровня искусствоведческих знаний учащихся, от содержания и жанра картины, от целей и задач урока, в зависимости используется ли текст к картине; конечно, следует учитывать интересы, настроения и обстановку в классе.

Проведение словарно-стилистической работы.

В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Во время беседы по картине учащиеся невольно проявляют интерес к раскрытию её содержания, а этот интерес способствует формированию внимания к новым понятиям и словам.

Если организовать правильно словарно - стилистическую работу, помочь ученикам в подборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, соревнование в отборе необходимых определений, эпитетов, синонимов сравнений.

В процессе беседы учащиеся записывают отдельные слова, трудные в семантическом и орфографическом отношении, пользуясь при этом толковым словарём живописи

В ходе беседы учащиеся ведут коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные и языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально окрашенные слова.

5. Работа с искусствоведческим текстом.

В старших классах, 8-9 на уроках развития речи целесообразна работа с искусствоведческим текстом.

Искусствоведческий текст, выполняющий роль образца для предстоящего высказывания, оказывает существенное влияние на описание картины как в речевом, так и структурном плане.

Методика анализа искусствоведческого текста-образца имеет свои особенности

Опыт работы на уроках по развитию речи показывает, что определенную помощь нам, учителям, может оказать музыкальный образ. Он доступен и интересен пятиклассникам, активизирует лексику их словаря, которая передаёт зрительные, слуховые впечатления, чувства, эмоционально-эстетическую оценку. В работе над сочинением-описанием картины П.П. Кончаловского «Сирень» музыка работает как самостоятельный источник впечатлений. Работа по развитию речи с использованием произведений живописи формирует у школьников необходимые коммуникативные умения, развивается и совершенствуется речь учащихся, активизируется речемыслительная деятельность школьников, что даёт положительные результаты на выпускных экзаменах, на олимпиадах по русскому языку.

За курс 5 класса учащиеся учатся более полно описывать изображённое на картине, могут определить основную мысль картины, усваивают жанры живописи, приобретают знания искусствоведческого характера, умеют высказать своё отношение к картине, обосновать, мотивировать его.

Детское сочинение - своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка, это возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. В сочинении проявляются (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, человека. Обучение сочинениям нужно начинать в начальных классах, когда дети ещё свободны от шаблона. И хотя при работе на уроках русского языка можно использовать подбор произведений живописи, данный в этой работе, задача наша, не столько в разработке методики написания сочинений, сколько в поисках условий организации литературного творчества.





















ЛИТЕРАТУРА.

1. А. Бевуа. История русской живописи в XIX веке. М., «Республика», 1999г.

2. Г. Б. Вершинина. Музыка на уроках обучения описанию. РЯШ 3, 1990г.

3. И. Долгополое. Певцы Родины. М., «Молодая гвардия», 1981г.

4. А. Б. Иванов. Рассказы о русских художниках. М., «Просвещение», 1988г.

5. Н. М. Молева. Выдающиеся русские художники-педагоги. М., «Просвещение» 1991 г.

6. Г. Островский. Рассказ о русской живописи. М., «Изобразительное искусство»,

1987г.

7. А. Турков. Исаак Ильич Левитан. М., «Искусство», 1974г.

8. Л. А. Ходякова. Пейзажная живопись на уроках развития речи. РЯШ №2,1993г.

9. Л. А. Ходякова Методические разработки уроков по картине. «Русский язык» №6 , февраль 2001г.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал