- Учителю
- Рабочая программа по внеурочной деятельности музыкально-литературной гостиной ЛИК
Рабочая программа по внеурочной деятельности музыкально-литературной гостиной ЛИК
Внеурочная деятельность в 5 классах
Рабочая программа музыкально-литературной гостиной «ЛИК»
Автор: Гилева О.В.
Новокузнецк 2015г.
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена потребностью осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развития индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности; формирования интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению; освоения культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей; приобретения опыта работы над визуальным образом в синтетическом виде искусства (театре); эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью. Поэтому вводится курс внеурочной деятельности обучающихся - музыкально-литературная гостиная «Лик»
Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, укрепить фундамент творческой личности, закрепить нравственные нормы поведения в обществе, сформировать духовность.
Программа музыкально-литературной гостиной основана на следующих принципах:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; - принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей по различным направлениям; - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; - принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Цель данной программы - формирование интереса обучающихся к литературе, музыке и театру как средствам познания жизни, духовному обогащению, эстетическому воспитанию и удовлетворение запросов обучающихся. Задачи: 1) Способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами. 2) Создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка, внимания, памяти, речи, чувства ритма, координации движения, воображения, фантазии, самостоятельного мышления, воспитания чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения. 3) Создать благоприятные условия для детского творчества и сотрудничества.
4) Способствовать развитию творческих способностей, речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Отличительной чертой данной программы являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя, работать в паре, работать в группе, научиться адекватному речевому общению, использовать мимику, жесты, выступать перед аудиторией, коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Программа адресована учащимся среднего звена (5-7 классы).
В результате занятий внеурочной деятельностью по данной программе обучающийся будет иметь представление о:
1) специфике сценического искусства;
узнает о:
2) формах и приемах владения голосом;
3) формах и приемах постановки дыхания;
4) формах и приемах владения телом;
будет уметь:
5) передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания;
6) входить в образ;
7) импровизировать на заданную тему;
8) создавать творческие работы, декламировать;
9) управлять зрительским вниманием;
овладеет:
10) навыками выразительного чтения;
11) основами сценического движения;
12) элементарными приёмами сценического мастерства;
13) навыками слушания как активного действия.
14) сформируется система знаний, умений и навыков по курсу сценического искусства;
15) совершенствуются данные умения в ходе теоретических и практических занятий;
16) разовьется креативное мышление;
17) сформируется основа для понимания творческого процесса и специфики сценического искусства.
Программа состоит из следующих основные блоков:
1. Развитие речи.
2. Вхождение в образ.
3. Становление и развитие сценических навыков и умений.
4. Творческие отчёты. Участие в постановке спектаклей.
Программа предусматривает знакомство с теорией и терминологией, проведение практических занятий по развитию сценических навыков и умений, постановку сценок, спектаклей.
Особое место в овладении актерским мастерством и навыками правильной речи отводится практической работе, знакомству с аудио и видео образцами.
Учебно-тематический план
Вводное занятие .Виды искусства. Музыка и литература. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты.
Блок 1. Развитие речи. Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Блок 2. Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа). Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?
Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.
Блок 3. Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса.
Блок 4. Творческие отчёты. Участие в постановке музыкально-литературных композиций и спектаклей. Отбор материала.
Тематическая корректировка сценариев. Компиляция драматического материала.
Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.
Заключительное занятие. Премьера спектакля. Анализ.
Список литературы
1. Список литературы для учащихся
1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987
2. Список использованной литературы
1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981
2. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006
3. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005
4. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984
5. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989
6. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М.,2007
7. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007
8. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. - Ростов-на-Дону, 2004
9. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004
10. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1980
3. Глоссарий
-
Диалог, реплика, персонаж, монолог, сценический монолог, релаксация, импровизация.
-
Ремарка, эпизодическая роль, эстетика пространства, мизансцена.
-
Экспрессивность, концентрация, режиссура.
-
Компиляция, композиция, хронометраж, темп, ритм, драматическая пауза.
-
Контрольные материалы
4. Примерная тематика итоговых рефератов и спектаклей
1.Сила слова (монолог).
2. Искусство диалога.
3. Неизвестная строка пьесы (ремарка).
4. Музыкально-литературная композиция «Квартет»
5. Пьесы «Живая шляпа», «Телефон»
Календарно-тематическое планирование музыкально-литературной гостиной «Лик»Виды искусства, актеры, артисты, сцена
Амфитеатр, трагедия
Понятие вертепа. И.Христос. Христианский календарь.
Куклы, их значение.
Коллективная игра.
Драм. театр, кукольный театр, музыкальный театр, радиотеатр.
История куклы. Театр кукол С.Образцова. Виды кукол.
Народность. Положительные и отрицательные герои. Мудрость народа. Обычаи, языки народа.
Сцена, реплика.
Коллективность.
Варианты выступления. Удачные и неудачные. Премьера, спектакль, роль.
Компоненты спектакля: кулисы, задник, парик, декорации, реквизит, костюм, афиша, программа, драматург, режиссер, композитор, художник.
Библиотека, музей, экспонаты, миниатюры.
Биография писателя. Знакомство с творчеством.
Басня, мораль, баснописец. Современная басня, проза и поэзия, басня в прозаической и поэтической форме. Иносказание.
Праздник Масленицы, обряды, притчи.
Н.Носов, биография, сведения. Творчество Носова. Детские писателя, особенности творчества Носова
Нравственное и эстетическое воспитание. Народность театра.
Традиции русского народа. Трудолюбие, доброта, справедливость.
Тяга к знаниям, коллективизм, милосердие.
Справедливость, честность, достоинство. Добродушное высмеивание, юмор.
Традиции русского народа.
Трудолюбие, тяга к знаниям, коллективизм, любовь к природе. Уважение к окружающим и взрослым
Воспитание трудолюбия, уважение к простому человеку
Нравственное воспитание
Воспитание тяги к знаниям, уважение к труду
Беседа с элементами рассказа
Рассказ, беседа, иллюстрирование
2
Театр - один из видов искусства
1
3
Трагедия, комедия, драма
1
Распределение по жанрам
Беседа о театрах
4
Театр в наши дни
1
5
Вертеп. Истории жизни Иисуса Христа
1
Библия, знакомство с историей
Библейские истории
6
Балаганные представления. Петрушка
1
7
Роль народной песни в создании образов
1
Народность балаганных героев
Инсценирование
8
Роль народных певцов в распространении русской культуры
1
9
Театр как форма развития речи
1
Инсценирование
Инсценирование
10
Музыка как форма развития духовного потенциала
1
11
Сила слова: рассказ о монологе
1
Практическая работа, представление
Составление рассказа
12
Монолог-исповедь
1
13
Монолог-мечта
1
Наблюдение, обобщение
Инсценирование
14
Монолог-признание
1
15
Монолог-вызов
1
Инсценирование
Инсценирование
16
Искусство диалога
1
17
Реплика - источник обогащения разговорного и литературного языков
1
Обсуждение
Чтение по ролям
18
Обрядовые игры
1
19
Игры-импровизации
1
Инсценирование
Инсценирование
20
Русские народные сказки
1
21
Ожившие сказочные сцены
1
Инсценирование
Инсценирование
22
Характер сказочных героев
1
23
Чтение как вид искусства
1
Инсценирование
Общее коллективное демонстрация
24
Работа над голосом
1
25
Тренировка физической экспрессивности
1
Беседа, фильм, просмотр
Работа с кроссвордом
26
Учимся выполнять инструкцию
1
27
Работа над телом
1
Прослушивание с заданием
Инсценирование
28
Работа в ансамбле
1
29
Вхождение в образ
1
Инсценирование
Инсценирование
30
Маленькая роль - огромное значение
1
31
Слушание, как действие актера
1
Инсценирование
Выступление перед малышами
32
Знакомство с литературной композицией
1
33
Знакомство со сценической миниатюрой
1
Прослушивание композиции
Инсценирование
34
И.А.Крылов. Литературная композиция
1
35
Выбор репертуара басен
1
Инсценирование
Инсценирование
36
Выбор музыкального оформления
1
37
Работа над инсценированием басен
1
Инсценирование
Инсценирование
38
Способ достижения художественного впечатления
1
39
Постановка сценических движений
1
Инсценирование
Инсценирование
40
Работа над интонацией
1
41
Прогонная репетиция
1
Выступление
42
Прогонная репетиция
1
43
Генеральная репетиция
Прослушивание
Инсценирование
44
Выступление на родительском собрании
1
45
Упражнения на развитие органов чувств
1
Инсценирование
Инсценирование
46
Игра без слов
1
47
Понятие о невербальной коммуникации
1
Инсценирование
Инсценирование
48
Язык жестов
1
49
О чем говорит музыка?
1
Инсценирование
Коллективная репетиция
Коллективное выступление
50
Язык танца
1
51
Основы сценического движения
1
Обсуждение выступления
52
Н.Носов. Литературная композиция
1
53
Чтение репертуара. «Телефон», «Живая шляпа»
1
54
Обсуждение и распределение ролей
1
55
Выбор музыкального оформления
1
56
Ремарка: суть, смысл, назначение
1
57
Работа над образом. Репетиция отдельных сцен
1
58
Работа над речью
1
59
Работа над движениями
1
60
Репетиция отдельных сцен
1
61
Репетиция отдельных сцен
1
62
Работа над диалогами
1
63
Работа над персонажами
1
64
Композиция и группировка на сцене
1
65
Прогонная репетиция
1
66
Прогонная репетиция
1
67
Генеральная репетиция
1
68
Выступление перед малышами в школе
1
69
Обсуждение выступления
1
70
Выбор репертуара на новый учебный год
1
</<br>
7