7


  • Учителю
  • Организация работы с учащимися на уроках анализа лирического произведения в 7 классе

Организация работы с учащимися на уроках анализа лирического произведения в 7 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Организация работы учащихся на уроке

анализа лирического произведения в 7 классе



В Примерной программе по литературе для основной школы особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе. Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания.

В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика.

Особое место в школьном курсе литературы занимает поэзия. Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школь­ники учатся разбираться в человеческом характере, движениях души, оценивать с точки зрения высоких нрав­ственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей, особенно подростков, так как именно в этом возрасте активно формируются нравственные и эстетические пред­ставления школьников.

Чтобы открыть для современного ученика содержательные глубины произведений литературы, необходимо прежде всего обратить методические и педагогические усилия на поиск и разработку эффективных форм организации учебной литературной деятельности школьников. Интересным должен стать сам процесс работы над произведением. Одним из условий формирования интереса к учебной литературной деятельности является ее исследовательский характер, достаточно высокий уровень сложности предлагаемых учащимся заданий и самостоятельности выполнения, требующий от ученика серьезных интеллектуальных усилий и соответственно повышающий его удовлетворенность от достигнутого результата. Это особенно актуально именно в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью для школьника является общественно значимая и когда формируются предпосылки для перехода к учебно-профессиональной деятельности. Освоение исследовательского познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры. Одним из важнейших исследовательских умений, которым необходимо овладеть ученику для глубокого проникновения в художественный мир стихотворения, является анализ поэтического текста как способ проникновения в образно-эстетическую реальность, созданную писателем, как объективная необходимость. Вопросам анализа поэтического текста и школьного изучения лирики посвящена обширная литературоведческая и методическая литература. Анализ поэтического текста «представляет собой вид наиболее полного цельного и завершенного анализа, когда малый объем материала позволяет продемонстрировать особенно наглядно структурное единство произведения, неразрывность, неразделимость в нем формы и содержания. Образцы такого рода анализа широко представлены в работах известных ученых-литературоведов М.Л.Гаспарова, Ю.М.Лотмана, Г.М.Фридлендера, Е.Г.Эткинда и др. Методические подходы к организации школьного изучения лирики разработаны в трудах М.М. Варшавской, А.М.Лисовского, Р.Д.Мадер, В.Г.Маранцмана, В.П.Медведева, З.Я.Рез, В.Д.Сквозникова, Л.В.Тодорова, диссертационных исследованиях последнего времени Н.В.Беляевой, С.В.Королевой, Н.Ю.Манышевой, И.Ю.Полковниковой, И.В.Сосновской. В то же время школой научный потенциал (как литературоведческий, так и методический) задействован недостаточно эффективно. Стремление внести посильный вклад в решение указанной проблемы обусловило цель и задачи данной работы. Поскольку необходимые для целостного анализа поэтики лирического произведения читательские умения формируются, в основном, на уроках литературы в среднем звене, то именно поиск способов организации работы по их формированию в 7 классах находится в центре методических интересов.

Актуальность работы состоит в том, что при переходе на новые стандарты обучения необходимо использовать методические рекомендации учёных и рекомендованные основные виды работы по новым стандартам во время изучения лирики с тем, чтобы посредством лирики научить школьников видеть прекрасное в обыденном, формировать культуру у сельских школьников, учить ребят таким чувствам как любовь, сострадание, радость.

Цель данной работы - привести в соответствие особенности организации уроков по изучению лирики и основные виды работы на уроке литературы по новым стандартам в 7 классах.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить требования стандартов второго поколения и программу по литературе;

- охарактеризовать основные положения методики изучения лирики;

- рассмотреть принципы анализа лирического произведения в школе;

-описать методику школьного анализа стихотворений В.Маяковского, изучаемых в 7 классе.

Научная новизна заключается в том, в исследовании также изучались требования стандартов второго поколения по литературе, основное содержание по темам, характеристика основных видов деятельности учащихся, основы работы над лирическим произведением в школе.

Теоретическая значимость основана на системности подхода к изучению лирики В.Маяковского.

Результаты работы могут быть использованы во время проведения занятий в школе - это и является практической значимостью.

В подготовке к работе исполь­зовались литературоведческие работы Н.В.Беляевой «Уроки постижения лирики», «Уроки литературы в 9 классе», «Уроки изучения лирики в школе», «Проверочные работы», , Е.А. Латкиной «Углубление восприятия лирического произведения в процессе его изучения в школе», «Поурочные разработки» по литературе в 7 классе под редакцией И.В.Золотаревой и Н.В.Егоровой, «Примерная программа по литературе. 5-9 классы».

Продолжая и развивая традиции З.Я. Рез, В.П. Медведева, Р.Д. Мадера, В.Г. Маранцмана, Л.В. Тодорова, Н.В. Беляева предлагает свою систему уроков изучения лирических произведений в средних и старших классах. Предлагаемые автором уроки приятно удивляют разнообразием форм, обилием интересного материала, продуманностью вопросов и заданий и оригинальностью предлагаемых методик. Понимая, что методика преподавания литературы сохраняет своё сущностное единство с базовой наукой (в данном случае - со стиховедением), Н.В.Беляева в своей работе «Уроки постижения лирики» начинает своё исследование именно со стиховедческого аспекта изучения лирики. По этой книге нельзя "дать урок", что называется, с листа, но можно, следя за мыслью методиста, вступая с ним в диалог, принимая или отвергая то или иное задание, выстроить собственный урок анализа лирического стихотворения, придумать оригинальный вопрос или задание, привлечь для интерпретации другой текст, адаптировать к практике своей работы предлагаемую методику.

При анализе лирики следует в высшей степени учитывать родовую специфику. Лирика воссоздает человеческое сознание и подсознание, субъективный момент и выражает чувства и мысли. Для анализа лирики лите­ратуроведение выработало свои приемы и подходы. Сказанное касается в первую очередь изображенного мира. Стилевая доминанта, к которой тяготеет лирика, - это психологизм, но пси­хологизм своеобразный, в лирике психологизм экспрессивен, субъект высказывания и объект пси­хологического изображения совпадают. Вследствие этого лирика ос­ваивает внутренний мир человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубоко и живо, чем это делается в эпосе. Подвластна лирике и сфера мышления; многие лирические произведения построены на развертывании не переживания, а размышления (правда, оно всегда окрашено тем или иным чувством). В любом случае изображенный мир лирического произведения - это прежде всего психологический мир.

Стихотворение неизбежно требует от читателя присоединения к лирическому герою стихотворения, эмоционального включения в лирическую ситуацию. Раскрыть движение поэтической мысли, обнаружить гамму чувств, выявить способы создания поэтических образов, обнаружив центральные из них, объяснить функциональное назначение того или иного художественного приема и истолковать свои, собственные поэтические ассоциации - важнейший перечень задач при изучении лирики. При обучении восприятию лирического текста необходимо показать ученикам, что стихотворение - это и поэтическое целое, и динамическая система, где все взаимообусловлено. Мир лирического стихотворения самостоятелен. Анализ лирического стихотворения при углубленном внимании к слову-образу, общее видение композиции стихотворения, обнаружение своеобразия деталей поэтической формы помогают найти связь образов, разгадать цепь ассоциаций поэта. Наблюдения за техникой стиха становятся не самоцелью, а помогают в поисках смыслов, что ведет к более глубокому пониманию и способности к неординарным интерпретациям. В VII классах, изучая лирику, учитель стремится к выделению в стихотворении доминантного мотива, близкого читателю, к управлению читательскими ассоциациями в русле авторского замысла. Задача учителя - помочь ученикам уловить своеобразие взгляда поэта на мир, особенности его художественного стиля. Таким образом, только при определении учителем оптимальных методических подходов к изучению лирики он сможет преподать ученикам определенную школу восприятия и понимания.

Во многих школьных программах подчеркивается, что нужно готовить настрой, определенный взгляд на произведение, который потом поможет его пониманию. На восприятие лирики может настроить в силу своего субъективно-эмоционального начала сама лирика. Эмоциональную базу для восприятия может создать методический прием, который можно назвать погружением в поэзию, мотивация у школьников эстетического наслаждения на уровне эмоций формы. .Хотя биографические сведения и важны для учащихся, но только фрагментарные, тщательно отобранные, причем критерием отбора информации здесь станет то, объясняют ли эти факты сущность процесса творчества, неповторимость той или иной поэтической манеры, обусловленной мировосприятием поэта. Однако от класса к классу факты биографии могут быть привлечены все в большей степени, так как при изучении историко-литературного процесса в культурологическом контексте факты жизни писателя неотделимы от фактов его творчества.

Другим критерием для этапа подготовки к восприятию поэзии может стать отбор тех стихотворений, которые бы возбудили интерес к поэту, желание почитать и подумать над его книгами, поэтому необходимо в процессе настроя на лирический лад отбирать такие тексты, которые будут неожиданными для учащихся, смогут их удивить и обрадовать. Тогда разность потенциалов между уровнем восприятия неподготовленного школьника и уровнем восприятия читателя, увлеченного эмоциями материала и эмоциями формы станет тем стимулом, который поможет пробудить и желание читать, и желание разобраться в прочитанном.

На этапе непосредственного общения с лирическим текстом важнейшей особенностью деятельности учителя станет учет того факта, что лирический текст наиболее полно воспринимается в его звучащем варианте. Организуя методику непосредственного контакта с лирическим текстом, важно не просто его прочесть, а дать одну из оригинальных интерпретаций прочтения, причем границей дозволенной оригинальности станет здесь степень адекватности авторскому замыслу, неискажение его в чтении. Высокое мастерство чтения, способное вызвать ответную эмоциональную реакцию слушателя, ускорит процесс понимания, вхождения в поэтический мир, а исполнительское мастерство учащихся станет своего рода контрольным срезом уровня понимания текста.

На этапе изучения стихотворения, творческого общения с ним важно и качество анализа текста. Только умный и тонкий анализ способен не разрушить художественную ткань лирического произведения, способствовать его целостному восприятию. Поэтому перед учителем-словесником, практикующим неизбежно адаптированный, школьный анализ лирического текста, стоит сложная задача - воспитать читателя, умеющего эстетически наслаждаться художественным текстом и отличать подлинно художественное произведение от литературной поделки, и при этом сформировать читателя-исследователя, способного замечать не только эмоции материала, но и эмоции формы. То есть задачи школьных уроков литературы, посвященных изучению лирики, - учить видеть в тексте не только черты биографии автора, приметы времени и историко-культурные реалии, но и замечать, как рождается художественный образ, какие собственно языковые и стиховые особенности текста помогают нам глубже постигать смыслы, заложенные в нем. На этапе общения с текстом рождаются собственные раздумья читателя, его первые оценки, начинается синтез появившихся наблюдений, причем, чем глубже был внутренний анализ текста, чем больше слоев, уровней сумел в нем обнаружить читатель-школьник, тем выше его понимание произведения и многограннее связанное с ним ощущение эстетической картины мира.

Заключительный этап работы со стихотворением знаменует собой как бы качественный переход на новую ступень восприятия и связан с интерпретацией текста, то есть с его овеществленным пониманием, содержащим читательские идеи, оценки, чувства, которые стали результатом переживаний, переосмыслений, связанных с восприятием лирики. Однако описание этого процесса было бы неполным, если бы мы исключили из этих этапов момент воображения, особенно в фазе творчества. Обучение художественному восприятию лирики должно строиться на принципах вовлечения личности ученика в этот процесс, а это наиболее продуктивно лишь на основе его творческой деятельности, создания самостоятельных устных и письменных интерпретаций прочитанных и осмысленных стихотворений. Таким образом, читательское восприятие, как и весь процесс читательской деятельности, связано с творчеством читателя и реализуется на его основе. Творческие приемы и задания, способствующие постижению лирики, должны стать, с одной стороны, сходными с теми приемами, которыми пользуется создатель произведения, то есть направленными на постижение системы законов языка искусства. С другой стороны, они должны быть направлены на формирование и развитие у учащихся литературно-художественных умений, которые непосредственно связаны с организацией учебных исследований на каждом уроке литературы. В конечном счете, эти два пути должны привести ученика к умению создать личностную интерпретацию лирического текста, основанную на художественном познании, которое делает общение с лирическим произведением источником обогащения духовного мира, основой развития более тонкого понимания людей, их мыслей и чувств. Принципы формирования читательского восприятия, понимания и интерпретации лирики подсказывают учителю конкретные приемы и формы работы на уроках по изучению лирических текстов и типы самих уроков по изучению поэзии.



Для эффективного изучения лирики в школе необходима определенная методическая система подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения. С этой целью методика уроков по изучению лирики должна опираться на ряд условий, принципиально важных для реализации предлагаемой системы. На первом этапе (первичное восприятие) - это "погружение в поэзию", качественное выразительное чтение стихов, тщательно отобранных учителем в соответствии со спецификой возрастного восприятия. Желательно, чтобы выбранные тексты могли удивить и обрадовать учащихся. В них они должны учиться видеть определенные структурные элементы текста, при внимании к функции которых ученики станут способными обнаружить дополнительные, глубинные смыслы: особенности ритмической структуры, наличие или отсутствие рифм и их характер, фонологические, морфемные, лексические, синтаксические, композиционные особенности построения лирического стихотворения, его пространственно-временные связи.

Биографический материал для уроков по лирике в 7 классах стоит привлекать ограниченно и не в самом начале знакомства с лирическим произведением. Тогда отдельные жизненные факты, послужившие поводом к написанию стихотворения, не заслонят от учеников общечеловеческого, эстетически значимого смысла текста и он не будет восприниматься лишь как "картинка" к определенному моменту биографии.

На втором этапе (анализ и вторичное восприятие) важным моментом станут образцы анализа отдельных стихотворений, когда сам учитель будет обращать внимание на такие их особенности, которые при непосредственном восприятии могут остаться незамеченными. Кроме того, нужны и методические приемы, которые выявят характерные именно для данного стихотворения особенности: цвет, звук, неожиданные фонологические решения, специфику изобразительно-выразительных средств, элементы лексики, синтаксиса, композиции и др. Это возможно на уроках-практикумах. Учащимся могут быть предложены задания на восстановление деформированных текстов ("стилистический эксперимент" - когда вместо пробелов учащиеся вставляют подходящие, по их мнению, слова, и "поэтическая россыпь" - восстановление текстов из слов, стихов, строф.

На заключительных этапах изучения лирических произведений возможными станут задания на создание самостоятельных интерпретаций текстов, что обнаруживает уровень их понимания. Возможны также небольшие задания творческого характера, начиная с самых простых. Например, описать какой-либо предмет или явление природы так, чтобы угадывались их характерные признаки (7 класс).

В методике преподавания литературы действительно существует ряд приемов, которые формируют читательское восприятие и понимание лирики. Вторичное восприятие развивается в процессе грамотного школьного анализа. Конечным его результатом должно стать выяснение обобщенного смысла поэтических образов и роли поэтической формы.

Сложность приобщения школьников к поэтическим текстам, их равнодушие к поэтическому образу стиха, его музыке являются главной проблемой полноценного читательского восприятия при изучении лирики. Однако при систематической работе по воспитанию внимательного читателя лирики семиклассники уже способны понять, что любой опыт человечества, в том числе и эмоциональный, закреплен в языковых единицах, в результате сочетания и воздействия которых речь приобретает экспрессию, то есть способность выражения психического состояния говорящего. Специфические знания и умения восприятия поэтических текстов становятся у подростков коммуникативно-значимыми, определяющими их филологическую и стиховедческую подготовку, уровень владения родным языком. Поэтому в этом возрасте совершенно необходимо обучение школьников адекватному восприятию языка поэзии, формированию грамотного восприятия лирики, языковому сознанию и эмоциональной отзывчивости. Ее можно увидеть через демонстрацию эмоций в речи, она отражена в языковой форме, сопровождаемая внутренним и внешним переживанием.

Особенностью восприятия лирики старшими подростками становится их психическое и эстетическое развитие. В 7 классах наступает пора нравственного самоуглубления личности. Отношение к лирическому тексту тоже делается личностным и субъективным. Порой даже авторский замысел заслоняется собственными переживаниями, пробужденными искусством, обостренным вниманием к нравственным категориям

В школьных программах по литературе в 7 классе заметен интерес к лиро-эпическому жанру, чистой лирики почти нет, а если она и включается, то на уровне обсуждения, а не изучения, где глубина работы с текстом ограничивается выявлением читательских впечатлений.

Стиховедческие знания, значимые для формирования познавательных эмоциональных реакций, в отличие от знаний о языке, формируются не с помощью готовых правил, а более сложным образом: через интерпретацию, способность видеть в слове образ, то есть в результате целенаправленного комплексного обучения. Безусловно, что эмоциональные реакции учащихся могут стать ответными только при эмоциональной, заинтересованной позиции учителя. По мере приобретения навыков слушать и слышать, думать и вдумываться в ткань стихотворения, тексты могут усложняться, становится шире круг поэтических имен.



Требования стандартов второго поколения по литературе содержат характеристику основных видов деятельности, которые соответствует основам работы над лирическим произведением в школе:

-Читать выразительно наизусть лирические стихотворения или отрывки

-Характеризовать лирического героя

-Выявлять темы, образы и приемы изображения человека

-Соотносить содержание произведения с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека

-Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

-Формулировать вопросы по тексту произведения

-Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения

-Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание

-Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм)

-Выявлять признаки лирического в литературном произведении

-Составлять план, в т.ч. цитатный, литературного произведения.

-Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

-Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах, с использованием справочной литературы и ресурсов интернета

-Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

-Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта

-Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ

-Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения

-Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя



Рассмотрим организацию работы учащихся на уроках анализа лирических произведений В.В.Маяковского, которые изучаются в 7 классе. Согласно программе, работая над стихотворением «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,. необходимо познакомить с Маяковским-поэтом, особенностями стиля Маяковского как художника и поэта, ролью фантастических картин, метафорой как основой сюжета стихотворения, показать яркость и динамизм образов. В результате работы над произведением учащиеся должны знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэзии в жизни человека и общества; уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта.

Начинается урок с проверки домашнего задания, где учащиеся дают определения идеи, рифмы, аллитерации, метафоры, гиперболы.

Во время знакомства с фактами биографии поэта учитель рассказывает о работе В.Маяковского в Российском телеграфном агентстве.

После чего предлагается рассмотреть репродукцию картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА» и ответить на вопрос: «Что удивляет в этой картине?»

Важным моментом урока является аналитическая беседа по тексту стихотворения.

Учитель: Прочитайте внимательно название произведения. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

Учитель: Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

Учитель: Послушайте внимательно стихотворение. Отметьте изменение интонации. Оправдались ли наши первоначальные предположения?

- Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?

- О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?

Учитель: Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему?

Учитель: С каким чувством поэт произносит фразу «На даче было это»? Учитель: Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова плыла.

- В каком значении употреблено здесь слово плыла? Какой образ помогает создать это слово?

Учитель: Как в этой части представлено солнце? Его работа?

- Обратимся к толковому словарю за объяснением значения слова залить.

- В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить?

- Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?

- Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части? Нет ли другого чувства у героя?

- Какие чувства вызывает у нас эта часть? Чем они вызваны?

Учитель: Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:

«...чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»?

- Объясним значения этих слов. Обратимся к толковому словарю за подтверждением. Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?

Учитель: Как передан испуг поэта? Чем он вызван?

Учитель: Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики?

Учитель: В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?

Учитель: Как меняются взаимоотношения героев?

Учитель: В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?

Работа над вопросами учебника помогает проанализировать фрагмент, представленный в учебнике (с. 122) В. В. Маяковского «Как делать стихи».

Важнейшим приемом создания звукообраза является аллитерация. Введение понятия (аллитерация). Ответы на вопрос № 9.

Учитель: Язык Маяковского тоже необычен, как личность поэта. Он использует в стихотворении известные нам тропы, например, метафору, гиперболу; вводит неологизмы, грубую лексику. Нам нужно выяснить, каково назначение этих приёмов в поэтическом языке Маяковского. Вспомним, что такое метафора?

Учитель: Объясните смысл метафорических образов. Зачем поэт их вводит? Дополнительные вопросы и задания, работа с лексикой:

Учитель: Определите стихотворный размер этого произведения.

Учитель: В чём особенность рифм у Маяковского?

Учитель: Как звучат последние строки: Стена теней, ночей тюрьма...?

- Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии?

- Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?

Учитель: Что необычного вы открыли для себя в стихотворении?

Учитель: В чем поэт видит главный смысл поэзии и своего существования?

-



А теперь поразмышляем над важной проблемой стихотворения, к которой мы обращались лишь вскользь. Не кажется ли вам, что незримым «третьим» героем этого стихотворения выступает... читатель, слушатель?

Учитель: Я думаю, своим стихотворением Маковский словно дает нам завет: читатель, мечтай о возвышенном, обращай свои взоры к небесам. Ведь не зря героем его стихотворения становится солнце... Вообще, в стихах поэта нередки обращения к чему-то высокому и романтичному. Поэт часто больше романтик, чем реалист.

Знакомя учеников со стихотворением «Хорошее отношение к лошадям», необходимо дать понятие о лирическом герое, показать сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому. В результате работы над произведением учащиеся должны знать: понятие о лирическом герое; понимать: тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; уметь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения. Постановка учебной задачи проводится путём вступительного слова учителя (В.Маяковский пришел в литературу в начале нового времени. Поэт искал новые пути, «старые словесные образные и ритмические средства не годились», по его убеждению, для нового человека. В.Маяковский сформулировал закон нового искусства: «ничего лишнего, ничего без назначения. Все должно иметь свое назначение». Назначение свое Маяковский видел в воздействии на читателя. Поэтому Марина Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а Андрей Платонов «мастером большой всеобщей жизни». Маяковский огромное внимание уделял исполнительскому мастерству, замечательно читал свои произведения. Сегодня у нас урок актерского мастерства. Мы учимся у В.Маяковского, душа которого откликалась на боль, причиненную всему живому. Однажды В.Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение В.Маяковского « Хорошее отношение к лошадям».)

Решая учебную задачу, учитель знакомит школьников со стихотворением.

После чего ученикам даются вопросы на выявление восприятия стихотворения (Каково ваше отношение к событиям, рассказанным В.Маяковским? Какие чувства, ощущения вызвало у вас стихотворение Маяковского?)

Осмысление содержания стихотворения происходит в процессе анализа произведения по вопросам (Первоначально стихотворение было названо «Отношение к лошадям». Почему поэт изменил заглавие? Какой вы представляете лошадь в начале стихотворения?)

Учитель: В том же номере газеты был напечатан очерк М.Горького «В большом городе» об уличном происшествии в Петрограде: «Лошадь, истощенная трудом и голодом, упала. Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слезы. Её окружает толпа угрюмых людей, которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбу, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: «Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже». А какой вы представляете лошадь в конце стихотворения? Почему так изменился образ? Почему же « хорошее » отношение к лошадям?)

В процессе исполнительского анализа текста проводится:

1. Лингвистический комментарий (круп, Кузнецкий мост, плеща, зевака, клёшить, плоше, пошла)

2. Изучается логика чтения. (Вся речь, весь речевой поток делится на фразы паузами. Посмотрите обозначение пауз в «Памятке…» Поделите текст на фразы, поставив такую паузу. Прочитаем примеры.) (Ученики читают примеры деления текста на фразы)

3. Проводится работа над интонацией поэтического произведения.

Подводя итоги урока, учитель выясняет, как ученики поняли этапы работы над поэтическим произведением: Итак, какие условия необходимы для выразительного чтения стихотворения? (Учащиеся перечисляют работы над поэтическим произведением)

Учитель: Мы попробовали с вами овладеть секретами актерского мастерства. Давайте посмотрим, как это получилось.



Таким образом, в процессе организации работы учащихся 7 класса на уроке анализа лирического произведения, включающей стиховедческие методические аспекты изучения лирики в школе, основные виды деятельности учащихся, соответствующие основам работы над лирическим произведением в школе и требованиям стандартов второго поколения, учитывая определенную методическую систему подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения, учитель формирует думающего и тонко чувствующего читателя, умеющего прочитать стихотворение выразительно, разобраться в его идейно-художественном своеобразии, увидеть авторскую оценку изображённого и высказать аргументированное суждение о прочитанном.

































































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. Теория и практика дифференцированного подхода. Книга для учителя. М. Вербум-М. 2004

2. Беляева Н.В.Уроки постижения лирики. www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/poezia1.html</</font>

3. Егорова Н. В., Золотарева И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс: Вариативность изучения тем; тесты, проверочные работы. ВАКО Москва 2012

4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2009.

5. Латкина Елена Анатольевна. Углубление восприятия лирического произведения в процессе его изучения в школе (8-9 классы). Москва, 2002

6. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998. № 8.

7. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроке литературы // Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей / Сост. Т.Г. Браже. М.: Просвещение, 1971.

8. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. Издательство «Просвещение» 2011









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал