- Учителю
- Викторина по биографии Л.Н.Толстого.
Викторина по биографии Л.Н.Толстого.
1. В июне 1862 г. Л.Н. Толстой приехал в Казахстан к своему приятелю Аркадию Столыпину. Что вы знаете об этом человеке?
Столыпин Аркадий Дмитриевич (1822- 17 ноября 1899)
Родился в семье легендарного генерала Дмитрия Алексеевича Столыпина, двоюродный дядя великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, отец великого государственного деятеля России, министра внутренних дел, Председателя Совета Министров, члена Государственного совета - Петра Аркадьевича Столыпина. Аркадий Дмитриевич генерал-адъютант, генерал от артиллерии, обер-камергер, историк, писатель, скульптор. В 1855-1869 годах - владелец усадьбы Середниково, где прошли его детские годы. Он на четыре года моложе Михаила Лермонтова, что для мальчишек составляет большую разницу. Поэтому, настоящими товарищами Лермонтова и его ближайшими друзьями, в Середниково, были все же двоюродные братья Аркадия - Алексей и Дмитрий Столыпины. Однако возраст не мешал Аркадию участвовать в боевых сражений с мнимыми чудищами в Банном овраге, у Чертова моста, куда собиралась c самодельными щитами и копьями вся "боевая рать" мальчишек Середниково. После получения домашнего образования Аркадий, в возрасте 16 лет добровольно поступил в конную артиллерию фейерверкером 4-го класса. В 19 лет за отличие по службе он уже производится в первый офицерский чин - прапорщики. Продолжая служить в военным орденом конной легкой артиллерии, за "отлично-ревностную службу" Святой Анны
Середниково. Большой белокаменный 3-й степени. Тогда ему было 23 года. мост («Чёртов мост »). Став подпоручиком, он в 1848 году Место детских игр Михаила увольняется из армии по болезни. Лермонтова и Аркадия Столыпина. Восстание в Венгрии и произошедшие там революционные события (15 марта 1848 - 13 августа 1849 года), угрожавшие австрийскому трону и всей самодержавной Европе, а затем обращение австрийского императора к России с просьбой оказать военную помощь, вызвали в России волну патриотических чувств. Аркадий Дмитриевич по личному прошению возвращается на службу и как офицер Генерального штаба в составе конной артиллерии принимает активное участие в боях с мятежниками. Русско-турецкая война 1877-1878 годов. За боевое отличие он производится в поручики, Взятие крепости Никополь 4 июля 1877. а в 1851 года за отличную службу - в капитаны. Столыпин командовал осадными батареями при . взятии крепости. .
В Крымскую войну капитан Столыпин, командуя артиллерийскими батареями, постоянно находился на переднем крае сражений, как на Дунае, так и во время легендарной обороны Севастополя. За храбрость, мужество и самоотверженность при отражении первого штурма Севастополя в ночь с 10 на 11 марта 1855 года капитан Столыпин награжден золотой саблей с надписью "За храбрость". В Севастополе Аркадий Столыпин встречается с Львом Толстым. Офицеры подружились, и эта дружба сохранилась на всю Генерал-майор А. Д. Столыпин, наказной жизнь. Они решают издавать журнал для солдат. атаман Уральского казачьего войска Программа журнала делилась на официальную и в 1857-1862 годах неофициальную часть. В официальной предполагалось помещать приказы о награждениях и сентенции военного суда за постыдные поступки, а так же события различных театров войны. В неофициальной части - рассказы из военного быта, описания подвигов, жителей, края, статьи об инженерном и артиллерийском деле, религиозные поучения воинам и - солдатские песни. Издатели заручились сотрудничеством многих высокопоставленных лиц, среди которых было большое количество генералов и даже его Высокопреосвященство Филарет. Средства на издание предполагалось образовать по подписке и из личных денег издателей. Редакция собиралась иметь постоянных корреспондентов
во всех местах расположения русской армии и Л.Толстой в Севастополе. Во время обороны даже во флоте, готовилась открыть
города офицер познакомился с Аркадием Столыпиным. издательства в обеих столицах.
Их дружба сохранилась на веки. Офицеры горели идеей своим
журналом поддерживать дух войска, и чтобы он был дешёвым и даже
бесплатным. Для этих целей Толстой уговаривает брата продать
Большой яснополянский дом за 500 рублей ассигнациями помещику П.М.
Горохову. Ходатайство офицеров о журнале было доложено
главнокомандующему Горчакову в середине октября 1854 года, и он
полностью одобрил план издания, 21 октября был доставлен пробный
номер, редакционную статью к которому написал Толстой. Горчаков
послал заявку на журнал военному министру для доклада Государю. На
этом всё начинание и закончилось. Ответ военного министра,
полученный 21 ноября, совершенно разрушил все планы. «Его
величество, - гласит эта бумага, - отдавая полную справедливость
благонамеренной цели, с каковою предположено было издавать
сказанный журнал, изволил признать неудобным разрешить издание
оного, так как все статьи, касающиеся военных действий наших войск,
предварительно помещения оных в журналах и газетах, первоначально
печатаются в газете «Русский инвалид» и из оной уже заимствуются в
другие периодические издания». Толстой, однако, не мог так просто
отказаться от этой «идеи». Он пишет письмо Николаю Алексеевичу
Некрасову 11 января 1855 года, где просит его уделить в
«Современнике» постоянное место для статей военного содержания. Он
уверяет Некрасова, что статьи эти не доставят никакого затруднения
для цензуры. Толстой брал на себя обязательства посылать
«Современнику» от 2 до 5 листов ежемесячно, плату за которые
предоставлял установить Некрасову, но ставил ему условие печатать
сразу всё, что будет прислано. В "Современнике" печатается рассказ
Аркадия Столыпина о ночной вылазке в лагерь неприятеля. Публикация
дала начало севастопольским рассказам Л.Н.Толстого.
Отвага Аркадия Столыпина, в сочетании с деловитостью не прошли
мимо глаз командования. 1855 год оказался для молодого
артиллериста, в возрасте Христа, стартовым для выполнения поручений
государственной значимости. В том же году капитан Столыпин был
назначен флигель-адъютантом к его императорскому величеству и
переведен в лейб-гвардии конную артиллерию. За мужество и храбрость
в октябре 1855 года капитан Столыпин награжден орденом Святой Анны
2-й степени, а в ноябре - чином полковника. К этому времени женой
Аркадия Дмитриевича стала, известная своим умом и добротой, княжна
Наталья Михайловна Горчакова, принадлежавшая к славному и древнему
роду, ведущему отсчет от русского святого - князя Михаила
Черниговского, замученного в Орде в 1246 году "за твердое стояние
за православную веру". Когда Аркадий Дмитриевич решил просить у
князя Михаила Дмитриевича Горчакова, брата канцлера, руки его
дочери, произошел забавный случай. Выбрав для просьбы время после
доклада и, собрав бумаги, он начал: "Ваше сиятельство, теперь у
меня еще есть...". Но Горчаков недовольно перебил его: "Нет я
устал, довольно, завтра доложишь." Аркадий Дмитриевич скунфужено
ушел в ожидании более удобного случая. В сентябре 1857 года
полковник Столыпин назначается командующим Уральским казачьим
войском. Того самого, что в 1580 году взяло штурмом столицу
ногайцев Сарайчик, а двумя годами спустя привело под руку русского
царя сибирское ханство Кучума. Так была поставлена точка в
исторической миссии освобождения Руси от татаро-монгольских
завоевателей. Аркадий Дмитриевич отдал много сил благоустройству
Яицкого (Уральского) городка. Благодаря его стараниям он был
застроен каменными домами, пополнился мощеными улицами. На
осушенном месте был разбит городской бульвар, впоследствии
Некрасовский садик. Столыпин был противником старообрядчества, и
пытался внедрить единоверие. За все эти дела и реформы казаки даже
окрестили атамана Столыпина "Петром Великим Уральского казачества".
Страсть к реформаторству, к преобразованиям была наследственной в
роде Столыпиных. Как наследственным было и большое личное мужество.
Уральск, этот некогда важнейший русский форпост, и сейчас хранит
следы тех перемен. В старой части города можно увидеть остатки
парка с ротондой, в центре которой
некогда находился бюст российского самодержца. Старожилы
Уральска до сих пор именуют этот парк и ротонду столыпинскими - по
признание заслуг человека, волей которого в этом пыльном и
неустроенном городке появился оазис, где можно было укрыться в
нещадный зной или ненастье. Не прошло мимо внимания Столыпина
пребывание и гибель здесь, в ссылке, Тараса Григорьевича Шевченко.
Опальный украинский поэт с любовью относился к его двоюродному
племяннику Михаилу Лермонтову, переводил на украинский и
иллюстрировал произведения поэта. В "Описи вещам и книгам,
принадлежащим рядовому Шевченко", в связи с обыском и арестом -
среди немногих книг обозначены сочинения Лермонтова. Не только
"Герой нашего времени", стихи и поэмы стали для Шевченко любимым
чтением в суровые уральские зимы. Аркадий Дмитриевич делал все
возможное, чтобы сохранить наследие Шевченко, оставить о нем добрую
память. В 1858 году Столыпиным был построен в Уральске городской
театр, открылась библиотека, и даже музыкальная школа. В январе
1859 году за отличие по службе Столыпин награждается чином
генерал-майора с зачислением в свиту его величества. После
объявления 19 февраля 1861 года Манифеста об освобождении крестьян
от крепостной зависимости назначается главой Комитета по
освобождению крестьян и "за усердную ревностную службу"
попроведению в жизнь этого эпохального со тия награждается особой
золотой медалью на Александровской ленте. В июне 1962 года, в
гости, в Уральск, к Столыпину "попить кумыса" приезжал Лев
Николаевич Толстой. Впечатления от поездки легли строками повести
"Казаки". "... Живем мы в кибитке, погода прекрасная. Я нашел
приятеля Столыпина атаманом в Уральске и ездил к нему и привез
оттуда писаря, но диктую и пишу мало. Лень одолевает при
кумысе...",- пишет Толстой троюродной тетке, воспитательнице
Татьяне Александровне Ергольской.
Столыпин начал эпоху просвещения в Уральском Войске, а именно
стал открывать школы. По его инициативе Толстого, приятеля по
Крымской войне, в этом же, 1962 году, Столыпин основывает в
Уральске войсковую типографию, в подчиненном войске открывает около
ста школ, издает учебники для казаков, посылает их учиться в
Петербург и Москву.
В мае 1868 года за отличие по службе Столыпин награждается
чином генерал-лейтенанта с оставлением по конной артиллерии, а в
июне 1869 года отзывается с военной службы, получает титул тайного
советника и назначается шталмейстером двора его императорского
величества. В этом году он продает усадьбу Середниково московскому
купцу первой гильдии Ивану Григорьевичу Фирсанову и переезжает с
семьей в имение Колноберже, полученное за карточный долг. Его
тянула Балтия, история народа Литвы, доказательство родства с
Россией. Русско-турецкая война 1877-1878 годов приостановила
гражданскую деятельность Столыпина. В начале войны император
Александр II проезжал через Вильну, где Аркадий Дмитриевич встречал
его на вокзале. Увидев Столыпина в придворном мундире, государь
сказал: "Как грустно мне видеть тебя не в военной форме", на что
Аркадий Дмитриевич ответил: "Буду счастлив её надеть ваше
величество". - "Тогда назначаю командовать корпусом действующей
армии", - решил Александр II. Столыпин поехал на войну. Супруга
Аркадия Дмитриевича, княжна Наталья Михайловна Горчакова, поехала с
мужем. Она ухаживала за ранеными под неприятельским огнем, за что
получили бронзовую медаль. Столыпин командовал осадными батареями
под крепостью Никополь в июне 1877 года, после ее взятия - с июля
по декабрь 1877 года - комендант крепости и исполняющий обязанности
командующего всеми румынскими войсками на правом берегу Дуная до
прибытия князя Карла Румынского. В январе 1878 года генерал
Столыпин назначается комендантом города Плевно и
командующим войсками в ней расположенными, а в феврале - временным
военным губернатором Филиппольского округа и командующим войсками
Филиппольского и Софийского округов. В июле 1878 года генерал
Столыпин - командующий Бургасским отрядом, а также представитель
российского командования в русско-турецкой Комиссии по выработке
условий Болгария. Мавзолей-усыпальница русских передачи России
крепостей Шумлы и Варны. и румынских воинов, погибших под Плевеном.
Здесь генерал Столыпин, продолжая традиции В январе 1878 года
генерал Столыпин Петра Великого, предпринимал необходимые
назначается комендантом города Плевно и меры, чтобы будущая
Болгария имела выходы к командующим войсками в ней расположенными.
Черному морю. В августе 1878 года генерал Столыпин назначается
командующим 9-м армейским корпусом со штабом в Андрианополе, а с
октября 1878 года он - генерал-губернатор Восточной Румелии и
Андрианопольского Санджака, будущей территории Болгарского
княжества, а затем и нового славянского государства Болгария.
Столыпин также командовал всеми оставшимися войсками в Восточной
Румелии и княжестве Болгарском вплоть до отправления российский
войск на родину в июле 1879 года. Будучи руководителем
военно-гражданского управления на этой территории, в рамках
небольшого промежутка времени, отведенного Берлинским конгрессом (1
(13) июня - 1 (13) июля 1878 года), завершившимся образованием
славянских государств, генерал Столыпин активно и успешно занимался
государственным устройством будущей Болгарии. О деятельности
Столыпина в должности генерал-губернатора свидетельствует
благодарственная запись в Послужном списке, датированная 6 августа
1879 года: "По должности Генерал-Губернатора Восточной Румелии
получил Всемилостивейший рескрипт с выражением искренней
благодарности за поддержание общественного спокойствия и порядка в
крае, приготовление народа к принятию государственного устройства,
быстрое прекращение обнаружившегося недовольства, местных волнений
и поддержания везде строгого порядка без печальных столкновений,
при помощи одной местной милиции".
Столыпину присвоено самое высокое воинское звание России:
"Высочайшим приказом от 8 августа 1879 года назначен
Генерал-Адъютантом к его императорскому величеству с оставлением в
настоящей должности и по полевой Конной Артиллерии". В мае 1883
года генерал-лейтенант Столыпин за отличие по службе производится в
генералы от артиллерии с оставлением в настоящей должности в звании
генерал-адъютанта и по полевой конной артиллерии. Этот наивысший
армейский чин был получен по случаю коронования императора
Александра III. Славянское население будущей Болгарии не замедлило
выразить благодарность генералу Столыпину: "24 сентября 1879 года
прибыл в Орел офицер болгарской артиллерии Панов, который по
поручению Восточно-Румелийской милиции поднес генерал-адъютанту
Столыпину роскошно вышитый золотом Значок со следующей надписью на
скобе, помещенной на древе Значка: "Аркадию Дмитриевичу Столыпину
от войск милиции Южной Болгарии. Поднесение этого значка
генерал-адъютанту Столыпину, управлявшему Восточной Румелией с
конца 1878 года до очищения оной нашими войсками, служит
подтверждением того уважения, которым пользовался в Восточной
Румелии генерал Столыпин и доброй памяти, оставленной им в стране,
бывшей под его управлением". Орел помнит не только торжественное
награждение Столыпина болгарами. В городе, Аркадий Дмитриевич
является одним из создателей губернской ученой архивной комиссии.
Его жена, Наталья Михайловна, славилась в Орле умом, салон
Столыпиной считался одним из лучших в городе. Сын, Петр, выделялся
среди гимназистов рассудительностью и характером. С братом
Александром они учились в Орловской гимназии.
Высочайшим приказом от марта 1886 года генерал Столыпин
назначается командиром Гренадерского корпуса с оставлением
генерал-адъютантом и по полевой конной артиллерии. Корпус
базировался в Московском военном округе. С марта 1886 по март 1892
года, генерал Столыпин пять раз назначался временно командовать
войсками МВО в период отсутствия командующего. В апреле 1889 года
он назначен на весьма почетную в то время общественную должность -
членом Александровского комитета о раненых. В марте 1892 года
генерал Столыпин назначается на должность заведующего Дворцовой
частью в Москве (комендантом Московского Кремля) с оставлением в
звании генерал-адъютантом, членом Александровского комитета о
раненых и по полевой конной артиллерии и до самой кончины 17 ноября
1899 года находился в этой должности. Кроме того, он имел высокий
придворный чин обер-камергера, имел два монарших благоволения, 11
орденов, 8 медалей и знаков.
До последних дней Столыпин увлеченно занимался скульптурой. На
академической выставке 1869 года в Петербурге экспонировались два
его произведения "Голова Спасителя" (по описанию Флавия) и "Медаль
статуи Спасителя". В свободное время он всей душой отдавался своему
"страдивариусу", сам сочинял музыку и у себя дома поставил оперу, в
которой партии исполняли члены его семьи. История же была главным
увлечением генерала Столыпина, даже частью его жизни. В 1867
году он выпускает брошюру "Хроника Генриха Латыша как подспорье к
изучению истории Северо-Западного края". Исследуя летописи,
Столыпин доказывает, что в начале XIII века из славянского
Полоцкого великого княжества родилось Княжество Литовское, и это -
главное доказательство связи Руси и Литвы. Вот начальные строки:
"Ничто так не поддерживает народную нравственность, как знание
своей истории: предания о добродетелях, о героических поступках, о
твердости в вере и убеждениях предков возрождают желание
последовать примеру их. Наоборот, неведение о своем происхождении
рождает нравственную апатию. Тлетворнее еще неведения действует на
массы историческая ложь..." Написал «Историю России для народного и
солдатского чтения» и ряд статей и воспоминаний, опубликованных в
разных журналах и газетах.
2. В одном из своих писем за июнь 1862 г. Толстой отмечает: « Живем мы в кибитке, погода прекрасная. Я нашел приятеля Столыпина атаманом в Уральске и ездил к нему и привез оттуда писаря, но диктую и пишу мало. Лень одолевает…» Как вы думаете, какую причину лени приводит далее Толстой?
27 мая 1862 года Л.Н.Толстой пишет тётке Юшковой: "Я нынче еду из Самары за 130 верст в Каралык, Николаевского уезда…Путешествие я сделал прекрасное, место мне очень нравится, здоровье лучше, т. е. меньше кашляю. В мае 1862 года Толстой приехал в Самарскую землю, где состоялось первое его знакомство с башкирским кумысом. Писатель прожил около полутора месяцев (с 27 мая примерно до 12 июля) в самарских степях на территории сегодняшнего Алексеевского района. Много сил забирал его собственное детище журнал «Ясная Поляна». Год тяжёлый - утомительная работа в Яснополянской школе, хлопоты по изданию журнала «Ясная поляна» (редакционные работы, цензурные придирки), смерть старшего брата, рост денежного стеснения и заботы по их регулированию - всё это пошатнуло здоровье. Лев Николаевич стал жаловаться на недомогание, на хандру, открыл у себя присутствие чахотки. Хотя болезнь эта мало соответствовала его крепкой фигуре и здоровому цвету лица, тем не менее, помня смерть брата, он становился и мнительнее, и беспокойнее, и стал страдать бессонницей. И затосковал он до того, что решил под каким-нибудь предлогом сбежать куда-нибудь… Врачи рекомендовали поехать в одну из степных губерний на кумыс. Позже он писал: «В продолжение года я занимался школами и так измучился, что заболел. Потом бросил всё и поехал в степь к башкирам - дышать воздухом, пить кумыс». Он приезжает в Самару со слугою Алексеем Ореховым и двумя учениками своей школы: Егором Черновым и Василием Морозовым. Толстой поселяется в местечке Каралык, в 130 верстах от Самары, где он отдыхал от книг, от греческого языка, восстанавливал здоровье. Там он жил в башкирской кибитке (юрте), ел баранину, грелся на солнце, пил кумыс, чай и играл в шашки с башкирами. В середине июня Толстой ездил в Уральск к севастопольскому приятелю, бывшему там наказным атаманом - Аркадию Дмитриевичу Столыпину. Однако встреча со Столыпиным - не основная причина приезда Толстого в Уральск, считает кандидат филологических наук Николай Щербанов: "Дело в том, что в это время писатель работал над романом "Казаки", который начал еще в 1853 году и никак не мог закончить. Мне думается, что он приезжал сюда, главным образом, чтобы обновить свои впечатления о казаках". По воспоминаниям современников, Толстой действительно встречался с уральскими казаками и проговорил с ними всю ночь. Однако данных о том, сколько дней он здесь пребывал, нет. По одной из версий, он решил навестить своего приятеля по Крымской войне, так как писателю было интересно посмотреть на те реформы, которые его товарищ проводил в Уральске в области культуры и народного просвещения. Затем 28 июня 1862 он пишет уже с места своего лечения троюродной тётке, воспитательнице Т.А.Ёргольской: "Вот уже месяц, как я без всяких сведений о вас и из дома; пожалуйста, напишите мне о всех, во-1), родных, во-2), студентах и т. д. Мы с Алексеем потолстели, в особенности он, но кашляем немного, тоже в особенности он. Живем мы в кибитке, погода прекрасная, я нашел приятеля Столыпина атаманом в Уральске, ездил к нему и привез оттуда писаря, но диктую и пишу мало. Лень одолевает при кумысе. Через две недели я намерен отсюда выехать и потому к Ильину дню думаю быть дома. Меня мучает неизвестность в этой глуши и еще мысль о том, что я безобразно отстал в издании журнала". (Видимо, существовали серьёзные проблемы со здоровьем, если Толстой решил взять писаря, но опять же из-за недомогания не мог собраться с мыслями и делать записи.)
В августе писал С.Толстой: «Кумыс чудес не делает, как и всякое лечение, но кашель мой прошёл». Лев Николаевич вернулся из киргизских степей совсем преобразившийся. Он как бы сам уподобился сыну степей: обветренный жарким, сухим воздухом, загорелый от палящего солнца с несколько расплывшимся и лоснящимся лицом, после своего турне предстал в Ясной поляне жизнерадостный, добрый, весёлый. Прелести жизни полуживотного, полудикаря, о которой не раз мечтал Лев Николаевич, не могла его надолго увлечь, так как лень и ничегонеделание были не сродни его деятельной натуре. И понятно, не выдержав полного курса кумысного лечения, он повернул через Москву обратно в свою милую Ясную поляну. Он привёз с собою лошадиный бурдюк с ферментом для кумысной закваски, сами стали делать кумыс, которым Лев Николаевич продолжал пользоваться. Освежающим напитком охотно угощал своих гостей. Жалоб на кашель и предрасположения к чахотке как и не бывало, точно рукой сняло. Возможно, что фраза о кумысе, пробивающем на лень, - это повод оправдать журналистское безделье.
3. Назовите имя и годы жизни выдающегося деятеля казахской культуры, первым переведшего произведения Толстого на родной язык.
Ыбырай Алтынсарин (20.10.1841 - 17.07.1889) посвятил всю свою недолгую жизнь служению народу. Он один из первых понял, что только знания приведут казахский народ к прогрессу. В казахской степи при его содействии открылось немало светских народных школ, для которых он разрабатывал дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия. Благодаря ему в казахской степи раздался первый звонок. Он призывал детей стремиться к знаниям и сам сочинял детские художественные произведения и учебники. Поэтому его с уважением называют "отец казахской детской литературы". Алтынсарин боролся против вековой отсталости и религиозного мракобесия, пропагандировал демократическую русскую литературу, используя педагогический опыт К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. Так, народные рассказы Льва Толстого и его рассказы из книг для читателя являлись средством воспитания и обучения. Демократическими и гуманистическими принципами проникнуты его первые учебники ("Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", 1879), художественные произведения и переводы для казахских детей. "Киргизская хрестоматия" (1879) составлена на русском алфавите из переводов, басен и рассказов, написанных им самим
Картинки из старой азбуки, которой пользовался Л.Н.Толстой.
на казахском языке. Для этой книги Алтынсариным впервые были переведены на казахский язык рассказы Толстого: «Наблюдательность», «Китайская царевна Цилинши», «Визирь Абдул», Царь и рубашка , «Три вора», «Праведный судья»В, «Крестьянин и стражник», «Пётр I и мужик», «Садовник и сыновья», «Два товарища», «Попала лисица в колодец», «Злу добро», «Верное средство разбогатеть» и др. («Ибрай Алтынсарин», издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, Ташкент - 1975г.) В качестве учебно-вспомогательных пособий Алтынсарин рекомендовал учителям русско - казахских школ труды и учебники русских педагогов и писателей: «Детский мир» Ушинского, «Азбука и книга для чтения в школе и дома» Бунакова, «Басни» Крылова, «Грамматика» Кирпичникова, «Элементарный курс грамматики. Правописание» Тихомирова, «Арифметика» Евтушевского, «Краткая русская история» Острогорского. Он приступает к составлению учебных пособий для учащихся русско-казахских школ еще до своего назначения на должность инспектора. На разработку алфавита на основе русской графики И. Алтынсарин потратил около трех лет, считая необходимым полностью сохранить состав русского алфавита для создания книг на казахском языке. Составление двух учебных пособий: «Киргизская хрестоматия» и «начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» он закончил в 1879 году. Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «... Как первый еще в своем роде труд, настоящая хрестоматия имеет, может быть, некоторые недостатки; но льщу себя надеждою, что она все же пройдет не бесследно и удовлетворит своему назначению, как первая читательная книга... общеобразовательного содержания почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены искать подобные руководства на ближайшем русском языке. Вследствие чего мы сочли за более удобное напечатать настоящую хрестоматию русскими буквами, чтобы она прямо соответствовала своей цели, т. е. служила непосредственным путеводителем к более ученым и общеполезным книгам, не противореча последним ни своим содержанием, ни алфавитом», эти слова автора достаточно ярко характеризуют значение его книги. В своем поэтическом творчестве Ы.Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания. Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться. Самое известное из них - «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека. Веками кочевник считал, что все его богатство - скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство - знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым. В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть. Ибрай Алтынсарын в произведениях "Талантын пайдасы" ("Польза от стремления"), "Байлык неде?" (В чем богатство?), выражал свою мечту о жизни человека, надежду о светлом будущем казахского народа. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученый-педагог вносил свои предложения по улучшению жизни населения. Алтынсарин был один из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей, оказал благотворное влияние на формирование новой казахской литературы демократического направления. Из всего перечисленного следует, что если в 1879 году в городе Казани издан капитальный труд Ы.Алтынсарина «Киргизская хрестоматия», то первенство в переводе произведений Льва Толстого на родной язык следует сохранить за Алтынсариным. В приведённом здесь фрагменте можно видеть в СМИ (газета «Караван» № 11 (722) от 12 марта 2004 года, страница 10) пальму первенства у другого переводчика - Шакарима Кудайбердыева, родившегося 11 июля 1858 года (в то время как в 1860 году в городе Тургае Алтынсарин определился на учительскую работу).
III
НАША СПРАВКА
Шакарим Кудайбердыев родился 11 июля 1858 года в Кен-Була-ке Чингизской волости Семипалатинского уезда. Отец - Кудай-берды, сын Кунанбая, старший брат Абая. Мать - Толебике из рода Каракесек.
Как пишут биографы, в 14 лет под влиянием Абая Шакарим начал писать стихи. Его перу принадлежат такие эпические стихотворные произведения, как "Калкаман-мамыр", "Енлик-Кебек", ^"Смерть Кодара", "Нартайлак и Айсулу" и др.
Переводческая деятельность Шакарима - отдельная история. Он первым перевел на казахский язык Байрона, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Бичер-Стоу, Физули, Навои, Хафиза. "Дубровского" Шакарим перевел в стихотворной форме. И акыны по всей степи начали исполнять это произведение.
Обладал знанием восточной системы записи нот. Популярные песни "Жастык", "Сегиз аяк" и "Ажалсыз аскер" были написаны в соавторстве с Абаем. Вел переписку со Львом Толстым.
Не менее значимы его историко-философские труды "Зеркало казахов", "Родословная тюрок", "Мусульманство". Правда, в советской историографии эти книги назывались реакционно-исламистскими.
Проза: "Тернистый путь", "Адил и Мариям" и др.
Владел арабским, фарси, турецким, русским. Совершил паломничество в Мекку и Медину. Бывал в Турции, Египте, Франции. В своих многочисленных поездках приобретал книги и отсылал их на родину.
Политическую деятельность вел с 20 лет. По молодости занимался решением споров и тяжб. Несколько раз избирался в волостные. (Кстати, об этом жизненном этапе Шакарим, видимо, сожалел. Не случайно же он написал о годах между двадцатью и сорока: "Зря они прошли, наполнив сердце кровью гнойной".)
По некоторым сведениям, до 1917 года он был одним из активных участников "Алаш-орды". По всей видимости, неприятие начавшихся после революции событий - а может, разочарование -побудило Шакарима отойти от политических дел, чтобы в полном уединении заняться творчеством и наукой. Но слишком заметной была его фигура, чтобы спокойно оставаться в тени...
И вообще составление первых учебников для народных школ на основе русской графики и открытие первых школ в Тургае, совпадают с педагогическими действиями Толстого. Он занимался с крестьянскими детьми в Ясной Поляне, а также выпускал учебники. Алтынсарин смог оценить воспитывающее значение рассказов Толстого, и все это побудило его к переводу их на казахский язык.
4. Как вы думаете, какое отношение к Л.Н. Толстому имели жизнь и творчество известного казахского просветителя Абая Кунанбаева?
К числу вершинных проявлений человеческого гения принадлежит творчество Абай и Толстого, которые родились примерно в один и тот же промежуток врмени с разницей в 20 лет. В их книгах, ставших неотъемлемой частью нашей духовной жизни, с необычайной глубиной и художественной силой запечатлена широкая панорама народной жизни. Сам Абай был большим почитателем творчества Толстого. Абай был гуманистом. В своих стихах он хотел показать
тему дружбы, любви, сотрудничества,
равенства людей, нравственного
совершенствования. Своими произведениями
он направлял людей на правильную стезю.
Иделом Абая был человек, усвоивший
демократические идеи. Его идеалы находят отражение в «Войне и мире» Толстого у Безухова. Читая произведения Абая и Толстого, мы находим для себя новые ценности. А.Кунанбаев считал себя учеником Л.Н.Толстого и М.Е.Салтыкова-Щедрина.
А.Букейханов писал, что Абай был поклонником Толстого. Его роднит с философией Льва Николаевича направленность их педагогических воззрений - мысли о народе, идея его просвещения и воспитания. И Абай и Толстой свои этические мысли обрамляют в художественные формы: будь то поэзия или проза. Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим».
</ Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». Основная цель знания по Абаю - очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком». Абай был первым казахским поэтом, который выбрал путь самосознания и самопознания, главенствующими признаками которого были гуманизм и просвещение. Наезжая в Самарскую губернию в летние месяцы, Лев Толстой сумел досконально познакомиться с её жизнью. Крестьяне, проживающие на землях, купленных писателем, были государственными и удельными, поэтому их в меньшей степени коснулись тяготы крепостного права. Отсюда и большая самостоятельность, обостренное чувство человеческого достоинства, чем у бывших крепостных, например, в Ясной Поляне. Особой симпатией Лев Толстой, проповедовавший в своих произведениях идеи равенства и братства, проникся уважением к местным жителям, их укладу жизни и семейным ценностям. В своих частых беседах с ними писатель затрагивал самые разнообразные темы и всегда поражался оригинальности мышления собеседников. В 1873 году Лев Толстой взял на себя миссию по спасению самарского крестьянства от голода, что позволило не только привлечь внимание русской общественности к самарским несчастьям, но и преодолеть нестерпимые лишения. Толстой выступал против национализма и милитаризма. Толстой много думал об образовании в России: «Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после. В деле прогресса России, мне кажется, что как ни полезны телеграфы, дороги, пароходы, штуцера, литература (со всем своим фондом), театры, академии художеств и т.д., а все это преждевременно и напрасно до тех пор, пока из календаря будет видно, что в России, включая всех будто бы учащихся, учится 1/100 доля всего народонаселения. Все это полезно (академии и т.д.), но полезно так, как полезен обед Английского клуба, который весь съест эконом и повар. Все эти вещи производятся всеми 70000000 русских, а потребляются тысячами. Как ни смешны славянофилы со своей народностью и оторванностью et tout le tremblement, они только не умеют называть вещи по имени, а они, нечаянно, правы. Не только нам, русским, но каждому иностранцу, проехавшему 20 верст по русской земле, должна в глаза кинуться численная непропорциональность образованных и необразованных, или, вернее, диких и грамотных. А нечего и говорить, ежели сравнить отчеты разных европейских государств. Впрочем, ежели бы в Англии приходился один дикий на сто, и тогда, наверно, общественное зло происходило бы только от этого процента диких. Общественное зло, которое у нас в привычку вошло сознавать и называть разными именами, большею частью - насилием, деспотизмом, что это такое, как не насилие преобладающего в исследованиях, не всегда корректно подчёркивалась критика Абаем религии, невежества?» В советское время он нередко критиковал встречавшихся ему неграмотных мулл, бездумное отправление религиозных обрядов как самоцель, но не выступал против Бога (Аллаха), не отвергал религии в целом, был глубоко и искренне верующим человеком. При этом он оставался критически и философски мыслящим, в том числе религиозной сфере, в сфере ислама. В этом отношении он был довольно близок к Л.Н.Толстому, весьма критически настроенному против церкви и духовенства и пытавшемуся по-своему осмыслить основы христианства. Творчество А.Кунанбаева и Л.Толстого занимает важное место в духовной жизни казахского и русского народов. Человек, к сожалению, совершенствуется не так быстро, как бы того хотелось, и избавляется от пороков весьма постепенно. Но после знакомства с их творчеством появляется желание пройтись по собственной жизни, взглянуть на собственное существование в порядке здоровой самокритики, то поводов для размышлений у каждого из нас найдётся достаточно. Наверное, сложно найти человека, не знакомого с их творчеством, которое даёт дополнительную силу в сфере нравственного совершенствования человека, которое покоряет сердца читателей даже сквозь столетия. Они оба были людьми изысканного ума и огромной совести. И в их «наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему». Привнося в литературу новые темы и жанры, новых героев Толстой и Абай понимали, что их народам нужны перемены. Они поднялись на новый уровень философского осмысления действительности. Как ни велика площадь земного шара, есть на его поверхности такие «оазисы», которые у человечества на особом счету: здесь жил Лев Толстой, здесь жил Абай Кунанбаев, которые удивляют нас тем, что умели беспощадную правду о себе переплавить в правду о своём народе, в раздумье о его будущем и будущем всего человечества. И мы продолжаем нести в своём сознании и сердце нестареющую мудрость Жизни, мудрость Абая и Толстого. Сегодня к ним приходит на поклон не только Казахстан или Россия, «титанам слова всех времён весь мир приходит на поклон».
5. В год поездки в Казахстан Толстой являлся издателем и редактором ежемесячного литературного и педагогического журнала. Что вы знаете об этом журнале?
6. Известно, что Толстой очень ценил целебные свойства традиционного напитка степных скотоводов - кумыса. Родной брат писателя - Сергей Николаевич,- так же любил этот напиток. Он даже организовал небольшую «кумысню» в своем имении в Тульской области. Как называлось имение Сергея Николаевича Толстого?
На особом месте в лечении больных туберкулезом следует упомянуть
употребление кумыса - лечебного и питательного продукта. Этот
напиток издавна употреблялся кочевниками как лечебное средство при
ряде заболеваний, в том числе при туберкулезе.
Первая кумысолечебница была организована в России в 1958 г.
доктором Постниковым около Самары. В течение многих десятков лет
кумысолечение считалось в нашей стране одним из самых мощных
терапевтических факторов при легочном туберкулезе. У Л. Н. Толстого
от туберкулеза умерли его братья Дмитрий и Николай, а он сам не раз
ездил лечиться кумысом в самарские степи. Знакомство Льва
Николаевича Толстого с Самарским краем началось в мае 1851 года,
когда он проезжал через Поволжье из Казани на Кавказ. В 1862 году
писатель прожил около полутора месяцев в самарских степях на
территории сегодняшнего Алексеевского района. Он вновь возвращается
в эти края в 1871 году, когда уже по настоянию врачей приезжает
лечиться отменным целебным кумысом. Природа, земля, коренное
население интересуют художника, и в сентябре 1871 года он
приобретает землю у помещика Н.П. Тучкова. В 70е годы Лев Толстой
почти каждое лето (за исключением 1877 и 1879 годов) один, а чаще с
кем-то из близких бывал в своем поволжском поместье. В 1873, 1875
и 1878 годах вся семья Толстых проводит здесь чуть ли не все лето:
примерно по два с половиной месяца. В 1878 году Лев Николаевич
расширяет свои владения, покупая землю у помещика Р.Г. Бистрома.
Писатель приезжал в самарское имение и в 1881, и в 1883 годах. В
общей сложности Лев Толстой прожил в Самарском крае около 14
месяцев. И до последних дней жизни великого русского писателя не
прекращались его связи с
Самарской губернией. Герои многих произведений Чехова ездят «на
кумыс». Свежий воздух степей, питание и кумыс - традиционное
лечение до середины ХХ в. Лечебными факторами кумысолечения следует
признать, помимо степного воздуха, спирт и молочную кислоту,
полноценный белок и витамины кобыльего молока. Имение Пирогово.
Ежедневный прием 3- 5 л кумыса давал сам по себе от 1 500 до 2
000 калорий дополнительно к пищевому рациону. В последние годы в
нашей стране пытаются возродить кумысолечение, которое теперь можно
рассматривать как нетрадиционное. На тульской земле есть имение
прадеда С.Н.Толстого в селе Пирогово Щекинского района.
В прошлом году усадьба Пирогово получила статус филиала «Ясной
Поляны». Усадьба была куплена графом Николаем Ильичом Толстым,
отцом братьев Толстых, в марте 1837 года и после его смерти перешла
во владение к старшему сыну Сергею. Усадьба расположена в 32
километрах от «Ясной поляны, в Крапивенском уезде Щекинского
района. Роскошная усадьба насчитывала около 500 крепостных
крестьян. Имение было самым доходным и считалось «золотым дном».
После раздела отцовского наследства «Пирогово» досталось старшему
брату - Сергею и сестре Марии. Большую часть усадьбы с господским
домом, церковь Рождества Богородицы, конным заводом получил Сергей,
а часть земли за речкой Упой и мельницу - Мария. Большое и Малое
«Пирогово» существовали в двух верстах друг от друга и были связаны
родственными душами. Лев Николаевич принял большое участие в
создании усадьбы для своей любимой сестры. Он лично создал проект
имения, в который входил барский дом из красного кирпича, людская,
парк с красавицами елями и яблоневый сад. Толстой сам выбрал место
для будущей усадьбы, на самых высоких точках пироговского рельефа,
над «глубоким ключом». И вот дом наполнился звуками фортепьянной
музыки и запахом старинных книг. Лев Николаевич ощущал здесь уют и
тишину, свободу для сочинений. С 1899 г здесь жила дочь Толстого -
Мария Львовна.
Хозяин Пирогова Сергей Николаевич (1826-1904) был женат на
цыганской певице Марии Михайловне Шишкиной, происходившей из
знатного цыганского рода. Сергей Николаевич Толстой владел
Пироговым и вместе со своей женой-цыганкой Марией Михайловной после
уборочной страды часто устраивал певческие посиделки.
В ближайших планах Пироговского отдела - работы по созданию
комплекса, отображающего литературную деятельность Л. Н. Толстого в
селе Пирогово. Как известно, именно здесь он задумал и начал писать
свою знаменитую повесть «Хаджи Мурат». Из Дагестана, с родины Хаджи
Мурата будет доставлен большой памятный камень и установлен там,
где обдумывал свою бессмертную повесть Лев Николаевич. Рядом
посадим красно-розовые березы Раддэ, которые растут на Кавказе.
Правительство республики Дагестан этот проект поддержало и будет
активно помогать в его реализации.
Идут предварительные работы по восстановлению усадебных построек и
садово-паркового ансамбля. Все новые объекты будут действующими:
мельница, кузница, кумысная ферма.
7. В одном из рассказов Толстого главные события разворачиваются в г. Уральске, расположенном на территории современного Казахстана. Как называется этот рассказ? В каком году он был написан?
Уральск расположен в северо-западной части Казахстана близ границы с Россией. Основан на берегах реки Урал в 1613 году в качестве казацкого поселения и назывался Яицкий городок. Лев Толстой посетил Уральск летом 1862 года. Именно в этот период писатель находился в Самарской губернии, где принимал модное в то время кумысолечение. Через 46 лет после визита в этот город, в 1906 году, Толстой возвращается к уральским впечатлениям и создает небольшой рассказ "За что?", который опубликован во втором томе книги «Круг чтения». Это история польского ссыльного Мигурского, отбывавшего наказание в Уральске, его дерзкого побега, не удавшегося в самый последний момент. Рассказ в первом автографе имел название «Непоправимо». Но уже во второй копии в апреле 1906 года Толстой дал окончательное название «За что?»
8. Толстой был хорошо знаком с особенностями степной жизни. В 1885 г. он написал рассказ о переменчивой судьбе скотовода, который из богатого хозяина превратился в бедняка, однако чувствовал себя вполне счастливым. Как называется этот рассказ?
Рассказ назывался «Вражье лепко, а божье крепко».
.9. В одном из рассказов Толстого главный герой Иосиф Мигурский за участие в польском восстании 1830 г. определяется на службу солдатом в небольшую крепость на территории современного Казахстана. В какую страну планировал устроить побег из крепости главный герой?
Толстой просил у гостившего в Ясной поляне В.В.Стасова прислать книги о польском восстании 1830 года. На другой день от Бодуэна де Куртенэ эти книги были получены. Затем Толстой читал в томе «Истории России»» С.М.Соловьёва раздел Польши при Екатерине II, которую ему помог найти Маковицкий. Цитаты из статьи Махнацкого о польском восстании 1830 года использованы в рассказе «За что?» У И.Мигурского за участие в польском восстании 1830 года было конфисковано имение. Сам он был определён солдатом в линейный батальон города Уральска. Побег изначально был задуман до Саратова, затем до Астрахани и через Каспийское море в Персию. Положат его вместо детских гробов в ящик, который поставят в тарантас и довезут его с женой Альбиной до Саратова, откуда в лодке поплывут до Каспийского моря. А там Персия или Турция и - свобода.
10. Кто и когда из классиков русской литературы бывал в Казахстане?
Уральск - единственный город Казахстана, в котором побывали писатели, чьи имена составляют гордость мировой литературы. На многих домах мемориальные доски с их именами. Богатое историческое прошлое вдохновляло поэтов и писателей, посещающих эти места. Л.Н.Толстой. Летом 1862 года гостил у своего товарища по Севастополю, наказного атамана А.Д.Столыпина. По впечатлениям от поездки написал повесть «Казаки». А.С.Пушкин. Приехал в Оренбург 18 сентября 1833 года. Посетил Толкачёвы хутора, станицу Рассыпную, пригород Уральска - Таловый умёт, Бударинский форпост, Илецкий городок, Нижнее озёрскую крепость, Черногорскую крепость. Оттуда поехал в Уральск, где пробыл двое с
половиной суток (с 21 по 23 сентября). Собирал
материалы для «Истории Пугачёва» и «Капитанской
дочки». 1954 году ссыльный петрашевец !Достоевский после
каторжных работ был зачислен рядовым в Седьмой сибирский линейныйъбатальон, стоявший в Семипалатинске. Музей Федора Михайловича Достоевского в Семипалатинске является единственным музеем великого русского писателя за пределами России. Главное его предназначение - хранить на казахстанской земле память о величайшем гении мировой литературы. А.Солженицын. На снимке узник ГУЛАГа, бывший капитан, будущий великий писатель.Из «Спецтюрьмы № 16» под Москвой августе 1950 года ссыльный писатель этапирован «на общие работы» в Степлаг - особый лагерь в Экибастузе, где он под номером Щ-262 работает литейщиком, затем каменщиком, бригадиром на лагерном кирпичном заводе. На севере Казахстана пробыл до февраля 1953 года. После освобождения переведён на «вечное ссыльнопоселение» в аул Кок-Терек (Зелёный тополь) Джамбульской области.
Сейчас посёлок называется Берлик, и Солженицына там до сих пор помнят.
Его даже аксакалы уважали. А сам писатель позже писал, что нигде
и никогда ему не жилось так комфортно и спокойно. С января по март 1954 года был на лечении в Ташкенте, проходя курс облучения. 6 февраля 1956
года Солженицына реабилитируют, он возвращается в Москву. Затем
в августе этого же года вернулся в Центральную Россию, в Рязань, в город своего детства - Ростов.
Ю.Домбровский. В 1933 году подвергся аресту. Получил из Москвы ссылку в Алма-Ату. В 1937-м угодил в тюрьму второй раз, но после долгого следствия обрел свободу. В 1939-м был опять арестован и отправлен в колымские лагеря. Вернулся в Алма-Ату больным, истощенным в 1943 году. Освобождение досрочное, по инвалидности. 4 арест - в 1949 году. Отбывал на Севере и Озерлаге. Домбровский был приговорен Алма-атинским облсудом 13 августа 1949 года к лишению свободы на 10 лет. По постановлению Президиума Верховного Суда Казахской ССР от 15 марта 55-го срок снижен до шести лет. 2 июня 1955 года при освобождении из лагеря Затем получил право следовать к избранному месту жительства в гор. Талдом Московской области. Даль В.И. В течение 8 лет (с 1833 по 1841) служил в Оренбурге. Во время службы неоднократно предпринимал поездки в Уральск и приуральские степи. В.Г.Короленко. Собирал материал для произведений: «У казаков», «В краю пугачёвских легенд», «Пугачёвская легенда на Урале». Работал в архиве Уральского казачьего войска с июня по сентябрь 1900 года. Фурманов Д.А. останавливался в Уральске с 16 по 27 февраля 1919 года, назначенный комиссаром в Чапаевскую дивизию. В.Иванов. 1926 год. Г.Тукай, основатель татарской демократической литературы, 12 лет жил в Уральске и в 1907 году уезжает в Казань. А.Гайдар. С 1927 по 1937 год. В.П.Правдухин. С 1927 по 1937 год. Гостил у друзей, гулял по городу и рыбачил на Урале. А.Н.Толстой. С 1927 по 1937 год. Гостил у друзей, гулял по городу и рыбачил на Урале. А.Н.Плещеев. Жил более двух лет в Уральске, в 1852 году переведён в Оренбург. Шолохов М.А. В 1960 году останавливался в Уральске. Он считал Приуралье своей второй родиной. Почти ежегодно приезжал в Западно-Казахстанскую область. В годы войны (семья писателя с 27 июля 1942 года по конец ноября 1943 года эвакуировалась в Уральск) вместе с семьёй проживал в п. Дарьинск в 30 км от Уральска, впоследствии ежегодно (в течение 30 лет) приезжал к друзьям на охоту. 15 октября 1965 года в Приуральске, 140 км от районного центра, он узнал, что стал Нобелевским лауреатом. Здесь он писал главы романа «Они сражались за Родину». Змитрок Бядуля (Самуил Еднемович Плавник). Белорусский поэт, прозаик, драматург. Жуковский В.А. сопровождал своего воспитанника, наследника престола, будущего императора Александра II при его визите в Уральск в 1837 году. Крылов И.А. В Яицком городке прошло детство Крылова. Был при отце, коменданте гарнизона правительственных войск, во время осады крепости Михайло-Архангельского собора пугачёвским войском. Служил и помощником коменданта Яицкого городка. Ребёнок был и с матерью в Оренбурге. В.В.Бианки. Гостил у друзей, гулял по городу и рыбачил на Урале. В течение четырёх лет участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу и Казахстану. С 1926 по 1929 год жил в Уральске и Новгороде. К.А.Федин. Гостил у друзей, гулял по городу и рыбачил на Урале. Т.Г.Шевченко был сослан в солдаты Оренбургского корпуса. Сослали его в маленькую крепость на границе степи, называемую Орской, где он нес солдатскую службу (1847-1849). Но в 1849 году капитан Бутаков, строивший на Сырдарье суда и составлявший карту Аральского моря, взял его с собой с разрешения командира корпуса, генерала Обручева. В Аральскую экспедицию Шевченко отправился из Орской крепости 11 мая1848 года. Там Шевченко срисовывал очертания Аральских берегов и степные укрепления. Спустя два года он вернулся, где он был прикомандирован с Бутаковым в с Бутаковым в Оренбург, для помощи в оформлении материалов Аральской Автопортрет. Тарас Григорьевича Шевченко во время службы 1847-1849 года в Уральском казачьем войске. экспедиции. Во время следствия по доносу Н.Исаева Шевченко находился в заключении в каземате Орской крепости с июня по август 1850 года. Бедный поэт целый год просидел в тюрьме с грабителями, а затем по приказу из
столицы его сослали солдатом в маленькую
крепость Мангышлак на восточном берегу Каспийского моря, где он оставался до самого увольнения со службы, то есть до 1859 года.
С.Т.Альтов. В 2006 году приезжал в Астану. Тепло был встречен столичной публикой, когда читал на сцене Конгресс-Холла свои произведения. П.Васильев. Родился в 1910 году в Зайсане. С 1921 по 1926 год жил и учился в Павлодаре. После окончания школы в 16 лет покидает родной дом. В течение 1928 - 1929 годов путешествует по Дальней Сибири и Владивостоку. Осенью 1929 года - кратковременное пребывание в Павлодаре. В 1930 году находится в Кызыл-Орде, а в 1931году он - в Арале. Расстрелян 16 июля 1937 года. Жил около 27 лет, но оставил яркий след в литературе.
А.Вознесенский. Был несколько раз в Алматы у О.Сулейменова, с которым его связывала крепкая поэтическая и земная дружба. А Олжас Сулейменов именно русскому другу-поэту адресовал свои ставшие знаменитыми строки:
Андрей! Мы - кочевники,
Нас разделяют пространства
культур и эпох…
…Мы кочуем навстречу себе,
узнаваясь в другом.
Е.Евтушенко. В 2002 году в Павлодаре состоялся поэтический вечер с его участием, тогда же он побывал в Астане и выступал с чтением своих произведений во Дворце молодёжи. Толеген Мухамеджанов, бывший в то время заместителем акима, тоже появился на сцене, куда он вышел поприветствовать поэта, с которым его связывала долгая и крепкая дружба. Перед чтением только что написанного нового произведения, которое прозвучит впервые, Евтушенко получает от композитора предложение читать под его аккомпанемент. Играть он будет своё произведение, но предполагает, что оно по духу должно соответствовать исполняемой поэме. Это был удивительный по красоте, гармоничный экспромт.
Вс.Иванов. Казахстан занимает особое место в жизни писателя. Здесь он родился в 1895 году в посёлке Лебяжьем Семипалатинской области, здесь прошла юность, сюда любил приезжать в течение многих лет, особенно в послевоенные годы. В городе Верном бывал в юности, а когда город стал Алма-Атой, приехал туда в 1936 году, чтобы в соавторстве с Б.Майлиным и Г.Мусреповым написать сценарий для первого казахского художественного фильма, посвящённого народному герою, возглавлявшему восстание казахов в 1916 году, - Амангельды Иманову. В этом же году побывал он и в Чимкенте. В 1946 году - снова Алма-Ата, потом - Джунгарское Алатау, Караганда, Балхаш.
А.Розенбаум. Певец-стихотворец, родившись в 1951 году в Ленинграде, в 1952 году с родителями переезжает в Восточный Казахстан, где прожил первые свои пять лет. Стихи писал с детства.
11. Кто из казахских поэтов написал стихотворение на отлучение Л. Н. Толстого от церкви и как оно называлось?
Шакарим Кудайбердыев, поэт, философ, учёный и общественный деятель,
как пишут биографы, в 14 лет под влиянием Абая начал
писать стихи. Интересна история одного стихотворения
Ш.Кудайбердыева, посвящённого Л.Толстому. Когда в 1901
году Святейший синод отлучил Толстого от церкви, в
далёком от Ясной поляны Казахстане Шакарим слагает в
поддержку великого еретика трогательное до глубины души
стихотворение«Жасымнан жетiк бiлдiм», где очень поэтично
и точно сформулировал жизненную позицию
яснополянского старца: «Всей душой он возлюбил
справедливости дорогу, он владелец дум глубоких - кинул смелый вызов богу», «духовенство всё не стоит и мизинца Льва Толстого», «ученик я Льва Толстого». А справедливость - она одна, и она не зависит от национальности и вероисповедания. Имя русского классика упоминается и в других стихотворениях Шакарима, преклонявшегося перед бескомпромиссностью писателя в отстаивании гуманистических идеалов.
Эти благородные идеалы одушевляли и творчество самого Шакарима, верившего в силу поэтического слова, в способность его преображать человеческую душу и противостоять интенсивному потоку времени.
Поэт вёл переписку со Львом Толстым.
23