7


  • Учителю
  • Реферат по литературе на тему 'Ямал-наш общий дом' (9 класс)

Реферат по литературе на тему 'Ямал-наш общий дом' (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Священные места Ямала»

«Религиозное мировоззрение ненцев»



Автор работы:

Гильманов Тимур Илдарович

9а класс, МБОУ «Школа№5»

Учитель:

Акылбекова Гульмира

Абылгазыевна

Религия

В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления (Anima - душа, отсюда - «анимизм»). Весь окружающий мир представлялся им населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы. От них зависела жизнь людей, удача в промыслах. Духи были добрыми, помогавшие людям во всех делах, и злые, насылавшие на человека болезни и различные несчастья. Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертвоприношений.

В мифологии ненцев Вселенная представляется в виде трех миров, расположенных вертикально один над другим - Верхнего мира, Среднего мира, Нижнего мира. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир - Земля, она кроме людей населена многочисленными духами - хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Земля плоская, окружена морем. Нижний мир расположен под землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть. На первой живут сихиртя, их небо - наша земля. Сихиртя пасут земляных оленей (я' хора).

Создателем всего живого на земле, по представлениям ненцев, являлся Нум, обитаюший на небе. Нум управляет Вселенной: сменами зимы лета, теплом и холодом, ветром, бурями.

Считалось, что у Нума есть жена Я' Мюня и сыновья. По некоторым источникам в числе его сыновей Нга - дух смерти и болезни. Духу неба Нуму ежегодно приносили в жертву белого оленя. Жертвоприношение осуществлялось на открытом возвышенном месте. Мясо съедали. Голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.

Злое начало отождествлялось с именем духа Нга - владыки подземного мира, куда после смерти отправлялись души умерших. Души грешников обречены на вечное и безрадостное существование в царстве Нга. Он охотился за душами людей подобно охотнику за зверем. Нга пожирал душу, и тело умирало.

В Нижнем мире, кроме Нга, обитают злые духи болезней. Хабча минрена - злой дух, приносящий болезни. Мэдна - дух, приносящий людям и животным уродство. И'уцяда - дух, лишающий человека разума. Хансосяда - злой дух, уносящий разум. Тэри Намгэ - духи в образе разных подземных тварей. Сустана - дух болезни дистрофии. Мал' тэ'га - мифическое существо, безо рта и заднего прохода, имеющее только обоняние.

При жертвоприношении злым духам оставляют содержимое желудка оленя в виде семи кусков.

Жизнью обитателей Среднего мира правят две покровительницы Я Небя - светлая мать земля и Парны не - грешница. Первая направляет род человеческий на благие дела, вторая живет в грехе и руководит дурными поступками человека.

В Среднем мире, по представлениям ненцев живут также духи - хозяева стихийных силы и явлений природы. О них существовали следующие основные представления. Ветер (мерця) вызывает мифическая птица Минлей, имеющая семь пар крыльев. Гром (хэ) - это шум нарт, на которых сыновья Севера едут сражаться с Югом, чтобы забрать у него дочь. Молния (хэхэ ту) - священный огонь. Это искры, которые летят из-под полозьев нарт жителей верхнего мира. По другой версии грозы - это вид птиц, живущих в море. Они передвигаются на облаках. Когда они открывают рот, оттуда зигзагом вылетают молнии, а гром - их речь. Радуга (нув пан) - представлялась полосками на одежде Неба (Нума). Гроза - хэхэ Саре. Пурга (хад) - обычно представляясь старухой с длинными седыми волосами.

Духи-покровители окружающей природы:

Илебям пэртя - хозяин и даритель пушнины, дичи, зверя, хранитель оленьих стад.

Ид ерв' - хозяин всей воды на земле (дословно «начальник воды»).

Яха'ерв - хозяин данной реки.

Сиив мин ерв - хозяин ветров.

Ту' хада - бабушка огня.

Праздники и обряды

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.

Религиозная система ненцев состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя.

Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.

Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума - три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.

По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления - снег, дождь, молния.

Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв - хозяин земли, ид ерв - хозяин воды, яха ерв - хозяин реки, то ерв - хозяин озера, пэдара ерв - хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями.

Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.

Большим почтением пользовались духи Я ерв - хозяин земли и Я ерв не - хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Оюряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко - источники болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.

В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями - лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около поселка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растет, используют сухую лиственницу, привезенную с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов - сядэй, кладут рога жертвенных оленей.

Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов - покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте - у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.

Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» - покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня.

Список литературы.

  1. Фольклор ненцев / Сост. Е. Т. Пушкарева, Л. В. Хомич. - Новосибирск, 2001

  2. http://www.russia.rin.ru/





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал