- Учителю
- Урок развития речи по русскому языку в 6 классе на тему: «Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи 'Березовая роща'
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе на тему: «Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи 'Березовая роща'
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе на тему: «Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" (23.04.2015)
Цели и задачи:
1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
3. Активизировать лексику по теме «Описание природы».
4. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон.
5. Воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование: проектор, презентация
Ход урока:
1.Актуализация знаний учащихся: беседа
• Чем описание отличается от других типов речи?
• Какие ещё типы речи вы знаете?
• Что можно описывать?
• Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?
• Как называется картина, на которой изображена природа?
• Каких художников-пейзажистов вы знаете?
Беседа по вопросам:
1. Что такое живопись?
(Вид изобразительного искусства).
2. Как иначе можно назвать художника?
(Мастер, живописец, автор полотна).
3. Как иначе можно назвать картину?
(Полотно, шедевр, произведение искусства)
4. Какие жанры живописи вы знаете?
(Существует несколько жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж).
2. Подготовительная работа к сочинению - описанию:
- Работа с картиной. Общее впечатление от картины:
- Какова палитра художника?
(Разнообразна палитра художника. Он использует теплые (зеленый, коричневый) и холодные (белый, голубой) тона).
- Каков сюжет и композиция картины?
(Композиция картины очень проста: группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане - густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей. Посмотрите, какой блеск красок на картине Куинджи. Обратите внимание на сочетание красок, согласованность света и тени).
- Какая идея заключается в пейзаже?
(У Куинджи она - в безграничной любви художника к русской природе, к главному символу России, которым по праву считается береза).
- Сравните настроение, которое передает эта картина, с тем, что описано в стихотворениях, выражено в русских народных песнях: (слайд №9, прослушать отрывок из музыкальной композиции «Во поле березка стояла»)
- Лексическая работа (подбираем синонимы, слайд №12):
• картина - художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст;
• написал - изобразил, нарисовал, описал, представил;
• художник - живописец, творец, создатель картины, мастер.
-Работа с изобразительно-выразительными средствами (слайды №13-15).
- Подберите эпитеты к березам:
• белоствольные
• стройные
• зеленокосые
• изумрудно - ярко-зеленые листья
1. Опишите березы. (Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез. Несколько березовых ветвей на фоне темного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует).
2. Как освещена поляна? (Куинджи выбрал труднейший момент освещения - против солнечного света. Зачитаем слова И.Е. Репина: "Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света". И еще одна цитата: "А здесь что же? Только свет... и рассуждать не о чем, долго останавливаться даже предосудительно - но, действительно, надо правду сказать, свет так уж свет! Отходить не хочется; все чего-то ждешь... Черт возьми - наваждение какое-то, втягивает..." И.Е. Репин).
3. Какой видим мы поляну? (Поляна представлена ровной, как стол, плоскостью. Соседство с темными тенями на первом плане делает желтовато-зеленую поляну, залитую солнцем, сияюще светлой и яркой).
4. Зачем нужен ручей по центральной оси картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке. Дает ощущение воздуха. Чувствуется свежесть, прелесть окружающего леса, мощная земная сила).
5. Опишите дальний лес. (На ярком свету исчезают детали, появляются плоские силуэты. Кроны деревьев обобщены, собраны в тяжелые массы, цвет сгущен. "Наивный" рисунок приобретает фольклорный характер. Только в таком лесу могут появиться сказочные герои).
6. Озвучим картину. Если прислушаемся, что услышим? (Пение птиц, стрекотание кузнечиков...)
- Составление плана сочинения:
I. Слово о художнике. История создания картины.
II. Описание картины:
1. Общее впечатление от картины.
2. Березы
3. Поляна
4. Небо
III. Картина «Березовая роща» - воплощение любви художника к «символу России».
3. Подведение итогов
«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»
А.И. Куинджи пейзаж удался. На своей картине «Березовая роща» он передал красоту солнечного и лунного света, воспел красоту русской березы.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание: оформить описание картины на черновике.
«Березовая роща» 1879 г. Холст, масло.
Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Куинджи А.И. «Березовая роща»
1 вариант.
Картина притягивает и восхищает своей простотой, национальной самобытностью. Сюжет композиции с первых мгновений становится родным, по - домашнему уютным. Художник изобразил небольшую зеленую полянку, залитую солнечным светом. Поляну рассекает ручей, местами покрытый ряской. На одном из его берегов расположились сонные березки, подсвеченные солнцем и контрастирующие с темными очертаниями леса на заднем плане.
Картина завораживает своей легкостью, некой декоративностью: здесь почти нет деталей или акцентов. Все очень воздушно. Внимание привлекают лишь несколько ветвей березок, которые автор картины прорисовывает с большой любовью и реалистичностью.
Критики совершенно верно находят в композиции некий левитановский стиль: Куинджи, создавая «Березовую рощу», рассчитывает на воображение своего зрителя, дает ему лишь общую композицию, детали зритель додумывает сам.
Следует отметить также контрастность сочетаний: белоснежные, омытые светом березовые стволы оттенены темным, местами почти черным лесом, что изображен на дальнем плане.
Куиджи по праву считается «художником света»: полотно «Березовая роща» - лучшее тому доказательство. Тонкое сочетание света и тени, солнечные зайчики, скачущие по стволам деревьев и затемненная, восхищающая глубиной вода - все это передает привольность уголка рощи, лучезарность летнего дня.
Картину предварили многочисленные наброски. Все они объединены наличием березок на темном фоне.
2 вариант
«Художником света» называл А. И. Куинджи И. Е. Репин. Действительно, по изображению игры света и тени Куинджи не было равных. Его знаменитая картина «Березовая роща», написанная в 1879 году, - этому подтверждение.
В картине «Березовая роща» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня. Вокруг удивительно тихо и радостно. Привольно и свободно растут на поляне березы. Затеяв веселую игру, скачут по их белым стволам веселые «зайчики». Художник так мастерски изобразил уголок рощи, утопающей в солнечном свете, что кажется, будто слышишь шелест листьев, стрекотание кузнечиков в мягкой траве, щебетанье птиц…
Верхний край полотна «срезает» кроны берез, но отдельные их ветки остаются в поле нашего зрения. Легкий узор их изумрудной зелени контрастирует с темной зеленью берез на дальнем плане картины - и это усиливает ощущение яркости, лучезарности летнего дня.
Затем наш взгляд привлекает ручей. Он «уводит» вглубь картины, в лес, теряющийся в таинственной дымке, и дает ощущение свежести, прохлады. Чувствуется не только прелесть окружающего пейзажа, но и его мощная земная сила. Вдали мы видим темный силуэт леса. Художник не выделяет его детали, наоборот, обобщает силуэты в одну тяжелую массу, сгущает цвет.
Сильного декоративного эффекта Куинджи добивается с помощью удачно подобранной композиции, чистых, звучных красок и точно подобранных контрастов. Пожалуй, все в этом пейзаже построено на контрастах: густая тень зелени дальнего леса контрастирует с белыми, почти светящимися стволами берез и ослепительно-голубым небом.
В картине «Березовая роща» Куинджи не просто показал прелесть и красоту русской природы, но с помощью оригинальных художественных средств передал нам свое чувство восхищения простым русским пейзажем.