7


  • Учителю
  • Урок литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: " Данная разработка «Петербург Достоевского» предназначена для проведения урока литературы в 10 классе при изучении творчества Ф.Достоевского. Материал содержит конспект урока для учителя. материалы для учащихся, фото Петербурга, рабочие материалы, фрагменты текста ром
предварительный просмотр материала

Петербург Гоголя


«Петербург мне показался вовсе не таким,, как я думал», - писал Гоголь матери. Он вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по - свински несравненно дороже, нежели предполагал». Впечатления писателя о городе, вызванные жизнью на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях».

Повесть «Невский проспект» начинается прославлением «всеобщей коммуникаций Петербурга». Но улица как раз и отсутствует в описании. Здесь ценится не человек, не его достоинства - ценятся перстни, сюртуки, башмачки.. Невский проспект - это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…». В этой толпе все призрачно, все ложно, обманчиво и продажно. Здесь нет подлинной жизни, настоящей красоты. Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.

Наблюдаются контрасты в течение суток: «Боже, какие есть прекрасные должности и службы» как они услаждают и возвышают душу!» -

- и: «Не верьте этому Невскому проспекту! Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». За внешним блеском столичной жизни скрывается внутренняя пустота, ничтожество большого города.

Петербург. Город в мире такой - единственный. Но судьбы людей различны.

Пушкин о Петербурге

Живя в Петербурге, столице и оплоте русского самодержавия, Пушкин не мог не видеть значения этого города. В поэме «Медный всадник» прославляется «великие думы» Петра, его творенье - «град Петров»,«полночных стран краса и диво», новая столица русского государства, выстроенная в устье Невы, «под морем», «на мшистых, топких берегах», из соображений военно-стратегических («отсель грозить мы будем шведу»),экономических («сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам») и для установления культурной связи с Европой («природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). Петр в своих великих государственных заботах не думал о беззащитных маленьких людях, принужденных под угрозой наводнения (как не думал и о сотнях жизней о строительстве города). Пушкин первый поднял эту тему: никакого эпилога, возвращающего нас к первоначальной теме величественного Петербурга, - эпилога, примиряющего нас с исторически оправданной трагедией Евгения, Пушкин не дает. «Вступление» часто называют гимном великому городу.

«Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат,

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,

… Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!»


Пушкин живо описывает каждодневные заботы горожан разных сословий.

«…А Петербург неугомонный

Уж барабаном принужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтинка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Уж отворял свой васисдас».


«Неугомонному Петербургу» нет дела до конкретного маленького человека Евгения. Что до того, что стихия забрала его счастье, отобрала ум?

Пушкин завершает историю гибелью Евгения, но не завершает тему, остающуюся современной и сегодня: государство и власть, как инструмент насилия подавляет человека, он бесправен по большому счету и ничего не может противопоставить произволу власти, пока «зубы стиснув, пальцы сжав, как обуянный силой черный» человек не начнет противостоять ей.


Некрасов о Петербурге


Cорок лет своей большой творческой жизни Николай Алексеевич Некрасов(1821-1878) провел в Петербурге. За долгие годы труда, борьбы и напряженной творческой и журнальной работы Некрасов сроднился с Петербургом:

Милый город! где трудной борьбою

Надорвали мы смолоду грудь...


Некрасов показал читателям не только красоту Петербурга, но и его глухие окраины, заглянул в темные сырые подвалы, ярко отразил социальные противоречия большого города. Уже в раннем юмористическом стихотворении «Говорун» (1843) Некрасов писал:

Столица наша чудная

Богата через край,

Житье в ней нищим трудное,

Миллионерам - рай.

Здесь всюду наслаждение

Для сердца и очей,

Здесь всё без исключения

Возможно для людей

При деньгах - вдвое вырасти,

Чертовски разжиреть,

От голода и сырости

Без денег умереть...


И неизменно, когда Некрасов обращался к петербургской теме, он изображал два мира - миллионеров и нищих, владельцев роскошных палат и обитателей трущоб, счастливцев и несчастливцев. «Петербург-город великолепный и обширный!- писал Некрасов.- Как полюбил я тебя, когда в первый раз увидел твои огромные домы, твои красивые магазины, твои театры, балы и всякие сборища, где встречал я только довольные лица... «Здесь настоящая жизнь, здесь и нигде более счастие!» - и как ребенок радовался, что я в Петербурге. Но прошло несколько лет... Я узнал, что у великолепных и огромных домов есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление… И сильней поразили меня такие картины… Обманчивый Петербург!..».


На Сенную, тогда здесь был шумный грязный рынок, частенько приходили петербургские бедняки в надежде найти какой-нибудь случайный заработок. На площади иногда бывали ссоры и драки. Здесь мог видеть Некрасов сцены, описанные им позднее (1850) в стихотворении «Вор»:

Торгаш, у коего украден был калач,

Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач

И, бросясь от лотка, кричал: держите вора!

И вор был окружен и остановлен скоро.

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга...

Пришел городовой, подчаска подозвал,

По пунктам отобрал допрос отменно строгий,

И вора повели торжественно в квартал.


На Сенной же Некрасов был свидетелем жестоких наказаний крепостных крестьян: по требованию господ над провинившимися или непокорными здесь совершали публичные экзекуции:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»


Одним из первых в русской литературе Некрасов затронул эту острую тему, о которой не принято было говорить и писать. Он показал как несправедливый социальный строй толкает несчастных бедняков на преступление - воровство, проституцию - или обрекает их на нищенство.


Нам остается взглянуть еще на низший класс петербургского народонаселения... Что такое зовут народом в столице?.. В Петербурге постоянных коренных жителей низшего сословия чрезвычайно мало, хотя простого народа много во всякое время... В столице больше потребности в рабочих и мастеровых... К... разряду низшего сословия, населяющего Петербург, должно отнести полчище дворовых людей, небольшое количество проживающих постоянно в Петербурге мещан и еще меньше разночинцев. Простой русский народ и в Петербурге и во всей России, как известно, чрезвычайно работящ, отличается бесстрашием при производстве самых опасных работ, любит есть огурцы, лук, морковь, репу, хлеб с квасом и солью и чрезвычайно неразборчив в выборе своего помещения... В Петербурге вообще едят много, и всякий петербургский человек, почитающий себя вправе пользоваться благами жизни, столько же прихотлив в пище, сколько неприхотлив петербургский простолюдин».


Разрабатывая тему Петербурга, Некрасов на новом историческом этапе продолжал традиции Пушкина, показавшего не только «город пышный», но и «город бедный». Бедняк Евгений, завидующий «праздным счастливцам», «которым жизнь куда легка», близок некрасовским несчастливцам. Пейзаж центральных глав «Медного всадника» как бы предвосхищает пейзаж Некрасова:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом...

Сердито бился дождь в окно,

И ветер дул, печально воя...


Или:

. . . . . . . Дышал

Ненастный ветер…

Бедняк проснулся. Мрачно было,

Дождь капал, ветер выл уныло...


Как это близко некрасовскому пейзажу:

Светает. Чу, как ветер дует!.

И снова мрак...


Но то, что у Пушкина было только намечено в рассказе о Евгении, нашло дальнейшее развитие и углубление, приобрело новое качество в творчестве Некрасова. Это новое качество таило в себе и известный элемент полемики Некрасова с тем изображением Петербурга, которое дано у Пушкина во вступлении к поэме «Медный всадник». Это ясно ощущается в поэме «Несчастные».

. . . . . . . . Воображенье

К столице юношу манит,

Там слава, там простор, движенье,

И вот он в ней! Идет, глядит -

Как чудно город изукрашен!

Шпили его церквей и башен

Уходят в небо: пышны в нем

Театры, улицы, жилища

Счастливцев мира - и кругом

Необозримые кладбища...

О город, город роковой!

С певцом твоих громад красивых,

Твоей ограды вековой,

Твоих солдат, коней ретивых

И всей потехи боевой,

Плененный лирой сладкострунной,

Не спорю я: прекрасен ты

В безмолвья полночи безлунной,

В движеньи гордой суеты!


Но если внимание Пушкина привлекают «И блеск, и шум, и говор балов», то

Некрасов декларирует:

… Не в залах бальных,

Где торжествует суета,

В приютах нищеты печальных

Блуждает грустная мечта.


Вместо того чтобы изображать волшебную белую петербургскую ночь,

Некрасов пишет об ужасном климате царской столицы, о сырости, туманах,

холоде, от которых страдают прежде всего петербургские бедняки; мастерски рисует «слякоть, холод, грязь и тот винегрет, который с особенным искусством приготовляется

в Петербурге из дождя и снега, тумана, крупы, изморози и иных - других материалов, совершенно необъяснимых уму смертного». И в поэме «Несчастные»

он говорит:

Но лучезарный, золотистый,

Но редкий солнца луч... о нет!

Твой день больной, твой вечер мглистый,

Туманный, медленный рассвет

Воображенье мне рисует...

Светает. Чу, как ветер дует!

Унять бы рады сорванца,

Но он смеется над столицей

И флагом гордого дворца

Играет, как простой тряпицей.

Нева волнуется, дома

Стоят, как крепости пустые;

Железным болтом запертые,

Трагические впечатления от жизни города отразились и в стихотворении «Утро» (1874): ...Жутко нервам - железной лопатой

Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;

Возвестили пожар с каланчи;

На позорную площадь кого-то

Провезли - там уж ждут палачи...

Дворник вора колотит - попался!

Гонят стадо гусей на убой;

Где-то в верхнем этаже раздался

Выстрел - кто-то покончил с собой...


Некрасовский Петербург - это принципиально новое явление в русской литературе. Поэт видел такие стороны жизни города, в которые до него мало кто заглядывал, а если и заглядывал, то случайно и ненадолго.

Некрасов считал Петербург центром науки и искусства: «...в Петербурге бедна и сурова природа, зато жителям его открыто все, что есть в искусстве прекрасного и обаятельного... Где, например, кроме Петербурга можете вы по целым часам застаиваться перед «Последним днем Помпеи» Брюллова? Где увидите вы эти сокровища «Эрмитажной галереи»...».

Но прежде всего Некрасов ценит и любит Петербург за то, что он всегда был центром передовой общественной мысли. С одной стороны - Петербург «город роковой», «гнездо царей», где «люди заживо гниют- ходячие гробы, мужчины - сборище Иуд, а женщины - рабы»;но с другой стороны - в Петербурге творили Пушкин и Гоголь, которых Некрасов так горячо любил и так неутомимо пропагандировал; в Петербурге

жили и работали Белинский, Чернышевский, Добролюбов - великие друзья и

единомышленники Некрасова; в Петербурге произошло восстание декабристов и

героически боролись революционеры 60-70-х годов. И, обращаясь к этому

Петербургу, Некрасов пишет:

. . . В стенах твоих

И есть и были в стары годы

Друзья народа и свободы,

А посреди могил немых

Найдутся громкие могилы.

Ты дорог нам, - ты был всегда

Ареной деятельной силы,

Пытливой мысли и труда!


Из текста романа

Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат - он обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла "по желтому билету", женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет "фамильного " мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает, как я страдала...". Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла "заря обновленного будущего", они готовы воспринимать новую жизнь.

первая группа:

  • какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?

  • расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вас произвели?

  • что еще происходит на улицах города?

  • где живут герои Достоевского?

вторая группа:

  • прочитайте страницы, где описан пейзаж.

Какова роль пейзажа?

  • каково значение цвета в произведении Достоевского?


третья группа:

- кто из писателей до Достоевского изображал Петербург в своих произведениях? Каким был этот город у них?




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал