7


'А Музы не молчат. . . '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Голос героической души народа" - так называется элективный курс по литературе в 9 классе. Изучение его можно закончить подобной литературно-музыкальной постановкой. Можно использовать материал в качестве классного часа, чтобы показать детям, как искусство "ковало" побе.
предварительный просмотр материала

Классный час на тему «А Музы не молчали…»,

посвящённый победе в Великой Отечественной войне.

Составитель: Савочкина Алла Витальевна, учитель русского языка и литературы.

Цель: познакомить с творчеством поэтов, писателей, художников, музыкантов во время войны, показать, как искусство «ковало победу».

Задачи:

  • показать влияние поэзии и других видов искусства на людей в годы Великой Отечественной войны;

  • развивать эстетическую отзывчивость к произведениям разных видов искусств;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, чувство патриотизма.

Оборудование урока: компьютер, проектор, тексты песен военных лет, компьютерная презентация «А Музы не молчали…».

Приложение: Презентация «А Музы не молчали…»


Ход мероприятия:

(Слайд 1)

Ведущий 1:

С древности существовало расхожее выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Великая Отечественная война опровергла это утверждение. В годы самой страшной и кровопролитной войны XX века наблюдался небывалый подъём в искусстве. Чем это объяснялось?

(Слайд 2)

Сегодня, обратившись к произведениям литературы, и мы попробуем ответить на этот вопрос.

Давайте вспомним, как и когда началась Великая Отечественная война.

(Слайд 3)

22 июня - первый день войны. А вслед за днем первым было еще 1418 суровых дней Великой Отечественной войны.

Чтец:

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Сколько горя вынесло
Наше поколение,
Каждый день теряли мы фронтовых друзей,
Каждый день, задумайтесь,
День поминовения,
1418 дней.
Как я это выдюжил, до сих пор не ведаю,
Самому мне встретилось тысяча смертей,
Только майский светлый день увенчал Победою
1418 дней.
Нами было сделано все во имя Родины,
И еще послужим мы Родине своей,
Всё теперь под силу нам, если нами пройдены
1418 дней.


Ведущий 2:

(Слайды 4-8)

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: "Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером".


1215- были на фронте

417 - погибли

21 - Герой Советского Союза

Михаил Шолохов Аркадий Гайдар Леонид Леонов

Константин Симонов Валентин Катаев Василий Гроссман

Александр Твардовский Михаил Светлов Александр Фадеев

Алексей Толстой Илья Эренбург Борис Горбатов

Андрей Платонов Алексей Сурков Леонид Соболев

и другие…

Литература надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача "Священная война".

(Звучит песня «Священная война». Приглушить звук).


Сообщение 1 ученика:

(Слайд 9)

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» уже опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

- Будем разучивать новую песню - «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни - печатать не было времени! - а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день - на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост - своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.


Сообщение 2 ученика:

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

(Слайд 10)

Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. На первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней. Предпочтение было отдано формам культурной работы, таким как радио, кинематография, печать.

С первых дней войны возросло значение массовой информации, главным образом радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках.

22 июня 1941 года Юрий Левитан произнес страшные слова о начале Великой Отечественной Войны. После этого он стал постоянным «голосом» Советского Информационного бюро и ежедневно докладывал народу о ходе военных действий.


Сообщение 3 ученика:

КИНЕМАТОГРАФ.

(Слайд 11)

Главной задачей кинематографа оставался выпуск фильмов. За 4 года войны было выпущено 400 номеров "Союзкиножурнала", 65 номеров журнала "Новости дня", 24 фронтовых киновыпуска, 67 тематических короткометражных лент и 44 документальных полнометражных фильма.

Огромное впечатление произвел кинофильм "Разгром немецких войск под Москвой". Одна из английских газет охарактеризовала эту ленту так: "Это не только лучший фильм. Это - сама война". В 1942 году фильм получил Премию американской Академии киноискусства. Кинематографы были не только на работе, они были на войне, были солдатами. Им приходилось и снимать, и воевать.


Сообщение 4 ученика:

ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ.

(Слайды 12-13)

За время войны было создано около 3800 театрально-концертных бригад, которые давали концерты на передовых позициях, кораблях, аэродромах, в госпиталях - на всех бесконечных дорогах войны. Всего на фронт выезжало более 42000 артистов. Особой любовью у бойцов пользовались такие коллективы, как фронтовые филиалы театра имени Евгения Вахтангова, Малого театра, фронтовые театры ВТО, театры "Искра", "Веселый десант", "Огонек" и другие.


Ведущий 1:

(Слайд 14)

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Один из наиболее ярких поэтов этой поры - Константин Симонов.


Сообщение 5 ученика о творчестве К.Симонова.

(Слайд 15)

Я расскажу о Симонове Константине Михайловиче, о поэте, прозаике, драматурге, публицисте. В своей автобиографии он вспоминает: «Детство и юность прожил в Саратове и Рязани. Известность поэт приобрёл в начале войны, которая переросла в народную любовь к нему, стихи Симонова не только учили воевать, но и буквально помогали жить. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь...», написанное в 1941году, было переписано миллионы раз. Стихи Симонова первых военных лет «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..», «Родина», «Атака» и другие продолжали лучшие традиции русской классической поэзии. В 1978 Симонов писал: «Несколько последних лет, помимо чисто литературной работы, я занимался еще и кинофильмами. При моем участии были сделаны кинофильмы "Если дорог тебе твой дом...", "Гренада, Гренада, Гренада моя...", "Чужого горя не бывает", "Шел солдат». Константин Симонов (1915-1979) к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты "Красная звезда", переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова "Жди меня"

(Прослушать стихотворение).

Это стихотворение переписывали, знали наизусть.

Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов "жди меня", "жди".

Ведущий 2:

Песня военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой, они и стали оружием, разящим врага. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили! Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они ни сколько не постарели. Они и сегодня в строю.


Сообщение №6 ученика о Ю.Друниной.

(Слайд 16)

Воевали и женщины. Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода.


По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка».

В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Вернулась в Москву. Попыталась поступить в , но неудачно - её стихи были признаны незрелыми. Не попав в институт, оставаться в Москве Юля не захотела и решила вернуться на фронт. К счастью, её признали годной к строевой службе.

Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в , затем в . В одном из боёв была контужена и признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества.

(Чтение наизусть стихотворения Ю.Друниной "Зинка").


Ведущий 2:

(Слайд 17)

"Соловьиным чудом России" называют Михаила Исаковского. Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник.

Его перу принадлежат такие песни, как:

  • "Дан приказ ему на запад"

  • "Летят перелётные птицы"

  • "Услышь меня, хорошая"

  • "Враги сожгли родную хату"

  • "Ой, туманы мои, растуманы"

  • "В лесу прифронтовом"


Особенна история создания песни "Катюша" на музыку М. Блантера. В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов "Катюши", её именем "окрестил" народ новое оружие - реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага.

(Слайд 18)

Начиная с октября 1942 года, было принято решение возобновить прерванное войной производство грампластинок на Апрелевском заводе под Москвой. Из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна каждому бойцу.


О песнях ставших памятниками военных лет, об истории их создания мы и хотим рассказать.


Сообщение 7 ученика:

(Слайд 19)

Молодая певица и вместе с созданным ими джаз-оркестром, как и многие другие актеры, тоже давали концерты во фронтовых частях. В феврале 1942 года они выступали на Волховском фронте. Артисты знакомились с бойцами. Отчет о концерте должен был написать лейтенант, сотрудник газеты «В решающий бой» Волховского фронта .

Вот так описывается история возникновения популярной песни в заметке

"Как-то артистка со своим ансамблем выступала на легендарной через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. "Узнав, что я пишу стихи, - вспоминал Максимов, - Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, - сказала она, - у неё приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом».

взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете «За Родину!», № 101 от 8 июня 1942 года, на второй странице, с подписью «Лейтенант М. Максимов».

Вот в таком варианте песню стала исполнять на фронтовых концертах Клавдия Шульженко. Её задушевное исполнение доносило ставшие нужными теплые лиричные слова песни на уже давно знакомый мотив. Это было время, когда советская армия отступала под напором немецких войск, обстановка накалилась до предела

Ситуация на фронте была крайне тяжелой, в том числе и в психологическом плане. И вот среди тотального ужаса войны появляются простые и доходчивые слова песенки-вальса, которые попали к людям, оказавшимся лицом к лицу со смертью. Песня стала символом живого слова, да и просто - жизни. Вскоре, ещё во время войны, песня была записана на грампластинки, что сделало её популярной. Считается, что с записи этой редакции песни в 1942 году было возобновлено производство грампластинок, прерванное войной.

«В книге "Когда вы спросите меня" Шульженко вспоминала, что граммофонная запись "Платочка" делалась зимой 1943 года в холодном здании студии. Шульженко пела не раздеваясь. Оператор Галя Журавлева положила на станок восковой диск, и запись пошла. Артистка пела, а Галя вспоминала проводы своего мужа, который оставил её с маленьким сынишкой на руках. Оператор слушала и не замечала, что её слезы падают на воск и растапливают его. Запись оказалась негодной, но таким "браком" Шульженко гордилась всю жизнь»

Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.


Ведущий 1:

(Слайд 20)

Война… Бомбежки, смерть и слезы.

Человеческая жизнь обесценивается до предела, она просто "висит на волоске". Но даже в такие минуты человек был способен дружить и любить, верить и надеяться, смеяться и шутить.

В суровые годы испытаний шутка, юмор, смех помогали людям находить в себе силы для дальнейшей борьбы с врагом.

- На войне одним из любимых жанров была частушка. Частушки пели и сочиняли на передовой, в землянке, в партизанском отряде… Частушка была той песней, которая помогала забыть хоть на время о боли раненым бойцам в госпитале. Там, в госпитале, их часто исполняли маленькие артисты - дети. Особенно любимы были частушки на антигерманскую, патриотическую тему.


Распроклятая Германия
Затеяла войну.
Взяли милого, хорошего -
Оставили одну!


Гитлер вздумал угоститься -
Чаю тульского напиться.
Зря, дурак, позарился -
Кипятком ошпарился.

Мил уехал на войну
И махнул перчаткою -
Оставайся, дорогая,
Три года солдаткою.

Москву-город взять пытались
Немцы-неприятели -
Рокоссовского герои
Их назад попятили!

Не виню я ягодиночку
И армию свою,
Виню я Гитлера поганого,
Проклятую войну

У московских у ворот
Удивляется народ:
Немцы ходят в наступленье
Только задом наперед.


Скоро, скоро снег растает,
С гор покатится вода.
Крепко бьются наши братья,
Занимают города!

Из колодца вода льется -
Настоящий леденец.
Красна Армия дерется,
Скоро Гитлеру конец!

Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
А советские машины
По Берлину побегут.

Ведущий 2:

По данным энциклопедии "Великая Отечественная война" 471 писатель с войны не вернулся.

(Слайд 21)

- Муса Джалиль в 1941 году казнён фашистами в концлагере.

- Алексей Лебедев погиб в 1941 году при выполнении боевого задания.

- Юрий Инге погиб в 1942 году на корабле, торпедированном фашистами.

- Борис Котов погиб в 1943 году при форсировании Днепра.

- Павел Коган, молодой талантливый поэт, погибший на войне в 1942.

После войны, оставив большой след в поэзии о Великой Отечественной войне, ушли от нас поэты:

Юлия Друнина, Николай Старшинов, Эдуард Асадов, Александр Твардовский, Расул Гамзатов и другие.


Ведущий 1:

Какие выводы можно сделать? Какие чувства вызывали у народа эти произведения искусства? Для чего поэты и художники создавали их?

Для того, чтобы поднять дух бойцов, нацелить на победу, вселить уверенность в победе.

Тысячи поэтов, писателей, художников, музыкантов приняли участие в этой великой войне. Кто-то приближал победу с оружием в руках, кто-то - своим искусством.

О том, что мы с вами увидели и узнали, можно сказать следующее…

Чтец:

Нет, Музы не молчат, они кричат.
У вдохновенья есть своя отвага -
Оно порой войска сбивает с шага,
Стреляя словом дальше, чем снаряд.


Нет, Музы не молчат, они кричат.
Кричат и плачут страшными слезами,
Ища, полуослепшими глазами
Померкший свет и вдруг погибший сад.

Нет, Музы не молчат, они кричат,
Идя по трупам роз и птичьих трелей,
По хрупким рёбрам детских колыбелей,
По грудам тел сквозь пепел, гарь и чад.

Нет, Музы не молчат, они кричат.
Кричат, да только их не каждый слышит.
Хоть этот крик края знамён колышет,
Но громче пушки рьяные звучат.

Нет, Музы не молчат, они кричат.
Клянут свое Бессмертие и Силы.
Но если рухнет жизнь на дно могилы -
Лишь ими будет новый мир зачат!

( Звучит музыка)

12




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал