7


  • Учителю
  • Урок по литературе для 9 класса «Кому повем печаль мою?. .» (изучение рассказа А. П. Чехова «Тоска»)

Урок по литературе для 9 класса «Кому повем печаль мою?. .» (изучение рассказа А. П. Чехова «Тоска»)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рассказ А.П.Чехова «Тоска» - небольшое по объему, но значительное по восприятию произведение. На первый взгляд, в нём нет ничего особенного, но это только на первый взгляд. Чем больше работаешь над его содержанием, тем больше понимаешь, что оно не только отражает главную мы
предварительный просмотр материала

«Кому повем печаль мою?…»

(изучение рассказа А.П.Чехова «Тоска» на уроке литературы в 9 классе)

Нелидина И.Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ»СОШ с.Старый Хопёр

Балашовского района Саратовской области


1) Обучающие:

  • Помочь учащимся вникнуть в суть рассказа А.П.Чехова «Тоска»;

  • Ввести учеников в мир чеховского рассказа, подчеркнуть его особенности.


2) Развивающие:

  • Развитие логического и образного мышления на примере рассказа «Тоска»;

  • Формирование навыков выделения главного в материале, обобщения и формулировки выводов;


3) Воспитательные:

  • Формирование интереса к творчеству А.П.Чехова, стремление изучить более глубоко творческое наследие писателя.


Методы и приёмы:

Частично-поисковый, словесный, практический, элементы творческой мастерской.

Оборудование:

Текст рассказа; презентация, помогающая работе на уроке.

Подготовка к уроку:

Домашнее задание. Прочитать рассказ П.П.Чехова «Тоска», определить главную мысль произведения.

Индивидуальные задания. Выполнить иллюстрации к рассказу; записать свои первые впечатления, чувства после прочтения.


Ход урока


Вводное слово учителя:


Самые любимые мною слова у А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Однако, первые два составляющих от каждого из нас мало зависят: природа может не наделить человека прекрасным лицом, материальных средств для покупки прекрасной одежды может и не быть. Но, чтобы иметь прекрасные душу и мысли, ничего не надо, кроме совести, порядочности, желания. Как часто герои великого интеллигентного писателя Чехова становятся прекрасными в своих поступках, мыслях, по капле «выдавливая из себя раба», но не менее часто они вызывают сочувствие, пронзительную боль.

Размышляя о жизни, Чехов наделяет способностью к размышлениям над жизнью и к широким обобщениям своих героев, причём, не только представителей интеллигенции, но и людей самых простых, живущих, казалось бы, на самом дне общества. Писатель часто изображает своих героев в сугубо повседневных, семейно-бытовых ситуациях.

С этих позиций мы будем сегодня рассматривать рассказ А.П.Чехова «Тоска», который сразу же привлекает внимание. Вы прочитали этот рассказ дома. Каковы ваши ощущения, ваши мысли после его прочтения?

(ответы учащихся)

Учитель: Небольшое по объёму произведение позволяет выделить основные особенности, свойственные рассказам замечательного мастера, предпочитающего в краткой форме излагать обобщённые суждения целой эпохи. И в этом мы постараемся убедиться в ходе урока.

Учитель: Найдите описание главного героя в рассказе. Что вы можете сказать о нём?

(ответы учащихся)


Обобщаюшее слово учителя:

Главный герой - Иона - изображён лишь схематически, мы не находим в рассказе его подробного портрета. Как описывает его Чехов? «Весь бел, как привидение…Он согнулсясидит на козлах и не шевельнётся. Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локти и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь…Иона оглядывается на седока и шевелит губами…из горла не выходит ничего, кроме сипенья…», - вот и всё, из чего складывается облик возницы. Да ещё, пожалуй, одна деталь - шапка Иона, о которой один из седоков говорит: «Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всём Петербурге не найти…».

Особенностью этого рассказа, как и многих других, является, в частности, то, что писатель ничего не сообщает о предшествующей жизни главного героя. Скупые сведения мы «выискиваем» в словах Ионы, которые он говорит по ходу рассказа: «неделю назад сын умер», в деревне «дочка Анисья», «жена - сырая земля». Не знаем почти ничего о прежней жизни героя, но это и не надо. Человек взят в один из тяжелейших моментов своей жизни, и писатель обращает наше внимание именно на сиюминутное состояние Иона, считая описание предшествующих событий жизни героя второстепенным.


Вопрос учащимся: Как построен рассказ? Какова его композиция?


(ответы учащихся)

Учитель:


«Скелет» этого рассказа прост. Вы, работая над его содержанием, выделили основные слова: сумерки, лошадёнка, уличная суматоха, военный в шинели с капюшоном, молодые люди, дворник с кульком, «спираль» и духота, кобылочка, увлекается и рассказывает…Все составляющие подчинены одной цели - показать состояние физической, душевной тоски главного героя. Иона весь погружён в свои думы, вся его фигура неуклюжая, согнутая под тяжестью горя, снега, возраста, поэтому, когда кричит военный, он «вздрагивает».


Вопрос: Обратите внимание на лексику, употребляемую А. П.Чеховым.


(ответы учащихся)


Делается вывод, что в описании главного героя проскальзывает порой лексика, характерная скорее для Антоши Чехонте, чем для Антона Павловича Чехова. Например, «извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места… Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом». Но улыбаться не хочется. Читая рассказ, мало обращаешь внимания на подобную лексику, потому что главное в содержании подчинено основной идее - отсутствию сострадания, чувства сопереживания в тех людях, с которыми пытается общаться главный герой.

Однако, удивительно яркая, ёмкая и образная лексика привлекает внимание читателя в этом рассказе. «Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку». «Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем». «Ты слышишь, Змей Горыныч?». «И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника». И тут же читаем, как герой характеризует молодых людей: «Весёлые господа…Дай Бог здоровья!». Это в ответ на подзатыльник!? Почему? Неужели даже такое «внимание» делает его тоску на минуту легче? Есть, о чём задуматься!


Вопрос: Что вы можете сказать о пунктуационном оформлении рассказа?

(ответы учащихся)

Учитель:

Как вы заметили, своеобразно и пунктуационное оформление рассказа «Тоска. В нём много предложений с многоточием, которое выполняет функцию характеристики героя, его манеры говорить, и в то же время является авторским знаком, позволяющим оформить незавершённость действия. Сравним: «Да…Стар уж стал я ездить…Сыну бы ездить, а не мне…То настоящий извозчик был…Жить бы только…Нету Кузьмы Ионыча…Приказал долго жить…Взял и помер зря…». Иона говорит мало, больше не договаривает, держит свою печаль в себе.

А вот другой пример: «Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…Тоска громадная, не знающая границ…В воздухе «спираль» и духота…Иона глядит на спящих, почёсывается и жалеет, что так рано вернулся домой…Думает он об овсе, сене, о погоде…Про сына, когда он один, думать он не может…». Кажется, что тоска наваливается и на читателя, он привыкает к пунктуации, используемой Чеховым для выражения идеи произведения. Жизненная правда сквозит в каждом слове, каждом знаке этого рассказа о ежедневной жизни - пёстрой, разноплановой, в которой жизнь граничит со смертью.

«Достаточно повода, незначительной бытовой подробности, достаточно бытового случая, чтобы переживание выплеснулось наружу и оформилось в обобщающее суждение о жизни в целом», - пишет В.А.Богданов в статье «Жизнь, какая есть и какая должна быть», характеризуя особый писательский талант А.П.Чехова. Рассказ «Тоска» полностью соответствует данному высказыванию.


Вопрос: Перечислите отличительные особенности данного рассказа.


(ответы учащихся)

Учитель:

Подводя итог урока, мы приходим к выводу, что отмеченные особенности данного рассказа являются отличительной чертой многих произведений А.П.Чехова (вспомните, хотя бы уже известный вам рассказ «Толстый и тонкий»). Сюжет рассказа не исчерпан. Образ главного героя, как это часто бывает в произведениях А.П.Чехова, не раскрыт всесторонне, а лишь слегка очерчен, обрисован, но очень яркими, точными средствами, включая пунктуационное оформление, которые можно сравнить с мазками художника, набрасывающего основу будущей шедевральной картины.


Проверка иллюстраций учащихся к рассказу «Тоска», зачитывание ими мини-сочинений о прочитанном произведении.


Домашнее задание: запишите ответ на вопрос « Особенности рассказа А.П.Чехова «Тоска».


Эпиграфом рассказа взяты слова духов­ного стиха «Плачь Иосифа и быль»: «Кому повем печаль мою?…», в котором выражена мысль,
что только Владыка может услышать рыдания человеческие. В рассказе А.П.Чехова «Тоска» люди, встречающиеся Иона, его не слышат…

Рассказ, рассмотренный подобным образом на уроке, вызывает различные эмоции учащихся и, несомненно, заставляет задуматься не только о прошлом, но и о настоящем времени, в котором часто встречается подобная ситуация. Вот отзыв одной из учениц - Анны Т.: «Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление и оставил неизгладимый след в душе. Как же глухи и слепы люди! Как чёрствы и закрыты наши сердца! Мы не хотим и не умеем сочувствовать. Мало кто спешит помочь человеку, оставшемуся один на один со своей бедой. Люди не только не видят тоски в чужих глазах, но даже и слышать о ней не желают…Такие произведения призваны научить нас сочувствию». Пожалуй, к этому добавить нечего. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, будоражит мысли, заставляет ещё раз задуматься о стремлении к тому, чтобы в каждом из нас всё было прекрасно.

Библиографический список

Богданов В.А. Жизнь, какая есть и какая должна быть. Сборник А.П.Чехов. Учитель словесности. М.: Детская литература, 1987

Материалы сайта (дата обращения 22.03.2013)




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал