7


  • Учителю
  • Урок литературы на тему 'Отображение образа Е. Пугачева в литературе и фольклоре' (8 класс)

Урок литературы на тему 'Отображение образа Е. Пугачева в литературе и фольклоре' (8 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Материалы предназначены для проведения серии уроков по отображению образа Е.Пугачева в фольклоре и авторских литературных произведениях. Кроме того, собрана информация о художественных фильмах, созданных по теме восстания 1773-1775 г. В конспекте урока представлен диспут
предварительный просмотр материала

Урок краеведения (литература) в 8 классе.


Учитель : Дымова Елена Александровна


Тема: "Сложность и неоднозначность образа Емельяна Пугачева.

Тема народного восстания в литературе и фольклоре Оренбуржья"


«Увидеть и познать свой край

можно либо своими глазами,

либо с помощью книг»

М. Ломоносов

Цели:


Образовательная

  • Способствовать формированию понятия "художественный образ", определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную, ориентируясь на произведения писателей Оренбургского края;

Развивающая

  • Развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Воспитательная

  • Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство". Воспитывать чувство патриотизма через осознание исторических ценностей малой Родины.

Оборудование:
Презентация «Емельян Пугачев», музыка из кинофильма «Русский бунт», видеоматериалы фрагмента спектакля «Пугачев» по произведению С.Есенина (монолог Хлопуши).

Ход урока:

1. Организационный момент.

- С сентября 2013 года во всех школах Оренбургской области для обязательного изучения введено изучения краеведения (истории Оренбуржья, географии Оренбуржья и литературы Оренбуржья). Какие аргументы, по вашему мнению, были приведены сотрудниками министерства образования для того, что министр издал такой приказ?

- За три месяца этого учебного года на уроках краеведения нами изучено много интересных фактов из истории и литературы родного Оренбургского края. Какая информация показалась вам особо интересной ?

(Сергей Тимофеевич Аксаков , русский писатель, литературный и театральный критик вырос в пределах нашей области в селе Аксаково Буругусланского района. Созданные на оренбургском материале, книги Аксакова приобрели общерусское значение. «Превосходная книга Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» облетела всю Россию», - пишет Н. А. Некрасов. «Такой книги у нас еще не бывало», - утверждал И. С. Тургенев». На многие языки мира переведена его сказка «Аленький цветочек».

Иван Андреевич Крылов, великий баснописец, четырехлетним мальчиком приехал в Оренбург. Точнее, не просто приехал. Была осень 1773 года. Пугачев со своим войском подходил к Яицкому городку, ныне Уральску. Возьми он город, в кровавой резне не уцелел бы никто из офицеров и их семей - ни стар ни млад. И один из главных организаторов обороны капитан Андрей Прохорович Крылов успел отослать жену с маленьким сыном Иваном в Оренбург.

Одним из первых, кто обратился к теме пугачевского восстания, был Владимир Галактионович Короленко, задумавший написать роман «Набеглый царь». В 1900 г. писатель совершил поездку в Оренбургскую губернию, побывал в казачьих станицах, беседовал с казаками, записывал предания.

3 дня в 1883 году в Оренбуржье с целью исследования мест народного восстания под предводительством Е.Пугачева провел А.С. Пушкин. По пути следования из Самары в Оренбург написал «Сказку о золотой рыбке». Трясясь в карете, покрытый пылью дорог, поэт напишет:

"Дорога ваша - сад для глаз,
Повсюду лес, накопаны канавы,
Работы было много; много славы,
Да жаль - проезду нет подчас.


Пушкин выехал из Оренбурга и долгое время находился под впечатлением забавного эпизода. Буквально перед его отъездом местные власти получили письмо от нижегородского губернатора Бутурлина, в котором было предупреждение о приезде Пушкина: "…должно быть, ему дано тайное поручение собирать сведения о неисправностях…" - писалось в послании.
Пушкин весело вспоминал это письмо. Этот эпизод он потом перескажет Н.В. Гоголю и предложит написать ему комедию "Ревизор».


И Жуковский тоже приезжал сюда. Василий Андреевич прибыл в свите наследника престола, будущего Александра Второго, совершавшего путешествие по России. Кстати сказать, в путевом дневнике Жуковского есть запись: «Приезд в Оренбург в три часа пополудни. Тотчас с Далем на берег. Роща за Уралом».


Владимир Иванович Даль, автор Толкового словаря живого великорусского языка, прожив в наших краях почти восемь лет, Оренбуржье хорошо узнал и полюбил. Он служил здесь на посту чиновника по особым поручениям.


Неоднократно бывал в пределах Оренбургского края и в самом Оренбурге Лев Николаевич Толстой. Всего Лев Николаевич совершил десять поездок в наш край. А в самом Оренбурге был дважды. В письмах Толстой подтверждает то, что он был одним из первых пассажиров Оренбургской железной дороги. 1876 года 7 сентября он писал жене: «Мы потеряли двое суток. Несмотря на то, надеюсь попасть в Оренбург, куда мне очень хочется. Железная дорога, говорят, хотя не открыта, ходит очень правильно 2 раза в сутки, и езды менее суток».

Сергей Есенин приезжал в Оренбуржье с целью исследования исторических мест восстания Е.Пугачева.


Владимир Высоцкий во время Великой Отечественной войны в - жил с матерью в эвакуации в селе , в 25 км от райцентра - города области.


2. Проверка домашнего задания (проверяется в ходе обсуждения темы).


3. Работа по теме урока

Сегодня у нас необычный урок - дебаты по обсуждению исторической личности, предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, сложности и неоднозначности изображения его образа в произведениях русских классиков и Оренбургском фольклоре. В школе мы изучаем литературу Оренбуржья и историю Оренбуржья как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки, и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность.

Историческая справка: 18 век вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. В 1762 году произошел дворцовый переворот, был, свергнут с престола, а затем, тайно убит (не без участия супруги) император Петр3. На трон взошла Екатерина 2.Законодательство Екатерины II по крестьянскому вопросу расширило своеволие и произвол помещиков до крайних пределов. Так, указ 1765 г. о праве помещика ссылать своих крепостных на каторгу, спустя два года был дополнен запретом крепостным подавать жалобы на своих помещиков. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна. Ответом на окончательное закрепощение крестьян и стали многочисленные бунты. Наиболее массовым и кровавым из них стал бунт под предводительством Емельяна Пугачева. Емельян был человеком незаурядным, и благодаря своим лидерским способностям, быстро набрал популярность в казачьей среде. Восстание Пугачева перерастало в настоящую крестьянскую войну . Войска самозванца (Е.Пугачев объявил себя воскресшим Петром 3) росло в геометрической прогрессии. Крестьянская война охватила огромные территории . Емельян почти не встречал никакого сопротивления, занимая один за другим Поволжские города. В лагерь Пугачева стекались помещичьи и заводские крестьяне, работные люди уральских заводов, башкиры, калмыки и представители других народов Поволжья и Приуралья. По всей стране разносились манифесты, изданные «мужицким царем» (приложение). К концу 1773 г. численность пугачевского войска достигла 30 тыс. (по некоторым данным - до 50 тысяч) человек, а его артиллерия насчитывала до 80 пушек. Отряды повстанцев захватили Бузулук и Самару, Красноуфимск, осадили Оренбург , Казань, Уфу, вели бои под Челябинском. На Урале пугачевцы взяли под свой контроль до 3/4 всей металлургической промышленности. Восстание охватило Пензенскую, Тамбовскую, Симбирскую и Нижегородскую губернии.

Среди документов следствия над Е.И. Пугачевым в Казанской губернской канцелярии сохранился подлинный паспорт Пугачева, врученный ему 12 августа 1772 г. комендантом Добрянского форпоста майором Н. Мельниковым, в котором озвучено описание внешности Е.Пугачева:

"По указу ея величества, государыни императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы Всероссийской и прочая, и прочая и прочая. Объявитель сего, вышедшей ис Польши и явившейся собою при Добрянском фарпосте веры разкольнической Емельян Иванов сын Пугачев, по желанию ево для житья определен в Казанскую губернию, в Синбирскую правинцию, к реке Иргизу, которому по тракту чинить свободной пропуск, обид, налог и притеснения не чинить, и давать квартиры по указам. А по прибытии ему явитца с сим пашпортом в Казанской губернии в Синбирской правинциальной канцелярии, також следуючи и в протчих правинциальных и городовых канцеляриях являтца; празно ж оному нигде не жить и никому не держать, кроме законной ево нужды. Оной же Пугачев при Добрянском фарпосте указанной карантин выдержал, в котором находился здоров и от опасной болезни, по свидетельству лекарскому, явился несумнителен.

А приметами оной: волосы на голове темнорусые, ус и борода черныя с сединою, от золотухи на левом виску шрам, от золотухи ж ниже правой и левой сиски (от золотухи) две ямки, росту дву аршин (1 аршин= 71 см), четырех вершков с половиною (1 вершок = 44мм) - рост составлял 1 м 42 см, от роду сорок лет. (В действительности Е. И. Пугачеву было в то время 30 лет, родился он, как известно, в 1742 году). При оном, кроме обыкновенного одеяния и обуви, никаких вещей не имеетца.

Во верность чего дан сей от главнаго Добрянского фар-постнаго правления за подписанием руки и с приложением печати моей в благополучном месте 1772 году августа 12 дня. Майор Мельников. Пограничный лекарь Андрей Томашевской.

Копия паспорта хранится среди документов следствия по делу Пугачева, производившемуся 18 декабря 1772 г. в Малыковской дворцовой управительской канцелярии (ЦГАДА. Ф.6.Д.413.Л.3 и об.)

Символичным является даже возраст Е.Пугачева на момент казни - 33 года (возраст спасителя Иисуса Христа).

В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница О. Чайковская отмечала: "Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях).

- Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской, которая утверждает: "Этот "двойной" портрет являет собой как бы сопоставление двух царей (тем более что одним замазали другого - это значит, что в народном сознании один другого уже победил)?

Пугачев принял личное участие в пытках 12 казачьих старшин, которых, с переломанными костями, но еще живых, положили в костер. Главным методом обеспечения его армии были грабежи сельского населения. Помещиков и их приказчиков убивали, зачастую предварительно подвергая пыткам. Крепостных крестьян первоначально объявляли свободными, но по мере распространения бунта перед ними все чаще ставился выбор: либо присоединяться к отрядам Пугачева, либо самим становиться объектами грабежа и унижений. Как говорилось в царском Манифесте от 19 декабря 1774 г. «О преступлениях казака Пугачева», «опустошение многих жилищ каждое благое сердце приводит в содрогание, и кровь, багрившая землю и пролитая его мучительною рукою, дымится и вопиет на небеса об отмщении». Пугачевцы «целый год производили лютейшие варварства в губерниях Оренбургской, Казанской, Нижегородской и Астраханской, истребляя огнем церкви Божии, грады и селения, грабя святых мест и всякого рода имущества, и поражая мечем и разными ими вымышленными мучениями и убивством священнослужителей и состояния вышнего и нижнего обоего пола людей, даже и до невинных младенцев». Особенно жестоко поступал Пугачев с офицерами боровшихся против него правительственных отрядов. Жен и дочерей командиров гарнизонов он брал себе в наложницы. Солдатам правительственных войск он обещал, в обмен на предательство, офицерские должности, а после «возвращения престола» - поместья и придворные привилегии. Спекулируя на психологии вчерашних крепостных, он призывал их перейти на службу к «императору Петру III», обещая уставшим от тягот службы солдатам красивую жизнь, женщин и вино. Жертвами Пугачевского бунта в Поволжье стали: в Нижегородской губернии - из 1425 дворян убито 348 чел. (1/4), в Алаторском уезде - 221 чел. в Саранске - 62 чел., в Саратове - 24 дворянина и 21 приказный, в Ядринском уезде - 38 священников, в Курмышском уезд е- 72 чел., из них 41 - священники.

(аудиозапись из кинофильма «Русский бунт»)

- Какие картины предстали вашему воображению при прослушивании музыки В.Мартынова?

12 сентября 1774 г. группа сподвижников Пугачева, богатых яицких казаков, во главе с Твороговым и Чумаковым, схватила его на р. Узени. Закованный в колодки самозванец был привезен в Яицкий городок и сдан властям, затем Пугачева переправили в Симбирск, а оттуда в деревянной клетке в Москву.
10 января 1775 г. на Болотной площади в Москве Пугачев и несколько его верных соратников были казнены.
Многие пугачевцы после подавления восстания были биты кнутом, прогнаны сквозь строй, сосланы на каторгу. Всего же в сражениях с регулярными войсками в ходе восстания погибло не менее 10 тыс. человек, примерно вчетверо больше людей было ранено и искалечено. С другое стороны, жертвами повстанцев стали тысячи дворян, чиновников, священников, горожан, простых солдат и даже крестьян, не пожелавших подчиниться самозванцу. Жену и 3 детей Е.Пугачева по приказу императрицы 30 лет продержали в заточении в крепости. Вместе с ними 30 лет пробыла в заключении и вторая жена, считавшая себя императрицей, правда, всего 3 месяца.

Стоит отметить, что большую роль в разгроме Пугачева, сыграл . А.С. Пушкин так описывает встречу Суворова и Пугачёва: «Суворов с любопытством расспрашивал славного мятежника о его военных действиях и намерениях…А.В. Суворов Военное искусство Пугачёва было Суворову любопытно. Но досталась ему роль конвоира «Пугачёв сидел в деревянной клетке на двухколёсной телеге. Сильный отряд, при двух пушках, окружал его. Суворов от него не отлучался. В деревне Мостах (в ста сорока верстах от Самары) случился пожар близ избы, где ночевал Пугачёв. Его высадили из клетки, привязали к телеге вместе с его сыном, резвым и смелым мальчиком, и во всю ночь Суворов сам их караулил». Интересный факт: известно, что Е.Пугачев - донской казак, после его казни по указу Екатерины 2 решено было сжечь дом, к котором родился знаменитый бунтарь. На момент казни дома уже не существовало - он был продан, разобран на строительный материал и поставлен в другом месте. Царские прислужники вынуждены были вновь построить дом на прежнем месте, а потом в назидание потомкам сжечь.

Отражение темы крестьянского восстания Е.Пугачева в художественной литературе и Оренбургском фольклоре.

Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни и предания. Немало отражений в русском фольклоре нашло и крестьянское восстание под предводительством Е.Пугачева.

Портрет литературного героя строится на художественных приемах создания образа (поступки, портрет, сопоставление эпизодов, речь, фольклорные средства: пословицы, песни, сказка).

(учащиеся приводят примеры преданий «Пугачев в станице Татищевской», «Как генерал Кар от Пугачева удирал» и фольклорных песен «В стане Пугачева», «Как за барами житьё было привольное», «Из Уралечко пышет пламечко», «Ты, звезда ли, моя звёздочка», «Пугачев», « Емельян ты наш, родной батюшка» и другие.

- Каким вы увидели Е.Пугачева в фольклорных произведениях Оренбуржья? Что можно сказать об отношении к предводителю крестьянского восстания простого народа? Докажите на примерах.

Александр Павлович Крюков в произведении «Рассказ моей бабушки» . Родился в 1800 году в Оренбургской области и работал в Илеке в соляной конторе чертежником. Поэт. "Рассказ моей бабушки" оренбуржца Крюкова сослужил добрую службу А.С.Пушкину в его работе над "Капитанской дочкой".

В Оренбурге в 1910 году вышла в свет повесть Льва Васильевича Исакова в стихах «Пугачевщина». В произведении, состоящем из 25 глав, прослеживается биография Е.Пугачева, начиная с детства и до сцен его казни. Исаков выбирает в рассказчики свидетеля, ведущего своеобразный протокол всего происходящего.

- Зачитайте сцены из глав произведения, говорящие о характере Е.Пугачева, военных действиях тех времен и отношении автора к происходящему.

А.С. Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор. Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачева», а в 1836 году повесть «Капитанскую дочку», посвященную событиям конца 18 века. Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность всегда остается литературным героем и автор использует свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой не всегда один и тот же человек.

«Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою». Отношение Пушкина к самозванцу и бунтовщикам в «Истории Пугачёва» однозначно-негативное. Последние чаще всего именуются «сволочью» и «разбойниками». Вот только одни из эпизодов их деятельности: «Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жён и дочерей, отданных на поругание разбойников. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев». В своих воспоминаниях В.И. Даль, друг Пушкина, привел интересный рассказ о реакции поэта на событие, произошедшее в церкви Бердской станицы (так с начала XIX века стала называться Бердская слобода) : "Пугач, ворвавшись в Бёрды, где испуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошёл также в церковь. Народ расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошёл прямо в алтарь, сел на церковный престол и сказал вслух: "Как я давно не сидел на престоле". В мужицком невежестве своём он вообразил, что престол церковный есть царское седалище. Пушкин назвал его за это свиньёй и много хохотал…"

Но, самое главное, в Берде Александр Сергеевич находит старую казачку, которая знала, видела и помнила Пугачёва. Ирина Афанасьевна Бунтова, которой в 1833 году было семьдесят три года. Её отец служил в пугачёвском отряде. Он и рассказывал ей о событиях в Бердской слободе. Многое поведала поэту старая казачка. "Пушкин, - свидетельствовал Даль, - разговаривал с нею целое утро. Старуха спела также несколько песен, относившихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощанье червонец". События и люди, как живые, вставали из этих рассказов. На её рассказ опирается сцена принятия Пугачёвым присяги в "Капитанской дочке":
"Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.
В тетрадь с "Оренбургскими записями" Пушкин заносит: "В Берде Пугачёв был любим; его казаки никого не обижали". Как известно, в народе верили, что Пугачёв - царь Пётр III. "Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства". Такой вывод был сформулирован Пушкиным в "Замечаниях о бунте". Самозванец в «Истории Пугачёва» - это бродяга, волею случая, волею яицких казаков ставший во главе бунта. Он - заложник и выразитель их воли. Его достоинствами называются «некоторые военные познания и дерзость необыкновенная». Как исключение из правила, из общего кроваво-звериного поведения Пушкин в поступках некоторых бунтовщиков отмечает проблески человечности, милосердия. В произведении «Капитанская дочка» устами главного героя П.Гринева Пушкин сокрушается о позорном конце лже-императора: «Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу». «Емеля! Емеля! думал я с досады, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать». Знаменательно прощание самозванца перед казнью: «Пугачёв сделал с крестным знамением несколько земных поклонов, обратясь к соборам, потом с уторопленным видом стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чём я согрешил пред тобою; прости, народ православный!».

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» - пишет в заключении произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкин.

С.М. Петров, литературовед (издал более 40 книг по истории и теории литературы ) писал: «Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва».

Военный писатель В.Б. Броневский противопоставляет мнение предыдущего автора, заключая: «Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают».

В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию "Пугачёв", в которой обращается к событиям народного восстания 1773-1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Доподленно известно высказывание поэта: «Я несколько лет изучал материалы и убедился, что Пушкин во многом был неправ. Я не говорю уже о том, что у него была своя дворянская точка зрения. И в повести и в истории. Например, у него найдём очень мало имён бунтовщиков, но очень много имён усмирителей или тех, кто погиб от рук пугачёвцев. Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что многое Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие другие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало». Есенинский Пугачёв, как и реальный Пугачёв, - это неоднозначная личность, в которой «дикарь и оборванец», перекати-поле значительно доминирует над крестьянином. То, что крестьянское начало окончательно не утрачено героем, свидетельствует его монолог:

Слушай, отче! Расскажи мне нежно,

Как живёт здесь мудрый наш мужик

Так же ль он в полях своих прилежно

Цедит молоко соломенное ржи?

Так же ль здесь, сломав зари застенок,

Гонится овёс на водопой рысцой,

И на грядках, от капусты пенных,

Челноки ныряют огурцов?

Так же ль мирен труд домохозяек,

Слышен прялки ровный разговор?

В ходе анализа литературных произведений и Оренбургского фольклора учащиеся вносят примеры из текстов, исторические факты в таблицу:

Емельян Пугачев - жестокий разбойник и бунтарь, принесший много крови и горя

Емельян Пугачев - народный защитник,

пострадавший за свободу крестьян

большие людские потери

восхваление в народных песнях и преданиях - «мужицкий царь»

Военный писатель В.Б. Броневский: «Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают»

А.С. Пушкин «Оренбургские записи»

"В Берде Пугачёв был любим; его казаки никого не обижали. Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства"

А.С. Пушкин «Оренбургские записи»:

"Пугач, ворвавшись в Бёрды, где испуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошёл также в церковь. Народ расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошёл прямо в алтарь, сел на церковный престол и сказал вслух: "Как я давно не сидел на престоле". В мужицком невежестве своём он вообразил, что престол церковный есть царское седалище.

С.М. Петров, литературовед :

«Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва».

Л.В. Исаков «Пугачевщина»:

«Народный палач…, виновник подлой измены, имя позором навек заклеймено»

С. Есенин:

«Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что многое Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие другие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало».

Секретарь самозванца Почиталин :

на допросе Пугачев плакал, разглядывая привезенный ему портрет Павла (сына Петра 3) : «Вот-де оставил ево малинько-ва, а ныне-де вырос какой большой, уж без двух лет двадцати; авось либо господь, царь небесной, свет, велит мне и видиться с ним».

Первую жену Пугачёва Софью Дмитриевну и детей Трофима, Аграфену и Христину, а также вторую жену - Устинью Петровну (Кузнецову) приговорили к содержанию в на 30 лет.

Царский манифест от 1774 года «О преступлениях казака Пугачева»:

«опустошение многих жилищ каждое благое сердце приводит в содрогание, и кровь, багрившая землю и пролитая его мучительною рукою, дымится и вопиет на небеса об отмщении». Пугачевцы «целый год производили лютейшие варварства в губерниях Оренбургской, Казанской, Нижегородской и Астраханской, истребляя огнем церкви Божии, грады и селения, грабя святых мест и всякого рода имущества, и поражая мечем и разными ими вымышленными мучениями и убивством священнослужителей и состояния вышнего и нижнего обоего пола людей, даже и до невинных младенцев».

Л.В. Исаков «Пугачевщина»:

«…мужик крепостной на тягло посаженный, к тычках и плеухам давно уж привык. Не мыт и не чесан, в рубахе посконной, на вид был невзрачен наш русский мужик. Согнут в три погибели был господами, и тяжко, бесправный, под игом страдал. Оброком, кнутом, крепостными правами закон мужика уничтожил, связал…»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

«Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу». «Емеля! Емеля! думал я с досады, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать».

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

«Пугачёв сделал с крестным знамением несколько земных поклонов, обратясь к соборам, потом с уторопленным видом стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чём я согрешил пред тобою; прости, народ православный!».



Отражение темы крестьянского восстания Е.Пугачева в художественных фильмах и театральных постановках:


Тема крестьянского бунта не раз волновала души великих режиссеров и театральных постановщиков. Фильмы «Емельян Пугачев», «Воля, омытая кровью», «Капитанская дочка» выходили на экраны страны в разные исторические вехи.

В 2000 году, 13 лет назад, в Оренбургской области, недалеко от районного центра Саракташ расположено место под названием Красная горка. Именно там были построены декорации и снят художественный фильм «Русский бунт» по мотивам произведения Александра Пушкина «Капитанская дочь» . В главной роли снялся знаменитый актер - Владимир Машков. Местные жители рассказывали, что в массовых сценах снялось много жителей окрестных деревень. Особое предпочтение отдавалось представителям мужского пола с настоящей бородой, имеющих собственную лошадь с телегой. Данные декорации существуют в селе по сей день и используются в качестве местных достопримечательностей.


На сегодняшний день самый известный француз нашей страны - актер Жерар Депардье планирует снять фильм о работе Пушкина над темой восстания Е.Пугачева.

Неоднозначное мнение Россиян по теме крестьянского восстания Е.Пугачева вызывает споры по сей день. В честь него назван город в Саратовской области. В в честь Е. Пугaчёва установлен памятник. Так, Салават Юлаев, ближайший соратник Е.Пугачева, является и по сей день национальным героем соседней республики Башкортостан. Улицы, названные именем Е.Пугачева, предводителя крестьянского восстания, существуют в 12 российских городах, в том числе Пензе, Уфе, там, где непосредственно проходили исторические события.


4. Подведение итогов урока.

- Выразите свое мнение по поводу крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачева и его роли в истории.

Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история.

Песня о времени" В. Высоцкого

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!

5. Домашнее задание.

Сочинение- рассуждение на тему «Сложность и неоднозначность образа Емельяна Пугачева. Тема народного восстания в литературе и фольклоре Оренбуржья"





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал