- Учителю
- Научно-исследовательская работа по литературе на тему: «Зимние мотивы в русской поэзии» (7 класс)
Научно-исследовательская работа по литературе на тему: «Зимние мотивы в русской поэзии» (7 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №5»
Научно-исследовательская работа
по литературе на тему:
«Зимние мотивы в русской поэзии»
Выполнила: ученица 7 класса «В»
Косыгина Валерия
г. Чаплыгин
2015
Оглавление:
1. Введение……………………..……………………………………………………………………..2 с.
2. Основная часть……………………………………………………………………………………3-13 с.
2.1. Образ зимы в русской поэзии………………………………………………………………….3 с.
2.2. Каждый поэт видит зиму по-своему….…………………………………................................3-10 с.
2.3.Изобразительно- выразительные языковые средства в стихотворениях о зиме……….10-12 с.
2.4. Произведения искусства о зиме…………………………………………………….…………12-13 с.
3. Заключение ...……………………………………………………………………………………..14-15 с.
4. Список использованной литературы……………………………………………………………15 с.
Введение:
Актуальность темы:
Природа зимой надевает белую шубу, засыпает снегом некогда цветущие полянки, деревья наряжаются в пышные белые наряды, лесные тропинки становятся непроходимыми, на лед ложится снежный покров. Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно редкое щебетание зимних птиц, да сухой хруст веток в зимнем лесу.
У меня зима вызывает чувство восторга, радости. Однажды я шла из школы и у меня возник вопрос: Как воспринимали, описывали зиму поэты? Эти мысли послужили толчком к написанию данной работы. Я решила познакомиться со стихами поэтов о зиме, узнать, как они относились к этому времени года, сравнить описание зимы у разных поэтов, а также посмотреть, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы. А затем поделиться своими выводами с другими в заключительной части данной исследовательской работы.
Цели исследовательской работы:
-
Исследовать изображение зимы в стихотворениях русских поэтов.
-
Проанализировать произведения о зиме.
-
Научиться формулировать свои мысли.
Задачи:
-
Сравнить несколько произведений русских поэтов.
-
Сделать вывод по наблюдению над произведениями.
-
Выявить какие художественные средства поэты использовали для изображения зимы.
-
Выявить способы отражения красоты зимы в произведениях искусства (музыка, живопись).
Методы:
-
Работа с художественными произведениями (стихотворениями о зиме различных авторов).
-
Исследование документальных изданий.
-
Работа с иллюстрациями, фотографиями, репродукциями картин.
-
Использование глобальной сети интернет.
2. Основная часть.
2.1. Образ зимы в русской поэзии.
В русской поэзии множество стихотворений посвящено зиме.
Снег - явление завораживающее. А для поэзии снег одно из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир. Мы сами знаем: выпадает снег, и земля преображается, и душа наполняется радостью, настроение делается приподнятым. Психологи даже считают, что сама природа белоснежным покрывалом спасает человека от депрессий, которые возникают в связи с нехваткой солнечного света в осенне-зимний период.
Снег, вьюга, зимний ветер часто воспринимаются как живые существа, зима представляется сказочной красавицей.
Зима… Каждый из нас воспринимает её по - своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому-то радостно и весело. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.
Вот и у поэтов зима вызывает самые разные чувства.
-
Каждый поэт видит зиму по-своему.
Зима - удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней.
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Но, если перечитать стихотворения о зиме, можно увидеть, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.
Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него - добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».
Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
Таким образом, в стихотворении «Чародейкою-зимою…» поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая:
Чародейкою - Зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Затем я обратилась к стихотворению Сергея Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.
Поёт зима-аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
Здесь мы видим, что зима - как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки, мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.
Очарование зимы стремился передать Сергей Есенин и в других своих стихотворениях:
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Далее я решила рассмотреть стихотворение А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница-зима…
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.
Зимние мотивы присущи и другим стихотворениям Пушкина:
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Если в этих стихотворениях поэт выражает свое восхищение красотой зимы, то в стихотворении «Зимняя дорога» мы видим и печаль и грусть.
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег....
Таким образом, отношение Пушкина к зиме неоднозначно, к тому же многие знают, что любимым временем года поэта все-таки была осень.
Падение снега, свежий снег, застарелый снег - все эти образы упоминаются во множестве строк. Например, Николай Алексеевич Некрасов ласково называет его снежком и уже это говорит о трепетном отношении поэта к зиме.
Снежок
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
А вот поэт Николай Огарев считал зиму тоскливой:
Дорога
Николай Огарев
Тускло месяц дальной
Светит сквозь тумана,
И лежит печально
Снежная поляна.
Белые с морозу
Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками.
Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.
Я в кибитке валкой
Еду да тоскую:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.
Разделяет его мнение, по-видимому, Евгений Баратынский. Где сладкий шепот?- спрашивает он.
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
Мы видим, что поэт тоскует о том, что холмы, луга и долы покрыл ковер зимы, а успокаивает его только трескучий огонь в печи, благодаря которому он забывает вой бури.
С ними был не согласен Александр Твардовский. Он считал, что зима, наоборот, способна разогнать печаль:
Опять зима
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…
Зимние картинки
Щенка прогуливает тетя.
Щенок расстался с поводком.
И вот на бреющем полете
Летят вороны за щенком.
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?
Любил зиму, считал её чудной Афанасий Фет:
Чудная картина...
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А какой радостью, восторгом искрятся следующие строки его стихотворения:
Мама! глянь-ка из окошка...
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
Оригинальным, мне показалось, изображение зимы И.А.Буниным в стихотворении « В окне, серебряном от инея…»:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах - небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Восхищается зимой и детский поэт Сергей Михалков:
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас - беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!
2.3. Изобразительно - выразительные языковые средства в стихотворениях о зиме.
Проанализировав отдельно стихотворения, у меня возник вопрос: Что же помогает поэтам передать свои чувства к зиме и вызвать ответные чувства в душах читателей?
Это, конечно же, средства изображения. Средства речевой выразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.
Средства изображения: это тропы - эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.
«Чародейкою-Зимою».
Эпитеты:
снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой., луч косой,
Олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.
«Поёт зима - аукает…»
эпитеты: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым .
Олицетворение: поёт зима - аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака.
Сравнение - воробышки, как детки сиротливые.
В стихотворениях А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.
Олицетворения: север дохнул, завыл; волшебница-зима идёт, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла и др.
Сравнения: «Луна, как бледное пятно». Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами... снег лежит», волнистым ковром. Используя сравнения, поэт передает восторг перед красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.
Картину зимнего утра он изображает с помощью эпитетов: чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой. Некоторые образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» несколько раз:
«блестя», «блестит», «блеском» (однокоренные слова). Они передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды, создает настроение радостного и немного печального умиления.
С помощью других эпитетов и конкретных слов автор передает свою грусть, сердечную тоску, навеваемую зимним пейзажем, в стихотворении «Зимняя дорога»:
печальные поляны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска, глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен.
В стихотворении Бунина первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
Во второй строфе - олицетворения: "солнце, бодрое от холода", "утро тихо, радостно и молодо", "окно золотится…".
Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.
Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть необыкновенное в обыкновенном.
Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.
Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий вывод:
У каждого поэта своё видение зимы, а средства изображения помогают поэтам показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года - зиму.
2.4. Произведения искусства о зиме.
Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало закрывает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Русская природа привлекала, привлекает и всегда будет привлекать творческих людей.
Зимние мотивы свойственны не только русской поэзии, но и музыке, живописи. Красотой зимы, её очарованием восторгались не только поэты и писатели, но и композиторы, художники.
Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.
Изображая различные времена года в своих работах, русские художники стремились в первую очередь показать настроение природы. Как правило, зима в русских картинах - это безмятежное время, когда все вокруг скрывается за белоснежным покровом. Многие живописцы стремились показать, что зима - именно русское время года.
В живописи зиму запечатлел русский художник И.Э.Грабарь. Он нарисовал картину «Февральская лазурь». В феврале бывают такие дни, когда воздух и всё вокруг наполнено голубым сиянием. Голубое небо, голубой снег - всё окрашено в этот удивительный по красоте цвет. Именно такой день изобразил на своей картине художник. Картина вызывает радостное и праздничное настроение, как будто ты находишься там, у берёз, и вдыхаешь морозный воздух.
Чаще всего в живописи, как и в литературе, описание природы зимой создавалось из впечатления от первого снега.
Яркий пример тому - картина Аркадия Пластова «Первый снег». Изображение двух крестьянских детей, выходящих из типичной русской избы, символизирует надежду в светлое будущее, ведь только-только закончилась страшная война. И первый снег - один из символов того, что жизнь будет налаживаться. На самом деле Аркадий Пластов больше любил яркие краски, однако в этой картине он обошелся без них, но все же добавил в нее свой любимый элемент - крестьянский быт.
Художник-пейзажист Николай Крымов всегда восхищался русской зимой, ее холодами и снегом. Его очаровывала неброская красота родной русской природы. Особенно он любил снег, мороз, спокойную величавость зимы. Хотя картина называется "Зимний вечер", но она очень светлая, видимо, вечер только начинается. В картине помимо белого цвета, мы наблюдаем оттенки голубого. Такой цвет необходим, чтобы усилить впечатление от мороза, показать, что на улице очень холодно. И все же, художник включил в свою картину людей, которые идут по снежной тропинке. Такой образ - яркая иллюстрация того, что русский человек не боится даже самую суровую зиму, наоборот, она нравится ему.
Русский живописец Константин Юон создал огромное число художественных образов зимы в своих картинах. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег - всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.
С 1908 по 1958 у художника был дом в Лигачеве, многие пейзажи он написал именно там, там черпал вдохновение, там его воплощал. Давайте рассмотрим и сравним две картины Юона на одну тему, написанные в этой деревне. Это картины "Волшебница-зима" и "Русская зима. Лигачево".
Картину "Волшебница-зима" художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения, пробующим новое. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.
Прошло тридцать пять лет, минуло много исторических событий, две войны и революция, и наступила такая же снежная зима. Однажды художник вновь поднялся на тот же пригорок и глянул на деревню. То, что он увидел - он рассказал с помощью кисти и красок в картине "Русская зима. Лигачево".
Имя художника Бориса Кустодиева связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным, зимним счастьем - "Масленица".
Только густо-темные деревья, только белый снег. Множество деревьев - стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Можно ли из этого создать интересную картину? Можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. Это великий русский пейзажист Иван Шишкин. Он сделал это - написал такую картину-пейзаж. И называется картина "Зима".
Не отстали от художников, поэтов и композиторы. Зимние мотивы звучат в композиции «Зима» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Это своеобразный дневник композитора, в котором он запечатлел дорогие его сердцу эпизоды о каждом времени года, о каждом месяце. Образ зимы передан звуками в кантате Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает», в «Вальсе» из музыкального цикла «Метель», в веселой песне уральского композитора Ирины Фроловой «Зимняя сказка», да и во многих других музыкальных произведениях. Мне нравится, как задорно спела о зиме Валентина Толкунова песню «Кабы не было зимы», слова которой сочинил Э. Успенский, музыку - Е. Крылатов.
Литература - это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы, композитор - музыкой, поэт делает это по-своему.
Заключение
Изучая и сравнивая стихотворения о зиме можно сделать следующие выводы:
Зимняя пора в стихах русских поэтов грациозна и благодушна к спящей природе. Она задумчива и манит великолепием, словно, сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время, как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно, строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием русской поэзии.
Зима вдохновляла на творчество и поэтов, и художников, и композиторов. Они восхищались ею и передавали свой восторг разными способами. Композиторы - звуками, художники - красками. А поэты использовали разнообразные средства речевой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.
Так они передавали свой восторг волшебницей-зимой, вместе с которой приходят Рождество, Новый год и долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках.
Но зима не всегда радостная, она может быть холодной и суровой. Она таит в себе и таинственные, опасные стороны - лютые бури, беспощадный мороз Вероятно, поэтому иногда зимние мотивы в русской поэзии звучат тоскливо и печально. Ведь в описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства. А чувства человека изменчивы, непостоянны.
В данном случае хочется вспомнить совет психологов о том, что нужно любить лето- летом, осень -о сенью, весну - весной, а зиму - зимой. А не мечтать летом о санках и снеге, а зимой о солнце и летних цветах. Еще важно в каждом времени года увидеть прекрасное, в весне- благоухание первых свежих листьев и сочную зелень травы, в лете- разнообразие ягод и пение птиц, в осени- ковер из разноцветных листьев, в зиме - чистоту первого снега и серебристый иней.
Увидеть радостное в грустном - это здорово! Например, О. Генри в своем рассказе «Фараон и хорал» назвал желтый лист, упавший поздней осенью, визитной карточкой Деда Мороза. Если так относится к желтым листьям, то постепенно чувство грусти уходит и появляется радость ожидания зимы и Нового года.
Уметь находить прекрасное в каждом времени года, также как хорошее в каждом человеке. Ведь у природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку.
И все же каждый из поэтов увидел в зимней природе что-то свое, особенное, дорогое ему. Из этих многочисленных образов складывается образ зимы в русской поэзии.
В одно окно смотрели двое.
В одно окно смотрели двое;
Один увидел - дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое!
...В одно окно смотрели двое...
Или:
В одно окно смотрели двое:
Зима. Снега. Покой. Простор.
Двух елей тихий разговор.
Сияние бело-голубое.
В одно окно смотрели двое,
Все слушали, как воет вьюга,
Держали за руку друг друга…
Список использованной литературы
1. Айхенвальд Ю. Иван Бунин и его стихотворения // Бунин И. Свет незакатный.- М.,2005.
2. Альбом «Русские художники от «А» до «Я», М., Слово, 2004.
3. Белый А. Поэзия слова: Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы. Семиотика. - М., 2007
4. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 2003.
5. Григорьев В. П. Поэтика слова. - М., 2002.
6. Кошечкин С. Счастьем простым дорожить… // Стихотворения. М. , 2009.
7. Пустовойт П. Г. От слова к образу. - Киев, 1974
8. Саводник В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. - М., 1991
9. Фридлендер Г.М. «Поэтический строй русской лирики», -М, 2003.
10. Шайн К.Э. «Язык, Поэзия. Гармония». Ставрополь, 1999.
11. Эпштейн М. Н. Система пейзажных образов в русской поэзии. - М., 2001
12. Энштейн М.Н. Юнина Е. Поэтическая зима» // Вопросы литературы, 1999 № 9
14