7


  • Учителю
  • Урок Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина Недоросль

Урок Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина Недоросль

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок по литературе на тему: «Традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

«Русская комедия начиналась задолго ещё до

Фонвизина, но началась только с Фонвизина»

В.Г.Белинский.

Цели урока: 1) рассмотреть влияние литературных традиций на комедию Фонвизина;

2) анализировать комедию «Недоросль» как новаторское произведение в литературе 18 века;

3) показать мастерство драматурга в создании системы образов комедии.



Ход урока:

  1. Предкоммуникативная фаза.

Учитель:

- Продолжая разговор о литературе 18 века, вспомним, какие традиции повлияли на её формирование. Было дано задание составить опорную схему (рисунок), прокомментируйте их.

( Опора на статью учебника «Новая русская литература и традиции»).

  1. Коммуникативная фаза.

Учитель:

- Наша сегодняшняя задача - рассмотреть традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», раскрыть значение эпиграфа урока.

- К какому из 4-х источников, проникших в литературу 18 века, относится жанр комедии?

- К традициям русского фольклора.

- Почему Фонвизин обращается к комедии?

- 1) Самый наглядный вид искусства - театр, 2) чтобы сделать зло бессильным, нужно его высмеять.

- Откуда идёт традиция, вера в то, что слово, сказанное от сердца, может изменить что-то в жизни людей, улучшить?

- Из древнерусской литературы.

- Да, сатира должна исправлять нравы, учить. Порок и добродетель должны быть представлены наглядно. А что должно восторжествовать?

- Добродетель.

- … как в фольклорных произведениях.

Поэтому главные герои делятся на 2 лагеря: с одной стороны, представители порока- Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофан, с другой стороны, представители добродетели- Стародум, Правдин, Милон, Софья.

Проверка индивидуальных заданий.

- Выделите самую характерную черту, качество героя.

Скотинин- скотоподобие

Митрофан- невежество

Простаков- забитость

Стародум- прямота

Правдин- честность

Софья- благородство

Милон- добропорядочность

- Большинство персонажей наделены «говорящими» фамилиями и именами, широко применявшимися в русской сатирической литературе. (рассуждения учащихся).

- В пьесах того времени всегда есть герой, который напрямую выражает идеи автора, его заветные мечты, единомышленник. Кто этот герой?

- Стародум.

- Какой нравственный итог подводит он?

- «Вот злонравия достойные плоды…» ( пожинают свои плоды).

Вывод:

Комедия Фонвизина продолжает традиции литературы того времени, перенимая все присущие ей черты.



Учитель:

- …Но не назвали бы современники Фонвизина комедию «лучшей из театральных пьес в комическом роде», не было бы полного успеха, не писал бы великий Пушкин о драматурге слова восхищения:

«…Писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник, лаврами повитый,

Денис- невежде бич и страх»,

Или

«Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…»,

если бы драматург не пошёл дальше, не перешагнул через устаревшие традиции.

Величие комедии Фонвизина в её новаторстве. В чём же оно проявилось?

Запись в тетрадях:

  1. Неодносложность системы образов.

  2. Речь героев.

  3. Новые идеи комедии.

1)- К отрицательным или положительным героям отнесём остальных героев комедии Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, Еремеевну, Тришку?

- Нельзя ответить только «да» или «нет» (характеристика второстепенных героев).

- Фонвизин отходит от традиции изображать односложные характеры.

Вспомним экзамен, который устроил Митрофану Стародум (чтение сценки по ролям).

- Каковы его ответы?

- Невежественные.

- А ещё они остроумные.

Но он не только невежда, он бессердечен, когда отталкивает мать, посвятившую ему жизнь. Здесь он не вызывает смех, он страшен.

- Есть ли положительные черты у Простаковой?

- Она жестока и груба, но безумно любит сына. Для неё «воспитание» и «питание» одно и то же. Вспомните финал комедии, когда она теряет последнюю надежду- сына. Перед нами страдающая женщина, вызывающая сочувствие.

Вывод:

Фонвизин отходит от традиции 18 века изображать односложные, одноцветные характеры. Герои комедии сложнее, сложнее система образов.

2) Речь героев.

- Новаторство Фонвизина проявилось и в умении строить речь своих героев. Даже не видя на сцене, а только читая комедию, мы хорошо представляем характер действующих лиц. Речь госпожи Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она переходит к грубому тону (скот, болван, воровская харя - Митрофанушка, друг мой сердечный) (запись в тетради)

Речь Скотинина груба, соответствует фамилии.

Речь Стародума, Правдина… Цыфиркин - пословицы, поговорки (примеры учащихся).

3) Новаторскими оказались и идеи драматурга.

Во времена Фонвизина не была новаторская мысль о воспитании просвещенного дворянина. Об этом говорили великие люди XVIII в. Петр I, Елизавета II, Ломоносов и др. Но Фонвизин понимает, что одного просвещения мало.

- Как вы думаете, что нужно еще к просвещению?

Стародум говорит: «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Значит, вначале надо воспитать добродетель, а потом уже - дум (добродетель (уч-ся)).

Поработаем с учебником. Что говорят авторы учебника? (Чтение учебника с. 182)

Влияние комедии с. 183. на читателей и зрителей Оленин.

III. Посткоммуникативная фаза.

Вывод к уроку.

-Объясните смысл эпиграфа, слова великого русского критика.

-Да, Фонвизин внес много новаторского в русскую комедию, углубил ее, усовершенствовал, не забывая при этом о традициях.

Оценки за урок.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал