7


  • Учителю
  • Три варианта сочинения 10-11 кл. ( подготовка к выпускному сочинению)

Три варианта сочинения 10-11 кл. ( подготовка к выпускному сочинению)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Любовь сильнее смерти

У любви есть множество определений. Некоторые люди считают, что любовь - это некая привычка, зависимость, другие считают, что это божий дар. Есть и такие личности, которые утверждают, что любви не существует вовсе.В литературных произведениях любовь -это ,как правило, высшее чувство, способное не только возродить душу, но даже победить смерть.. Так может ли быть любовь сильнее смерти?

Тема любви - заветная тема А.Куприна, и самый волнующий рассказ о любви в русской литературе - это, конечно, "Гранатовый браслет". Константин Паустовский вспоминал, что А. И. Куприн сам плакал над собственным рассказом. Действительно, история любви Желткова и Веры заставляет задуматься об искренности чувств. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, силой своей любви вырастает в трагического героя, встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком благородным, ничуть не уступающим аристократам нив манерах , ни в помыслах. Даже близкие княгини Веры признали вЖелткове благородного человека.«Этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо»,- говорит Василий Львович. Любовь возвысила бедного телеграфиста, стала единственным смыслом жизни, но принесла и невыносимые страдания. Желтков ничего не требовал за свою любовь, его письма к княгине были всего лишь стремлением высказаться, донести свои чувства до любимой женщины. Но и такая безответная любовь - счастье, которое поднимает человека над обыденностью, а значит - возвышает над смертью.Очевидно, что Вера никогда не забудет бедного телеграфиста, которого смерть уже не страшила. Рефрен "Да святится имя твое" звучит как благословение, и в этих сакральных словах - высота чувства , казалось бы, совсем маленького человека.

Смерть настигает и героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и настигает именно в тот момент, когда он постиг это великое чувство, раньше не признанное им. Любовь Базаров считал инстинктом, рефлексом, не более. И вдруг с появлением Одинцовой его жизнь озарилась не ведомым ему светом и вслед за тем - страданием неразделенности его чувства. С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план.Базаров начинает понимать, что путь, по которому он так уверенно шел, привел в тупик. Страсть застала его врасплох ,и это злило :»страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей… ». Потеряв былую уверенность и душевное равновесие, Базаров допускает оплошность на операции и заражается тифом. Однако последней, кого он захотел видеть на смертном одре, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… ». Вероятно, он ощутил, что присутствие любимой женщины даст возможность не думать о смерти, возвыситься над ней. Умирал уже совсем не тот Базаров, который отрицал очевидное, умирал человек с ожившей душой, с любящей душой, и сила этой любви - выше смерти.

У И.Тургенева есть замечательное стихотворение в прозе «Воробей». Маленькая птичка, жертвуя собой, защищала выпавшего из гнезда птенца. И автор называет воробья героической птицей. «Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Наверное, лучше классика и не скажешь.









Любовь как духовное возрождение

Едва ли кто поспорит с утверждением, что любовь возрождает душу, очищает ее и возвышает. Духовное возрождение - это восстановление целостности, чистоты, обретения человеком возможности и способности пребывать в гармонии с миром и с самим собой. Именно о такой любви написано множество художественных произведений классиками отечественной и мировой литературы.

В рассказе Бунина "Чистый понедельник", написанном в 1944 году, повествуется о девушке, которой "ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…". Земная жизнь ее интересовала мало, впрочем, как и земная любовь. Хотя Она и любила ту жизнь, но чувствовала, что это не ее. А Он любил Ее всем сердцем, хотел построить отношения и совсем не понял, почему все закончилось расставанием. Герой тяжело воспринял разлуку, ходил по кабакам, спивался, пока однажды не увидел в Марфо-Мариинской обители девичий хор, где стояла Она. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила его жизнь желанной любовью и исчезла, потому что для нее самой, загадочной и непонятной, эта земная любовь в ее суетности не становится смыслом бытия. Автор замечает, что после ресторанов и кабаков с цыганами влюбленные ездили по монастырям и обителям, а затем женщина и вовсе уходит в монастырь и принимает там постриг. И два года спустя - последняя, случайная встреча… Она предпочла мирским отношениям служение Богу . «Сестра Христова» вместо светской утонченной дамы. А могло ли быть для нее иначе? С точки зрения Бунина - нет. Женщина искала возрождающего чувства и нашла его только в полной отрешенности от мира, мира плотских утех и обыденности.

Любовь для Бунина - это озарение, просветление, новая жизнь души, дарованная свыше. Только такая любовь способна возродить ослабленного духом человека.

В произведении Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников проверяет свою бесчеловечную теорию деления общества на людей, « безропотно всему подчинявшихся», и на устанавливающих свои правила, играющих судьбами «обыкновенных». То есть, по его определению, на «тварей дрожащих»и «сильных мира сего». После убийства старухи-процентщицы Родион становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого шороха и тем самым способствует собственному разоблачению.Душа его в смятении и болезни, грех убийства провоцирует муки совести, жизнь превращается в сплошное страдание. Повстречав Соню Мармеладову, Раскольников пытается осмыслить разрушительную силу своей теории прежде всего для себя самого и своих близких . Любовь к матери и сестре, сострадание Соне согревают его душу, он пока еще не понимает смысл сониной жертвенности, но чувствует , что она знает что-то такое, что и для него важно. Поклонение страданию человеческому в лице Сони - это уже христианское движение души, поклонение «твари дрожащей», это уже не прежний Раскольников. Наиболее значимым эпизодом «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, -о воскрешении Лазаря. Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он тоже ослепленный и неверующий, он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же». Раскольников, совершивший злодеяние, должен уверовать и покаяться.Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной.Только на каторге Родион Раскольников нашел «свою веру» в спасительной для человечества любви и уже отсюда в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу.

Возрождающая сила любви была воспета многими поэтами и писателями. Как тут не вспомнить А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Баратынского, А. Фета, И.Тургенева, Л.Толстого, М.Булгакова и могих других классиков литературы. Силой этого великого чувства и жив человек.





Любовь и война



Любовь и война... С одной стороны, совершенно не совместимые понятия. Война -это смерть, любовь - основа жизни. Но воюют люди, а значит ,и на войне любви место, а возможно, только благодаря этому чувству, способному продлевать жизнь, и заканчиваются войны. Любовь к близким не дает ожесточиться даже в самых чудовищных условиях, любовь к Родине делает сильным и мужественным, любовь к жизни заставляет выживать даже там, где вроде бы и просто существовать невозможно. Значит ли это , что любовь и война должны идти рука об руку?



Война для Константина Симонова началась в 1939 году, когда он был направлен на Халхин-Гол в качестве корреспондента.Летом 1941 года Симонов на несколько дней приехал в Москву и остановился на даче своего друга, писателя Льва Кассиля в Переделкино. Именно там было написано одно из самых известных стихотворений поэта «Жди меня, и я вернусь», которое вскоре облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой. Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, знаменитой в то время актрисе театра и любимице Сталина. Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся вернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далекоего ждет любимая женщина. И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастлив. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!».

Вера и любовь женщины является для лирического героя , как и для самого К. Симонова, своеобразным талисманом, той невидимой защитой, которая оберегает его на фронте от шальных пуль. Симонов знал не понаслышке, что погибнуть можно совершенно случайно и даже по глупости.

В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться. «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет», - просит поэт, отмечая, что не стоит поддаваться отчаянию и уговорам тех, кто советует забыть любимого человека. Даже если лучшие друзья уже пьют за помин его души, понимая, что чудес не бывает, и воскреснуть из мертвых никому не суждено. Любовь и верность для солдата не абстрактные понятия, а вполне ощутимая на расстоянии сила, способная победить даже смерть.





ПроизвелдениеМ.Шолохова "Судьба человека" тоже о войне, но и любовь здесь не на последних ролях. Именно это сильное чувство, которое Андрей испытывает к жене и детям, дает ему возможностьвыстоять в чудовищных условиях плена. Воспоминания о семье, желание защитить, отвести угрозу фашизма от близких людей заставляли верить, что он выживет в эти тяжелые времена. Но случилось так, что всех , за кого воевал, кого берег в своей душе, война отняла у Соколова. Вместо дома зияла воронка от снаряда. В один момент герой утрачивает смысл жизни. И тут судьба посылает ему встречу с сиротой Ванюшей, беспризорником, потерявшим на войне родителей. Одинокий ребенок, подбирающий объедки за посетителями бензоколонки , вызывает щемящее чувство сострадания , а позже -и любви у спивающегося от горя фронтовика. Встретились два одиночества. Любовь к мальчику спасает Соколова от неминуемой гибели и возрождает к новой жизни ради Ванюшки. Для Шолохова любовь - это спасательный круг в мире, полном трагедий и жестокостей.



</ Нет жизни без любви - это факт неоспоримый, даже если жизнь принимает такую уродливую форму, как война. Даже там, в условиях, не совместимых с жизнью, любовь решает больше, нежели снаряды и орудия - она заставляет бороться и жить вопреки всему.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал