7


  • Учителю
  • «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

«Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!»

(урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)



Цель: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит личность; дать учащимся понять гоголевский «смех сквозь слезы», подготовив их к дальнейшему восприятию творчества гоголя.



Ход урока



I Организационный момент.



II Эпиграф на доске.

Все обман, все мечта,

Все не то, что кажется»



В.Г. Белинский



III Вступительное слово учителя.

1) Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект» могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке».

И действительно, в основу «Невского проспекта», как и всего цикла, петербургские повести легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Шли годы жизни Гоголя в Петербурге. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города- спрута губящего живые души маленьких, бедных людей обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности. Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.

Образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед Рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы, отличается выразительностью.



IV Чтение отрывка из повести, посвященного описанию Петербурга («Ночь перед Рождеством»)

Созданный в «Петербургских повестях» образ города не раз появится в «Мертвых душах».



V Творческая история «Петербургская повестей»

(сообщение учащегося)



VI Анализ повести (работа по группам)



1 группа



1) Чтение отрывка «Всемогущий Невский проспект»

2) Объяснение слов и словосочетаний.

(меркантильный интерес, всеобщая коммуникация Петербурга, фантасмагория)

- Как вы озаглавили бы данный отрывок?

- Как изображена улица?

(как живое существо, она источник всех несчастий и зол)

- В какое время показан Невский проспект?

(утром, с 12 часов, от двух до трех часов)

В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на нем блестит и сияет.

- Прочитайте второй отрывок («Главная выставка всех лучших произведений человека»)

- Кто или что появляется на улице?

(не люди, а маски. Бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки, сюртуки, носы, талии.)

- Обратите внимание на великолепный сатирический прием Гоголя - обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах шляпок, платьев выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость.

Беспечная праздность - основная черта этой улицы. «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гнильем».

- Но существует и другая сторона улицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами.

- Кто эти фигуры?

(мальчишки, мужики, лакеи)

- Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для Гоголя - это олицетворение всего Петербурга, города контрастов.

- Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту

(нет ничего лучше Невского проспекта); но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного великолепия.

- Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым, - это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности картин в Петербурге, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.



2 группа



Рассказ о художнике Пискареве.

- Что есть идеал для Пискарева?

(красота)

- Что поразило его в образе девушки?

- Кем же оказалась девушка?

(обитательница приюта)

Пересказ сна Пискарева.

- Рассказать о многолюдстве залы и о девушке.

(лучше всех одета)

Во сне Пискарева Гоголь вернулся к образу привилегированного Петербурга, сюжет строится именно на том, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется»

- Как вы относитесь к Пискареву?

(его жалко, он мечтатель, романтик, он противостоял главной улице, ее действительности)



3 группа



Рассказ о смешной и позорной истории Пирогова.

- К какому обществу принадлежит поручик Пирогов?

- Какими талантами «обладал Пирогов»?

- В чем же заключается «смелое предприятие» Пирогова?

- Как же ведет себя поручик в решающем испытании его чести, гордости?

(сначала возмущается, а потом смирился)

- Что общего у Пискарева и Пирогова?

(внешнее сходство - оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись)

- Любовь каждый из них понимает по-своему. Как?

- Как каждый из них отнесся к своей неудавшейся любви?

(один вполне оправдал свою фамилию - утешился пирожками в кондитерской, а другой - как романтик сначала попытался уйти в мир грез, а потом кончил жизнь самоубийством)

А вот что об этом сказал Белинский: «Пирогов и Пискарев - какой контраст. Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! О какой смысл скрыт в этом контрасте! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете!...»

И тут же он делает вывод: «Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью соединяют несоединимых - поручика Пирогова и художника Пискарева».

А Гоголь неоднократно восклицает: «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте».

В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущность.

- Обратимся к эпиграфу уроку «Все обман, все мечта, все не то, что кажется».

И в конце урока хочется снова привести слова Белинского о своеобразии повестей Гоголя.

«Отличительный характер повестей Гоголя - простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: Гоголь - поэт, гражданин жизни действительной…»



Домашнее задание. Написать миниатюру «Петербург глазами героев Гоголя»





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал