- Учителю
- Рабочая программа по литературе. (10 класс)
Рабочая программа по литературе. (10 класс)
ОТДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«МАЛЫШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».
ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете заместитель директора: Директор школы:
Протокол № ___ ___________Т.В.Носова ______________С.В.Кнакнина
от __________2016г. Приказ № ___от _________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 10 класса.
Составитель: Шульмина Любовь Алексеевна
Учитель русского языка, первой категории.
с. Голышманово
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразованияи науки РФ от 05.03.2004года №1089 примерной программы по учебному предмету «Русский язык»
1.Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Русский язык»
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
- сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие, обусловленное различием образно-эстетических систем русской и родной литературы и структурными особенностями языков;
- сравнивать русский оригинал с его профессиональным переводом на родной язык, отмечая соответствие перевода тексту оригинала, выявляя его художественное своеобразие;
- создавать устные и письменные высказывания о прочитанных на русском и родном языках произведениях русской литературы, а также о произведениях родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
- определять в русскоязычном произведении писателя - представителя родной литературы национальную специфику на уровне темы, жанра, художественной образности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
2.Содержание учебного предмета «Литература»
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина - три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) \
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость - основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры - сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
Тема урока
Колвоча-сов
1.
2
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Анализ фрагментов
2
3
4
М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» Анализ повести «Княжна Мери» (Обзор)
2
5
6
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том) Анализ отдельных глав. Обзорное изучение.
2
7
Русская литература XlX века в контексте мировой литературы.
1
8
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
1
9
Художественные открытия лирики А. С. Пушкина
1
10.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.
1
11
Религиозно-философская лирика А. С. Пушкина.
1
12.
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»
1
13.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
1
14.
Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова
1
15
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга.
1
16
17.
Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
2
18
19
Русская литература второй половины XIX века (обзор)
Герои времени в литературе 1850-60гг.
А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии втворчестве писателя.
2
20
Один день в городе Калинове.
1
21
22
Отчего люди не летают так, как птицы? Внутренний конфликт Катерины.
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
2
23
Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике.
1
24
25
Подготовка к сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза»
2
26.
И. А. Гончаров Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.
1
27.
Диалектика характера Обломова.
1
28
29.
«Обломов» как роман олюбви. Авторская позиция и способы ее выражения вромане.
2
30.
Роман «Обломов» врусской критике
1
31
Анализ фрагмента очерка «Фрегат Паллада»
Подготовка к домашнему сочинению по роману «Обломов» И.А.Гончарова
1
32
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество, .психологизм произведений.
1
33
История создания романа «Отцы и дети».
1
34.
Базаров. Его сторонники и противники.
1
35
36
Трагическое одиночество Базарова.
2
37.
Любовь в романе «Отцы и дети».
1
38.
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
1
39.
Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1
40
Ф. И. Тютчев - наследник классицизма и поэт-романтик.
1
41
Идеал
Тютчева - слияние человека с Природой и Историей.
42
Особенности любовной лирики
Ф. И. Тютчева.
1
43
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
44
45
Любовная лирика
А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета.
Сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
1
1
46
47
А. К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
2
48
Н. А.Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов-журналист.
Героическое и жертвенное в образе разночинца- ародолюбца.
1
49
Н. А. Некрасов о поэтическом труде.
1
Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики Н.Некрасова.
1
50
Поэмы Н.Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
1
51
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
52
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
1
53
Особенности поэтического языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1
54
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству ' Н. А. Некрасова
1
55
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.
1
56
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.
1
57
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя.
1
58
Образы градоначальников.
1
59
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.
1
60
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.
1
61
62
«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»
2
63
64
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.
2
65
Композиционная роль снов Раскольникова
1
66
«Двойники» Раскольникова
1
67
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
1
68
Подготовка к домашнему сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание»
1
69
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
70
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого
1
71
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе
1
72
Духовные искания Андрея Болконского
1
73
Духовные искания Пьера Безухова
1
74
75
Женские образы в романе «Война и мир»
2
76
Семья Ростовых и семья Болконских..
1
77
78
Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
2
79
80
Образы Кутузова и Наполеона.
2
81
Патриотизм ложный и патриотизм истинный.
1
82
83
Анализ эпизода из романа «Война и
мир».
2
84
85
Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого
2
86
А. П. Ч е х ов. Жизнь и творчество. «Человек в футляре».
1
87
88
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.
2
89
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
1
90
Особенности драматургии
А. П. Чехова
1
91
«Вишневый сад»: образ вишнёвого сада..
1
92
93
Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.
2
94
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля
1
95
Зачетная работа по творчеству А.П.Чехова
1
96
К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
1
97-
98 99
Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».
3
100
101
Жизнь и творчество Ибсена. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
2
102
Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»
1
Календарно - тематическое планирование по литературе в 10 классе
Тема урока
Колвоча-сов
Домашнее задание
Дата
1.
2
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Анализ фрагментов
2
Прочитать повесть «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
3
4
М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» Анализ повести «Княжна Мери» (Обзор)
2
Прочитать поэму «Мертвые души» Н.В.Гоголя
5
6
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том) Анализ отдельных глав. Обзорное изучение.
2
Русская литература XlX века в контексте мировой литературы (сообщение)
7
Русская литература XlX века в контексте мировой литературы.
1
Вспомнить характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма.
8
Литература первой половины 19 века.
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
1
Подготовить сообщение о А.Пушкине
9
Художественные открытия лирики А. С. Пушкина
1
Выразительно читать стих-ия«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон».подготовить инд. сообщение
10.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.
1
Выразительно читать стих-ияБрожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...» подготовить инд. сообщение
</<br>
11
Религиозно-философская лирика А. С. Пушкина.
1
Прочитать поэму Пушкина «Медный всадник», подготовить индивид.сообщение
12.
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»
1
подготовить индивид. Сообщение о Петре Первом
13.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
1
Прочитать стихи Лермонтова Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») и др.
14.
Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова
1
Прочитать стих-ие «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Выхожу один я на дорогу...»
15
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга.
1
16
17.
Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
2
Подготовить сообщение
18
19
Русская литература второй половины XIX века (обзор)
Герои времени в литературе 1850-60гг.
А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии втворчестве писателя.
2
Закончить таблицу, подготовить сообщения, ответить на вопросы.
Подготовить сообщения о драме «Гроза».
20
Один день в городе Калинове.
1
Подготовить выборочный пересказ на тему «Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.»
21
22
Отчего люди не летают так, как птицы? Внутренний конфликт Катерины.
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
2
Ответить на вопросы, прочитать материал учебника.
23
Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике.
1
Подготовить материал к сочинению
24
25
Подготовка к сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза»
2
Написать сочинение
26.
И. А. Гончаров Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.
1
Подготовить краткий пересказ романа, сообщение об Обломове. Подготовить сравнительный анализ Обломова и Штольца.
29.
27.
Диалектика характера Обломова.
1
Подготовить сопоставитель-ный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, ответить на вопросы
30.
28
29.
«Обломов» как роман олюбви. Авторская позиция и способы ее выражения вромане.
2
Подготовить сообщение по теме «Роман «Обломов» врусской критике»
31,32.
30.
Роман «Обломов» врусской критике
1
Прочитать очерк «Фрегат Паллада»
31
Анализ фрагмента очерка «Фрегат Паллада»
Подготовка к домашнему сочинению по роману «Обломов» И.А.Гончарова
1
Написать сочинение
32
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество, .психологизм произведений.
1
Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
33
История создания романа «Отцы и дети».
1
Прочитать материал учебника и подготовить сообщение по теме «Базаров. Его сторонники и противники».
34.
Базаров. Его сторонники и противники.
1
Подобрать материал для сравнительного анализа Базаров и Кирсановы.
35
36
Трагическое одиночество Базарова.
2
Прочитать материал учебника и подготовить сообщение по теме «Любовь в романе «Отцы и дети», подготовить материал по образу Одинцовой.
37.
Любовь в романе «Отцы и дети».
1
Подготовиться к анализу эпизода: повторить план анализа, перечитать эпизод «Смерть Базарова».
38.
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
1
Подготовить материал к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
39.
Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1
Написать сочинение.
Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева, прочитать стихотворенияSilentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»
40
Ф. И. Тютчев - наследник классицизма и поэт-романтик.
1
Прочитать стихотворения «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»
41
Идеал
Тютчева - слияние человека с Природой и Историей.
Прочитать стихотворения «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)
42
Особенности любовной лирики
Ф. И. Тютчева.
1
Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.Фета, прочитать стихотворения «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.
43
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
Прочитать стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др
44
45
Любовная лирика
А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета.
Сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
1
1
Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.К.Толстого, прочитать стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»
46
47
А. К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
2
Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. Прочитать стихотворения «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.
48
Н. А.Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов-журналист.
Героическое и жертвенное в образе разночинца- ародолюбца.
1
Прочитать стихотворения «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.
Прочитать стихотворения «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.
49
Н. А. Некрасов о поэтическом труде.
1
Прочитать стихотворения. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.
Подготовить сообщение об истории создания поэмы. Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»
Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики Н.Некрасова.
1
50
Поэмы Н.Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
1
Подготовить сообщения по теме «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформен-ная и пореформенная Россия в поэме».
51
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
Подготовить сообщения по теме «Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
52
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
1
Подготовить сообщения по теме «Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.
53
Особенности поэтического языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1
Подготовить материал к сочинению по творчеству Н.А.Некрасова.
54
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству ' Н. А. Некрасова
1
Написать сочинение.
55
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.
1
Прочитать повесть «Очарованный странник", подготовить сообщения по теме «Герой повести Иван Флягин».
56
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.
1
Прочитать рассказ Тупейный художник", подготовить сообщения по теме «Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа»
57
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя.
1
Прочитать роман «История одного города», подготовить выборочный пересказ, ответить на вопросы.
Подготовить сообщения по теме «Образы градоначальников».
58
Образы градоначальников.
1
Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского.читать «Преступление и наказание»
59
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.
1
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского»
60
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.
1
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»
61
62
«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»
2
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления».
63
64
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.
2
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Композиционная роль снов Раскольникова».
65
Композиционная роль снов Раскольникова
1
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Двойники» Раскольникова»
66
«Двойники» Раскольникова
1
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
67
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
1
Подготовить материал к сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского
68
Подготовка к домашнему сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание»
1
Подготовить сообщения по жизни и творчеству Л.Н.Толстого. Читать«Войну и мир»
69
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
Подготовиться к уроку ВЧ по «Севастопольским рассказам» Л.Толстого.
70
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме.
71
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Духовные искания Андрея Болконского»
72
Духовные искания Андрея Болконского
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Духовные искания Пьера Безухова».
73
Духовные искания Пьера Безухова
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Женские образы в романе «Война и мир»
74
75
Женские образы в романе «Война и мир»
2
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Семья Ростовых и семья Болконских».
76
Семья Ростовых и семья Болконских..
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Народ и «мысль народная» в изображении писателя».
77
78
Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
2
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Образы Кутузова и Наполеона».
79
80
Образы Кутузова и Наполеона.
2
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Патриотизм ложный и патриотизм истинный».
81
Патриотизм ложный и патриотизм истинный.
1
Повторить основные понятия по анализу прозаического текста.
82
83
Анализ эпизода из романа «Война и
мир».
2
Подготовиться к классному сочинению по творчеству Л.Н.Толстого.
84
85
Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого
2
Подготовить сообщения по жизни и творчеству А.П.Чехова. Прочитать «Человек в футляре»
86
А. П. Ч е х ов. Жизнь и творчество. «Человек в футляре».
1
Прочитать рассказы Чехова «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» , подготовить пересказ.
87
88
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.
2
Прочитать рассказ «Ионыч», подготовить сообщения по теме «Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
89
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
1
Подготовить сообщение по теме «Особенности драматургии
А. П. Чехова».
90
Особенности драматургии
А. П. Чехова
1
Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Разрушение дворянского гнезда».
91
«Вишневый сад»: образ вишнёвого сада..
1
Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России».
92
93
Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.
2
Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля».
94
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля
1
Подготовиться к зачётной работе по всем произведениям русской литературы.
95
Зачетная работа по творчеству А.П.Чехова
1
96
К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
1
Прочитать новеллу Мопассана «Ожерелье»
97-
98 99
Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».
3
Прочитать драму Ибсена «Кукольный дом»
100
101
Жизнь и творчество Ибсена. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
2
Подготовить сообщение о Рембо, прочитать его стихотворения.
102
Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»
1