7


  • Учителю
  • Конкурсное ученическое сочинение на тему Отражение православных заповедей в произведениях русских писателей

Конкурсное ученическое сочинение на тему Отражение православных заповедей в произведениях русских писателей

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»





Областной конкурс творческих работ обучающихся

«Святой князь Владимир - солнце Руси!»,

посвященный 1000-летию преставления святого равноапостольного

князя Владимира



Номинация

«Выбор князя Владимира - ключ к пониманию

русской литературы»





Тема работы

«Отражение православных заповедей

в произведениях русских писателей»

Сочинение - рассуждение



Работу выполнила:

Борисова Марина, 8 класс

Руководитель: Ермакова Галина Владимировна















с.Тургенево

2015г.



Равноапостольный князь Владимир - один из самых почитаемых в православии святых. Он сыграл исключительную роль для русской истории и цивилизации. Это «человек, который стоит у истоков русской государственности, русской культуры, ценностной системы исторической Руси»1. Выбор христианства, сделанный им, предопределил формирование всей нашей культуры. Христианство же порождает и замечательный идеал Святой Руси. «Идеал, который означает не то, что в средние века на Руси жили только святые люди, а то, что святость была культурным идеалом, к которому стремились»2. Национальным героем становится на Руси святой подвижник. Князь Владимир, пройдя расстояние «от зверя к человеку», «от язычества до христианства», был первым православным подвижником: он пытался воплотить в жизнь евангельские заповеди, призывы, например, приглашал к себе на пиры всех людей, которых встречали на улице его слуги. За эту заботу о простых людях народ и называет его в былинах «Красное солнышко». Князь Владимир воплотил в себе черты идеального правителя государства «на все последующие века отечественной истории»3. А личный опыт духовного поиска святого князя Владимира, его раскаяние и преображение актуален и в наши дни. Приняв крещение, он принял его не только телом, но душой, подавая пример современникам и нам, потомкам.

Заповеди православия проповедовались не только в храмах и в монастырях. Они органично вошли в народное творчество, отразились в житийной литературе и в произведения русских писателей. Пословицы, например, всегда являлись сокровищницей мудрости. Беря своё начало из православных источников, они имеют воспитательное назначение и духовно-нравственное содержание. Ветхозаветная заповедь «Я, Господь Бог твой - да не будет у тебя других Богов, кроме Меня» отражается в пословицах: «Тот не унывает, кто на Бога уповает», «За Богом пойдешь, добрый путь найдешь». Учение «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой (суббота) посвящай Господу Богу твоему» читается в пословицах: «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается». Заповедь «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле» предполагает от детей уважение, покорность и послушание по отношению к родителям; учит почитанию старших младшими. Уважение и любовь к родителям раскрываются в пословице: «Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит». Заповедь «Не прелюбодействуй» предполагает чистоту, верность и любовь между людьми, состоящими в законном браке. «Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух»,- воспитывает пословица. Заповедь «Не кради» тоже находит отклик в народной мудрости: «Купленный сухарь краденого пирога дороже». Эти и другие заповеди и пословицы, созвучные с ними, - внутренний ориентир для человека, для его совести.

Житийная литература тоже учит заповедям Божьим, заповедям любви, смирения, кротости. В «Житии Серафима Саровского» читаем удивительные слова святого, которыми тот приветствовал приходящих к нему людей: «Христос воскресе, Радосте моя!» На такую безграничную любовь нельзя не ответить любовью! Поэтому даже медведь с миром приходил к святому Серафиму. У Сергия Радонежского учимся трудолюбию, а его слова: «Нет большей любви, чем положить душу за други своя» - вслед за «Новым заветом» учат любви и беззаветной преданности Родине, своему народу. «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»,- говорит и святой князь Александр Невский. А «Житие святых Петра и Февронии Муромских» учит нас семейной преданности, любви и верности.

Русская литература XIX века - вся воплощение заповедей, данных Иисусом Христоми, которые мы читаем в Евангелии от Матфея. На вопрос одного из законников: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» - Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»4. О любви к ближнему пишет А.С.Пушкин, осуждая в романе «Дубровский» жестокость забав русского барина Троекурова, его бесчестный поступок в отношении Дубровского-старшего. В повести «Капитанская дочка» Гринёв говорит вожатому: «Что, брат, замёрз?». И то, что незнакомого бродягу он назвал братом, подарил ему заячий тулуп, спасло впоследствии Петру Андреевичу жизнь, потому что «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». В своих произведениях Пушкин говорит и о семейной верности. Маша Троекурова даёт Дубровскому ответ, полный смирения и готовности нести свой крест:

- Вы свободны, - продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.

- Нет, - отвечала она. - Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского. …Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты. … Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

В её словах - и понимание обязанности супругов хранить верность, о которой Господь Иисус Христос сказал: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает",5 и готовность принести себя в жертву, следуя новозаветным заповедям: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». В «Капитанской дочке» Петр Андреевич Гринёвых и Маша Миронова обретают, наконец, семейное благополучие, пройдя через суровые испытания, в которых проверялась их любовь и верность: «Потомство их благоденствует», - пишет Пушкин6.

Герои повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» тоже живут по заповедям православной церкви, и, когда понадобилось встать на защиту веры, они взялись за оружие. Предательство веры не смог простить Тарас своему младшему сыну и убивает его. Зато Остапа он не оставляет и во время казни, стремясь поддержать того перед смертью. «Добре, сынку, добре», - говорит он, видя мужество Остапа, с которым тот принимает мучения от врагов-поляков.

Против врагов за Родину сражаются и герои произведений о войне. Николай Плужников, последний защитник Брестской крепости, выходит из катакомб только тогда, когда у него кончаются патроны, и падает «смертию смерть поправ», вызывая уважение даже у фашистов. Крестный путь Господа на Голгофу напоминает дорога, по которой идет партизан Сотников в повести В.Быкова7. Эти герои - комсомольцы, не признающие Бога, не верящие в него, но с малолетства впитавшие православные заповеди.

В мирной жизни многим героям русской литературы тоже приходится делать выбор между добром и злом, между бедностью и богатством, между признательностью и неблагодарностью. В повести А.Алексина «Раздел имущества» бабушка выходила больную внучку. А когда болезнь отступила, родители решили разъехаться с престарелой мамой. Не принимая неблагодарность родителей по отношению к бабушке, Вера делает свой выбор. «Уйдя утром из дома, я оставила на кухонном столе письмо, а вернее, записку, адресованную маме и папе: «Я буду той частью имущества, которая по суду отойдет к бабушке».8

Герои произведений, которых я упомянула в сочинении, всегда стоят перед выбором. Литература стремиться передать читателям тот огонь православных истин, которые принёс через крещение на нашу землю святой равноапостольный князь Владимир - один из самых почитаемых в православии святых.







































































1 Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда vaterdan.ru/viewtopic.php?f=8&t=1925

2 Там же

3 Там же

4 Матф.22:36-40

5 Матф. 19:6.

6 А.С.Пушкин. Сочинение в трех томах, т.3. М.: «Художественная литература», 1987 год, с.322

7 Холодяков И.В .Духовные ценности русской классической литературы и современная проза. old.iro.yar.ru/resource/distant/russian_language/praktik/sekret/hol_st2.htm



8</ А.Алексин. Раздел имущества. fanread.ru/book/43516/?page=7



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал