7


  • Учителю
  • Рабочая программа факультативного курса для 9 класса Морфологические средства выразительности русской речи

Рабочая программа факультативного курса для 9 класса Морфологические средства выразительности русской речи

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «Морфологические средства выразительности русской речи» составлен на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов» - М. : Вентана-Граф, 2011. (Библиотека элективных курсов) Автор : С.И. Львова, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, рассчитанной на 34 часа в год.

Как известно, программа основного курса русского языка для 5-9 и 10-11 классов отражает обязательную для всех школьников инвариантную часть школьного образования, которая обеспечивается часами, включёнными в федеральный компонент федерального базисного учебного плана. Обязательный курс подкрепляется системой элективных и факультативных курсов - учебными предметами по выбору учащихся. Эти дополнительные курсы имеют большое значение в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы, по сути дела, «компенсируют» во многом ограниченные возможности основных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учащихся.

Цель: формирование системы ориентиров в многообразии языковых средств, расширение аналитического и речеведческого опыта обучающихся.

Задачи курса:

  • задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями разграничения языковых средств, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели;

  • способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование;

  • подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;

  • сформировать потребность в речевом совершенствовании;

  • воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи;

  • привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях.

В данном курсе рассматривается известный учащимся лингвистический материал, углубляются сведения по грамматике и правописанию. Анализ грамматических (морфологических) средств усиления изобразительности текста дает возможность ученикам овладеть навыками и умениями языкового анализа художественного произведения.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Такие занятия помогают реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы в 9 классе.

Тематическое распределение часов



Разделы

Количество часов

1.

Морфологические средства выразительности русской речи



17

2.

Синтаксическое богатство русского языка



17





Содержание тем учебного курса

Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)

Имя существительное (2 ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Имя прилагательное (4 ч)

Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.

Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте.

Имя числительное (1 ч)

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

Местоимение (2 ч)

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

Глагол и его формы (4 ч)

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Наречие (2 ч)

Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Служебные части речи (2 ч)

Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Синтаксическое богатство русского языка (17 ч)

Особенности русского синтаксиса (2 ч)

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Стилистические фигуры речи (7 ч)

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик научится:

* проводить лексический анализ слова, подбирать к словам синонимы, антонимы; опознавать фразеологические обороты;

* опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

* пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;

* применять морфологические знания и умения в различных видах анализа;

* распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач;

* использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

* использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

















Календарно - тематическое планированиеМорфологические средства выразительности русской речи (17 ч)



1.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.





2.

Стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях.





3.

Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.





4.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.





5.

Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.





6.

Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте.





7.

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте.





8.

Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.





9.

Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.





10.

Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания.





11.

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица.





12.

Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию.





13.

Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.





14.

Специфические свойства наречия.





15.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов.





16.

Частица не в отрицательном сравнении.





17.

Анализ фонетико-интонационных,пунктуационных, графико-орфографических,словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.





Синтаксическое богатство русского языка (17 ч)

18.

Свойства русского синтаксиса.





19.

Свободный порядок слов,развитая синонимика синтаксических конструкций,функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.





20.

Экспрессивное использование предложений разного типа.





21.

Риторический вопрос и его художественные функции.





22.

Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.





23.

Типы односоставных предложений.





24.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.





25.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных).





26.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания





27.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Период.





28.

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью.





29.

Бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение.





30.

Эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация,умолчание.





31.

Наблюдение за использованием стилистических фигур в художественных текстах.





32.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей.





33.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских поэтов.





34.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.









Перечень учебно- методического обеспечения

Для учителя

Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. - М., 1999.

Антонова Е.С. Тайна текста: Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 7- 8 классов. - М.,2001.

Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения. - М., 1987.

Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. - Орел, 2003.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

Григорьев В.П. Поэтика слова. - М., 1979.

Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. - М., 1986.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1977.

Купина НЛ. Лингвистический анализ художественного текста. - М., 1980.

Купина НЛ. Филологический анализ художественного текста: Практикум. - М., 2003.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

Львова СЛ. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. - М., 1996.

Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы. - М., 1996.

Любичева Е.В., Олысовгас Н.Г. Посредством Слова творю я Мир...: Книга третья: Диалог с художественным текстом. - СПб., 2002.

Моисеева Л.Ф. Лингвостнлистический анализ художественного текста. - Киев, 1984.

Одинцов В.В. О языке художественной прозы. - М., 1973.

Симашко Т.В., Литвинова М.Н. Как образуется метафора. - Пермь, 1993.

Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. - Новосибирск, 1969.

Харченко В.К. Функции метафоры. - Воронеж, 1992.

Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. - М., 1982.

Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. - М., 1999.





Для учащихся

Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. - М., 2014.

Словари

Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. (Любое издание.)

Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. - СПб., 2001.

Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка: - Л., 1979.

Жуков ВЛ., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. - М., 1994.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.

Крылатые слова: Энциклопедия / сост В.В. Серов. - М., 2003.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей ХУ1П-ХХ вв.). - М., 19%.

Шанский Ш.А., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М., 1997.

Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. (Любое издание.)

















7



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал