7


  • Учителю
  • КОНСПЕКТ УРОКА В 8 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ « ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

КОНСПЕКТ УРОКА В 8 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ « ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей с. Месягутово муниципального района Дуванского район Республики Башкортостан











КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 -ОМ КЛАССЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПО ТЕМЕ

«Люблю тебя, Петра творенье»? Петербург - вчера, сегодня, завтра.

По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».









Разработала и провела:

учитель русского языка

и литературы первой категории

Леонтьева Е.Г.



























Месягутово - 2014







Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье»? Петербург - вчера, сегодня, завтра.

По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».



Интегрированный урок на основе технологии творческого развития



Предмет: литература.

Класс: 10

Цели: 1.Расширить знания учащихся о Петербурге через интеграцию с историей, географией, искусствознанием, архитектурой, кино, музыкой, экологией; научить добывать интересующие сведения и видеть предмет изучения с разных точек зрения; проанализировать образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского, в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

2.Развивать чувство прекрасного, чувство ответственности за города, в которых мы живем, стремление искать выход из трудностей современных городов.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, понимание своей роли в жизни страны.

Оборудование и наглядность:

1.Технические средства: телевизор, аудио- и видеомагнитофон (или другие средства в зависимости от носителя информации), слайдовая презентация.

2.На доске: карта Петербурга и России;

транспаранты с высказываниями о Петербурге А.С.Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье/ Люблю твой строгий, стройный вид...», Ф.М.Достоевского «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу...», Н.В.Гоголя «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...»; портрет Ф.М.Достоевского.

Фильмы: 1. Х/ф «Питер FM».

2. Х/ф «Брат».

Литература: 1.А.С.Пушкин «Медный всадник».

2.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

3.Н.В.Гоголь «Невский проспект».

Музыка: 1. «Торжественная» музыка для истории Петербурга.

2. «Спокойная» музыка для Истории Эрмитажа

3. «Серая» музыка для беседы о Петербурге Достоевского.

Музыка звучит почти на протяжении всего урока, она является фоном для всего происходящего на уроке.

Ход урока:

I.Домашнее задание к уроку.

1.Для подготовки к уроку весь класс был разделен на группы: «историки», «географы», «культурологи». Каждая группа проделала исследовательскую работу по изучению своего аспекта, при помощи учителя подготовлена слайдовая презентация к уроку.

2.В тексте романа «Преступление и наказание» учащимся нужно найти описание Петербурга.





II.Постановка проблемной ситуации.

Слайд № 1. Как только дети прочли тему урока «Люблю тебя, Петра творенье»?, у них сразу возник вопрос: «Почему после известной цитаты из поэмы Пушкина стоит вопрос? Что это: ошибка учителя или сомнение в любви к северной столице?» Объясняю, что на уроке мы и ответим на вопрос: Петербург - город...?. У детей возникает неподдельный интерес к теме урока.

III.Проверка домашнего задания.

Ученик I. Слайд № 2.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги будут в гости к нам,

И запируем на просторе.

Ученик II.

Прошло 100 лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен, корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Учитель. Кто не знает этих вдохновенных строк А.С.Пушкина? Прекрасный город, могучий город, душный и вонючий,- как только не называли его, но город стоит и поражает всех своей красотой и величавостью. Великие зодчие: Трезини, Растрелли, Росси, Кваренги, Воронихин, Захаров и др.,- создавали его. Петербург - город морской славы, крупный порт. По ночам под вздыбленными мостами здесь проходят океанские суда, принося в город ветер дальних стран. Петербург - город мостов и оград. Слайд № 3,4. Мосты напоминают о связи с морем, а цветы и растения на оградах цветут даже в зимний мороз. Какова же история этого города?

История Петербурга (отвечает группа «историков»).

При рассказе «историки» используют карту Петербурга и России.



И думал он:

Отсель грозит мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Когда же произошло это событие? В понедельник 23 апреля 1703г. 16-тысячная русская армия под командованием генерал - фельдмаршала Б.Шереметьева подошла к шведской крепости Ниеншанц, что стояла у впадения р.Большая Охта в Неву. Еще в начале 16в. располагалось здесь русское сельцо Минкино. В начале 17в. эти земли захватили шведы. Гарнизон крепости насчитывал 600 солдат. А на ее валах стояло 78 пушек. Пока Шереметьев готовился к штурму, царь Петр, или, как его называли, «бомбардирский капитан Петр Михайлов», забрав 7 лучших рот Преображенского и Семеновского полков, в четверг 26 апреля поспешил без промедления к устью Невы, к морю. Сбылась его заветная мечта: перед ним лежало Балтийское море. В устье Невы Петр оставил на Гутуевском острове три роты во главе с сержантом Щепотьевым и наказал: стоять насмерть, но шведскую помощь к крепости не пропустить. Вечером в воскресенье 29 апреля русская артиллерия начала обстрел Ниеншанца, а во вторник крепость сдалась. Утром 2 мая из Ниеншанца примчался гонец от Щепотьева: показалась шведская эскадра из 9 кораблей. Не ведая, что крепость уже пала, два из них - «Гедан» и «Астрильд» - 6 мая вошли в Неву. Без всякой опаски они стали подниматься вверх по реке. Как вдруг из тумана возникло 30 шлюпок со множеством солдат в зеленых мундирах. Не успели шведские капитаны скомандовать: «К бою!» - как были взяты на абордаж русской пехотой под командованием Петра I и поручика Александра Меньшикова. Узнав о позорной сдаче кораблей пехотинцами, шведский адмирал Нумерс ушел прочь от устья Невы. Россия вышла к морю. Когда-то здесь начинался великий путь из варяг в греки. Теперь открывалась просторная дорога из России в Западную Европу. 7 мая праздновали небывалую викторию. Затем, в течение трех дней, царь осмотрел новые земли и выбрал места для новой крепости. За три дня он изучил 101 большой и малый остров, лежавший в устье Невы.

Для новой крепости был выбран Заячий остров, там, где Нева разделялась на два рукава. Всего 750 метров в длину, 360 метров в ширину. Небольшой, но очень удобный. 16 мая на Заячьем острове завизжали пилы, застучали топоры: русская армия начала «рубить» новую крепость. 29 июня, в четверг, в день церковного праздника Петра в крепости заложили церковь в честь Петра и Павла. И крепость нарекли Петропавловской. Слайд № 5. По христианским преданиям, апостол Петр хранил ключи от рая. Крепости предстояло стать ключом, открывающим путь к европейскому морю. И будущий город, который должен был подняться вокруг крепости, царь уже называл раем.

Сначала Петр хотел построить город на острове Котлин, чтобы вокруг было любимое море. Но план был нереален. Такой город оторван от всей страны и ему некуда расти. Тогда решено было стоять городу на Березовом острове. Здесь соорудили пристань для торговых кораблей, построили Гостиный двор. Вокруг торговой площади стали расти дома знатных, избы торговых и землянки работных людей. Но города все еще не было, он существовал пока только в записной книжке царя. В том, что город будет, не сомневался никто. Не просто город, а новый Амстердам . А почему именно Амстердам? Да потому что это был первый большой европейский город-порт, который Петр увидел в юности, и в котором царю понравилось все. Чтобы строить Петербург с поспешанием и по четкому плану, в 1706г. учредили специальную Канцелярию городовых дел. Нечто вроде современного архитектурного управления. Возглавил канцелярию деловой и энергичный Ульян Синявин. Главным архитекторов определили Доменико Трезини. Одновременно с прочими делами - закладкой каменного Петропавловского собора, началом строительства Александро-Невского монастыря - Д.Трезини обстоятельно продумывает план будущего Петербурга. Для его сооружения зодчему указан Васильевский остров. Слайд № 6. Немецкий путешественник, побывавший в это время на берегах Невы, так описывает его: «Это большой и, можно сказать, лучший остров его царское величество первоначально подарил князю Меньшикову. Но позднее передумал и, чувствуя благосклонность к этому месту, решил, что здесь должен быть регулярный город Петербург, застроенный в строгом порядке. Для этого он повелел сделать различные чертежи нового города, считаясь с местностью острова, пока один из них ему не понравился; он его апробировал и утвердил подписью». Утверждение состоялось 1 января 1716 года. Автором плана являлся Д.Трезини. Талант архитектора и вкусы царя оказали немалое влияние на все кирпичное строительство первых десятилетий Петербурга.



Учитель. Петербург славится своими памятниками, музеями, улицами и площадями. Самым знаменитым памятником Петербурга - Государственный Эрмитаж. Послушаем его историю.



Государственный Эрмитаж и история его коллекций (отвечают «культурологи»). Используется карта Петербурга.

Государственный Эрмитаж принадлежит к числу крупнейших музеев современности. Слайд № 7. Он является музеем истории мировой культуры и хранит около 3 млн. Памятников различных эпох, цивилизаций, народов. Эрмитаж занимает пять дворцовых зданий, образующих великолепный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Невы. 350 залов, открытых для посетителей, отражают одновременно и этапы русского зодчества. Как и большинство европейских музеев, Эрмитаж возник и формировался на первых порах как придворная галерея. Его история непосредственно связана с Зимним дворцом Слайд № 8, бывшей резиденцией российских царей. Датой основания Эрмитажа считается 1764г., год поступления из Берлина в Петербург, в Зимний дворец, 225 полотен, принадлежавших берлинскому негоцианту Гоцковскому, в качестве погашения долга русской казне, который охотно приняла Екатерина II. Став датой основания Эрмитажа, 1764г. отнюдь не обозначает начало собирательской деятельности в России. У ее истоков стоит Петр I, который из своих заграничных поездок постоянно привозил что-нибудь.

В истории Эрмитажа можно наметить несколько этапов. После появления первой коллекции крупные покупки художественных ценностей на международных аукционах следуют одна за другой. Уже к 1775г. для размещения художественных коллекций к Зимнему дворцу пристраивается архитекторами Фельтеном и Вален-Деламонтом Малый Эрмитаж. В 1787г. - Старый Эрмитаж, и почти одновременно с ним пристраивается так называемый корпус «Лоджий Рафаэля» - точная копия аналогичных помещений в Ватиканском дворце в Риме, а за ним возникает здание Эрмитажного театра. Но несмотря на столь быстрый рост коллекций (к 1797г. в нем насчитывалось 3996 картин), в это время Эрмитаж оставался обычным частным собранием. Новый этап в развитии Эрмитажа связан с первой половиной 19 века. В это время здесь появляется первый директор, создаются хранительские и реставрационные службы. В 1852г. было закончено строительство здания Нового Эрмитажа, сюда, на 2 этаж, перемещаются произведения живописи, на 1 этаже размещается античная и европейская культура, тем самым Эрмитаж отделяется от Зимнего дворца и получает статус публичного музея, хотя и со многими оговорками. После революции 1917г. Эрмитаж был Объявлен собственностью государства. Слайд № 9. В его фонды вливаются коллекции из других царских дворцов, Музея антропологии и этнографии Академии наук, Русского археологического общества в Константинополе. Уже к началу 1940-х годов Государственный Эрмитаж обретает облик огромного музея, развивающегося, систематически пополняющего свои коллекции. Ныне это действительно крупнейший музейный комплекс современного мира. Он охватывает своими собраниями историю мировой культуры от палеолита до наших дней. Эрмитаж ежегодно посещает не менее 3,5 миллионов посетителей. Коллекция Эрмитажа насчитывает более 3 тысяч живописных полотен, почти 2000 единиц скульптуры, более 45 тысяч образцов графики, более 500 тысяч образцов гравюры, 14 тысяч предметов фарфора, около 15 тысяч образцов расписных ваз, тысячи образцов ювелирных изделий, свыше 285 тысяч древнерусских памятников и тысячи памятников других народностей.





Климат и экология Петербурга (отвечают «географы»).

Используется карта Петербурга и карта России.

Слайд № 10. Санкт-Петербург располагается на Европейской части России, на побережье Финского залива. Город располагается в умеренном климатическом поясе 60 градусов с.ш. и 31 в.д. Большое влияние на формирование климата оказывают воздушные массы летом - с Северного Ледовитого океана, а зимой - с Атлантического океана, приносящие с собой продолжительные моросящие дожди и туманы. Годовое количество осадков, выпадающих на территории Петербурга, в среднем составляет 800-1000мм. При годовой величине испаряемости 300мм., коэффициент увлажнения здесь больше единицы. Такое увлажнение считается избыточным, результатом этого является большое количество рек, озер, болот.

Петербург - промышленный город с многочисленным населением, поэтому трение автомобильных шин о дорогу, сжигание топлива и выброс отходов промышленного производства приводят к попаданию в атмосферу большого количества взвешенных частиц и разнообразных газов. Все это придает северной столице часто серый и мрачный вид.



IV.Фронтальная беседа.



Учитель. Слайд № 11, 12. С Петербургом связано действие почти всех произведений Ф.М.Достоевского. С этим городом связана и судьба самого писателя: здесь он провел долгие месяцы ареста в Петропавловской крепости, здесь произошел перелом во взглядах писателя на окружающую действительность, когда в 1845г. возвращался он с Выборгской стороны домой и увидел мир глазами «маленьких людей», увидел темные углы и чье-то разбитое сердце.



●Каким же предстает Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»? (ответы учащихся, цитаты из текста) Слайд № 13

Слайд № 15. - Набережная Крюкова канала, где-то здесь происходило действие романа «Преступление и наказание».

Слайд № 16. - Невский проспект, Канал Грибоедова, здесь жили многие писатели.



Учитель. Именно в темных и душных углах рождается жестокая и человеконенавистническая теория Раскольникова. Слайд № 14

●В чем же заключается эта теория? (ответы учащихся)

Слайд № 15. - Набережная Крюкова канала, где-то здесь происходило действие романа «Преступление и наказание».

Слайд № 16. - Невский проспект, Канал Грибоедова, здесь жили многие писатели.

V. Петербург сегодня. Просмотр и обсуждение отрывков

из х/ф «Питер FM» и «Брат» с видами улиц Петербурга.

Учитель. И вот прошли десятилетия, изменился ли Петербург? Я предлагаю посмотреть вам отрывки из двух известных фильмов, чтобы ответить на этот вопрос.

Просмотр отрывков из фильмов, обсуждение, решение проблемной ситуации, поставленной в начале урока: Петербург - город...



●Не напоминает ли вам кого-нибудь главный герой фильма «Брат»?

Учитель. Перед нами современный Раскольников, считающий, что ему «все позволено», допускающий «кровь по совести», «убийство ради справедливости», более уверенный в правильности своих поступков. Мы же с замиранием сердца следим за его «приключениями», сочувствуем и переживаем за него.

●Так изменилось ли что-нибудь со времен Достоевского?

●А изменился ли город?

●Так Петербург - город...?

●Какие вы видите проблемы современного Петербурга и любого другого города?



VI. Самостоятельная работа по творческим группам.

Учитель. Представьте, что вы - члены Всемирной организации «Мой город». Составьте, пожалуйста, план по улучшению состояния современного города.

Работа творческих групп, обсуждение результатов работы.

VII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы говорили о судьбе Петербурга. Но ведь у каждого города есть своя история, богатая и интересная, свои особенности, и каждый город нуждается в защите. Вы - будущее наших городов, от вас зависит их дальнейшая судьба. Надеюсь, что хоть часть ваших планов по благоустройству современного города вы воплотите в жизнь. А в качестве домашнего задания в жанре эссе я прошу поразмышлять вас над словами «Среда заела», действительно ли так влияет на человека среда?





8



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал