- Учителю
- Календарно-тематическое планирование по русскому языку для обучения на дому
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для обучения на дому
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор Зам. директора УВР на заседании МО:
Ф.И.О. Руководителя МО
______________________ _______________ __________________ Протокол №_____ «___»_________2014 «___»_________ 2014 «___»__________2014
Календарно-тематическое
планирование
учителя русского языка и литературы
средней школы №5
Богословской Ольги Анатольевны
с.Акшатоган Коксуского района
7 класс
(Обучение на дому)
2014-2015 учебный год
Нагрузка учителя
Предмет
Русский
язык
русская
литература
Количество часов в неделю
Количество часов за год
2
68
1
34
Каникулы
Осенние - 05.11. - 12.11. 2014
Зимние - 30.12 - 08.01. 2015
Весенние- 21.03 - 01.04. 2015
Конец учебного года 25.05.2015
Письменные, контрольные работы и тестирование
Русский язык
Диктанты
Изложения
Сочинения
Контрольные
работы
Тестирование
1 четверть
1
1
2 четверть
1
1
3 четверть
1
1
4 четверть
1
1
Русская литература
-
Классные сочинения
Домашние сочинения
1 четверть
2 четверть
1
3 четверть
1
4 четверть
Руский язык
7-класс
Всего - 68 часа (по 2 часа в неделю, всего 34 недели).
сроки
Программный материал
Письменные работы
К/Ч
Дата
изучение
повторение
развитие речи
опережение
1 неделя
1.Введение. Русский язык как развивающееся явление.
Определение темы и основной мысли текста
1
Повторение изученного материала в V-VI классах - 11 ч. (из них 2 ч. - развитие речи; 1 ч. - диктант)
2.Синтаксис. Словосочетание и предложение.
1
3. Простое и сложное предложение, знаки препинания. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.
Распознавание текста по совокупности признаков: тематическая цельность, связность.
1
2 неделя
4. Фонетика и орфография.
Текст. Стили речи.
Произносительные нормы русского языка.
1
5. Лексика и фразеология.
Элементарный лингвистический анализ текстов публицистического стиля
1
3 неделя
6. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы.
Составление заметки для школьной газеты
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
1
7. Морфология и орфография. Склонение именных частей речи. Правописание суффиксов именных частей речи. Правописание сложных слов.
Использование синонимов, антонимов, многозначных слов, слова с переносным значением, общественно-политической лексики в текстах публицистического стиля.
1
4 неделя
8. Спрягаемые формы глагола, правописание личных окончаний глагола. Не с разными частями речи.
1
9. Морфологический разбор существительного, прилагательного, числительного, местоимения и глагола
Обогащение словаря прилагательными оценки
1
5 неделя
Причастие
10. Причастие как особая форма глагола. Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия.
Глагол. Имя прилагательное. Морфологические и синтаксические признаки глагола и прилагательного.
1
11. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Умение согласовывать причастия с определяемыми существительными
1
12. Причастный оборот. Обособление определений, выраженных причастным оборотом.
Второстепенные члены предложения. Определение.
Синонимическая замена причастия оборотом «который + глагол» (играющий мальчик = мальчик, который играет).
Употребление причастий в разных стилях речи.
Употребление причастий и причастных оборотов в деловом, научном и художественном стилях.
1
6 неделя
13. Действительные и страдательные причастия.
Текстообразующая роль причастий.
1
14. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
Наклонение глагола.
Умение правильно употреблять причастия с суффиксом -ся,
1
7 неделя
15. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Спряжение глагола. Чередование согласных в корне.
1
16. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Гласные в причастиях перед нн.
1
8 неделя
17. Полные и краткие страдательные причастия. Роль в предложении полных и кратких страдательных причастий.
Полные и краткие прилагательные.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены)
1
18.Диктант №1
19. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
Умение строить предложения с причастным оборотом.
1
20.НЕ с причастиями.
Правописание НЕ с существительными и прилагательными.
1
21. Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении.
1
22. Контрольная работа№1
1
10 неделя
23. Морфологический разбор причастия. Переход из причастий и прилагательных в существительные (настоящее, будущее).
Описание местности, природного явления с использованием кратких причастий.
1
Деепричастие
24. Деепричастие как особая форма глагола. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.
Глагол, его морфологические и синтаксические признаки. Наречие, его морфологические и синтаксические признаки.
1
11 неделя
25. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Отличие деепричастия от слов других частей речи (играя - молодая, устав от ходьбы - воинский устав).
1
26 Деепричастный оборот. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Употребление деепричастий в речи. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом.
Интонирование предложений с обособленными членами, выраженными деепричастными оборотами.
1
12 неделя
27.Не с деепричастиями.
Переход деепричастий в наречия.
1
Создание текста по типу повествования.
28.РР Сочинение №1 .
1
13 неделя
29. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Морфологический разбор деепричастия.
Использование свойства деепричастия «дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи.
1
Диктант №2
1
Наречие
30. Наречие как неизменяемая часть речи. Разряды наречий по значению.
Наблюдение за экспрессивным использованием наречий разных разрядов.
1
14 неделя
31. Степени сравнения качественных наречий, их образование.
Степени сравнения качественных прилагательных.
Употребление в речи степеней сравнения наречий.
1
32. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е.
Рассказ по рисунку. Рассуждение в повествовании.
1
15. неделя
33.Не-и ни- в наречиях.
Моделирование словосочетаний, в состав которых входят наречия.
1
34. Одна и две буквы н в наречиях на -ои -е.Суффиксы -о и -а на конце наречий.
Употребление наречий для достижения точности, информативности и выразительности текстов сочинений и изложений.
1
Пересказ исходного текста с описанием действий, процесса труда с последующим письменным изложением.
35. Изложение. №1
1
16 неделя
36. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Краткие прилагательные на -о, -е.
Наречия и созвучные слова других частей речи (красиво написать - здание красиво),
1
37. Дефис в наречиях.
Наречия и созвучные предложно-падежные сочетания (вовремя вернуться - во время матча).
1
38. Слитное и раздельное написание наречий.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и наречия-антонимы.
1
39. Синтаксическая роль наречий в предложении. Морфологический разбор наречия.
Наречие места, времени и образа действия.
Слова категории состояния.
1
18 неделя
Слова категории состояния
40. Слова категории состояния как часть речи. Их отличие от наречий.
Наречие. Наречие места, времени и образа действия.
Степени сравнения качественных прилагательных.
Употребление степеней сравнения слов категории состояния в речи. Научное сообщение.
1
41. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Краткие прилагательные на -о, -е.
Односоставные безличные предложения.
1
19 неделя
42. Понятие о служебных частях речи. Их отличие от знаменательных частей речи.
1
Предлог
43. Предлог как служебная часть речи. Общее грамматическое значение предлогов.
Текстообразующая роль предлогов. Употребление предлогов в речи.
1
20 неделя
44 Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.
1
45. Употребление предлогов в падежных формах. Существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Виды подчинительной связи.
Текст официально-делового стиля. Производные предлоги в официально-деловом стиле. Канцеляризмы. Заявление. Объявление.
1
21 неделя
46. Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.) Дефис в предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять имена существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, а также использовать в речи предлоги-синонимы.
1
47. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Морфологический разбор предлога.
Правильное и точное употребление предлогов в и на, с и из.
Написание заметки с использованием непроизводных и производных предлогов.
1
22 неделя
48. Диктант №3
1
Союз
49. Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные.
1
23 неделя
50. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные и противительные.
Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях.
1
51. Группы подчинительных союзов. Простые и составные союзы. Отличительные признаки союза и союзного слова.
Орфоэпические нормы произношения союзовчто и чтобы.
Употребление союзов с использованием их стилистической окраски.
Употребление подчинительных союзов в сложном предложении.
1
52. Слитное и раздельное написание союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия так с частицей же.
Конструирование простых и сложных предложений с использованием союзов.
1
25 неделя
53. Синтаксическая роль союзов в предложении. Морфологический разбор союза.
1
Частица
54. Частица как служебная часть речи.
Правильное употребление частиц в разговорной речи
1
26 неделя
55 Частицы формообразующие, отрицательные и модальные.
Наклонение глагола.
Правильное интонирование предложений с вопросительными частицами.
1
56 Различение на письме частиц не и ни.
Употребление частиц в соответствии с нормами культуры речи.
Роль отрицательных частиц в безличном предложении.
1
57. Правописание не и ни с различными частями речи.
Определение смысловых различий частиц не и ни
1
27 неделя
58. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка.
1
59. Синтаксическая роль частиц в предложении. Морфологический разбор частиц.
Выразительное чтение предложений со смысловыми частицами.
1
Междометие. Звукоподражательные слова
60. Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Производные и непроизводные междометия. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Интонационное выделение междометий в предложении.
Утвердительные и отрицательные словада и нет.
1
29 неделя
61. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Пунктуационное выделение междометий в предложении. Морфологический разбор междометия.
Использование междометий для выражения чувств, этикетных формул, команд, приказов.
Междометие в значении других частей речи.
1
62. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Экспрессивное использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественных произведениях
Словообразовательные возможности междометий и звукоподражаний.
Тестирование
1
Стили речи. Типы речи
63. Цель общения. Сфера применения. Признаки стиля.
Разговорный стиль. Языковые средства.
Стили и типы речи.
Научный, публицистический, официально-деловой стиль, художественный и разговорный стили речи.
Сравнение текстов разных стилей.
Выявление языковых особенностей разностилевых текстов.
1
1
30 неделя
64.Жанры научного стиля: аннотация.
Жанры публицистического стиля: заметка в газету.
Канцеляризмы.
Реферат на лингвистическую тему.
Портрет литературного героя.
Реферат как жанр научного стиля.
1
1
31 неделя
65 Жанры официально-делового стиля: автобиография, объявление, заявление.
Углубление понятия о типах речи. Описание как тип речи.
Портретная характеристика в официально-деловом стиле.
1
1
66.Диктант №4
1
33
неделя
Повторение и систематизация изученного.
67 Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова.
Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.
1
34 неделя
68 Морфемика и словообразование.
Морфология.
Морфологический разбор.
1
Русская литература
7-класс
Всего - 34 часов (по 1 часу в неделю, всего 34 недели).
№
п. п.
Содержание программного материала
Примечания
Теория литературы
Кол-во часов
Дата
1-ая четверть (18 часов)
Введение
1.
Мир художественной литературы.
Введение
Понятие о худ. мире.
Модель худ. мира.
1
2
Человек и история в литературе
2.
Литература и история. Исторический сюжет в литературе. Художественные приемы воссоздания исторических и вымышленных образов-персонажей.
Произв. для чт. и изучения.
Образ и исторический прототип.
1
3
А.С. Пушкин. «Полтава». Вступление к поэме «Медный всадник». Историческое и вымышленное, историческое и злободневное в поэме.
Образ Петра I в поэмах Пушкина. Авторское отношение к Петру I и созданному им городу на Неве.
Для заучивания наизусть: А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок из поэмы) или вступление к поэме «Медный всадник».
РР1: Анализ лиро-эпических произведений
Произв. для чт. и изучения.
Система образов-персонажей. Образ и исторический прототип.
1
4
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров. Портретные характеристики.
Для заучивания наизусть: М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Произв. для чт. и изучения.
Образы-персонажи. Образ и прототип. Герой и антигерой. Антагонист и протагонист.
Авт. позиция и идея произв.
5
6
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический колорит повести.Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы. Главные образы-персонажи, их отношение к семье, любви, Сечи.
Тема предательства. Трагический конфликт патриархального и индивидуального сознания. Проблема личного выбора и гуманизма. Пейзажные описания.
Произв. для чт. и обсужд.
Элементы героич. эпоса в повести. Эпический и трагический пафос повести.
1
1
7.
РР 2: Подготовка к сочинению.
Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Обуч. соч.
1
8
Л.Н. Толстой. «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе», «Подвиг капитана Тушина» (фрагменты из романа «Война и мир» на выбор).
Образы Кутузова и Наполеона. «Маленький человек» на войне. Портретное мастерство Л.Н. Толстого. Авторская позиция и способы ее проявления в художественном тексте.
Произв. для чт. и изучения.
Сопост. ан. образов
Пространств. композиция сцен. Историч. и вымышлен. образы. Образ и прототип. Герой и антигерой.
1
9
М.Ю. Лермонтов. «Св. Елена», «Воздушный корабль». Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Абай Кунанбаев. «Искандер».
Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков.
Произв. для чт. и обсужд.
Произв. для чт. и обсужд.
Худ. образ и прототип.
Худ. образ и прототип.
1
10
Вн. чт.: П. Мериме. «Матео Фальконе».
Внекл. чтение
Внешн.портрет и психологич. портрет героя.
1
11
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».
2-ая четверть (14 часов)
Произв. для чт. и обсужд.
Сюжетная композиция.
1
12
Н.А. Некрасов. «Русские женщины».
Психологизм в обрисовке образов главных героинь.
РР: Анализ лиро-эпических произведений
Произв. для чт. и обсужд.
Худ. образы и их прототипы.
Сюжет, героич. и лирич. начала в поэме.
1
13
М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл заглавия рассказа. Характер главного героя.
Тема жизненных испытаний в рассказе. Организация художественного времени. Авторское отношение к изображаемому.
Произв. для чт. и изучения
Сюжет и композиция. Внешний портрет и психологич. портрет героя.
1
1
14
Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне: А.А. Ахматова. «Мужество»; С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая...»; К.М. Симонов. «Жди меня»; В.С. Высоцкий. «Песня о Земле». Человек на войне в русской лирике XX века.
Для заучивания наизусть: Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору учащихся).
РР: Анализ лирических произведений
Произв. для чт. и изучения.
Анализ лирических произв.
Специфика лирического произведения
1
Человек и мир природы в литературе
15
Пейзаж в художественном тексте. Пространственно-временная картина жизни природы в литературе.
Произв. для чт. и изучения
Функции пейзажа.
1
16
Художественная картина неба в литературе: небо (Н.С. Никитин. «Небо»; О.Э. Мандельштам. «О небо, небо...»; Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный, синий цвет...»); солнце (А.С. Пушкин. «Зимнее утро»; И.А. Бунин. «Неуловимый свет разлился над землею...»; А. Белый. «Солнце»; А. Грин. «Пропавшее солнце»);
луна/месяц (А.С. Пушкин. «Приметы» («Я ехал к вам: живые сны...»); М.А. Кузмин. «Как месяц молодой повис...»; В.В. Маяковский. «Лунная ночь»); звезды (А.А. Фет. «Среди звезд»; А.А. Григорьев. «Комета»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей»; А.А. Вознесенский. «Ночь»). Небо, солнце, луна (месяц), звезды и их художественная роль в произведениях.
Для заучивания наизусть: Одно стихотворение о небе или солнце, луне и звездах (по выбору учащихся).
РР: Анализ лиро-эпических произведений
Произв. для чт. и изучения.
Анализ лирических произв.
Специфика лирического произведения
1
17
И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев - мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека.
Произв. для чт. и изучения.
Худ. простран-ство и худ. время. Образы-персонажи.
1
Образ рассказчика-охотника. Авторское отношение к персонажам.
18
Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков: море (А.С. Пушкин. «К морю»; Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...»; К.М. Станюкович. «В шторм» (фрагмент), «Максимка» (фрагмент); лес (А.Н. Майков. «В лесу»; И.С. Никитин. «Лес»; И.С. Тургенев. «Лес и степь» (фрагменты); И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент); Е.В. Курдаков. «Мир полон птичьих голосов...»; Т.М. Мадзигон. «Стихи и лес»); степь (А.А. Фет. «Степь вечером»; И.С. Никитин. «Весна в степи»; И.З. Суриков. «Степь»; П.Н. Васильев. «Затерян след в степи солончаковой...»; А.П. Чехов. «Степь» (фрагмент)); горы (А.С. Пушкин. «Кавказ»; М.Ю. Лермонтов. «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»; И.С. Тургенев. «Разговор»; В.С. Высоцкий. «Здесь вам не равнина...»). Мастерство поэтов и прозаиков в изображении картин природы.
Для заучивания наизусть: Одно стихотворение об одном из типов пейзажей (по выбору учащихся).
РР5 Анализ лирических произведений
Произв. для чт. и изучения. Анализ лирических произв.
Виды пейзажей. Символика пейзажей, их идейно-худ. функции.
Роль пейзажных деталей. Специфика лирического произведения
1
19
Образы флоры и фауны в поэзии и прозе: дуб (А.А. Фет. «Одинокий дуб»; Л.Н. Толстой. «Война и мир» (фрагменты)); береза (П.А. Вяземский. «Береза»; С.А. Есенин. «Зеленая прическа...»; А.В. Жигулин. «Береза»); баобаб (О.О. Сулейменов. «Слон флоры»); бабочка (В.А. Жуковский. «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу»; А.А. Фет. «Бабочка»; А.А. Тарковский. «Бабочка в госпитальном саду»); лошадь/конь (Н.А. Некрасов. «До сумерек» (фрагмент); В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»; И.А. Бродский. «В тот вечер возле нашего огня...»); собака (И.С. Тургенев. «Собака»; С.А. Есенин. «Песнь о собаке»; В.В. Маяковcкий. «Вот так я сделался собакой»). Субъективное и объективное в образном строе художественного текста.
Для заучивания наизусть: Одно стихотворение о флоре и фауне (по выбору учащихся).
Произв. для чт. и изучения.
Анализ лирических произв.
Специфика лирического произведения. Поэтика пейзажной детали при воссоздании картин жизни природы.
1
20
Ю.О. Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей». Алма-Ата 1930-х годов.
А. и Б. Стругацкие. Фрагменты из романа «Пикник на обочине». Мотивы экологической катастрофы в пейзажных описаниях романа.
Произв. для чт. и изуч.
Произв. для чт. и изучения.
Городской пейзаж.
Роман.
1
21
А. и Б. Стругацкие. «Малыш». Проблема контакта человечества с внеземной цивилизацией. Неоднозначное прочтение развязки повести.
Произв. для чт. и обсужд.
Фантастиче-ский сюжет и образы-персонажи. Космические пейзажи.
1
22
Поэтика изображения живой и неживой природы в художественной литературе: гроза и дождь (А.П. Майков. «Гроза»; Н.А. Заболоцкий. «Гроза»; А.Я. Загородний. «Гроза»); образы цветов (А.С. Пушкин. «Цветок»; И.П. Мятлев. «Розы»; И.С. Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы...»; А.А. Фет. «Осенняя роза»; И.В. Северянин. «Классические розы»; И.А. Бунин. «Полевые цветы»; А.С. Кушнер. «Сирень»; А.А. Вознесенский. «Сирень «Москва - Варшава»; С.П. Кирсанов. «Июньская баллада»; А.А. Тарковский. «Кактус»); образы птиц (А.А. Дельвиг. «Русская песня»; А.С. Пушкин. «Соловей и роза»; К.М. Фофанов. «Соловей»; А.И. Фатьянов. «Соловьи»; Ю.П. Мориц. «Ворон»; А.А. Вознесенский. «Оза»; Э. По. «Ворон»); образы животных и морских обитателей (С.А. Есенин. «Корова», «Лисица»; Н.С. Гумилев. «Жираф»; П.Н. Васильев. «Верблюд»; А.А. Тарковский. «Верблюд»; У. Блейк. «Тигр»; В. Хлебников. «Годы, люди и народы...»; Н.А. Заболоцкий. «Меркнут звезды Зодиака...»; Г. Мелвилл. «Моби Дик, или Белый Кит» (фрагменты); Э. Хэмингуэй. «Старик и море» (фрагменты); З.Н. Гиппиус. «Небесные слова» (фрагмент из рассказа)). Богатство образов природного мира в литературе.
Для заучивания наизусть: Одно стихотворение, посвященное любви и дружбе (по выбору учащихся).
РР: Анализ лиро-эпических произведений
Произв. для чт. и обсужд.
Анализ лирических произв.
Специфика лирического произведения. Сквозные мотивы и образы. Фольклорно-мифологич. и символический смысл образов. Эволюция традиционных поэтических образов в литературе.
1
23
В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.
Произв. для чт. и обсужд.
Рассказ.
1
24
Ю.П. Казаков. «Оленьи рога». Видение зимней природы глазами выздоравливающей девочки. Детское одиночество в мире взрослых. Соединение в произведении сна и яви, сказки и природного мира. Оптимизм и лирическая интонация рассказа.
Произв. для чт. и обсужд.
Повесть.
1
25
Ч.Т. Айтматов. «Белый пароход». Реальное и фантастическое в повести. Образ мальчика в повести-сказке, его связь с Рогатой матерью-оленихой. Слияние ребенка с природой в финале произведения.
Произв. для чт. и обсужд.
Повесть.
Легенда.
1
Человек среди людей
26
Литературный образ-персонаж. Человек как вечный образ-персонаж в мире литературы.
Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Композиция первой части трилогии. Образ Николеньки и другие образы-персонажи. Мастерство Л.Н. Толстого в передаче внутренних переживаний героев. Портретные характеристики. Роль портретных деталей. Автобиографизм, реальное и вымышленное в «Детстве».
Произв. для чт. и изучения
Произв. для чт. и изучения
Образ-персонаж: виды и приемы создания.
Композиция.
Портрет.
1
27
Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа.
Произв. для чт. и изучения.
Принцип контраста. Элементы сюжетной композиции.
1
28
М. Сервантес. «Дон-Кихот» (фрагменты из романа). Значение литературной пародии как средства преодоления популярности рыцарских романов. Время и место действия романа. Образ Дон-Кихота и его оруженосца. Трагическое и комическое в образе главного героя. Дон-Кихот и дон-кихотство. Санчо Панса и его роль в раскрытии образа главного героя. Дон-Кихот - вечный образ мировой литературы.
Произв. для чт. и изучения
Литературная пародия. Рыцарский роман. Трагическое и комическое. Вечный образ литературы.
1
29
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки. Алогизм - «строительный камень» сюжетных ситуаций. Возникновение и движение комического противоречия. Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности, - изображение никчемности, оторванности от жизни и паразитизма генералов. Соединение в образе мужика талантливости, трудолюбия и сметки с рабской покорностью и холопством. Авторское отношение к образам-персонажам
Произв. для чт. и изучения.
Средства создания сатирическогоподтекста: преувеличение, гипербола, гротеск, смешение реального и фантастического Эзопов язык.
Алогизм.
Комическое.
1
30
А.П. Чехов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заглавия рассказов. Чинопочитание и добровольное унижение «низших» как предмет иронии. Сюжетные композиции в рассказах-сценках. «Вывернутость» ситуации - прием, обнажающий всю глубину рабского состояния души «маленького человека». Изменение речи и облика героя на протяжении рассказа. Роль детали в рассказах. Гуманизм А.П. Чехова
Произв. для чт. и изучения.
Образы-персонажи.
«Маленький человек».
Комическое и трагикомическое
1
31
В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Драма мальчика: чувство одиночества, ощущение жестокости и несправедливости жизни. Восприятие событий с точек зрения подростка и учительницы. Трагедия педагога: конфликт человечности и догмы. Своеобразное построение рассказа. Роль пейзажных описаний. Художественный смысл заглавия.
Произв. для чт. и изучения.
Композиция.
Пейзажные описания.
Заглавие.
2
32
В.М. Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки», «Микроскоп», «Чудик». Мир человеческих отношений в рассказах В.М. Шукшина.
Произв. для чт. и обсужд.
Рассказ. Комическое, трагикомическое
1
33
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты). Судьбы писателя и его героя, их тайны и легендарность. Проблема «взрослости». Фантастическое и реальное в сюжете повести-сказки. Образ Маленького принца. Нравственные понятия героя и их столкновение с условностями, господствующими среди людей. Образ автора-повествователя и его размышления о счастье, человеке, ответственности. Другие персонажи повести.
Произв. для чт. и обсужд.
Повесть-сказка.
Автор-повествователь
2
Заключение
34
Итоги изучения темы «Мир художественной литературы»
Заключение
1