7


  • Учителю
  • Конспект урока литературы на тему 'Трагическая острота конфликта в драме А. Н. Островского 'Гроза' '

Конспект урока литературы на тему 'Трагическая острота конфликта в драме А. Н. Островского 'Гроза' '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 10 классе (заключительный в серии уроков по драме А.Н.Островского «Гроза»)


Тема: Трагическая острота конфликта Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).


Цели:
учебная: знание текста пьесы;
задачи:
раскрывать образы главных героев пьесы, выяснить обусловленность их поступков психологическими мотивами;

выявить основной конфликт пьесы, объяснить его суть, понять причины;

развивающая: развивать аналитическое мышление, творческие способности;
воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности, учить высказывать свое мнение.


Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину.



Гроза» - драма зарождения, развития и возобладания в душе героини тех страстей,

которые затем обнаруживают себя

в греховных выбросах ее поступков.

М.М.Дунаев.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение нового материала (на основе домашней подготовки учащихся)

Анализ избранных сцен.

Учитель. В течение урока нам предстоит ответить на 4 главных вопроса:

- Почему Катерина полюбила Бориса?

- Почему она решилась на свидание с ним?

- Почему покаялась перед всеми?

- Почему совершила самоубийство?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала выясним, а какая она, Катерина. Что мы о ней знаем?

1. Жизнь Катерины в родительском доме (Д.1, явл.7)

- Как Катерина жила в родительском доме?

- Как относились к ней родные?

- Как проводила время?

- Была она свободна в своих поступках?

- Какие черты характера развились в ней под влиянием жизни в родительском доме?

- Можно ли сказать, что её отношение к жизни было романтическим?

- Какие поступки Катерины говорят о страстности её натуры? (Д.2, явл.2: от обиды села в лодку и уплыла из дома.)

Жизнь Катерины в родительском доме

Сердечное отношение родных.

Посещение церкви. Рассказы странниц, богомолок.

Свобода. (Д.2, явл.7)

Сформировавшиеся черты характера

Болезненная впечатлительность. Экзальтированность. Парение духа. («Плачу, не знаю о чем»)

Романтическое отношение к жизни.

Моральная чистота.

Страстность натуры, стремление к свободе. (Царствие Божие нудится!)


Вывод. К житейским трудностям её не готовили! Но жизнь не праздник, а тяжкий труд. Она не усвоила, что Царствие Божие нудится!


2. Жизнь Катерины в доме Кабановых. (Д.2, явл.3-8)

Жестокое отношение Кабанихи (обрядоверие).

Постоянное духовное подавление.

Непонимание ее натуры со стороны мужа (безверие на деле).

Учитель.

- Как повлияла на Катерину такая жизнь в семье мужа?

- В чем она изменилась?

- Какие прежние черты характера проявляются с новой силой?

Катерина чувствует свою обреченность, осознаёт её и замыкается в себе. Она делает попытки изменить ситуацию (сцена прощания с Тихоном), но её не понимают. Разочаровывается в семейной жизни.

И отсюда - страстное стремление к свободе, любви, счастью.


3. Анатомия страсти и греха

- Осознает ли Катерина это стремление грехом? (Д. 1, явл.7)

- Почему боится грозы? (Д.1, явл.9)

- Какие чувства борются в Катерине?

(Любовь и желание счастья - одновременно это и вызов Кабанихе, протест -

но, с другой стороны, осознание этого чувства грехом.)

- Как же решается этот конфликт? (Трагически. Выхода нет, т.к. самоубийство - это не выход.)


Что такое грех? Как рождается грех?

Путь греха.

Учитель. «Отцы-пустынники», по слову А.С.Пушкина, прекрасно знали анатомию греха. По их мнению, грех овладевает душой человека постепенно, проходя несколько ступеней.

  • Прилог есть невольное движение сердца под влиянием внешнего восприятия или мысли. (Приражение)

  • Сосложение (сочетание) нашей мысли с прилогом.

  • Стадия внимания (уже пленились мысленно).

  • Услаждение помыслами.

  • Пожелание и сам поступок.


Учитель. Внимательно прочитав драму, мы увидим, что Катерина, действительно, приняв помысел, довольно быстро проходит эти ступени. В этом ей помогают не только обстоятельства, но и недобрые люди. Кроме самообольщения Катерины (самообмана, поиска краденого счастья), в драме обнаруживается и обольщение другими.

4. Какова роль Варвары в этой истории? (Даёт ключ, подстрекает, советует: «Живи, как хочешь, лишь бы было шито-крыто».)


Анализ сцены с ключом
( 2 действие, явление 10)

  • Возмущение;

  • Размышление о нелегкой женской доле;

  • Размышление о своей судьбе;

  • Видит причину своих бед в свекрови;

  • Рассуждение о ключе;

  • Пугается воображаемых шагов и прячет ключ в карман;

  • Убеждает себя в том, что нет греха, если она разок посмотрит на любимого;

  • Ключ от садовой калитки становится ей дороже всего на свете.


5. Обратим внимание, что сцена первого свидания происходит в овраге. Автор не случайно избирает такое место!

Анализ сцены первого свидания (Д.3, сцена 2)

  • Происходит в овраге - замкнутом пространстве, потайном месте.

  • Обрамлена банальной встречей Кудряша и Варвары, их веселой песней, прославляющей свидания любовников.

  • Подчеркивается степень падения героини (отвергая старое, Катерина бросает себя в пропасть(овраг) греха и загоняет в безвыходное положение).

Легко ли далось Катерине такое решение? Нет!

Она оправдывается перед Кабанихой, просит Тихона забрать её с собой, отталкивает Варвару с ключом, сама мучается. Но трагизм в том, что ей никто не помог. Она не справилась с собой.


6. Проанализируем сцену всенародного покаяния Катерины. (д.4, явл.6.)

- Почему она это делает?

- Природа нравственного конфликта Катерины (это сближает её с классическими героинями русской литературы, вспомним ТатьянуЛарину) заключается в невозможности жить во грехе, в разладе со своей совестью.

На ней лежит бремя ответственности и вины перед Тихоном и Борисом.


7. Обратим внимание на сцену прощания Катерины с Борисом (д.5, явл.3)

  • Борисом движет только страх.

  • Катериной - чувство вины перед ним и смертная тоска, так как для неё завтрашнего дня нет. Заметим, насколько же Катерина крупнее как личность, чем её избранник.


III. Сделаем выводы.


- Почему же Катерина утопилась? (Снова бунт, не покаялась до конца.)


- Как могла бы жить Катерина теперь, после своего падения? (Только смиряться.)


Учитель. Можно вспомнить в этой связи финал драмы «Бесприданница», написанной Островским после «Грозы»: самоубийство Катерины и смерть Ларисы, которая не решилась на самоубийство. Погибая от руки Карандышева, произносит последние слова: «Живите, живите все! Я ни на что не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…Я вас всех …всех люблю. (посылает поцелуй.)

- Какой финал кажется более мудрым, более соответствующим национальной этической традиции?


- Какие выводы на основании проведенного анализа текста мы можем сделать?


В чем трагизм судьбы Катерины?

  • Внешние обстоятельства («темное царство») закрыли ей движение к подлинной любви.

  • Внутренних собственных сил для смирения ей недостает.

  • Она в духовном одиночестве (а его можно одолеть только верою).

  • Но вера разрушена грехом и отчаянием.

  • Угасание веры приводит к самоубийству


Учитель. Представляется важным обсудить вопрос и о самоубийстве Катерины. Прочитайте слова известного русского философа Н.А.Бердяева:


  • Самоубийца - всегда эгоцентрик, для него нет больше Бога, ни мира, ни других людей, а только он сам.

  • Самоубийство есть отрицание трех высших христианских добродетелей - веры, надежды и любви.

  • Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на жизнь, на мир, на Бога. Но психология обиды есть рабья психология. Ей противостоит психология вины, которая есть психология свободного и ответственного существа.

  • В сознании вины обнаруживается большая сила, чем в сознании обиды.


- Докажите, опираясь на содержание драмы «Гроза», прав ли он в своем мнении.


Учитель. В 1859 г. появились два тома пьес Островского, что послужило поводом для статьи «Тёмное царство» Н. А. Добролюбова, который воспользовался правдивым изображением русской жизни для своих политически радикальных выводов. В статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) Добролюбов назвал пьесу «Гроза» (1859) «самым решительным произведением» Островского, но эта политическая радикализация самому драматургу была чужда. В «Грозе» очевиден протест против самодурства как порождения косности и необразованности (Дикой и Кабаниха), протест против таких последствий самодурства, как смирение слабых (Тихон и Борис) и обман сильных (Варвара, Кудряш). Но такая форма протеста, как грех и покаяние Катерины, показывает, что её характер столь же своеволен, как и характер Кабановой.

IY. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины - это сила или слабость?»

Библиография.

  1. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях.- М., Христианская литература. 2001. - Т.1-2.

  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс.- М.: «Вако»,2002.

  3. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учрежд. /В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2007.

  4. Литература и язык/ Современная иллюстрированная энциклопедия /под ред. А. П. Горкина.- Либрусек

  5. Островский А.Н.Пьесы.- Л.: Худож. лит., 1986.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал