7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 7 класс, по программе Коровиной

Рабочая программа по литературе 7 класс, по программе Коровиной

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фоминская общеобразовательная средняя школа»Рассмотрено

МО гуманитарного цикла

Руководитель МО

______________/Г.К. Архипова

Протокол №___ от

« » августа 2016г.







Утверждено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

« __ » августа 2016г.

Утверждено

Директор МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа»________/В.П. Мелёхин



Приказ № __ от «__» августа 2016 г.









Рабочая программа

Литература

7 класс



(уровень: базовый, общеобразовательный)









Учитель: Иванова Ксения Андреевна

Квалификационная категория:







2016 - 2017 учебный год





Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Содержание по предмету

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу,мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные

представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимостисострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Тыпомнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).

C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;









Календарно - тематическое планирование по литературе в 7 классе 105 часов (3 часа в неделю) по программе Коровиной В.Я.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Календарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Задания для учащихся с ОВЗ

План

факт

1

Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1





Урок усвоения новых знаний

Учебник.





2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





3

Понятия о былине. Собирание былин. Собиратели.

«Вольга и Микула Селянинович».

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





4

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

Прославление мирного труда

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





5

Вн.чт. Киевский цикл былин.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Черты характера Ильи Муромца.

Особенности былинного стиха и поэтических интонация. Роль гиперболы в былинах.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





6

Вн.чт. Новгородский цикл былин.

«Садко». Своеобразие былины.

Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





7

Пословицы и поговорки.

Пословицы наров мира.

Сборники пословиц.

Собиратели пословиц.

Особенности смысла и языка пословиц

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





8

Древнерусская литература.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литерату

ры. Нравственные заветы Древ-

ней Руси.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





9

Русские летописи.

«Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»).

Формирование традиции уважи-

тельного отношения к книге.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





11

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





12

Р.Р. Подготовка к письменной работе на одну из тем:

1.Народная мудрость произведениях устного народного творчества.

2.Художесвенные особенности русских былин или малых жанров фольклора.

3.Что воспевает народ в героическом эпосе?

4.Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

5.В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

1





Урок развития речи

Учебник, фонохрестоматия





13

М.В.Ломоносов.

Слово о поэте и ученом.

«К статуе Петра Великого».

1





Урок усвоения новых знаний

Учебник, фонохрестоматия





14

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Понятие о жанре оды.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





15

Г.Р.Державин.

«Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





16

А.С.Пушкин. Слово о поэте.

Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





17

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.

Прославление деяний Петра I.

Образ автора в отрывке из поэмы

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





18

А. С. Пушкин.

«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Художественное воспроизведе-

ние быта и нравов Древней Руси.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





19

Развитие понятия о балладе.

Особенности содержания и фор-

мы баллады Пушкина.

Особенности композиции.

Своеобразие языка

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





20

А.С. Пушкин.

«Борис Годунов»: сцена в Чудо-

вом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летопис-

ца в истории культуры.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





21

Р.Р. Контрольное (классное)

сочинение «История России в произведениях А.С. Пушкина»

1





Урок контроля знаний

Учебник, фонохрестоматия





22

А.С. Пушкин.

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению

человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





23

Дуня и Минский.

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Развитие понятия о повести.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





24

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





25

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





26

Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…».

Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

Образы гусляров и образ автора

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





27

М.Ю. Лермонтов.

«Когда волнуется желтеющая нива…».

Проблема гармонии человека и природы.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





28

Обучение анализу одного стихотворения.

«Молитва», «Ангел».

Мастерство поэта в создании художественных образов.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





29

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование)

1





Урок контроля знаний

Учебник, фонохрестоматия





30

Н.В. Гоголь.

Слово о писателе.

«Тарас Бульба».

Историческая и фольклорная основа повести.

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

1





Урок усвоения новых знаний

Учебник, фонохрестоматия





31

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

Патриотический пафос повести.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





32

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

Развитие понятия о литературном герое.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





33

Р.Р. Контрольное (классное) сочинние по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Темы сочинений:

1) «Авторская оценка образа Тараса Бульбы». 2) «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».3) «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

1





Урок развития речи

Учебник, фонохрестоматия





34

Контрольное (классное) сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1





Урок развития речи

Учебник, фонохрестоматия





35

И.С. Тургенев. Слово о писателе.

Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Лесник и его дочь.

1





Урок усвоения новых знаний

Учебник, фонохрестоматия





36

Нравственные проблемы рассказа «Бирюк»

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

Художественные достоинства рассказа.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





37

И.С. Тургенев.

Стихотворения в прозе.

«Русский язык». «Близнецы». «Два богача».

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

Особенности жанра.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





38

Р.Р. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

1





Урок развития речи

Учебник, фонохрестоматия





39

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа

поэмы. Величие духа русской женщины.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





40

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





41

Вн.чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





42

Вн.чт. А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





43

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





44

Смысл противопоставления генералов и мужика в «Повести.»

Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





45

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





46

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по теме:

«Средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина»

1





Урок развития речи

Учебник, фонохрестоматия





47



Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина»

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





48

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

Слово о писателе.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





49

«Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





50

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





51

И.А. Бунин.

Слово о писателе. «Цифры».

Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





52

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина - прозаика и поэта.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





53

Р.Р. Подготовка к контрольному (домашнему) сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина»

1





Урок развития речи

Учебник, фонохрестоматия





54

А.П. Чехов. Слово о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков

Смысл названия рассказа.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





55

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Развитие понятий о юморе и сатире

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





56

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





57

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





58

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А.Жуковский.

«Приход весны».

А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест»,

И.А. Бунин. «Родина».

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





59

Обучение анализу лирического текста.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





60

М. Горький. Слово о писателе.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





61

М. Горький «Детство» (главы).

Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





62

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

Вера в творческие силы народа.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





63

Понятие о теме и идее произведения.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





64



Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





65

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа

М. Горького «Старуха Изергиль».

Романтический характер легенды

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





66

В.В. Маяковский. Слово о поэте.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и

общества.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





67

Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

Смысловая роль ритма и рифмы.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





68

Вн.чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда

на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость

внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





69

Л.Н. Андреев. Слово о писателе.

«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия









70

Гуманистический пафос произведения Л.Н. Андреева.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





71

А.П. Платонов. Слово о писателе.

«Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на

окружающих людей.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





72

Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





73

Вн.чт. А.П. Платонов.

«В прекрасном и яростном мире».

Труд как основа нравственности.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





74

Вн.чт. Вечные нравственные ценности.

Своеобразие языка прозы

А.П. Платонова

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





75

Р.Р. Подготовка к контрольному (домашнему) сочинению на тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX в.)

1





Урок развития речи

Учебник, фонохрестоматия





76

Б.Л. Пастернак. Слово о писателе.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





77

«Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





78

Контрольная работа.

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1





Урок контроля знаний

Учебник, фонохрестоматия





79

Вн.чт. Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны.

Интервью как жанр публицистики.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия









80

Вн.чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





81

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе.

«О чем плачут лошади».

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





82

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





83

Е.И. Носов. Слово о писателе.

«Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





84

Е.И. Носов. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Подготовка к домашнему сочинению

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





85

Вн.чт. Ю.П. Казаков. Слово о писателе.

«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





86

Вн.чт. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





87

Вн.чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.).

Единство человека и природы.

Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





88

А.Т. Твардовский. Слово о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…».

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





89

Философские проблемы в лирике Твардовского.

Развитие понятия о лирическом герое

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





90

Вн.чт. Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине.

«Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

Публицистика, мемуары как жанры литературы

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





91

М.М. Зощенко. Слово о писателе.

«Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





92

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»;

Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





93

Из литературы народов России.

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





94

Р. Бернс. Слово о поэте.

«Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





95

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте.

«Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Анализ поэтических интонаций.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





96

Японские хокку (хайку).

Особенности жанра

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





97

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов»

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





98

Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О. Генри.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





99

Вн.чт. Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе.

«Каникулы» Фантастический рас

сказ-предупреждение.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





100

Вн.чт. Мечта о победе добра в произведении Р. Бредбери «Каникулы»

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





101

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

1





Комбинированный урок

Учебник, фонохрестоматия





102

Итоги года и задание на лето.



1













103

Резервный урок



1













104

Резервный урок



1













105

Резервный урок



1

























































Контроль и оценка планируемых образовательных результатов





Оценка устных ответов по литературе



При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:



  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.



  1. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.



  1. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.



  1. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.



  1. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.



  1. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам. В соответствии с этим:



Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий достаточно прочные знания и понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.



Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии



идейно-эстетического содержания произведения; знание основных теоретико-литературных терминов; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности в ответе.



Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.



Допускается несколько ошибок в содержании ответа, слабое владение монологической литературной речью, ряд недостатков в композиции и бедность выразительных средств языка, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.



Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.



При необходимости обучающиеся могут использовать опорные схемы, развернутые планы, иллюстрации, допустимы наводящие вопросы со стороны педагога и обучающихся.



Оценивание читательских умений



Навык чтения Способ чтения: чтение текстов целыми словами; правильность чтения: правильное



орфоэпическое чтение; скорость чтения: темп чтения знакомого текста соответствует году обучения; выразительность чтения: использование в знакомом тексте, предварительно

</ разобранном в содержательном и смысловом отношении) длинных и коротких пауз в зависимости от смысла читаемого, использование ритмических пауз при чтении стихотворений, определение темпа чтения в зависимости от смысла читаемого, использование силы голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста, передача эмоционального отношения к содержанию текста; осмысленность чтения: понимание подтекста и основной идеи произведения, выявление отношения автора к литературным персонажам, осознание и выражение собственного отношения к написанному, полноценное восприятие и осмысливание доступных возрасту и речевым возможностям литературных произведений разных жанров.



Оценка «5» ставится, если ученик правильно читает (допуская не более двух ошибок), правильно ставит ударение в словах, соблюдает логическое ударение и орфоэпические нормы при чтении, соблюдает нормативы чтения для данного года обучения, понимает прочитанный текст.



Оценка «4» ставится ученику, если он соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения, допускает при чтении не более трех-четырех ошибок в словах или в выделении словесных и логических ударений, при соблюдении пауз и норм орфоэпического чтения, правильно понимает основное содержание прочитанного произведения или его частей, но недостаточно четко формулирует ответы на вопросы по содержанию прочитанного.



Оценка «3» ставится ученику; если он недостаточно владеет техникой чтения для данного класса, допускает не более семи ошибок, повторы частей слова и слов, не соблюдает пауз между словами, допускает ошибки в словесном логическом ударении и при воспроизведении обнаруживает нетвердое усвоение текста.



Оценка «2» ставится ученику, если он не соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения, допускает большое количество ошибок на замену слогов и слов, перестановку, повторы частей слова и слов, не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя, искажает содержание прочитанного.



Для проверки навыка чтения привлекается текст, доступный ребенку. При оценке чтении учитываются индивидуальные возможности ребенка.

















Критерии оценивания сочинений



Содержание

Речевое оформление

Грамотность

- соответствие содержания работы заявленной теме;

- полнота раскрытия темы;

- наличие фактических ошибок;

- последовательность изложения

- разнообразие лексики и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов

Число допущенных ошибок

- орфографических;

- пунктуационных;

- грамматических











Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».

Ошибка- это нарушение требований к правильности речи нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».

Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет- это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задач речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношен автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.

Речевыми недочетами можно считать:

  • повторение одного и того же слова;

  • однообразие словарных конструкций;

  • неудачный порядок слов;

  • различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6.





Таблица 6 Классификация ошибок в содержании сочиненийФактические ошибки

Логические ошибки



В сочинении:

искажение имевших место событий,

неточное воспроизведение источников,

имен собственных, мест событий, дат

  • нарушение последовательности в высказывании;

  • отсутствие связи между частями сочинения и между предложениями;

  • неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

  • раздробление одной микротемы другой микротемой;

  • несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимыхчастей;

неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, к примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою

очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу;

    реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не дол

    жен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней,

    и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два

    парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, напри

    мер: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел

    в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов:

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности,

    двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.





Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка-(например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

• Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи

(писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях;

ихний улыбающт ребенок: ложит и тд.)

а) Ошибки в структуре от словосочетаний в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих

закон; жажда к славе:

б) ошибки в структуре простого предложения:

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето;

    это было моей единственной книгой в дни войны;

  • нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

  • разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

  • местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

  • пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.





в) ошибки в структуре сложного предложения:

  • смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

  • отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простое прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.









Таблица 7 Нормы оценивания сочинений





оценка







Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно.4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается 1 негрубая

орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: •2 \ 2 \3 1\ 3 \3

0 \4 \3 г. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических бок одна является негрубой, то допус-кается выставление отметки «4»

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 0 \5\7

1 \ 4-7 \ 4 2 \3-6\4 4 \ 4 \4 3 \ 5 \ 4



«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного тоста 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; - 8 и более пунктуационных ошибок (с учетомповторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических

Примечания:

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  4. На оценку сочинений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. (см. раздел 'Оценка диктантов»)



Для текущего контроля используется материал, работа над которым бала задачей урока. Текущий контроль осуществляется на разных этапах урока. Текущий контроль не всегда предполагает оценивание, так как он проводится на этапах обучения, где учащиеся еще только формируют умения и навыки. Промежуточный контроль знаний осуществляется на основе материалов из учебника литературы Коровиной В.Я., из пособия для учителей Беляевой Н.В. «Уроки литературы в 6 классе»

Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа».





Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение рабочей программы

  1. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. В 2-х ч.

  2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 - 9 классы

  3. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 7 класс.













Пояснение по работе сучащимися ОВЗ

Особенности детей с задержкой психического развития. Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой первого класса массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности - лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.





2. Организация и содержание обучения школьников с задержкой психического развития Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами.





При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития. Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ, и при успешном прохождении итоговой аттестации получают документ государственного образца о получении основного общего образования. Обучение школьников с задержкой психического развития осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом по образовательным программам, адаптированным под структуру дефекта ребенка. Адаптация образовательных программ начальной ступени образования осуществляется на основании коррекционных образовательных программ для детей с нарушениями VII вида, на основной ступени образования - методических материалов, разработанных институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования.





Для учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебной программы на уроках, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Индивидуально-групповые коррекционные занятия и логопедические занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки учащихся. Указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входят в нагрузку не каждого отдельного ученика, а учителя. На долю каждого ученика приходится от 15 до 30 минут в неделю. Занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (2-3 ученика), укомплектованных.на основе сходства корригируемых недостатков. На этих занятиях восполняются пробелы в знаниях школьников и осуществляется подготовка к усвоению сложного учебного материала.

3. Формы, методы работы с обучающимися.





Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция - развитие памяти; коррекция - развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция - развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.













4. Требования к качеству обучения школьников с задержкой психического развития. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету. Параметры измерителей учебных достижений учащихся школы для детей с ЗПР аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Конкретные задания, разрабатываются педагогами, работающими с детьми, с учетом клинико-психологических особенностей детей с ЗПР и их возможностей в получении образования. Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ЗПР текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.

Литература

Перед общеобразовательной школой для детей с ЗПР стоят те же задачи обучения, которые заложены в программах V-IX классов общеобразовательной школы (М.. Просвещение, 2012г.).

Основа уроков литературы - работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений.

Программа V-VIII классов является продолжением курса чтения в начальных классах, задачей обучения является развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.

В V-VIII классах предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.

В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе.

Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе школы. Там же указаны основные виды устных и письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы. Распределение изучаемого материала по классам, а также примерный расчет учебного времени на их изучение представлены в тематическом планировании рабочей программы учителя.













Лист коррекции.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал