7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по творчеству М.Ю. Лермонтова (9-10 класс)

Исследовательская работа по творчеству М.Ю. Лермонтова (9-10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данная исследовательская работа может быть интересна как учителю литературы, так и преподавателю основ православной культуры. В ней соотносятся православные молитвы и лирика Лермонтова. Цель данной работы - проследить, какую роль в жизни верующего человека играет молит
предварительный просмотр материала

















Исследовательская работа

«Созвучье слов живых…»

Обращение к Богу в православной молитве

и лирике М.Ю. Лермонтова

Автор: Дешин Никита, 8 класс,

Хайитбоева Диана, 9 класс

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Клейменова Елена Николаевна













































Содержание





Введение………………………………………………………………………………………3

1. Молитва в жизни православного христианина

1.1. Что такое молитва…………………………………………………………………………4

1.2.Виды православных молитв ……………………………………………………………...4

1.3. К кому мы обращаемся в молитвах?...................................................................................4

2.Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова

2.1. Традиции лирической молитвы в русской литературе………………………………….5

2.2. Споры о религиозности М.Ю.Лермонтова………………………………………………5

2.3. «Молитва» 1829г («Не обвиняй меня, всесильный…»………………………………….7

2.4. «Молитва» 1837г («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»……………………………8

2.5. «Молитва» 1839г («В минуту жизни трудную…)………………………………………..9

2.6. «Благодарность» 1840г…………………………………………………………………….10

Выводы…………………………………………………………………………………………10

Литература……………………………………………………………………………………..11

Приложение…………………………………………………………………………………..























































Введение

Слайд 1.Знакомясь с творчеством великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, я была поражена строками, прозвучавшими в стихотворении «Молитва»:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Эти строки, проникнутые настроением божественного откровения, заставили меня задуматься: почему в трудные минуты жизни люди обращаются к Богу?

За помощью я обратилась к ученику 8 класса Дешину Никите, потому что он помогает батюшке в Богоявленском храме с. Свишни.

Тема нашего исследования:

Обращение к Богу в православной молитве и лирике М.Ю. Лермонтова

.Слайд 2.

Цель данной работыСлайд 3.

- проследить, какую роль в жизни верующегочеловека играет молитва и какое место она занимает в творчестве Лермонтова.

Мы поставили перед собою следующие задачи:

- изучить православную литературу, посвященную молитве;

- выяснить какие бывают молитвы,и какую роль они играют в жизни верующих;

- познакомиться с образцами молитвенной лирики М.Ю. Лермонтова;

- проанализировать стихотворения поэта и найти в них созвучие каноническим молитвам.

Предметом исследования явились некоторые православные молитвы и стихотворения М.Ю. Лермонтова Слайд 4.

В своей работе мы использовали следующие методические приёмы:

- сравнительный анализ православных молитв и поэзии М.Ю.Лермонтова,

- аналитическое исследование стихотворений Лермонтова,

- систематизация изученных материалов по теме.

В своём исследовании мы использовали материалы православной и художественной литературы, критических статей и монографий о М.Ю. Лермонтове.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что данная работа может быть использована на уроках литературы, МХК, ОПК по теме: «Биография и творчество М.Ю. Лермонтова».

















1.Молитва в жизни православного христианина.

Слайд 5.

  1. Молитва - «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам.»

Слайд 6. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка дает такое определение молитве:

Молитва - 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.

2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.

Слайд 7.По словам протоиерея Серафима СлобОдского: Молитва - наше обращение к Богу, беседа или разговор с ним. У нас все от Бога: жизнь, способности, здоровье, пища. Поэтому в радости, и в печали, и в нужде мы обращаемся к Богу с молитвой.

Слайд 8.«Молитвы - крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству ... Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы», - писал Святой Ефрем Сирин.

  1. Какие бывают молитвы?Слайд 9.

Молитвы бывают разные: хвалебные и благодарственные, просительные и покаянные.

Самая распространенная молитва - это просьба. «Подай, Господи».

Молитва-просьба - это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Более редкая молитва - благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).

Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость - самая сильная и чистая.

  1. К кому мы обращаемся в молитвах? Слайд 11.

Молитва сопровождается крестным знамением, поклонами и творится перед святыми иконами. В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери - нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям - угодникам Божиим.

Слайд 12.Молитва «Отче наш» - одна из самых главных в христианстве. Евангелие повествует о том, что Сам Господь учил своих учеников молиться: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» [Мф. Гл. 6: 9].

О́тче наш, И́жееси́ на небесе́х!

Да святи́тся имя Твое́,

да прии́детЦа́рствие Твое́,

да бу́детво́ля Твоя,

я́ко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насу́щныйдаждь нам днесь;

и оста́ви нам до́лги наша,

я́коже и мы оставля́емдолжнико́м нашим;

и не введи́ нас во искуше́ние,

но изба́ви нас от лука́ваго.

Я́котвоééстьцáрство и си́ла и слáва во ве́ки. Аминь.

Эта молитва является всеобъемлющей по характеру: в ней как бы сконцентрировано все то, что нужно человеку и для жизни земной, и для спасения души. Господь дал нам ее, чтобы мы знали, о чем нужно молиться, о чем просить Бога.

Слайд 13.Православные христиане молятся не только Богу, но и Божией Матери. Почитание христианами Божьей Матери возникло еще при ее жизни и продолжается до сих пор. Пресвятая Богородица обещала оберегать православных и обещание это она исполняет. Она ходатайствует о людях перед Своим Сыном и Богом.

Еще в первые века христианства появилась молитва "Богородице, Дево, радуйся", которую можно услышать на самых разных языках. Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Лк.1:28-31;Мф.1:18-25).

Церковь действительно ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. В церковных песнопениях говорится, что Божия Матерь стоит превыше Херувимов и Серафимов - высших ангельских чинов.

В православных храмах, после литургии звучит очень красивое, пробирающее до глубины души духовное песнопение - Царица моя Преблагая. Молитва очень трогательная и, вместе с тем, бодрящая, она дарит нам надежду на помощь с небес. Слайд 14.

Слайд 15.Святые - это люди, при жизни своей многими духовными подвигами и деланием евангельских заповедей победившие страсти и сделавшиеся храмами Святого Духа.

Святые угодники - наши помощники и заступники, которые ходатайствуют за нас пред Господом.

Духовный мир человека, ежедневно общающегося с Богом посредством молитвы, постепенно изменяется: человек становится лучше, чище и добрее.

2.Молитва как жанр влирике М.Ю. Лермонтова Слайд 17.

2.1.Каждый христианин вносит в молитвенное творчество свою, пусть никому незаметную лепту (но она бесценна перед Богом): покаянную ноту, добрый помысел, оттенок чувства.

Различные состояния души, различные грани познания отражались в молитве. Потребность "говорить к Богу", открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует у нас давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики.

Молитва - это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.

К жанру молитвы в своем творчестве обращались такие поэты как А.С. Пушкин, Ф.Н. Глинка, Н.М. Языков, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и другие,ведь «лирическая поэзия <…> изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания.»

2.2.Не оставила равнодушным поэзия и поэтика традиционной молитвы и М.Ю.Лермонтова. Или, если выразиться точнее, именно Лермонтов и не мог не обратиться к этой теме.

Поэт и философ Даниил Андреев писал:

" В глубине его стихов с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой и до неповторимо дивных звучаний,... светлая, задушевная, теплая вера..." [11,3].

После Лермонтова, - как значится в описи его имущества, - осталось "четыре образа и серебряный нательный крестик, вызолоченный с мощами".

Существует рассказ о том, что Лермонтова, печоринствующего отрицателя, злого Лермонтова, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях.

Таким же тайным молитвенником, явным отрицателем, был он и в жизни, и в поэзии. Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва - тайная.

Лермонтов слыл безбожником - и в общем-то, слывет им доныне. Многие исследователи жизни и творчества Лермонтова убеждены, что поэт не был религиозным человеком. Однако его произведения говорят об обратном. И прямо называют причины, по которым поэту приходилось скрывать свои религиозные убеждения, как, например, отрывок из поэмы «Сашка». Слайд20

Век наш - век безбожный;

Пожалуй, кто-нибудь, шпион ничтожный

Мои слова прославит, и тогда

Нельзя креститься будет без стыда

И поневоле станешь лицемерить,

Смеясь над тем, чему желал бы верить.

Оказывается, что вся демоничность образа М.Ю.Лермонтова является наносной, и под маской циника скрывается тонкий, ранимый и глубоко верующий человек.

Отец поэта оставил ему такое духовное завещание: Слайд 21 «...ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, - не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».



2.3. В творческом наследии М.Ю. Лермонтова есть несколько стихотворений, озаглавленных им как молитвы. К ним также тесно примыкает стихотворение «Благодарность», выстроенное по канонам молитвы.

Первая «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный...») была написана М.Ю. Лермонтовым в 1829 году, когда поэту исполнилось 15 лет. Слайд 22

И рассматривать ее нужно как выражение юношеского максимализма. Поэт стремится жить полной жизнью, радоваться каждому дню, он не боится кары господней и открыто вступает с Богом в полемику, утверждая счастье жизни здесь на земле сию минуту, а не где-то когда-то в раю.

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Слайд 23.Эта "Молитва" передает смятение, трагическое раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души. Одержимость поэзией уводит его далеко от путей Божиих, затворяет его слух для глагола Господня, совращает ум, омрачает взор. Он сам осознает это как недолжное, гибельное в себе и молит Всесильного не обвинять и не карать его за то. Он понимает всю степень вины своей перед Ним - отсюда страх предстать перед Его Очами.

2.4. Слайд 24Вторая «Молитва» или «Молитва странника» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою») написана в 1837 году. Все стихотворение строится как монолог лирического героя, который просит Божию Матерь о счастье любимой женщины. Считается, что в этом стихотворении идет речь о Варваре Лопухиной, отданной замуж за другого и в браке несчастной.

В нарушение всех канонов построения молитвы лирический герой ничего не просит для себя, его внутренние переживания отодвинуты на второй план. Слайд 25 На первом плане образ героини «Но я вручить хочу деву невинную/Теплой заступнице мира холодного».

Это стихотворение по праву считается шедевром любовной лирики. В ней есть тот "необыкновенный лиризм", который, по мнению Гоголя, "исходит от наших церковных песен и канонов" [43]. И действительно: в акафистах Богородице "Нечаянныя Радости" и "Державныя" говорится о "Теплой Заступнице и Помощнице роду христианскому"; в акафисте Троеручице поётся, что Она согревает "хладные сердца наша" [43,3].

В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Слайд 26

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,



Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.



Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.



Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

"Молитва" проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов: существование "незлобного сердца", родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом "мире упования", в котором "теплая заступница" охраняет весь жизненный путь "достойной души" и ангелы осеняют её на пороге смерти.

Наверное, светская поэзия не произносила пред ликом Богородицы слов, более проникнутых нежной христианской любовью к ближнему, верой в заступничество Её за род людской, чем слова этой лермонтовской "Молитвы".

2.5. Слайд 27Третье стихотворение, озаглавленное «Молитва», написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.По словам Александры Осиповны Смирновой (Россет) написана была эта "Молитва" для М.А.Щербатовой: "Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи" Это не молитва в полном значении слова, а впечатление от молитвы, от её чудодейственной силы, нисхождение благодати от прямого разговора с Богом. Слайд 28

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.



Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.



С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Слайд 29Сколько искренности в этих строках! Перед нами неузнаваемый Лермонтов, который делится опытом духовной жизни. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается автор и ясно видится причина его обращения к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: ранняя смерть матери, разлука с отцом, сильная безответная любовь. Чувство одиночества преследует его всю жизнь. Но лирический герой этого стихотворения не кажется одиноким. Он обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена.

Слайд 30 Благодатью Божией при обращении к молитве. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращённых к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту.

Слайд 31Как созвучны эти строки словам Святого Праведного Иоанна Кронштадтского:«Люблю я молиться в храме Божием, …в становится так легко, … и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для одного Бога».

2.6. В Новый год 1840 года М.Ю. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,- говорит Тургенев,- что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества». Может быть, как раз в этот момент в голове М.Ю. Лермонтова рождались эти искренние строки:Слайд 32

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

К сожалению, стихотворение оказалось пророческим, поэт действительно недолго еще благодарил Бога за те испытания, которые ему довелось вынести.

Слайд 33

2.6. Вывод:Таким образом, молитва для верующего человека - это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление приблизиться к Отцу Небесному.

Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. Но верующие видят в Лермонтове духовного поэта и выделяют в его многогранном творчестве такие религиозно-духовные вершины, как "По небу полуночи Ангел летел..."; две "Молитвы" (1837 и 1839 годов) и другие поэтические шедевры, свидетельствующие о высокой и светлой вере Лермонтова, о сердечной связи его с Божьим миром.





































Литература:

1. Будур Н.В. Православные иконы.- М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006

2.Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- М. , Правда, 1988.

3.Красовский В.Е., Леденев А.В., Ситников В.П., Быков Н.Г. Большая литературная энциклопедия. - М.,ОЛМА-ПРЕСС,2003

4.Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина.- Санкт-Петербург, Сатисъ, 2001

5. Глаголева О.В., Щеголева Е.В. Православие: полная энциклопедия для новоначальных. - М., Эксмо, 2010.

Интернет-ресурсы:

tarefer.ru/works/72/100105/index.html

cyberleninka.ru/article/n/molitva-v-russkoy-poezii

www.molitva.gr/search/Символ%20Веры/

www.pravmir.ru/o-molitve-2/

azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/uchenie_o_molitve_06-all.shtml

www.k-istine.ru/sants/sants_pomazanskij.htm





































































Мы должны молиться не только о себе, но и о других, не только о наших родственниках и близких, но и о наших врагах. Мы должны молиться Богу не как отдельные индивидуумы, но как люди, которые представляют собой частицу человечества, и обращаться к Богу не только от своего лица, но и от лица единой человеческой семьи, ибо для каждого из нас Бог - это Отец наш Небесный.



Источник: www.pravmir.ru/o-molitve-2/#ixzz3TuesdyP3</</font>









В этих прекрасных простых словах великий поэт описал то, что очень часто происходит с людьми во время молитвы. Человек повторяет слова молитв, может быть, знакомые с детства, - и вдруг чувствует, как наступает какое-то просветление, облегчение, появляются слезы. На церковном языке это состояние называется умилением. Слайд 29 Это то состояние, которое даруется иногда человеку во время молитвы, когда он острее и сильнее, чем обычно, ощущает присутствие Божие. Это состояние духовное, когда благодать Божия непосредственно касается нашего сердца.



































Приложения:



Молитва-благодарение

(благодарственная)

Молитва-славословие

(самая высокая)

Молитва-прошение

(просительная)

происходит радость

переживание радости от встречи с Богом

нужна защита

благословляет детей

благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца)

нужен хороший урожай

рождается ребёнок

человек не думает о своей пользе

тревога на сердце

за здоровье близких





за благополучие близких



страшно

за жилище



сомнения

за пищу



трусость

за одежду



лень





прибавление ума





ощутить близость с Богом





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал