7


  • Учителю
  • Урок по литературе по литературе в 9 классе Мотив Пути в Слове о полку Игореве

Урок по литературе по литературе в 9 классе Мотив Пути в Слове о полку Игореве

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МОТИВ ПУТИ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Оборудование: на доске записаны тема урока «Мотив пути в «Слове

о полку Игореве»; эпиграф (слова Е.Осетрова) «Игорю-князю бог путь указывает…»; на партах лежат тексты произведения, отрывки из «Ипатьевской» и «Лаврентьевской» летописей.

Уже на начальном этапе изучения литературы в школе при обращении к сказке мы направляли внимание детей на мотивы, важные для понимания как фольклорного, так и литературного произведения, в частности, мотив пути (дороги). Естественно ненавязчиво обратить внимание детей на образы и детали, которые являются отражением сущности того или иного временного отрезка с тем, чтобы подвести их к пониманию пространственной разделённости категорий добра и зла, жизни и смерти и т.д. В V классе мы обращаемся к исследованию названного мотива в сказке «Царевна - лягушка», в VI - в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», в русской народной песне, где мотив пути, символизирующий судьбу человека, имеет свои специфические особенности.

Обращение к символике сказки, былины, народной песни, определённым архетипам и мифологемам имеет неоценимое значение в последующем, при работе над литературными произведениями, в которых мотив пути (дороги) играет важную идейно-композиционную роль, помогает понять чувства героев и авторскую концепцию. К произведениям такого рода мы относим «Хождение Богородицы по мукам», «Слово о полку Игореве», «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Чевенгур» А. Платонова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Доктор Живаго» Б.Пастернака.

Поэтому одна из задач этого урока - исследовать мотив пути как идейно-нравственную основу «Слова…», ведущую к пониманию позиции автора, закрепить в сознании учеников литературоведческое понятие мотива пути и создать основу для дальнейшего успешного обращения к нему.

Сообщив тему урока и его задачи, мы просим учащихся прочитать выписанные ими из статьи В.Н.Топорова «Путь» [5, с.351-352] составляющие мифологемы пути. Приводим найденный учениками материал: «путь лежит между родной землёй и чужой, часто - видимым и невидимым, настоящим и ненастоящим»; «непременным свойством пути являются всё нарастающие сложности, угрожающие герою-путнику, а преодоление этих сложностей и препятствий расценивается как подвиг»; «начало пути связано с такими образами, как небо, гора, вершина мирового дерева, дом, а конец пути - с храмом или иным царством» «препятствием на пути к ценностям могут быть дом, поле, лес, болото, яма, колодец, пещера, иное царство»; «этот путь полон неожиданных препятствий, ставящих под угрозу саму реальность пути, например, огненная река, дракон, змей, хищный зверь, злой дух, демон, разбойник».

Основываясь на материале той же статьи Топорова В.Н., добавляем к сообщённому восьмиклассниками: начало пути связано с домом, его конец - с ценностями, из-за которых и отправляется герой в путь»; путь к священному (сакральному) центру подчиняется схеме «своя страна - город - его центр - храм - алтарь - жертва», для мифопоэтического сознания характерна мысль: значимо и ценно то, что «связано с предельным усилием»; «герой, который достиг конца пути, может поменять свой статус и даже внешний облик» [5, с.352 - 353].

Обращаем внимание учащихся на то, что уже в самом названии произведения содержится указание на важность мотива в памятнике древнерусской литературы: «Слово о полку Игореве», т.е. «Слово о походе Игоря». На значимость мотива пути в памятнике древнерусской литературы указывает и неоднократное употребление слова «путь». Восьмиклассники подтверждают это отрывками из текста: «Солнце ему тьмою путь заступало»; «А мои-то куряне - опытные воины: /под трубами повиты,/ под шлемами взлелеяны, / пути им ведомы…»; «Гзак бежит серым волком, / а Кончак ему путь указывает к Дону великому»; «Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты/ на своём златокованом престоле, подпёр горы Венгерские/ своими железными полками, / заступив королю путь,/ меча тяжести через облака…»; «Всеслав - князь людям суд правил,/ князьям города рядил, / а сам в ночи волком рыскал: / из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя, /великому Хорсу волком путь перерыскивал…» [7, цит. по кн.: Слово о полку Игореве. - М., 1980].

Эти фрагменты дают нам основание предположить, что мотив пути в «Слове о полку Игореве» играет важную роль. Таким образом, мы подходим к работе над определением этой роли в тексте «Слова…».

Восьмиклассникам уже известно, что «во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения (особенно часто нравственного, духовного), как некий свод правил, закон, учение. В Библии говорится о пути Господа, Завета, жизни, мудрости, правды, милости, праведности и т.п., но нередко речь идёт и о другом пути - пути неправедности, греха, лжи, зла, беззакония». Автор «Слова» показывает, что князь Игорь оказался как раз перед таким выбором: мудрости - греха, правды - лжи, закона - беззакония.

Обращаем внимание учащихся на первый из названных ранее фрагментов («Солнце ему тьмою путь заступало»), просим прокомментировать. Они говорят, что в этой фразе буквальное значение слова «путь» (дорога) приобретает метафорическое значение - выбор, от которого будет зависеть дальнейший жизненный путь.

Ученикам даётся задание: найти в «Слове…» составляющие мифологемы пути, указывающие на важность сюжетной роли выделенного мотива. Они называют следующие: отправляется Игорь со своим войском к чужой, иноверной, земле (в «чужое царство»), где его ждёт опасность: «Хочу, - сказал, - копьё преломить/ на границе поля Половецкого»; на «свой - чужой» путь разделяется холмом, который скрывает от выступившего в поход Игоря родную землю: «О Русская земля! Уже ты за холмом!»; начало пути берёт у родной земли (дома); в качестве препятствия на пути Игоря выступают граница, где князь собирается преломить копьё; в «Слове…» это поле, где он заночевал со своим войском после лёгкой победы над небольшим войском половцев, и на котором состоялась вторая, страшная для войска князя, битва, унесшая большую часть его дружины. Ученики отмечают, что в качестве примет неожиданных препятствий, возникающих на пути русской дружины, выступают лес Кияни, болото как признаки иного царства. К приметам опасного пути ученики относят Дива (демона), зверей, которые принимают позицию половцев и предупреждают тех о выходе войска Игоря в поход. Восьмиклассники замечают, что в «Слове… проявляется и ещё одно непременное свойство пути - всё нарастающие сложности, угрожающие герою-путнику. При этом ученики видят, что преодоление этих сложностей и препятствий оказывается под сомнением, а значит, нельзя не усомниться и в подвиге Игоря.

Обратим внимание учащихся на то, что речь идёт о преодолении препятствий на пути к сакральным ценностям. Возникает вопрос: что же относится в данном случае к таковым?

Ученики говорят, что это победа над половцами, которые совершают набеги на русскую землю, разоряют её, уничтожают людей от мала до велика.

Обращаем восьмиклассников к событиям истории Древней Руси, связанным с периодом создания «Слова…». Учащиеся исследовательской группы сообщают одноклассникам, что победе врагов способствовали разрозненность русских князей, их вражда между собой, борьба за власть. Что набеги на русскую землю совершали не только половцы, но и другие народы, окружавшие её. Что неудачный поход Игоря осложнил ситуацию на Руси: после поражения дружины князя Игоря набеги половцев на русские княжества участились, то есть, поражение Игоря принесло раздробленной, разорённой русской земле новые беды. Что этому походу предшествовали другие (в частности, в 1184 году поход Святослава), закончившиеся победой над половцами. Восьмиклассники были удивлены, узнав от докладчиков о том, что иные русские князья порой заключали со своими врагами (например, половцами) договор о совместном выступлении против своих же братьев, русских князей с тем, чтобы после победы поделить завоёванного.

Итак, из начала повествования мы узнаём, что князь Игорь отправляется в поход, чтобы нанести по половцам удар. А Святослав, князь Киевский, представленный автором древнего памятника мудрым, недоволен этим выступлением. В чём же упрекает он новгород-северского князя? Обращаемся к тексту «Слова…» и находим слова Святослава, обращённые к Игорю и выступившим с ним князьям: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!». Ученики говорят, что неблаговидная цель выступления Игоря - за собственной славой, лишает поход того смысла, который он должен бы был иметь: в его основе - ложные ценности. Ребята обращают внимание на то, что «малочисленная дружина князя является ярким подтверждением неблаговидной цели князя Игоря: самоутверждение любым путям, без оглядки на потери, на жизни своих дружинников».

Просим учеников определить позицию Автора по отношению к рассмотренным событиям. Восьмиклассники обращают внимание на слово «золотое», которым характеризует автор слово Святослава. Они уверены, что «золотое» - «умное», «правильное», «единственно верное», «истинное», «мудрое»; а это значит, что носителем знаний об истинных ценностях Автор показывает читателю Святослава.

Теперь ребята видят, что к истинным ценностям в «Слове…» относятся счастье и благополучие родины, силу которой должны составить объединенные княжества, способные противостоять иноземцам. Автор «Слова…» с сожалением говорит об ушедших временах, когда на Руси не было горя, потому что князья думали не о собственной славе, а о благополучии родной земли. Такова авторская позиция «Слова…», ярко проявившаяся в финале произведения: Игорь должен пройти путь покаяния с тем, чтобы искупить свою вину и не повторить греха. Поэтому после побега из плена его путь лежит к храму, к иконе Пресвятой Богородицы: «Игорь едет по Боричеву/ ко святой богородице Пирогощей». Ученикам открывается схема, приведённая нами ранее: «своя страна - город - его центр - храм - алтарь - жертва».

Сопоставим взгляд на события, связанные с походом Игоря, авторов «Слова…» и двух летописей - «Лаврентьевской» и «Ипатьевской», подумаем, есть ли общее в них?

Обращаем учеников к текстам летописей. В «Лаврентьевской летописи» о походе князя Игоря читаем: «Подошло к ним войско всё, бесчисленное множество. Наши же, увидев их, ужаснулись и забыли о похвальбе своей, ибо не ведали сказанного пророком: «Тщетны человеку и мужество, и мудрость, и замысел, если бог противится».. И там же: «Сменили половцы коней своих, а у наших кони изнемогли, и были побеждены наши гневом божьим» [2, с.369.]. «Ипатьевская летопись» повествует о том, что перед побегом Игорь обращается к Богу: «О, если бы ты спас меня, владыка, недостойного!» [1, c. 363], а затем с иконой и крестом покидает шатёр.

Ученики говорят, что позиции авторов совпадают в том, что «глухой к Божьему голосу человек бессилен», что «Божий гнев направлен на то, чтобы человек понял свои ошибки и изменился, стал лучше, мудрее», что «и у мудрого человека не всегда, может быть, поступки бывают правильными, если он их не обдумывает много раз и не считается с окружающими».

Знакомим учеников с понятиями «духовный свет», «нетварный», которые неотделимы от христианского учения. В «Шестодневе» святителя Василия Великого сказано о сотворении света: «Первое Божие слово создало природу света, разогнало тьму…. Божьим словом всё изменено в приятнейший и честнейший вид» [6, с.192]. Обратимся ещё раз к началу пути Игоря: Игорь взглянул «на светлое солнце» и «увидел воинов своих тьмою прикрытых». «Не сулит нам добра это знамение! [1,с. 353] - читаем в Ипатьевской летописи. Мы видим, что в начале «Слова…» Игорь ещё не готов внять божественной мудрости, не думает о том, что маловероятно нанести решительный удар половцам с небольшим войском, не объединившись с другими русскими князьями. «Ум князя уступил желанию, - пишет автор «Слова…», - и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование». «Разумный, не ослеплённый страстью герой должен был бы отменить поход или - во всяком случае - предпринять шаги к предотвращению несчастья» [3, c.50], - замечает Е.Осетров. И далее: «Игорь претерпел за то, что не внял небесным предзнаменованиям и отправился в поход» [3, с.53].

Обращаемся к финалу литературного памятника и просим учеников объяснить его смысл. «Солнце светится на небе, а Игорь-князь в Русской земле», - таков финал «Слова …». Школьники видят, что теперь не осуждение, а приятие и хвала исходят от автора по отношению к Игорю, потому что к концу пути Игорь уже не тот, что был в начале.

Приводим слова Господа из «Слова о князьях» К. Туровского, памятника литературы Древней Руси XII века: «Праведники просветятся, как солнце, во славе отца своего» [4, c.343], - и просим учеников объяснить смысл цитаты, применив сказанное Господом к образу Игоря, открывшемуся нам в финале произведения. Учащиеся указывают, что герой, Игорь, меняет свой статус, они видят, что перед нами образ просветленного божественным светом, светом мудрости, князя, стремящегося приобщиться к мудрости святой Богородицы. Таким образом, автор литературного памятника показывает путь к истинным ценностям: постижению знания, которое приобретает смысл духовного, поскольку смысл его в том, что поступающий вопреки воле Божьей, наносит вред себе и окружающим и будет лишен блага.



Дома учащимся предлагаются задания по четырём вариантам.

  1. Объяснить смысл эпиграфа к уроку.

  2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Образ князя Игоря с точки зрения авторского мировоззрения».

  3. Написать сочинение - миниатюру на тему «Мотив пути в …» (произведения выбираются учениками самостоятельно).

  4. Подготовить презентацию по теме «Мотив пути в творчестве русских художников XIX века».





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ипатьевская летопись // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.: Художественная литература, 1980.

  2. Лаврентьевская летопись // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.: Художественная литература, 1980.

  3. Осетров Евгений. Мир Игоревой песни. М.: Современник, 1970.

  4. Туровский К. Слово о князьях // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.: Художественная литература, 1980.

  5. Топоров. В.Н. Путь // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М.: Российская энциклопедия, 1994.

  6. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

  7. Здесь и далее цит. по кн.: Слово о полку Игореве. Перевод Д.С.Лихачёва. М.: Художественная литература,1980.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал