- Учителю
- Конспект урока: 'Художественный анализ рассказа Н. С. Лескова 'Зверь'
Конспект урока: 'Художественный анализ рассказа Н. С. Лескова 'Зверь'
Конспект урока учителя русского языка и литературы Дробышевой Ольги Николаевны (Москва, ГБОУ «Школа №842»)
Тема: Художественный анализ рассказа «Зверь» (Н.С.Лесков)
Цель: определить авторскую позицию, сделав художественный анализ текста. Задачи: поработать с композицией рассказа, определить художественные средства при создании образов.
Учитель. Ученики.
№ п/п
Вопросы учителя
Предполагаемые ответы учеников
1
Каково эмоциональное восприятие рассказа?
Предполагаемые ответы
2
Библиографические сведения.
Рассказ напечатан в 1883г. с с подзаголовком «Рождественский
рассказ». Есть автобиографическая
основа.
3
Определим тему рассказа. Какие проблемы
ставит автор? Обратим внимание на эпиграф.
Серафим - монах Саровской
Пустыни, известный своим
благочестием.
4
Характерен ли рассказ для Лескова?
Да. Тема праведничества.
5
От чьего лица ведётся рассказ? В чём
особенность такого двойного зрения?
Взрослый и ребёнок.
6
Выделим героев рассказа.
Дядя, Храпон, медведь, автор.
Учитель. Таким образом, сложилась
определённая система образов.
Как вы думаете, почему рассказ называется
«Зверь», хотя среди главных героев 3
человека, а зверь один?
Какой приём положен в основу системы
образов?
В любом случае, как бы мы ни выстраивали
систему, рядом оказываются 2 понятия:
«человек» и «зверь».
Зачем автор ставит их рядом? Может быть,
для того, чтобы разобраться кто есть кто?
Рассказ парадоксален: человек ведёт себя как
зверь, зверь как человек. (Доказать текстом).
Медведь - Храпон, дядя - Храпон
(1 - антитеза, 2 - сопоставление).
7
Поработаем с композицией, которая поможет
нам увидеть героев в развитии.
Проследим значение пейзажа, портрета,
интерьера, речи в динамике образа, а
следовательно, и в раскрытии идеи рассказа.
Итак, рассказ делится на 4 части:
I - IV главы - экспозиция,
V - VIII главы - завязка,
IX - XIV главы - кульминация,
XV - XVI главы - развязка.
Идет составление таблицы в тетради.
Главы
Герои
Ключевые слова
I - IV
Экспозиция
Дядя
Храпоша
Медведь
Автор
«Не хотел знать милосердия».
«Необычайно смел».
«Не сделал ещё ни одной шалости».
«Дядю боялись все, а я более всех»
V - VIII
Дядя
Храпоша
Медведь
Автор
«Хотел позабавиться над затруднительной борьбой чувств».
«Слава богу, что не мне, а другим велено в него стрелять».
«застонал, точно заплакал».
«Дети боятся расправы над Медведем».
IX - XIV
Дядя
Храпоша
Медведь
Автор
«Дядя сердился, кричал», «гневное распоряжение дяди».
«Не сопротивлялся барскому указу».
«Напоминал короля Лира».
XV - XVI
Дядя
Храпоша
Медведь
Автор
«он плакал».
«упал на колени», «хочу вам вольной волей служить».
Учитель. Работая с каждой композиционной частью, выделяем, какую роль играет пейзаж, портрет, интерьер, особенности языка.
На какие особенности и детали обращаем особое внимание при работе над композиционными частями.
-
Экспозиция.
а) интерьер - мрачный,
б) пейзаж - почти отсутствует,
в) портрет - контраст (дядя и Храпон),
г) авторская речь - нервная, полна эпитетов («ужасных», «злобный», «невесёлая» и т.д.).
2. V - VIII главы.
а) интерьер - что подчеркивает?
б) пейзаж - почти отсутствует,
в) портрет - Сганарель,
г) авторская речь - какое авторское отношение подчеркивает?
3. IX - XIV главы.
а) интерьер - (дом, яма),
б) пейзаж - (окровавленный снег),
в) портрет - (дядя, Сганарель),
г) авторская речь -
4. XV - XVI главы.
а) интерьер - (дом дяди),
б) пейзаж - является ли пейзаж психологическим?
в) портрет - (динамика).
г) авторская речь - какое авторское отношение подчеркивает?
Вопрос учителя. Можно ли говорить о неожиданной развязке?
(предполагаемые ответы учащихся)
Вывод: Такая развязка необходима автору для утверждения мысли о всепобеждающей силе добра.
Следовательно, по идее композиционно рассказ можно разделить на две части - до Рождества и после Рождества.
Домашнее задание: написать мини-сочинение по рассказу «Зверь»: «Над какими вопросами заставил меня задуматься рассказ Н.С.Лескова «Зверь»?