7


  • Учителю
  • Элективный курс для 9 класса «Синтаксическое богатство русского языка» (34 часа)

Элективный курс для 9 класса «Синтаксическое богатство русского языка» (34 часа)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

1. Пояснительная записка



Элективный курс «Синтаксическое богатство русского языка»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по русскому языку «Синтаксическое богатство русского языка» рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ.

Программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования» (авторы-составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев)/Москва «Дрофа». 2006) и «Программы средней школы. Русский язык. 5-11 классы татарских школ» (авторы-составители: Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова/ Казань «Магариф»), что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс морфологии и синтаксиса русского языка.

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его про­явлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается извест­ный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за исполь­зованием разных языковых средств в лучших образцах художествен­ной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-вы­разительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навы­ки лингвистического анализа и выразительного чтения художествен­ного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного кур­са русского языка и курса русской литературы.

Нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистичес­кую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспре­делить и количество часов на изучение тех или иных тем.

Программа дает представление о том, как можно организовать ра­боту на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художествен­ного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоя­тельно входить в художественный мир литературного создания. Посте­пенно ученики овладевают языковым анализом художественного текс­та, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (мор­фологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демон­стрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особен­ности.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного выс­казывания с использованием уже изученных языковых художествен­ных приемов. Причем можно публиковать в Интернете лучшие работы и обмениваться мнениями по поводу прочитанных сочинений, напи­санных другими учениками и опубликованных на школьных сайтах или в детских журналах. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет пробудить в школьниках креатив­ные способности, развить художественный вкус.

Содружество искусств - цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературного искусства в срав­нении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, в пол­ной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственные предпочтения в искусстве.

Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 9 классов необы­чайную красоту, выразительность речи, её неисчерпаемые богат­ства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких заняти­ях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

2. Содержание курса «Синтаксическое богатство русского языка»

1 час в неделю



за год - 34 ч



Элективный курс используется в 9 классе в рамках предпрофильной подго­товки и оказывать существенное влияние на выбор основного про­фильного направления обучения в старшей школе.

Содержание соответ­ствует познавательным возможностям учащихся, предоставляет возможность работы на уровне повышенных требований, развивает его учебную мотивацию, помогает ему оце­нивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспекти­вы.

Курс помогает совершен­ствовать важнейшие практические умения и навыки по русскому языку на основе систематизации, углубления знаний и организации активной комму­никативной деятельности на занятиях, формировать интерес к изучению родного языка, прививать внимание к его красоте и богатству.





Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)



Имя существительное (2 ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени сущест­вительного в художественной речи.

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыг­рывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.



Имя прилагательное (4 ч)

Образная функция имён прилагательных в произведени­ях писателей разных литературных направлений.

Употребление относительных, притяжательных и качествен­ных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.

Использование кратких и усечённых прилагательных в поэти­ческом тексте.



Имя числительное (1 ч)

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в про­изведениях устного народного творчества и литературных текстах.



Местоимение (2 ч)

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

Употребление личных местоимений единственного и множе­ственного числа как экспрессивное средство.



Глагол и его формы (4 ч)



Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использова­ние усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Грамматические категории глагола как источник выразитель­ности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употреб­ление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и на­стоящего времени в предложении с целью придания живости повест­вованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

Семантико-стилистические особенности употребления инфи­нитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.



Наречие (2 ч)



Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции при­лагательного и соотнесённость с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное исполь­зование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.



Служебные части речи (2 ч)



Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, мор­фологических особенностей художественного текста и вырази­тельное его чтение.





Синтаксис (17 ч)



Особенности русского синтаксиса (2 ч)



Свойства русского синтаксиса, определяющие его богат­ство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смыс­ла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функцио­нально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.



Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)



Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лекси­ческое и грамматическое оформление вопросительных и побуди­тельных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художествен­ной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте раз­ных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложно­подчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль сою­зов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые пред­ложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравне­ния и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несоб­ственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несоб­ственно-прямой речи как средства создания речевой характерис­тики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структур­ный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.



Стилистические фигуры речи (7 ч)



Стилистические фигуры речи как синтаксические пост­роения, обладающие повышенной экспрессией и выразитель­ностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, ритори­ческий вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антите­за, градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвя­зи:



- способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать);

- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия обще­ния (умение говорить и писать).



Развитие важнейших коммуникативно-рече­вых умений: происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы.



Совершенствование информационно-коммуника­тивных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск ин­формации в источниках различного типа, развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникатив­ных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

4. Нормы оценки знаний

Элективный курс «Синтаксическое богатство русского языка» подразумевает безотметочную систему.

В течение учебного года школьники изучают два больших раздела: морфологические средства выразительности русской речи, синтаксис-наблюдают за языковыми явлениями в художественном тексте.



Учатся анализировать художественный текст, опираясь на знания, полученные в области «Морфологии», «Синтаксиса». Рассуждать о важности изученных лингвистический понятий, о их роли в тексте.

















Приложение 1: УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Элективный курс «Синтаксическое богатство русского языка»

9 класс





Раздел, тема

Кол-во часов по плану

Примечания



1



МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ





(17 ч)



1.1

Имя существительное

(2 ч)



1.2

Имя прилагательное

(4 ч)



1.3

Имя числительное

(1 ч)



1.4

Местоимение

(2 ч)



1.5

Глагол и его формы

(4 ч)



1.6

Наречие

(2 ч)



1.7

Служебные части речи

(2 ч)











2



СИНТАКСИС





(17 ч)



2.1

Особенности русского синтаксиса

(2 ч)



2.2

Экспрессивное использование предложений разного типа

(8 ч)



2.3

Стилистические фигуры речи

(7 ч)







34



Приложение 2: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса «Синтаксическое богатство русского языка» 9 класс



Раздел, тема

Виды деятельности

Дата

Факт



МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ (17 ч)

Имя существительное (2 ч)



1

1

Роль существительных в художественном тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика

2.09



2

2

Изобразительно-выразительное использование имени сущест­вительного в художественной речи.

Лекция. Наблюдение.

Практика



9.09



Имя прилагательное (4 ч)



3

1

Роль прилагательных в художественном тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика

16.09



4

2

Употребление прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Лекция. Наблюдение. Практика

23.09



5

3

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Лекция. Наблюдение. Практика

30.09



6

4

Использование прилагательных в поэтическом тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика

9.10





Имя числительное (1 ч)



7

1

Роль числительных в художественном тексте.

Лекция. Практика

16.10



Местоимение (2 ч)



8

1

Роль местоимения в художественном тексте.

Лекция. Практика

23.10



9

2

Стилистическое использование устаревших местоимений.

Лекция. Наблюдение. Практика

30.10





Глагол и его формы (4 ч)



10

1

Роль глагола в художественном тексте.

Лекция. Практика

13.11



11

2

Олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания.

Лекция. Наблюдение. Практика

20.11



12

3

Употреб­ление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём.

Лекция. Наблюдение. Практика

27.11



13

4

Особенности употребления инфи­нитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Лекция. Наблюдение. Практика

4.12



Наречие (2 ч)



14

1

Роль наречий в художественном тексте.

Лекция. Практика

11.12



15

2

Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Лекция. Наблюдение. Практика

18.12





Служебные части речи (2 ч)



16

1

Роль служебных частей речи в художественном тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика

25.12



17

2

Анализ художественного текста.

Практика



15.01





СИНТАКСИС (17 ч)

Особенности русского синтаксиса (2 ч)



18

1

Свойства русского синтаксиса.

Лекция. Наблюдение.

22.01



19

2

Функции синтаксических средств.

Лекция. Наблюдение.

29.01





Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)



20

1

Особенности интонации в тексте.

Наблюдение.

5.02



21

2

Риторический вопрос и его художественные функции.

Лекция. Практика

12.02



22

3

Роль односоставных предложений в тексте.

Лекция. Практика

19.02



23

4

Употребление в художественном тексте разных типов сложных предложений. Роль союзов.

Лекция. Наблюдение. Практика

26.02



24

5

Сравнение как поэтический троп.

Наблюдение.

4.03



25

6

Прямая, косвенная речь как средство создания речевой характерис­тики персонажа, описания психологического состояния героя.

Лекция. Наблюдение. Практика

11.03



26

7

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Лекция. Наблюдение. Практика

18.03



27

8

Структур­ный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Лекция. Наблюдение. Практика

1.04





Стилистические фигуры речи (7 ч)



28

1

Стилистические фигуры речи. Бессоюзие, многосоюзие.

Лекция. Наблюдение. Практика

8.04



29

2

Инверсия, параллелизм, ритори­ческий вопрос и обращение.

Лекция. Наблюдение. Практика

15.04



30

3

Эллипсис, анафора, эпифора, антите­за, градация, умолчание.

Лекция. Наблюдение. Практика

22.04



31

4

Использование стилистических фигур в художественных текстах.

Лекция. Наблюдение. Практика

29.04



32

5

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Лекция. Наблюдение. Практика

6.05



33

6

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

Практика.



13.05



34

7

Обобщение и систематизация знаний.

Практика

20.05





ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ



  1. Русская словесность. От слова к словесности. 5 - 9 класс. Учебное пособие. Альбеткова Р.И. - М.: Дрофа, 2005 г.

  2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка). - М., 1992.

  3. Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. - М., 1995.

  4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10-11 классы. - М.. 1997.

  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.. 1991.

  6. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. - М., 1996.

  7. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. - СПб., 2001.

  8. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского ли­тературного языка: - Л., 1979.

  9. Жуков ВЛ., Жуков А.В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. - 3-е изд. - М., 1994.

  10. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.

  11. Крылатые слова: Энциклопедия / сост В.В. Серов. - М., 2003.

  12. Шанский Ш.А., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М., 1997.

  13. Орфографический словарь русского языка/под ред.ЛопатинаВ.В._М.,1996.

  14. Н.А.Сенина. Подготовка к ГИА-2013.Р.:Легион,2012г.

  15. И.П.Цыбулько. ОГЭ-2015.Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.М.:Национальное образование,2015г.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал