- Учителю
- Урок “Романсы и песни на слова русских писателей XX века”
Урок “Романсы и песни на слова русских писателей XX века”
Проект урока литературы в 9 классе по теме
"Романсы и песни на слова русских писателей
XX века"
Цели урока:
Учебный аспект - ознакомление с жанром романса и песни, формирование умений и навыков анализа поэтических произведений, ознакомление с литературным наследием.
Развивающий аспект - развитие умений выявления главного, логичного изложения и т.д.; развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение).
Воспитательный аспект - воспитание чувства прекрасного (на основе художественных текстов), воспитание личностных качеств (трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим и т.д.)
Тип урока: анализ художественного текста.
Методы: наглядный, практический, индуктивный, проблемно-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор (презентация Power Point).
Ход урока:
Этапы урока
Ход урока
Номер слайда
Примечания
1.Организа-ционный момент
На экране фрагмент из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» (романс «Хочу у зеркала, где муть…» в исполнении Аллы Пугачевой, муз. Микаэла Таривердиева)
1
2
3
Приложение 1
2. Актуали-зация полу-ченных ранее знаний
У. - Ребята, какой музыкально-поэтический жанр только что прозвучал?
У. - Что такое романс?
У. - Какие романсы вы принесли на урок? Почему вы выбрали именно эти произведения? Чем они привлекли вас?
У. - Чем они вам нравятся?
Проверка д/з: принести на урок стихо-творение-ро-манс
3. Предъяв-ление нового материала
У. - Сегодня на уроке мы более детально рассмотрим жанр романса и песни, познакомимся с выдающимися произведениями русских поэтов, на которые была положена музыка, проанализируем некоторые из них.
У. - Для начала обратимся к определениям романса и песни, представленных в различных словарях.
Литературоведческий словарь: «Романс - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением»
Толковый словарь В.И. Даля: «Романс - песня, лирическое стихотворение для пения с музыкой»
Музыкальный словарь: «Романс - жанр русской вокально-поэтической культуры»
У. - А что же такое песня?
Литературный справочник: «Песня - литературно-музыкальный жанр, соединение стихотворного художественного текста с пением и, как правило, музыкальным сопровождением».
Энциклопедический словарь юного литературоведа: «Песня - небольшое словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором».
Краткий толковый словарь русского языка: «Песня - музыкальное произведение для пения, написанное на текст стихотворения»
У. - Рассмотрев различные определения романса и песни, ответим на вопрос: Что общего у песни и романса? Что является обязательной составляющей для обоих жанров?
У. - Действительно, и в романсе и в песне обязательно присутствие стихотворного произведения. Как же развивался романс в России, и какие разновидности этого жанра существуют?
(Подготовленный ученик представляет сообщение на тему: «Романс, его разновидности»)
4
5
Цель урока
Ознакоми-тельная лекция
4. Форми-рование навыков и умений
У. - Итак, романс как жанр имеет множество разновидностей. Пример «городского» романса в исполнении Михаила Звездинского на стихотворение Н.А. Заболоцкого мы сейчас послушаем.
У. - Ребята, понравился вам романс? Что понравилось?
У. - Каким чувством окрашено это произведение?
У. - С чем связано ощущение печали и радости? Как передает его поэт?
У. - Кого описывает поэт? Как? (найдем эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
У. - Какой эмоциональный отклик у читателя рождает это произведение?
У. - Какие черты городского романса можно найти в этом произведении?
У. - Действительно, «городский» романс, с его гармоническим минором, ярко выражен в данном произведении. Любовь Н.А. Заболоцкого - это не любовь вообще, а своя любовь, личная.
У. - Мы продолжим знакомство с романсами. Но теперь вы поработаете самостоятельно (в группах). Мы прослушаем два романса и вы группой проведете небольшой анализ своего романса по плану. Затем определите выступающего, и он представит нам вашу работу.
На экране фрагмент из фильма «Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов. Романс «А напоследок я скажу» в исполнении Анны Резниковой, написанный А. Петровым на одноименное стихотворение Беллы Ахмадулиной.
Затем фрагмент из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» (романс «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении Аллы Пугачевой, муз. Микаэла Таривердиева).
После прослушивания ученики работают в группах.
Индивидуальное задание: Сопоставительный анализ романсов на стихотворения М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» и «Хочу у зеркала, где муть…». В чем трагическое восприятие любви в одном и другом стихотворениях?
Ученики представляют свои работы.
У. - Мы рассмотрели жанр романса и песни, познакомились с некоторыми романсами и проанализировали их. Следующим заданием для вас будет творческая работа: написать этюд о своем восприятии романса любого из поэтов. (Цель данной работы - направить внимание детей на осмысление того впечатления, которое производит на них поэзия / романсы).
Дети пишут, затем сдают этюды.
6
7
8
9
10
Учебник, стр. 277
Работа в группах
План - приложение 2
Хрестоматия, стр. 446
Учебник, стр. 111
Приложение 1
5. Подве-дение итогов
У. - Романс - это такой жанр, который шире своей жанровой формы. В нем человеческие драмы и судьбы. Музыка и слово в романсе взаимно дополняют друг друга, не могут отдельно существовать. Романс преодолевает пространственные и временные границы, переселяясь из одних стран в другие и видоизменяясь с течением времени. Без романса человеческое существование потеряло бы что-то очень важное для своего духовного мира, стало бы обделенным, ущербным.
Домашнее задание: выявить основные отличия романса от песни, привести примеры.
Список литературы
1. CD-ROM. Русская поэзия XVII - XX веков. Издательство ООО «ДиректМедиа Паблишинг»
2. CD-ROM. Хрестоматия по русской литературе. Издательство ООО «ДиректМедиа Паблишинг»
3. DVD-R. Фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!», реж. Эльдар Рязанов
4. DVD-R. Фильм «Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов1.
5. Программа под редакцией А.Г.Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2005.
6. Учебник литературы «В мире русской литературы» под редакцией А.Г. Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2006.
7. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус. яз., 2000. - Т. 4. - 688 с.
8. Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В.В. Розановой. - М.: Русский язык, 1979. - 228 с.
9. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1987. - 416 с.
10. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. - М.: Дрофа, 2000. - 592 с.
Приложение 1
Марина Цветаева
***
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать - куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы - на палубе...
Вы - в дыме поезда... Поля
В вечерней жалобе...
Вечерние поля в росе,
Над ними - вороны...
- Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
3 мая 1915
Приложение 2
План анализа романса
-
Какое место занимает стихотворение, положенное на музыку, в творчестве поэта?
-
Каковы ключевые образы стихотворения, и как они взаимосвязаны? Определите его тему и главную мысль. Каковы особенности его сюжета (лирического сюжета)?
-
Как отражается в стихотворении образ времени? Что в жизни лирического «я» воспоминание, а что является реальностью? Что необходимо для гармонии прошлого и настоящего?
-
Проанализируйте лексику, синтаксис, стиховые особенности (размер, длина стиха и окончания строк - клаузулы), поэтические интонации текста. Подтвердите примерами романсово-элегический характер стихотворения.
-
Знаете ли вы историю создания стихотворения и романса?
-
К какой разновидности принадлежит романс, который вы анализируете? Аргументируйте свою точку зрения.
-
Попытайтесь охарактеризовать музыкальную сторону романса. Как в музыке подчеркиваются чувства лирического «я»?
-
Оцените артистическую манеру певца, исполнителя романса, и инструментальное сопровождение. Как они помогают понять мысли и чувства поэта и композитора?