7


  • Учителю
  • Урок по теме 'Интерпретация темы поэта и поэзии в творчестве символистов. Авторский стиль', 11 класс

Урок по теме 'Интерпретация темы поэта и поэзии в творчестве символистов. Авторский стиль', 11 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Интерпретация темы поэта и поэзии в творчестве символистов. Авторский стиль.


Подготовка к уроку: Выразительное чтение наизусть стихотворений И. Анненского «Поэзия» («Над высью пламенной Синая...»), «Поэзия» («Пусть для ваших открытых сердец...»); В. Брюсова «Кинжал»; К. Бальмонта «Кинжальные слова» заранее подготовленных учеников.

Данное занятие предполагает работу учащихся в группах.


Цель: раскрыть идейное и художественное своеобразие произведений поэтов-символистов на одну и ту же тему.

Задачи: - познакомиться со стихотворениями И. Анненского, В. Брюсова, К. Бальмонта о назначении поэта и поэзии;

- дать сравнительную характеристику анализируемых произведений;

- отметить непреходящие ценности, связанные с темой поэта и поэзии в русской литературе: гражданственность, единение с народом, высокое назначение поэзии.

Оборудование: Портреты И. Анненского, В. Брюсова, К. Бальмонта. Заранее подготовленные распечатки текстов стихов и таблицы (Приложение1, Приложение2).

Эхо

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом, -

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов -

И шлешь ответ;

Тебе ж нет отзыва. Таков

И ты, поэт!

А. С. Пушкин, 1831г.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Проблемная ситуация.

  1. Чтение учителем стихотворения А. С. Пушкина «Эхо» (эпиграф урока).

- Стихотворение написано А. С. Пушкиным в 1831 году. О чем оно? Какой период времени разделяет великого русского поэта, представителя золотого века русской поэзии, от плеяды поэтов серебряного века?

- В чем Пушкину видится назначение поэта? Почему стихотворение называется «Эхо»?

- Итак, золотой и серебряный века, два «русских ренессанса», две вспышки света среди тысячелетий тьмы и серости.

Девятнадцатый век (возможны ответы учащихся, задание типа «Продолжите фразу») - это, конечно, Отечественная война 1812 года, Бородинское сражение, противостояние западников и славянофилов, восстание декабристов, реформы Александра II, отмена крепостного права, народничество... Это имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Толстого, Тургенева, Достоевского, Толстого.

Совсем другой, но столь же противоречивый век двадцатый, вернее, его начало.

Основные события здесь (возможны ответы учащихся, задание типа «Продолжите фразу»): две революции, перевернувшие всю Россию; множество направлений в литературе, и в первую очередь - в поэзии.

Разные существовали направления и школы, во многом они отличались, но некоторые темы привлекали внимание всех без исключения. Одна из них - о цели поэтического творчества, о назначении самого Поэта. В чем видели назначение поэта и поэзии некоторые представители серебряного века, символисты?

Объявление темы урока.

II. Работа в группах. Сравнительная характеристика стихотворений И. Анненского «Поэзия» («Над высью пламенной Синая...»), «Поэзия» («Пусть для ваших открытых сердец...») (1 группа); В. Брюсова «Кинжал» (2 группа); К. Бальмонта «Кинжальные слова» (3 группа). (Приложение 1)

После прослушивания стихов (их читают наизусть заранее подготовленные ученики) работающим в группах предстоит заполнить таблицы с названием, одноименным анализируемому стихотворению. (Приложение 2). Учитель выполняет роль консультанта. После анализа таблица приобретает следующую форму (собирается по частям и вывешивается на доску или выводы заносятся в большую таблицу, заранее начерченную на доске):


Стихотворение

И. Анненский «Поэзия» («Над высью пламенной Синая...»), «Поэзия» («Пусть для ваших открытых сердец...»)

В. Брюсов

«Кинжал»

К. Бальмонт

«Кинжальные

слова»

Настроение стихотворения, общее впечатление

Торжественное, почтительное по отношению к предмету размышлений, доброжелательное и даже доверчивое к читателям (пусть для ваших открытых сердец).

Торжественное, приподнятое, зовущее, даже резковатое, доказательство тому - следующий лексический ряд: острый (кинжал), гроза, буря, ненавидел, борьба, зов трубы, гром, кинжал поэзии.


Приподнятое, очень смелое, даже эпатажно-вызывающее: Я хочу (лексический повтор, 5 раз!).

Некоторые строки - как заклинание: Пусть же вспыхнет море зноя, Пусть же в сердце дрогнет тьма.

Образный ряд (символы), его «расшифровка»

Гора Синай - 1) поэзия снисходит на нее, как некое высшее божество; 2) недоступность высоты поэзии.

Храм, жрец - 1) слава; 2) признание толпы.

Мутные дали, чаянья святынь, заносы пустынь - 1) человеческая жизнь; 2) непостижимая глубина человеческой души.

Следы Ее сандалий - вдохновение.

Старый мудрец, светлая фея - сама Поэзия.


Кинжал поэзии - острота, гражданственность поэтического слова.

Гроза, буря - социальные потрясения, общественная активность.

Все под ярмом клонили молча выи - покорность, равнодушие людей.

Страна молчанья и могил - творчество, касающееся истории, не-современности.

Зов трубы, огнистые знамена - признаки переворота, несущего разрушение существующих порядков.


Нежные слова, восторги цельные, гармонические пиры, напевы колыбельные - мещанская успокоенность, равнодушие, жизнь как сон, сладкозвучие.

Здание (горящее) как олицетворение ждущего своего разрушения общественного строя.

Кричащие бури, море зноя, иные бряцания, иные пиры - революция, разрушение

Идея стихотворения

Поэт - на службе у поэзии. Ее возможности неисчерпаемы, так как она и «светлая фея», а значит в ней слилось все самое прекрасное, и «старый мудрец», поэтому содержание ее составляют вековые мудрость и знания человека о мире и о себе. Эти два стихотворения дополняют друг друга, воссоздают гармоничный образ Поэзии. Поэт ничего не требует, он только устанавливает несомненность величия данного образа.

У Брюсова поэт сам отказывался от служения людям, пока не почувствовал голоса бури, не услышал зова истории; он верит, что его песнь созвучна грядущим потрясениям, а потому готов снова быть «с людьми».

Поэзия здесь как мощный способ воздействия на общество, она гражданственна. Поэзия у Брюсова остра как кинжал.

Образ самой поэзии здесь практически отсутствует, зато много самого поэта. Именно он главная движущая сила, требующая разрыва с общепринятой моралью, жаждущая разрушения старого общественного строя.

Прослеживаются гражданские настроения времени.

Еще одна из основных идей стихотворения: Упоение покоя - Усыпление ума (нравственно-философская).

Авторский стиль*

Скромность, лиричность

Рационалистичность - определенный расчет.

Прослеживается яркий авторский индивидуализм (6 раз местоимение «я» в 16 строчках), эпатаж.


III. Выводы урока.

- Об одном и том же - о назначении поэта и поэзии, но совершенно по-разному сказано. И хотя мы начинали наш сегодняшний урок с А. С. Пушкина, следует отметить, что стихотворения Брюсова и Бальмонта все же ближе в понимании данной темы Лермонтову. К нему нас прямо отсылает эпиграф к стихотворению Брюсова «Кинжал», рифма бурь-лазурь из стихотворения Бальмонта (Лермонтов «Парус»: лазури-бури). Подробный анализ стихотворения убедил нас и в своеобразии творческой манеры каждого из поэтов-символистов, хотя и творили они в одно время и даже в одном литературном течении.

IV. Рефлексия. Создание проблемной ситуации: чтение учителем стихотворений без объявления автора - «Я изысканность русской медлительной речи» (К. Бальмонт), «К медному всаднику» (В Брюсов), «Среди миров» (И. Анненский)

- Узнайте автора стихотворения по творческой манере.

V. Домашнее задание: найти идейные и художественные связи стихотворений М. Ю. Лермонтова «Кинжал», «Парус» с изученными стихотворениями К. Бальмонта и В. Брюсова.


Использованная литература:

1. Серебряный век. Поэзия. - М.: АСТ, Олимп, 1996.

2. Головкина Е. В. Подведение итогов урока. Рефлексия. -




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал